Существует несколько основных методов формирования выборочной совокупности.




А) Методы вероятностного отбора:

  • простая случайная выборка – строится с помощью таблиц случайных чисел;
  • систематический отбор – производится через интервал в перечне объектов;
  • серийная выборка – единицами случайного отбора являются определенные гнезда, группы (семьи, коллективы);
  • многоступенчатая выборка – случайная в несколько ступеней, на каждой меняется единица отбора;
  • комбинированная выборка – на каждой ступени меняется единица и техника отбора;
  • многофазовая выборка – производится подвыборка меньшего объема без единицы отбора;
  • стратифицированная выборка – случайная, с любой техникой. Процедуре отбора предшествует выделение в генеральной совокупности однородных групп (страт).

Б) Не строго случайные методы:

  • целенаправленная выборка – выбираются типичные элементы по установленным критериям;
  • квотная выборка – строится как модель, воспроизводящая структуру генеральной совокупности в виде квот распределения признаков изучаемых объектов;
  • стихийная выборка – выборка "первого встречного", критерии не определены.

На практике в лабораторных экспериментах по исследованию сенсорных процессов, памяти, внимания и т.д. различиями между людьми пренебрегают, считая, что испытуемый может представлять любого индивида и проводя эксперимент с одним испытуемым. Для экспериментов с одним испытуемым разработаны особые экспериментальные планы.

Эксперимент с одним испытуемым проводится тогда, когда:

  • индивидуальными различиями можно пренебречь, исследование чрезвычайно велико по объему и включает множество экспериментальных проб;
  • испытуемый – уникальный объект, например гениальный музыкант или творчески одаренный шахматист;
  • от испытуемого требуется особая компетентность при проведении исследования (эксперимент с обученными испытуемыми);
  • повторение данного эксперимента с участием других испытуемых невозможно.

Однако чаще исследование проводится с экспериментальными группами, в которых все испытуемые объективно различны, но отобраны и распределены по подгруппам с помощью той или иной стратегии.

4.Внешняя валидность — вид валидности, определяющий то, насколько результаты конкретного исследования можно распространить на весь класс подобных ситуаций/явлений/объектов. Данное понятие можно рассматривать как междисциплинарное: оно широко применяется в экспериментальной психологии, а также в других сферах науки. Внешняя валидность определяет то, в какой мере результаты, полученные в эксперименте, могут соответствовать тому типу жизненной ситуации, которая была исследована, и то, насколько возможно обобщить эти результаты на все подобные жизненные ситуации. Как и в отношении любой другой валидности, о внешней валидности в исследовании, вероятно, невозможно сказать, что она абсолютно соблюдена, можно указать только на её нарушение. Абсолютным соблюдение внешней валидности считалось бы тогда, когда результаты исследования можно обобщить на любые популяции при любых условиях и в любое время, поэтому учёные говорят не о соблюдении либо несоблюдении внешней валидности, а о степени её соблюдения. Чтобы исследование обладало наивысшей степенью валидности, должна существовать возможность генерализации его результатов на другие популяции, другие условия, другое время.
Чтобы увеличить степень внешней валидности, в исследованиях могут не ограничиваться лишь экспериментальным методом, но также использовать и другие — например, наблюдение, межкультурные исследования и т. д.
При современном научном подходе в психологии соблюдение внешней валидности в исследованиях играет ведущую роль, так как наиболее ценным считается создание общих теорий, моделей и алгоритмов, применимых к психике в целом, независимо от контекста, — то есть моделей, обладающих крайне широкими предсказательными возможностями; поэтому исследования, результаты, которых можно применить только к какой-то определённой ограниченной ситуации, обладают нисходящей ценностью.

Факторы, нарушающие внешнюю валидность эксперимента:
1) условия проведения эксперимента как фактор, вызывающий неадекватную реакцию испытуемых на участие в исследовании;
2) взаимное наложение экспериментальных воздействий - остаточные «следы» более ранних экспериментальных воздействий - «научение».

Внешняя валидность: 1) Эффект тестирования. Уменьшение или увеличение восприимчивости к экспериментальному воздействию под влиянием тестирования 2) Условия проведения исследования влияют на результаты (в реальной жизни этих факторов нет) 3) Взаимодействие факторов отбора и содержания (были ли испытуемыми добровольцами или принуждеееыми) 4) Интерференция экспериментальных воздействий (воздействия не проходят бесследно и сказываются на последующих)

Эффект тестирования тем сильнее, чем оно необычнее. Чтобы избежать эффекта, можно использовать планы с предварительно не тестируемыми группами. Проблема внутренней валидности впринципе разрешима, а внешней – нет.

Эффект последовательности – влияние последовательности предъявления воздействий в интра- и кроссиндивидуальных экспериментах.

 

 

5. Безупречный эксперимент провести невозможно.
Существует три вида безупречного эксперимента: идеальный, бесконечный и эксперимент полного соответствия.
В идеальном эксперименте допускается только изменение НП (и ЗП). Кроме того, одному и тому же испытуемому в одно и то же время предъявляются разные условия НП. Главное в нем обеспечение неизменности всех побочных факторов.Идеальный эксперимент. Лучше всего определить безупречность с помощью понятия идеального эксперимента. В идеальном эксперименте допускается изменение только независимой переменной (и, разумеется, зависимой переменной, которая принимает различные значения при разных условиях). Все прочее остается неизменным, и поэтому на зависимую переменную влияет только независимая. В практике идеальный эксперимент невозможен. Однако сама идея является полезной, именно ею психологи руководствуются при совершенствовании реальных экспериментов. В них все побочные обстоятельства, все другие потенциальные переменные оставались бы на одном и том же неизменном уровне.

Бесконечный эксперимент невозможен и бессмысленен т. к. смысл эксперимента заключается в том, чтобы на базе ограниченного количества данных делать выводы, имеющие более широкое приложение. Центральное значение здесь имеет достаточно большое количество данных. Ведь общий смысл эксперимента заключается в том, чтобы на базе ограниченного количества данных делать выводы, имеющие более широкое приложение. Однако бесконечный эксперимент, подобно идеальному, также служит психологам руководящей идеей. Бесконечный эксперимент тоже имеет недостатки. Сам факт предъявления испытуемым одного из экспериментальных условий может сказываться (в период исследования) на их работе при другом условии. Полностью безупречными не являются ни идеальный, ни бесконечный эксперименты. К счастью, они имеют не только разные недостатки, но и разные преимущества и могут служить для оценки реальных экспериментов, весьма далеких от безупречного.Полностью безупречным не являются ни идеальный, ни бесконечный эксперименты.


Эксперимент полного соответствия, все обстоятельства проведения которого суть те же самые обстоятельства, на которые будут распространяться его выводы. Дополнительные факторы нужно сохранять не просто на неизменном, но и на адекватном уровне.Этот эксперимент также является бессмысленным, хотя практически он осуществим. В своем исследовании Джек должен был бы заучивать те же самые пьесы, которые он будет разучивать и после него. Никакой пользы от такого эксперимента нет, как и отбесконечного.

Подводя итоги, можно сказать, что более надежную информацию об отношении между независимой и зависимой переменными дают те эксперименты, которые лучше представляют идеальный и бесконечный эксперименты. А чем ближе уровень значимой дополнительной переменной в проведенном эксперименте к ее уровню в эксперименте полного соответствия, тем лучше представлена в нем изучаемая реальная ситуация. Таким образом, в любом реальном эксперименте не все полученные данные можно считать достоверными. Однако нужно стремиться получить результаты (основу для будущих выводов), как можно более близкие к результатам безупречного эксперимента. Чем ближе реальный эксперимент к безупречному, безошибочному и по плану, и по процедурам, тем лучше он репрезентирует, или представляет его. Во всех случаях сравнения оригинальных экспериментов с их менее удачно спланированными вариантами оказалось, что именно оригинальные лучше представляют безупречный эксперимент. В зависимости от того, насколько реальные эксперименты репрезентируют безупречный, они бывают более или менее валидными.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: