Практическое занятие №3: Образование и педагогическая мысль Западной Европы и России в эпоху Просвещения (XVIII в)( 2часа).




Основные понятия: просвещение, среда, наследственность, новый человек, сословное воспитание, всесословная школа, свободное воспитание, просвещенный абсолютизм

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1.Западноевропейские просветители о роли воспитания в формировании личности.

2.Просветительские реформы в России в начале 18 века.

3.Политика «просветительского абсолютизма» в отечественном образовании.

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка портфолио, написание эссе.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. 1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.

2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.

4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.

5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.

6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.

Дополнительная:

1. Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

2. Руссо Ж.-Ж. – Эмиль, или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня.// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. – Просвещение. М. 1971

4. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.

5. Новиков Н.И, О воспитании и наставлении детей. // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.

6. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание».// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.

7. Радищев А.Н. Путешествие их Петербурга в Москву. Гл. «Крестьцы».// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.

8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества. // – Антология педагогической мысли России XVIII в.- М., 1985

9. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 2. –М.: Творческий центр «Сфера», 1998.

10. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995. - Разделы 5 (с. 42-43), 6 (с. 61-63)

Задания для СРС

1. Выполните портфолио (в электронном или рукописном виде) «Выдающиеся деятели Русского Просвещения»

2. Напишите эссе «В чем значение идей свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо?»

Лабораторно-практическое занятие №1

Тема: К.Д. Ушинский- основоположник педагогической науки в России (2 часа).

Основные понятия: педагогическая антропология, педагогическая наука, теория народности, теория народной школы, женское образование, подготовка народного учителя

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Пед. деятельность К.Д. Ушинского.

2. Работа К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».

3. Работа К.Д. Ушинского «Родное слово».

4. Работа К,Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».

5. Работа К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими».

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, периодизация дидактических учений, составление характеристики дидактических систем, составление словаря понятий.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1. Ушинский К,Д, Избр. пед. соч., т 1-2, - М., 1974 (обратить внимание на комментарии и примечания к работам).

Дополнительная:

1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского //Советская педагогика. – 1974. - №2.

2. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1976, гл. 12.

3. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Гум. изд. центр «Владос», 1998.- гл. 14.

Задания для СРС

1.Раскройте философские и естественнонаучные основы педагогических взглядов К. Д. Ушинского.

2.Выделите круг педагогических вопросов, разрабатываемых автором. Покажите их взаимосвязь с процессами, происходившими в русской школе и педагогике.

3.Почему учение К. Д. Ушинского о народности в общественном воспитании рассматривается в качестве методологического основания развития современной отечественной школы?

4.Какие требования К. Д. Ушинского к личности учителя, его подготовке вам представляются особо значимыми?

5. Можем ли мы назвать К. Д. Ушинского отцом педагогической науки России?

Лабораторно-практическое занятие №2. Тема: Педагогические идеи Л.Н. Толстого(2 часа)

Основные понятия: свободное воспитание, свободное образование. Яснополянская школа, теория непротивления злу насилием

Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):

1. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.

2. Работа Л.Н. Толстого «О свободном возникновении и развитии школ в народе».

3. Работа Л.Н. Толстого «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы».

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его.

Литература для подготовки к занятию:

Основная:

1.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989 (обратить внимание на комментарии и

примечания к работам, изучить вступительную статью к изданию).

Дополнительная:

1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с.

2.Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я половина XIX века. / Под ред. А.И.

Пискунова. – М., 1976.

3..История педагогики. Часть 2-я / Под ред А.И. Пискунова. – М., 1998, гл. IV.

Задания для СРС

1 .Составьте периодизацию педагогической деятельности Л. Н. Толстого.

2.Охарактеризуйте основы учения Л. Н. Толстого о свободном образовании. В чем взгляды Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо близки?

3.Некоторые современники Л. Н. Толстого называли яснополянскую школу рассадником педагогического анархизма. Согласны ли вы с этим утверждением?

4.Перечислите ведущие идеи автора в методике начального обучения

5.Дайте оценку достижениям Л. Н. Толстого в развитии детской литературы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: