ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Челябинский государственный педагогический университет»
Профессионально-педагогический институт
Кафедра дизайна и методики преподавания дизайна
Утверждено
на заседании кафедры
«____»________2006 г.
зав. кафедрой, доцент
_______И.Г.Самсонова
Технологическая практика
для специальности 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн)
4 курс ДО
Учебно-методический комплекс
Составители: Самсонова И.Г. к.п.н., доцент
Юрина Н. А. ст. преподаватель
Челябинск
СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела | № стр. |
1. | Выписка из ГОС ВПО | |
2. | Программа технологической практики | |
2.1. | Пояснительная записка | – |
2.2. | Содержание практики | |
2.3. | Тематический план | |
2.4. | Рекомендуемая литература | |
3. | Методические материалы | |
3.1. | Характеристика учебно-производственных работ | |
3.2. | Отчетная документация по практике | |
3.3 | Критерии оценивания результатов практики | |
3.4 | Итоговая конференция | |
Приложения |
I. Выписка из государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования
Специальность 030500.04 – Профессиональное обучение (дизайн)
Требования к организации практики: Технологическая практика проводится на действующих предприятиях, в мастерских, работающих над созданием проектов и оригиналов по различным видам дизайна. Организация практики должна обеспечить изучение технологии дизайна, основных процессов дизайнерского проектирования; конструкционно-художественный анализ объектов проектирования; экологическое обоснование технологических решений
|
Требования к профессиональной подготовленности специалиста
Педагог профессионального обучения по специальности 030500.04 должен уметь:
проводить проектно-технологический анализ объектов дизайна;
участвовать в разработке технологических процессов по изготовлению отдельных видов дизайнерской продукции;
проводить организационно-экономические разработки;
выбирать средства и методы авторского надзора за реализацией проектного решения;
разрабатывать систему управления качеством проектной деятельности;
организовывать и контролировать технологический процесс и процесс проектирования в учебно-производственной мастерской и на производстве.
II. Программа технологической практики
Пояснительная записка
Технологическая практика является обязательной и неотъемлемой частью учебного процесса. Она способствует повышению профессиональных качеств будущих специалистов.
Содержание технологической практики определяется учебным планом и программами дисциплин предметной подготовки студентов, обучающихся по специальности 030500.04 - Профессиональное обучение (дизайн) и обеспечивает интеграцию теоретического обучения с практическим закреплением умений и навыков в организации конструкторской, технологической, художественно-проектной деятельности, как в учебных мастерских вуза, так и на предприятии.
Педагог профессионального обучения (дизайн) в современных условиях должен спроектировать и создать костюм без участия в творческом процессе других специалистов, так как сам должен владеть навыками, знаниями и умениями проектной деятельности. Кроме того, их деятельность напрямую связана с человеком, и костюм имеет значение не сам по себе, а исключительно в процессе его использования человеком. Поэтому от будущих специалистов дизайнерских направлений требуется высокий уровень эстетического образования, знания психологии, развитый вкус и чувство меры.
|
Технологическая практика по профилю специализации «Художественное проектирование и конструирование швейных изделий» проводится с целью:
– закрепления, расширения, углубления и систематизации знаний, полученных студентами при изучении дисциплин отраслевой подготовки,
– овладения студентами профессионального опыта в области проектирования костюма,
– проверки готовности будущего специалиста к самостоятельной профессиональной деятельности,
– развития коммуникативных и творческих способностей студентов.
К началу прохождения практики студенты должны владеть:
- знаниями по курсам общеотраслевых дисциплин, циклу дисциплин по профессиональной подготовке, большей частью дисциплин специализации,
- навыками работы на уровне 3-4 рабочего разряда по профессии «портной», которые студенты приобрели в ходе практикумов по рабочей профессии, квалификационной практики.
Сроки прохождения практики: 4 курс, 8-й семестр.
Место прохождения практики: действующие предприятия, осуществляющие дизайнерскую деятельность, учебные мастерские вуза.
При условии прохождения практики на предприятиях студент:
|
- знакомится с предприятием, организационной структурой, основными направлениями деятельности, выпускаемой продукцией;
- знакомится с коллективом подразделения на конкретном месте прохождения практики - руководителем, специалистами, служащими;
- наблюдает за деятельностью специалистов разного профиля: закройщиков, художников-модельеров, конструкторов, портных, участвующих в технологических процессах;
- знакомится с нормативно-правовой базой, документацией, необходимых для выполнения студентом программы практики;
- знакомится с правилами внутреннего трудового распорядка предприятия;
- знакомится с текущим инструктажем по содержанию работ и организации рабочего места;
- знакомится с инструктажем по технике безопасности, охране труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности
- самостоятельно осуществляет дизайнерское проектирование.
Дизайнерское проектирование включает следующие этапы:
1. Эскизирование – графический этап работы, требующий от студента высокого уровня изобразительной грамотности, понимания костюма как художественной системы с присущими ей образностью, выразительностью, гармоничностью, авторской индивидуальностью.
2. Конструирование – расчетно-технический этап работы, требующий знаний этапов и приемов построения конструкций швейных изделий различного ассортимента, возможностей ткани, методов работы с ней.
3. Технология – этот этап требует знаний технологических подходов и алгоритмов выполнения различных узлов одежды, новых перспективных методов обработки современных материалов, нормирования расхода материалов.
4. Экономическое обоснование проекта – требует от студентов экономической грамотности и знаний, связанных с бизнесом производства одежды, целесообразности ее производства, знания рынка сырья и потребления.
При условии прохождения практики в условиях учебных швейных мастерских студент осуществляет деятельность, согласно содержания и тематического плана, представленных в п. 2.2 и 2.3 настоящего пособия.
Продолжительность практики: 4 недели (144 часа). Завершается практика дифференцированным зачетом.
В ходе практикистудент реализует основные задачи практики, анализирует полученные знания, выполняет задания, полученные на кафедре, оформляет отчетную документацию по практике.
Ø Пакет организационных и отчетных документов представлен в приложении.
Непосредственное руководство и контроль за технологической практикой осуществляется руководителями от выпускающей кафедры и предприятия (учреждения).
Содержание практики
1. Художественное проектирование одежды. Анализ современного направления моды. Обоснование выбора формы, силуэта, покроя изделия. Разработка эскизов моделей в одной из художественных систем. Обоснование выбора материалов. Анализ свойств, качеств современных материалов. Функциональный анализ изделия. Модель – образец, как результат художественного проектирования. Требования к разработке рабочего эскиза модели в одной из художественных систем. Разработка эскизов моделей поясной и плечевой одежды на индивидуальную фигуру.
2. Техническое проектирование. Технические условия снятия измерений. Снятие измерений индивидуальной фигуры. Анализ измерений и определение корректирующей задачи. Выбор и распределение прибавок на свободу облегания одежды. Составление технического задания на изготовление изделия. Требования к содержанию и оформлению пакета конструкторско-технологической документации на изготовление изделий.
3. Конструирование изделий. Основные этапы разработки чертежа конструкции по Единому методу. Расчет и построение чертежа конструкции основы поясного и плечевого изделия. Корректировка узла пройма-рукав. Выбор методов технического моделирования. Построение чертежей базовых конструкций основных силуэтных форм. Методика корректирования конструкций основ по индивидуальным измерениям фигуры. Методика применения макетного метода при изготовлении изделий сложных форм. Технические требования к изготовлению и оформлению лекал. Технические условия проведения раскладки лекал на ткани. Разновидности и типы раскладок. Инструменты и приспособления для раскроя ткани. Технические условия проведения раскроя ткани.
4.Технология изготовления модели. Степень готовности первой примерки поясного и плечевого изделия. Подготовка и проведение первой примерки изделия. Технические условия проведения первой примерки изделия на фигуре. Методика корректирования посадки изделия на фигуре при проведении первой примерки. Технические требования к осноровке изделия после проведения первой примерки. Технические требования к швам, припускам деталей в готовом изделии. Последовательность и приемы осноровки деталей изделия. Обоснование выбора методов технологической обработки узлов и деталей. Современные методы обработки узлов и деталей. Обоснование выбора оборудования для изготовления изделий. Особенности обработки изделий из эластичных материалов. Особенности изготовления изделий сложных форм. Степень готовности изделия для проведения второй примерки. Требования к качеству изготовления изделий.
