Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
БАЛЛАСТ, -а, м. 1. Груз для улучшения мореходных качеств судна, для регулирования высоты полета аэростата. Сбросить б. 2, перен. То, что излишне отягощает, обременяет кого-что-н. (книжн.) Б. устарелых взглядов. 3. Сыпучий материал, к-рым покрывается земляное полотно железнодорожного пути перед укладкой шпал (спец.). || прил. балластный, -ая, -ое и балластовый.
ПЛАН
1. Однозначные слова
2. Многозначные слова
Вопросы:
1. Какие слова называются однозначными?
2. Какие слова относятся к однозначным?
3. Какие слова называются многозначными?
4. Как слово становится многозначным?
5. По какой причине происходит процесс «обрастания» слова новыми значениями?
6. Как происходит процесс сужения значения слова?
7. Как указываются основное (первичное) и производные (вторичные) значения слова в толковых словарях русского языка?
8. В каком значении воспринимается слово вне контекста, т.е. изолированно, и в сочетании с другими словами?
|
ОДНОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
В современном русском языке немало слов, имеющих одно лексическое значение: береза, фломастер, бинт, трамвай, грипп… Такие слова называются однозначными, или моносемичными.
К однозначным словам относятся:
1. Имена собственные: (Магомед, Петров, Дагестан, Москва).
2. Недавно возникшие слова, не получившие еще широкого распространения: пицца ( итальянск.блюдо в виде лепешки), пиццерия (закусочная с продажей пиццы), брифинг (из англ.- «встреча офиц.лиц с представителями СМИ»), брокер (из англ.- «посредник при заключении сделок на биржах»).
3. Слова с узкопредметным значением: бинокль, чемодан, бисер, бидон.
4. Научные термины: катет, синус, интеграл, синтаксис, морфема, электрод, анод…
Однозначных слов в числе общеупотребительных сравнительно немного. Большинство же слов русского языка многозначно.
МНОГОЗНАЧНЫЕ СЛОВА
Многозначными, или полисемичными (полисемантическими, от греч. poly – «много» и semantikos – «означающий») называются слова, которые имеют два и более значений. Свойство слов иметь несколько значений называется многозначностью, или полисемией.
Например, в произведениях А.С.Пушкина мы встречаем слово дом в таких значениях:
Господский дом уединённый, (дом – «здание, строение»);
Всем домом правила она (дом – «домашнее хозяйство»);
Страшно выйти мне из дому (дом – «жилище»);
Три дома на вечер зовут (дом – «семья»);
Дом был в движении (дом – «люди, живущие вместе»).
МНОГОЗНАЧНЫМ слово становится не сразу, а в процессе исторического развития, когда происходит как бы расширение значения. Например, слово плотник первоначально означало «рабочий, сооружающий плоты », затем стало называть вообще рабочих по обработке дерева. Слово мешок сначала обозначало «предмет, сшитый из меха », а впоследствии стало называть все предметы определенной формы и назначения, независимо от материала, из которого они изготовлены: кожаный мешок, целлофановый мешок …
|
Подобное «ОБРАСТАНИЕ» слова новыми значениями происходит из-за стремления к экономии языковых средств: человеческое познание – беспредельно, ресурсы же языка ограничены. Поэтому мы вынуждены обозначать одним и тем же знаком различные, но при этом как-то связанные предметы. Безграничное увеличение словарного состава для выражения возникающих всё новых и новых понятий об окружающей действительности затруднило бы пользование языком как средством общения.
Иногда происходит СУЖЕНИЕ значения. Например, слово полк прежде значило: 1 ) «войско»; 2) «война»; 3) «стан, лагерь»; 4) «народ». А теперь это слово называет войсковое подразделение: пехотный полк, артиллерийский полк.
Одно из значений многозначного слова является основным (первичным, исходным), а другое или другие – производными (вторичными), появившимися в результате развития первичного значения.
В толковых словарях исходное (первичное) значение всегда указывается первым, а за ним, под номерами, следуют производные значения. Так, например, у слова вода в «Толковом словаре русского языка» под ред. С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой (4 издание, 1997) дается 8 значений:
|
Вода- 1) Прозрачная бесцветная жидкость, представляющая собой химическое соединение водорода и кислорода. 2) Напиток или настой (газированная вода, минеральная вода, туалетная вода). 3) Речное, озерное, морское пространство. 4) мн. Моря, реки, озера, относящиеся к данному государству, региону, территории. 5) мн. Потоки, струи, волны, водная масса. 6) мн. Минеральные источники, курорт с такими источниками.7. перен., ед. О чем-то бессодержательном и многословном (разг.). 8. мн. Питательная жидкость, заполняющая защитную оболочку плода (спец.).
У слова идти в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка» (БАС) и в словаре Ожегова и Шведовой отмечено 26 значений, а в «Толковом словаре русского языка» под ред. Д.Н.Ушакова – 40 значений.
Особенно часто многозначными оказываются слова исконно русского характера и длительного употребления: сердечный (человек, мышца, прием, привет, тайна, спасибо); глухой (старик, голос, переулок, согласный, ночь) и т.д.
В МНОГОЗНАЧНЫХ словах смысловая связь всех производных значений с основным, исходным очень тесная, поэтому все они рассматриваются как значения одного и того же слова и в толковом словаре многозначное слово дается в одной словарной статье. А в словах-ОМОНИМАХ смысловая связь отсутствует: коса (прическа) – коса (инструмент), поэтому и в толковом словаре они даются в разных словарях.
· ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ
СРЕДСТВА ЯЗЫКА
Использование средств выразительности – это намеренное отклонение от обычной речи с целью привлечь внимание слушателя или читателя, заставить его глубже понять смысл того, о чем говорится или пишется
Различают 3 разновидности средств выразительности:
-фонетические
-лексические (тропы)
-стилистические фигуры
· ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ: аллитерация и ассонанс.
-АЛЛИТЕРАЦИЯ – это повтор согласных, создающий образ: Полно ч ной порою в болотной глу ш и/ Ч уть слы ш но, бес ш умно ш уршат камы ш и – стечение шипящих согласных помогает передать шелест камышей
-АССОНАНС – это повтор гласных, создающий образ: Л ю бл ю берез у р у сск ую
То светл ую, то гр у стн ую – передает легкую грусть, нежность
· ЛЕКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ТРОПЫ) – это слова или выражения в переносном значении, используемые для характеристики какого-либо явления. Тропы помогают наиболее ярко и точно раскрыть самую существенную черту изображаемого предмета или явления, придают речи красочность и выразительность, способствуют наиболее полному раскрытию художественного образа. Тропы: аллегория, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза (развернутая метафора), синекдоха, сравнение, эпитет.
-АЛЛЕГОРИЯ – изображение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Аллегорией может быть названо любое иносказательное выражение Примеры: пришла осень – наступила старость, увяли цветы – кончились счастливые дни, поезд ушел – к прошлому нет возврата. Лиса– аллегория хитрости, заяц– аллегория трусости.
-АНТОНИМЫ– слова, имеющие противоположенные значения. Примеры: Коварствои любовь. Белейлишь блеск, чернеетень.
-АРХАИЗМ – устаревшее слово или оборот речи. Примеры: Духовной жаждою томим, В пустыне мрачной я влачился, И шестикрылый серафим На перепутье мне явился...
-АФОРИЗМ – обобщённая, глубокая мысль автора, отличающаяся меткой выразительностью и явной неожиданностью суждения. У афоризма есть автор. Примеры: «У сильного всегда бессильный виноват» (И.Крылов)
-ДИАЛЕКТИЗМ – слово или оборот бытующие в определённой местности (территориальный диалектизм), социальной группе (социальный диалектизм) или профессии (профессиональный диалектизм) Примеры: ковшик - корчик, разравнивать граблями - скородить
-ЖАРГОНИЗМ – речь социальной группы, отличная от общего языка, содержащая много искусственных слов и выражений. Примеры: «Чуять» – из жаргона охотников, «амба» – из морского.
-ИРОНИЯ. Значение: слово или выражение, употребленное в смысле, противоположном прямому. Примеры: Такой ты умный! (=глупый)
-МЕТАФОРА. Значение: перенос названия предмета (действия, качества) на основании сходства. Предмет сравнения только подразумевается. Примеры: горит костер рябины красной; летят алмазныефонтаны; сонноеозеро; хвостпоезда.
-МЕТОНИМИЯ – перенос названия одного предмета на другой на основании их смежности. Если при метафорическом переносе необходимо сходство предметов, то при метонимии достаточно их пространственной близости, смежности. При метонимии (в отличие от метафоры) не требуется сходства между предметами.Связь может быть:
а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре – на золоте едал (Грибоедов);
б) между содержимым и содержащим. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов);
в) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин);
Еще примеры: Я три тарелки супа съел; Читал охотно Пушкина; Черные фраки носились врозь и кучами там и там. Эй ты, шляпа! (человек в шляпе).
