Художественная культура в XVIII в
1. Литература: орудие Просвещения
2. Архитектура и живопись Галантного века
3. Музыка в XVIII в.
Термины: рококо.
Персоналии: Д. Дефо, Дж. Свифт, П. Бомарше, И. В. Гёте, И. Г. Гердер, Ф. Шиллер, Ж. А. Ватто, Ф. Буше, Ж. Б. С. Шарден, У. Хогарт, И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен.
Как уже говорилось, в эпоху Просвещения установился культ разума и науки. Получается, что для искусства и чувств места не осталось? Конечно нет. Во-первых, многие просветители считали искусство подходящим способом для распространения своих взглядов и воспитания общества. Во-вторых, были те, кто считал, что человек должен опираться не только на рассудок, но и на чувства. Так что в XVIII в. искусство продолжало развиваться и подарило людям немало замечательных произведений, которые и по сей день считаются классикой.
Литература: орудие Просвещения
В XVIII в. литература получила настоящее признание в обществе. Многие просветители прекрасно владели пером и сочиняли не только научные трактаты, но и комедии, трагедии, романы. Издавалось всё больше и больше книг, среди обеспеченных людей утвердилась мода на библиотеки. Чтение распространялось и в среде рабочих, прислуги. Врачи даже беспокоились, что неподвижность тела и умственное напряжение приведут к физическому истощению людей. В крупных городах возникали читальни, где за умеренную плату можно было познакомиться с новыми книгами, газетами и журналами. Были и общества любителей книг, покупавшие их вскладчину. В них могли состоять любые люди вне зависимости от сословия.
Робинзон Крузо. Иллюстрация из первого издания книги в 1719 г.
Одним из представителей британской литературы был Даниель Дефо (1660–1731). В основном он известен как автор приключенческого романа «Робинзон Крузо». За свою жизнь Дефо поучаствовал в событиях «Славной революции», был и успешным предпринимателем, и банкротом. За одно из произведений, высмеивающих аристократию, он был приговорён к позорному столбу и тюрьме. Дефо также был королевским шпионом, выполняя поручения государственной важности. В «Робинзоне Крузо» немало идей эпохи Просвещения. Главный герой романа был воплощением естественного человека — идеала просветителей. Оказавшись на необитаемом острове после кораблекрушения, Робинзон не сдался на милость судьбы. Он научился обеспечивать себя всем необходимым, искренне полюбил труд и жил в гармонии с природой.
|
Ещё один британец — Джонатан Свифт (1667–1745) — прославился как мастер сатиры. Герой его романа «Путешествия Гулливера» тоже стал жертвой кораблекрушения, но на этом сходства с «Робинзоном Крузо» заканчиваются. Свифт иронизирует над политиками, высмеивает бессмысленность конфликтов между Лилипутией (Англией) и Блефуску (Францией), насмехается над человеческой гордыней. «Путешествия Гулливера» очень высоко оценил Вольтер.
Из сочинения Дж. Свифта «Путешествие Гулливера»
Во второй половине XVIII в. в немецкой литературе появилось направление «Буря и натиск», названное по одноимённой драме Ф. фон Клингера. Один из его основателей — Иоганн Готфрид Гердер (1744–1803) — выступал против культа разума и считал, что создавать подлинные шедевры может только человек, внутри которого кипят страсти.
Выдающимся немецким поэтом и писателем был Иоганн Вольфганг Гёте (1749–1832). Вся Европа зачитывалась его романом «Страдания юного Вертера», в котором описывалась история несчастной любви молодого человека к девушке по имени Шарлотта. Ещё одно знаменитое произведение Гёте, трагедия «Фауст», создавалось несколько десятилетий и окончательно увидело свет лишь после смерти поэта.
|
«Чтение “Вертера”». В. Амберг
Певцом свободы называли немца Фридриха Шиллера (1759–1805). Он не боялся нарушать правила и сделал героями трагедии «Коварство и любовь» не дворян или монархов, как было принято, а мещан — простых людей. Многие стихотворения Шиллера пропитаны духом оптимизма, веры в человека. Слова из его «Оды к радости» в переработанном виде в XX в. легли в основу гимна Европы.
Во Франции творил Пьер Бомарше (1732–1799). Он был одарённой личностью: преподавал игру на арфе дочерям короля Людовика XV, занимался предпринимательством, был часовщиком и мастерски владел словом. Комедии «Севильский цирюльник» и «Женитьба Фигаро» сделали Бомарше любимым писателем французов. Театральные постановки этих комедий имели бешеный успех. Бомарше обличал несправедливость аристократических порядков во Франции, насмехался над продажными чиновниками и судьями.