Основные понятия: просвещение, среда, наследственность, новый человек, сословное воспитание, всесословная школа, свободное воспитание, просвещенный абсолютизм
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1.Западноевропейские просветители о роли воспитания в формировании личности.
2.Просветительские реформы в России в начале 18 века.
3.Политика «просветительского абсолютизма» в отечественном образовании.
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар.Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, подготовка портфолио, написание эссе.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. 1. Андреева И.Н. Философия и история образования. – М., 2009.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной пе дагогики. –М., 2010.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. –М., 2010.
4. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ века / под ред. А.И.Пискунова-. М., 2010.
5. История педагогики в России: Хрестоматия / сост.С.Ф. Егоров, С.В.Лыков, Л.М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова.-М.,2010.
6. Коджаспирова Г.М. История и философия образования. – М.,2010.
Дополнительная:
1. Локк Д. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971
2. Руссо Ж.-Ж. – Эмиль, или о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики./ Сост. А.И. Пискунов. – М.: Просвещение, 1971
3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня.// Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. Сост. А.И. Пискунов. – Просвещение. М. 1971
|
4. Ломоносов М.В. Проект регламента московских гимназий.// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.
5. Новиков Н.И, О воспитании и наставлении детей. // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.
6. Дашкова Е.Р. О смысле слова «воспитание».// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.
7. Радищев А.Н. Путешествие их Петербурга в Москву. Гл. «Крестьцы».// Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. / Сост. С.Ф. Егоров. – М.: Просвещение, 1986.
8. Радищев А.Н. Беседа о том, что есть сын Отечества. // – Антология педагогической мысли России XVIII в.- М., 1985
9. История педагогики. Учебное пособие для педагогических университетов. Под ред. Пискунова А.И. Часть 2. –М.: Творческий центр «Сфера», 1998.
10. Пряникова В.Г., Равкин З.И. История образования и педагогической мысли. – М.: Новая школа, 1995. - Разделы 5 (с. 42-43), 6 (с. 61-63)
Задания для СРС
1. Выполните портфолио (в электронном или рукописном виде) «Выдающиеся деятели Русского Просвещения»
2. Напишите эссе «В чем значение идей свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо?»
Лабораторно-практическое занятие №1
Тема: К.Д. Ушинский- основоположник педагогической науки в России (2 часа).
Основные понятия: педагогическая антропология, педагогическая наука, теория народности, теория народной школы, женское образование, подготовка народного учителя
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Пед. деятельность К.Д. Ушинского.
|
2. Работа К.Д. Ушинского «О пользе педагогической литературы».
3. Работа К.Д. Ушинского «Родное слово».
4. Работа К,Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении».
5. Работа К.Д. Ушинского «О необходимости сделать русские школы русскими».
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-семинар. Методы – проблемная беседа, индивидуальный и фронтальный опросы,. Виды учебной деятельности - чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, сравнительно –сопоставительный анализ учебного материала, содержащегося в разных источниках, периодизация дидактических учений, составление характеристики дидактических систем, составление словаря понятий.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1. Ушинский К,Д, Избр. пед. соч., т 1-2, - М., 1974 (обратить внимание на комментарии и примечания к работам).
Дополнительная:
1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского //Советская педагогика. – 1974. - №2.
2. Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. Вторая половина XIX века. / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 1976, гл. 12.
3. Джуринский А.Н. История педагогики. Учебн. пособие для студентов пед. вузов. – М.: Гум. изд. центр «Владос», 1998.- гл. 14.
Задания для СРС
1.Раскройте философские и естественнонаучные основы педагогических взглядов К. Д. Ушинского.
2.Выделите круг педагогических вопросов, разрабатываемых автором. Покажите их взаимосвязь с процессами, происходившими в русской школе и педагогике.
3.Почему учение К. Д. Ушинского о народности в общественном воспитании рассматривается в качестве методологического основания развития современной отечественной школы?
|
4.Какие требования К. Д. Ушинского к личности учителя, его подготовке вам представляются особо значимыми?
5. Можем ли мы назвать К. Д. Ушинского отцом педагогической науки России?
Лабораторно-практическое занятие №2. Тема: Педагогические идеи Л.Н. Толстого(2 часа)
Основные понятия: свободное воспитание, свободное образование. Яснополянская школа, теория непротивления злу насилием
Основные вопросы (рассматриваемые на занятии):
1. Педагогическая деятельность Л. Н. Толстого.
2. Работа Л.Н. Толстого «О свободном возникновении и развитии школ в народе».
3. Работа Л.Н. Толстого «Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы. Общий очерк характера школы».
Методические рекомендации для подготовки к занятию:
Формы и методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов: Форма-лабораторно-практическое занятие. Методы - беседа, индивидуальный и фронтальный опросы, Виды учебной деятельности-чтение сообщений, анализ подготовленных вопросов, обобщение дидактического материала с последующей схематизацией его.
Литература для подготовки к занятию:
Основная:
1.Толстой Л.Н. Педагогические сочинения. – М., 1989 (обратить внимание на комментарии и
примечания к работам, изучить вступительную статью к изданию).
Дополнительная:
1. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М.: Владос –Пресс, 2013, 480 с.
2.Очерки истории школы и пед. мысли народов СССР. 2-я половина XIX века. / Под ред. А.И.
Пискунова. – М., 1976.
3..История педагогики. Часть 2-я / Под ред А.И. Пискунова. – М., 1998, гл. IV.
Задания для СРС
1 .Составьте периодизацию педагогической деятельности Л. Н. Толстого.
2.Охарактеризуйте основы учения Л. Н. Толстого о свободном образовании. В чем взгляды Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо близки?
3.Некоторые современники Л. Н. Толстого называли яснополянскую школу рассадником педагогического анархизма. Согласны ли вы с этим утверждением?
4.Перечислите ведущие идеи автора в методике начального обучения
5.Дайте оценку достижениям Л. Н. Толстого в развитии детской литературы.