5. Экономическая оценка стоимости изготовления швейных изделий.
Расчет стоимости изготовления изделия, согласно прейскуранта Б01(01-15), расчет стоимости сырья и материалов. Анализ экономических аспектов проектируемой модели.
2.3. Тематический план
Тема | Кол-во часов | Индивидуальные задания | Самостоятельная работа |
Вводный инструктаж Цели, задачи, содержание технологической практики. | Правила безопасности труда в швейных мастерских. Требования к уходу за оборудованием. Правила поведения в цехе. | ||
Этап художественного проектирования | Изучить свойства материала для изготовления швейного изделия. Изучить особенности фигуры, сделать анализ. Выбрать модель одежды 2-3 сложности, в соответствии с потребностью заказчика. Выполнить модельный ряд с различными фасонными элементами. Выполнить рабочий эскиз модели, учитывая индивидуальные особенности заказчика. Составить техническое описание модели. | Изучить современное направление моды. Познакомиться с новинками на рынке сырья, изучить свойства и качества современных материалов. Анализ современного рынка сырья. Особенности проектирования одежды на индивидуальную фигуру. Алгоритм выполнения рабочего эскиза. Алгоритм составления технического описания модели | |
Этап технического проектирования | Провести измерения фигуры. Сделать анализ измерений фигуры и определить корректирующие задачи. Провести корректировку рабочего эскиза в соответствии с решением корректирующей задачи. Выбрать прибавки на свободу облегания и распределить их по участкам конструкции. Дать рекомендации по отделке и выбору материалов для отделки изделий, фурнитуры, ниток и т.д. | Алгоритм снятия измерений, методы коррекции фигур с различными отклонениями. Алгоритм конструктивного анализа модели. | |
Этап конструирования Разработка чертежа конструкции плечевого изделия по Единому методу. Базовые конструкции плечевой одежды. | Рассчитать и построить чертеж конструкции основы плечевой и поясной одежды. Провести корректировку чертежа по индивидуальным измерениям фигуры. Провести приемы технического моделирования для создания требуемой формы. Выполнить чертеж воротника и других фасонных элементов. Изготовить лекала. Подготовить ткань к раскрою. Выполнить предварительную раскладку лекал на ткани. Определить расход материала. Провести обмеловку и раскрой ткани. | Этапы построения чертежей конструкций швейных изделий различного ассортимента. Требования к оформлению лекал, к раскладке, расчет межлекальных выпадов. Анализ технологичности конструкции. Изготовить полный комплект лекал швейного изделия. Выполнить макеты деталей сложной формы. | |
Разработка технологии изготовления изделия Подготовка изделия ко второй примерки. | Проведение первой примерки поясного изделия на фигуре, затем плечевого изделия. Корректировка посадки изделия на фигуре. Осноровка деталей изделия после проведения первой примерки. Выбрать и согласовать с руководителем методы технологической обработки узлов и деталей плечевого изделия. Изготовить изделие, в соответствии с требованиями НТД. Проведение второй примерки. Окончательная отделка изделия. Сдача готового изделия. | Алгоритм подготовки и проведения первой примерки. Методы поузловой обработки швейных изделий различного ассортимента. Технологические дефекты, методы их устранения. Требования к качеству швейных изделий. Подготовка плечевого изделия ко второй примерке. | |
Экономический расчет стоимости | Рассчитать стоимость изготовления единичной модели. Сделать экономический анализ целесообразности ее изготовления в условиях производства | Требования прейскуранта Б01(01-15) | |
Оформление отчета | |||
Всего |
2.4. Рекомендуемая литература
1. Г0СТ 22977-89 (СТ СЭВ 6484 - 88). Детали швейных изделий. Термины и определения. – М.: Изд-во стандартов, 1989.
2. ГОСТ 12807-88. Изделия швейные. Классификация стежков, строчек и швов. – М.: Изд-во стандартов, 1988.
3. ГОСТ 17037- 85 (СТ СЭВ 4827 - 84). Изделия швейные и трикотажные. Термины и определения. – М: Изд-во стандартов, 1986.
