Архитектура и живопись Галантного века




В XVIII в. стили барокко и классицизм сохраняли влияние. Во Франции многие аристократы начали строить себе не дворцы и замки, а городские дома — их тогда называли отели. Архитекторам пришлось учитывать тесное пространство городов. Некоторые исследователи отмечают, что отчасти из-за этого получил распространение новый стиль — рококо, который иногда называют поздним барокко. Название «рококо» происходит от французского слова «рокайль» — щебень, галька. Так называли украшения из грубо выделанных камней и ракушек, которыми отделывали гроты и фонтаны. В отличие от монументального барокко, рококо был более изящным, изысканным, лёгким и игривым. Иногда слово «рококо» употребляют с негативной окраской, как синоним чего-то несерьёзного.

В архитектуре рококо очень мало симметрии и прямых линий — их старались замаскировать отделкой округлых форм. Особенно ярко этот стиль проявился в убранстве комнат и декоре мебели. Преобладали светлые, пастельные тона: розовый, голубой, много белых и золотых деталей. Из Франции архитектура рококо распространилась на немецкие и австрийские земли, а также на Россию.

Видным представителем рококо в живописи был француз Жан Антуан Ватто (1684–1721). Многие его картины были посвящены «галантным сценам» — светским праздникам, театрализованным маскарадам и другим развлечениям. Художник стремился усилить впечатление от своих картин игрой красок, передавал эмоции и чувства героев.

«Венецианский праздник». Ж. А. Ватто

Последователем Ватто был Франсуа Буше (1703–1770). Его картины отличались изящностью и утончённостью. Он рисовал много пейзажей и сцен из сельской жизни, а также мифологических и библейских сюжетов. Кроме того, Буше создал немало портретов мадам де Помпадур — фаворитки короля Людовика XV. Некоторые критики отмечали, что картины Буше нравились публике, но не тревожили её.

«Мадам де Помпадур». Ф. Буше

Огромной популярностью во второй половине XVIII в. пользовались картины Жана-Оноре Фрагонара (1732–1806). Его привлекали исторические сюжеты, но со временем художник увлёкся модными веяниями и переключился на пейзажи и сцены частной жизни.

«Молодая читательница». Ж.-О. Фрагонар

В творчестве Жана Батиста Симеона Шардена (1699–1779) долгое время преобладали бытовые сцены. Героями его картин были простые люди, которые выглядели задумчивыми и умиротворёнными. Шардена иногда называют художником тихой жизни и поэтом повседневности. Картины Шардена нравились просветителям, ведь на своих полотнах художник изображал выходцев из народа, а не монархов, аристократов или мифических персонажей.

«Молитва перед обедом». Ж. Б. С. Шарден

Картины англичанина Уильяма Хогарта (1697–1764) были полны сатиры. Художник стремился не развлекать публику, а наставлять её, заставить задуматься о причинах различных проблем. Например, в серии картин «Модный брак» Хогарт с осуждением относится к браку по расчёту между обедневшим аристократом и дочерью богатого торговца. Супруги не любят друг друга и поженились из корыстных побуждений: поправить финансовое состояние и получить доступ в высшие слои общества.

«Брачный контракт» (первая картина из серии «Модный брак»). У. Хогарт

Музыка в XVIII в.

В XVIII в. музыка была наравне с другими видами искусства. Она всё больше отделялась от религии, становилась светской. До середины века ведущим стилем в музыке оставалось барокко. Выдающимся композитором этого периода был Иоганн Себастьян Бах (1685–1750). Он был первоклассным органистом, сочинял много духовной музыки, хотя только этим творчество гениального композитора не ограничивалось. Произведения Баха были многослойными и возвышенными. Правда, к середине столетия такая музыка стала казаться старомодной и уступила место классицизму.

Вторая половина века — триумф австрийских композиторов. Началось всё с оперной реформы Кристофа Глюка (1714–1787). Он утверждал, что в опере всё должно быть взаимосвязано, её цель — раскрывать внутренний мир героя, поэтому все посторонние эффекты надлежит убрать. Вершиной классицизма стало творчество композиторов так называемой венской классической школы: Йозефа Гайдна (1732–1809), Вольфганга Амадея Моцарта (1756–1791) и Людвига ван Бетховена (1770–1827).

«Бетховен за работой». К. Шлёссер

В творчестве Моцарта сочетались строгость и эмоциональность. Гениальный композитор творил во всех существовавших в то время жанрах, и в каждом из них создал настоящие шедевры. Большое значение Моцарт придавал опере, написав целый ряд выдающихся произведений: «Женитьба Фигаро», «Дон Жуан», «Волшебная флейта». Бетховен прославился величественными симфониями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: