СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ
Тема 1 Управление коммуникациями в организации. Модель коммуникации (4 часа)
План:
1. Содержание понятий «организация», «деловая организация»
2. Понятие информации, основные направления исследования феномена и характеристики.
3. Знак как носитель информации: понятие, типология. Знак, значение, смысл.
4. Модели коммуникативного процесса: основные этапы и элементы процесса
5. Проблема барьеров в коммуникации.
6. Социальные коды. Процесс кодирования – декодирования.
7. «Обратная связь» как элемент коммуникативного процесса.
8. Дебрифинг как технология обратной связи.
Литература
Литература основная
1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.- 863 с
2. Теория организации. Мильнер Б.З. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
3. Сметана В.В. Социальные организации: структура, виды, организационная культура и организационный менеджмент. М.: 2007. – 296 с.
4. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М. 2007.- 624.
5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с. https://www.auditorium.ru/books/5545/ Дата обращения 30 августа 2010
6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999. https://media.utmn.ru/library.php?show_cat=1&parent=93 Дата обращения 30 августа 2010
7. Основы теории коммуникации: Учебник. / Под ред.проф.М.А.Василика. −М.: Гардарики,2003− 615 с.
8. Лысенко Г.В. Средства массовой коммуникации в современном обществе. Учебное пособие. Волгоград 2005
9. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов.М.: ЮНИТИ, 2003- 270с
10. Назаров М.М Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования. М.: АВАНТИПЛЮС. 2004
|
11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд. МГУ, 2003
Литература дополнительная
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 1999.- 272 с.
2. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 1. - С. 114 –139.
3. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 168 – 214
4. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. — М.: Языки русской культуры, 1997. 257с.
5. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
6. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958.
7. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330
8. Лурия А.Р.Язык и сознание. М.:Изд-во МГУ, 1998. – 336 с
9. Мид Дж. Аз и Я//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 227 – 236
10. Мид Дж. Интернализованные другие//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. – С. 224 – 226
11. Мид Дж. От жеста к символу//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 215 – 223
12. Сепир Э Общие проблемы языка// Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс. 1993. С.204-205
13. Хабермас Ю.Моральное сознание и коммуникативное действие СПб.:Наука.2001.-377с.
14. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992 г. № 4. С.36-57.
15. Шибутани Т.Социальная психология. М.: Прогресс.1969
|
16. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 481 – 496.
17. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001
Темы докладов и рефератов
1. Теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса
2. Понятие информации и коммуникации в работах Н. Лумана
3. модель Г.Лассуэлла: достоинства и недостатки концепции – линейный, однонаправленный характер.
4. Модель П.Лазерсфельда. – двухступенчатый процесс коммуникации.
5. Модель коммуникативного процесса Уэстли и Маклина
Тема 2. Вербальная и невербальная коммуникация (2 часа)
План:
1.Контакт. Виды контактов. Взаимодействие: определение понятия.
2.Невербальная коммуникация: основные особенности и элементы
3.Язык и речь. Речевая деятельность.
Литература
Литература основная
1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003.- 863 с
2. Теория организации. Мильнер Б.З. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2000. — 480 с.
3. Сметана В.В. Социальные организации: структура, виды, организационная культура и организационный менеджмент. М.: 2007. – 296 с.
4. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании. М. 2007.- 624.
5. Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации: Учеб. пособие. - СПб.: Михайлов, 2002. - 460 с. https://www.auditorium.ru/books/5545/ Дата обращения 30 августа 2010
6. Засурский И.И. Масс-медиа второй республики. - М.:Изд-во Моск. ун-та, 1999. https://media.utmn.ru/library.php?show_cat=1&parent=93 Дата обращения 30 августа 2010
7. Основы теории коммуникации: Учебник. / Под ред.проф.М.А.Василика. −М.: Гардарики,2003− 615 с.
8. Лысенко Г.В. Средства массовой коммуникации в современном обществе. Учебное пособие. Волгоград 2005
|
9. Бориснев С.В. Социология коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов.М.: ЮНИТИ, 2003- 270с
10. Назаров М.М Массовая коммуникация и общество: введение в теорию исследования. М.: АВАНТИПЛЮС. 2004
11. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики: Учебное пособие. - М.: Изд. МГУ, 2003
Литература дополнительная
1. Абельс Х. Интеракция, идентификация, презентация: введение в интерпретативную социологию. - СПб.: Алетейя, 1999.- 272 с.
2. Абельс Х. Романтика, феноменологическая социология и качественное социальное исследование // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т.1. № 1. - С. 114 –139.
3. Блумер Г. Коллективное поведение //Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 168 – 214
4. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира. — М.: Языки русской культуры, 1997. 257с.
5. Ван Дейк Т. Язык. Познание. Коммуникация: Пер. с англ. / Сост. В.В. Петрова; Под ред. В.И. Герасимова; Вступ. ст. Ю.Н. Караулова и В.В. Петрова. М.: Прогресс, 1989. 310 с.
6. Винер Н. Кибернетика и общество. - М., 1958.
7. Карасик В.И. Язык социального статуса. М.: Ин-т языкознания РАН; Волгогр. гос. пед. ин-т, 1992. - 330
8. Лурия А.Р.Язык и сознание. М.:Изд-во МГУ, 1998. – 336 с
9. Мид Дж. Аз и Я//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 227 – 236
10. Мид Дж. Интернализованные другие//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1994. – С. 224 – 226
11. Мид Дж. От жеста к символу//Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 215 – 223
12. Сепир Э Общие проблемы языка// Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Прогресс. 1993. С.204-205
13. Хабермас Ю.Моральное сознание и коммуникативное действие СПб.:Наука.2001.-377с.
14. Хабермас Ю. Модерн - незавершенный проект // Вопросы философии. 1992 г. № 4. С.36-57.
15. Шибутани Т.Социальная психология. М.: Прогресс.1969
16. Шюц А. Формирование понятия и теории в общественных науках //Американская социологическая мысль. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – С. 481 – 496.
17. Винер Н. Человек управляющий. СПб.: Питер, 2001
Темы докладов и рефератов
1. Язык и речь в концепции Фердинанда де Соссюра
Практические задания:
1. Подготовить беседу с клиентом лицом к лицу и по телефону.
- Использование «позитивных» вопросов. В зависимости от постановки вопроса «негативной» («У вас нет такой услуги?») или «позитивной» («Вы ведь позвоните мне завтра вечером?») можно отчасти предвидеть и управлять ответом собеседника.
Используя «позитивную» постановку вопроса, заполните таблицу
«Негативная» постановка вопроса | «Позитивная» постановка вопроса |
1. Не затруднит ли вас это сделать? | Вы ведь сможете это сделать? Вы мне поможете? |
2. У вас нет такой услуги? | |
3. Вы не находите, что это выгодное предложение? | |
4. У вас не найдется для меня 5 минут? | |
5. Вы не позвоните мне сегодня вечером? | |
6. Вы не поможете мне в этом вопросе? |
3. Дать определение понятия «взаимодействия» одного из следующих социологов – Зиммель, Мид, Хоманс, Парсонс, Сорокин, Дюркгейм и др.
4. Составления таблицы сопоставления жестов, мимики, поз в невербальной коммуникации разных стран мира с целью выявления национальных особенностей.