4. ОСТ 17-835-80. Изделия швейные. Технические требования к стежкам, строчкам и швам. – М.: ЦНШТ, 1980.
5. Прогрессивная технология изготовления одежды в Домах моды, ателье разрядов «Люкс» и высшего по индивидуальным заказам. – М.: ЦБНТИ МБОН, 1988.
6. Прогрессивная технология пошива женской легкой одежды по индивидуальным заказам. Часть I и II. – М.: ЦБНТИ МБОН, 1992.
7. РСТ 544-87. БОН. Изготовление одежды верхней мужской и для мальчиков пальтово-костюмного ассортимента. Общие технические условия. – М.: Госплан, 1987.
8. РСТ 578-87. Оде6жда легкая женская и для девочек. Изготовление по индивидуальным заказам.– М.: Госплан РСФСР, 1987.
9. РСТ 548-87. БОН. Изготовление одежды верхней и для девочек пальтово-костюмного ассортимента. Общие технические условия. – М.: Госплан, 1987.
10. Матузова, Е.М. Швейное производство предприятий бытового обслуживания: Справочник / Матузова Е.М., Назарова А.И., Реут Т.А., Куликова А.И. – М.: Легпромбытиздат, 1988.
11. Швейные изделия бытового назначения. Госстандарты СССР: М., 1984.
12.Бердник, Т.О. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебник для учащихся профессиональных лицеев, училищ и курсовых комбинатов / Бердник Т.О. – Ростов н/Д «Феникс» 2001.
13.Рачицкая, Е.И. Моделирование и художественное оформление одежды / Рачицкая Е.И., Сидоренко В.И. – Ростов н/Д.: «Феникс»2002.
14.Ермилова, В.В. Моделирование и художественное оформление одежды. Учебн. пособие для студентов учреждений проф. образования / Ермилова В.В., Ермилова Д.Ю. – М: Мастерство: Издательский центр "Академия", Высшая школа, 2000.
15.Бланк, А.Ф. Конструирование и конструктивное моделирование женской одежды/ Бланк А.Ф. Фомина З.М. – 2-е изд., перераб. и дополненное – М: Легпромиздат, 1990.
16.Сорины сестры. Истоки имиджа или одежда женщины в азбуке общения /Серия «Одежда плюс психология» / Сорины сестры. – М.: ГНОМ – ПРЕСС, 1998.
17. ОСТ 17 – 326 – 86: Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры женщин. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1986.
18. ОСТ 17 – 325 – 86: Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры мужчин. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.: ЦНИИТЭИлегпром, 1986.
19. ОСТ 17 –67– 77: Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры мальчиков. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.: ЦБНТИ, 1989.
20. ОСТ 17 –66– 77: Изделия швейные, трикотажные, меховые. Типовые фигуры девочек. Размерные признаки для проектирования одежды. – М.: ЦБНТИ, 1989.
21. Рекомендации по проектированию женской и мужской одежды с использованием метода гибкой конструкции: - М.: ЦБНТИ, 1990.
22. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания ч.I Основы конструирования плечевых изделий: - М.: ЦБНТИ, 1991.
23. Единый метод конструирования мужской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания ч.I Основы конструирования плечевых изделий: - М.: ЦБНТИ, 1990.
24. Единый метод конструирования одежды с втачными рукавами для мальчиков, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания: - М.: ЦБНТИ, 1989.
25. Единый метод конструирования одежды с втачными рукавами для девочек, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания: - М.: ЦБНТИ, 1989.
26. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения. Рекомендации по конструированию женской одежды различных покроев: - М.: ЦБНТИ, 1992.
27. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания ч.II Раскрой тканей с использованием лекал базовых конструкций: - М.: ЦБНТИ, 1991.
28. Единый метод конструирования одежды: Метод. указания Детали подкладки и приклада мужской, женской и детской одежды: - М.: ЦБНТИ, 1989.
29. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения: Метод. указания Основы конструирования поясных изделий: - М.: ЦБНТИ, 1990.
30. Единый метод конструирования женской одежды, изготовляемой по индивидуальным заказам населения на фигуры различных типов телосложения. Ч 1,2: - М.: ЦБНТИ, 1989.
III. Методические материалы