-НЕОЛОГИЗМ – слово, вновь образованное, появившееся в связи с возникновением в жизни новых понятий. Примеры: «Бездарь » вместо «бездарность»
-ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Значение: одушевление неживого предмета, наделение его человеческими чувствами, мыслями, поступками, речью. Примеры: О чем ты воешь, ветр ночной, О чем так сетуешь безумно? Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки.
-ПЕРИФРАЗ(А) (РАЗВЕРНУТАЯ МЕТОНИМИЯ). Значение: описательное выражение, употребленное вместо того или иного слова, в котором указаны признаки неназванного прямо предмета или лица. Пример: царь зверей (лев); чёрное золото (нефть); утро года (весна). Об А.С. Пушкине мы можем сказать: «Гордость нашей литературы, гениальный ученик Г.Р. Державина, блестящий преемник В.А. Жуковского».
-СИНЕКДОХА – это разновидность метонимии; в ней целое выявляется через свою часть или наоборот. Различают 4 формы синекдохи:
1. Называется целое вместо части:
И слышно было до рассвета,
как ликовал француз (французская армия) (М.Ю. Лермонтов)
2. Упоминается часть вместо целого:
…Где повелительные грани
Стамбулу русский указал (т.е. Турции) (А.С. Пушкин)
Каждую копейку в дом несет (деньги)
В семье восемь ртов (потребителей, иждивенцев)
В отаре восемьсот голов (овец)
3. Употребляется определенное большое число вместо неопределенного множества:
Ослы! Сто раз вам повторять?
Принять его, позвать, просить, сказать, что дома… (А.С. Грибоедов).
4. Называется единственное число вместо множественного:
Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. (А.С. Пушкин).
Возможная функция в тексте: придает речи глубокий обобщающий смысл.
-СИНОНИМЫ– 1) Слова, различные по написанию, но близкие по значению.
2) Контекстные синонимы – слова, сближающиеся по значению в условиях одного контекста. Примеры: 1) Победить-одолеть; бежать – мчаться. 2) Останкинская игла (башня); говор (ропот) волн; шум (шелест) листвы.
-СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим. В отличие от метафоры есть объект сравнения.
Примеры: Как море бесшумное, волнуется все войско.
Краткоречие, точно жемчуг, блещет содержанием.
Рыжий месяц жеребенком запрягался в наши сани…
-ЭПИТЕТ. Значение: выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков. Примеры: Сквозь волнистые туманы пробирается луна.
На печальные поляны льет печально свет она.
Статные осины высоко лепечут над нами.
И вы не смоете всей вашей черной кровью/ Поэта праведную кровь.
Парус одинокий; весёлый ветер; болтушка сорока; жадно всматривается.
-ФРАЗЕОЛОГИЗМ – лексически неделимое, устойчивое, целостное по значению словосочетание, воспроизводимое в виде готовой речевой единицы. Примеры: бить баклуши, положа руку на сердце, зарыть талант в землю, закадычный друг, заклятый враг, щекотливое положение
· СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ– способ группировки слов, усиливающий эмоциональное воздействие текста. К ним относятся: анафора, антитеза, гипербола, градация, инверсия, литота, окси(ю)морон, параллелизм, риторический вопрос, риторическое восклицание, эпифора и др.
-АНАФОРА – единоначатие повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи. Примеры: Грозой снесенные мосты,
Гроза с размытого кладбища.
-АНТИТЕЗА – резкое противопоставление слов-антонимов. Пример: Я вчеразадыхался от счастья, а сегоднякричу от боли.
-ГИПЕРБОЛА – образное выражение, преувеличивающее размеры, силу, красоту описываемого. Пример: Устал до смерти!В сто сорок солнцзакат пылал. Я тебе миллион раз говорил! Возможная функция в тексте: гиперболизация может быть источником юмора в тексте, средством насмешки.
-ГРАДАЦИЯ – расположение близких по значению слов в порядке нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Различают градацию восходящую (нарастание) и нисходящую (ослабление). Примеры: Г. восходящая: Пришел, увидел, победил (Юлий Цезарь). Г. нисходящая: Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (Берггольц.)
-ИНВЕРСИЯ – необычный порядок слов. Пример: Я памятник себе воздвиг нерукотворный… Возможная функция в тексте: инверсия используется преимущественно в поэтической речи для привлечения внимания читателя или слушателя к самым важным в смысловом отношении словам.
-КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТЫК (ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР) – повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его. Пример: Все сделала для меня Родина. Родинаменя выучила, вырастила, дала путевку в жизнь..
-ЛИТОТА – образное выражение, преуменьшающее размеры, силу и значение описываемого. Литоту еще называют обратной гиперболой. Примеры: В больших сапогах – а сам с ноготок. Заплатил жалкие копейки!
-МНОГОСОЮЗИЕ – однородные члены или предложения, соединенные повторяющимися союзами. Примеры: Какое странное, иманящее, инесущее, ичудесное в слове дорога! И как чудна она сама, эта дорога.
-ОКСИМОРОН /ОКСЮМОРОН – сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Примеры: честный вор, сухое вино, горячий снег, пышное увядание, звонкая тишина, красноречивое молчание, живой труп, белые ночи, нищий богач, сладкая скорбь.
-ПАРАЛЛЕЛИЗМ – однородное синтаксическое построение двух (и более) предложений. Пример: В синем море волны хлещут, В синем небе звезды блещут. (А.С. Пушкин).
-ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – членение единого по смыслу высказывания на самостоятельные предложения. Пример: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. У Елены беда тут стряслась. Большая. Флеров – все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. Хочешь я тебе обезьянку подарю? Живую.
-РИТОРИЧЕСКИЙВОПРОС не требует ответа, но имеет лирико-эмоциональное значение: Какой русский не любит быстрой езды? = «все русские любят». Куда ты скачешь, гордый конь,И где опустишь ты копыта? (А.С. Пушкин).
-РИТОРИЧЕСКОЕВОСКЛИЦАНИЕ тоже играет роль усиления эмоционального восприятия: Какое лето, что за лето! Да это просто колдовство. (Ф.И. Тютчев).
-ЭПИФОРА – повторение одинаковых слов в конце самостоятельных отрезков речи. Примеры: Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему я титулярный советник?
Я всю жизнь шел к тебе.
Я всю жизнь верил в тебя.
Я всю жизнь любил тебя.
· Задания, упражнения, тесты
1. Прочитайте предложения. Подчеркните слова с ПЕРЕНОСНЫМ значением.
1. Он золотая голова – нигде не пропадет. 2. Угрюмый замок с его тремя башнями, с мрачными узкими окнами выглядел странно. 3. Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза? 4. И входит солнце белой ночью, березы белые кипят. 5. Степи настежь открыты бураном и пургой. 6. И холодом отчаянным дохнула испуганно суровая зима. 7. Наступила осень золотая. 8.Это были совершенно темные люди, далекие от культуры и цивилизации.
2. Прочитайте и отметьте сверху МЕТОНИМИЮ и разновидность метонимии – СИНЕКДОХУ.
1. Это отчаянная голова, и рука у него в министерстве. 2. Его фамилия занесена в почетный список лиц, закончивших институт с отличием. 3. Не то на серебре – на золоте едал. 4. Аудитория была простужена, она кашляла, чихала. 5. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. 6. Она тебя бьет, а ты её боишься… Ах ты, тряпка этакая. 7. Коля – светлая голова. 8. Слава богу, голова прошла.
3. Найдите сочетания слов, употреблённые в ПЕРЕНОСНОМ значении. Как называется такое средство выразительности речи?
1) Посредине поляны стоял огромный дуб.
2) Сосны раскачивались на ветру.
3) Лес задумался и смотрел в бледное небо безнадёжным взором.
4) Сухие листья, падая, устилали тропинки
4. В каком словосочетании прилагательное употреблено в ПРЯМОМ значении?
1) мягкий хлеб
2) мягкий характер
3) мягкое наказание
4) мягкий свет
5. Какое словосочетание содержит МЕТАФОРУ?
1) чёрный кофе
2) сгорать от любопытства
3) слушать радио
4) говорящий попугай
6. Укажите предложение, в котором используется ЭПИТЕТ.
1) В казарму привезли раненого.
2) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему.
3) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки.
4) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами.
7. Какое из сочетаний слов содержит ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?
1) чёрствый хлеб
2) чугунные ворота
3) травы шепчутся
4) золотая вещь
8. В каком случае прилагательное выступает в роли ЭПИТЕТА?
1) красное платье
2) железная печь
3) пушистый снег
4) сонные берёзки