Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ГРАФОЛОГИЯ, -и, ж. Учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека. || прил. графологический, -ая, -ое. План:
1. Употребление Ь для обозначения мягкости согласных
2. Особенности употребления Ь в некоторых формах прилагательных
3. Употребление Ь для обозначения грамматической формы
Вопросы:
1. В каких случаях Ь ПИШЕТСЯ для обозначения МЯГКОСТИ согласных на письме?
2. В каких случаях при мягком звучании согласных Ь НЕ ПИШЕТСЯ?
3. В чем заключается особенность употребления Ь в некоторых формах прилагательных?
4. В каких случаях в притяжательных прилагательных перед окончанием пишется Ь?
5. В каких случаях Ь ПИШЕТСЯ для обозначения ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ?
6. В каких случаях Ь НЕ ПИШЕТСЯ для обозначения ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ?
УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ
ПИШЕТСЯ Ь:
|
1. На конце слов для обозначения мягкости согласных: кон ь, кост ь, мат ь и др.
2. Между двумя согласными, первый из которых мягкий, а второй твердый (чаще всего это М, реже – Б, Г, К): пис ь мо, тюр ь ма, прос ь ба, рез ь ба, сер ь га, нян ь ка и др.
3. После мягкого Л: ал ь бом, сел ь дь, бол ь шой и др.
НЕ ПИШЕТСЯ Ь:
1. Между двумя мягкими л: а лл ея, а лл ергия, ко лл ега, ко лл екция и др.
2. В стечении согласных ЧН, ЧК, ЧТ, ЧШ, НЧ, НЩ, РЧ, РЩ: же нщ ина, то чк а, про чн ый, не чт о, лу чш ий, жу рч ать, бо рщ и др.
3. Между двумя мягкими согласными, если второй согласный – Н, Т или Д: ко ст и, зо нт ик, зд есь, сн имок и др.
4. В прилагательных перед суффиксом -ск-: конь – ко н ский.
● В прилагательных, образованных от названий месяцев, перед суффиксом -СК- Ь СОХРАНЯЕТСЯ: апрел ь – апре ль ский, июл ь – ию ль ский, сентяб рь – сентяб рь ский, июн ь - ию нь ский. И с к л ю ч е н и е: январь – январский.
● В притяжательных прилагательных на -ИЙ, -ЬЯ, -ЬЕ, -ЫЕ (лисий, лисья, лисье, лисьи)во всех формах, КРОМЕ Им. и Вин. падежей ед. ч. м.р., перед окончанием ПИШЕТСЯ Ь: лисий, лис ь его, лис ь ему, в лис ь ем, лис ь их.
· УПОТРЕБЛЕНИЕ Ь ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
БУКВА Ь ПИШЕТСЯ:
1. В существительных женского рода: но чь, ро жь, роско шь и др.
2. В глаголах:
а) в неопределенной форме: пе чь, стере чь, бере чь и др.
б) в форме повелительного наклонения: ре жь, пря чь, уте шь ся и др.
в) в форме 2-го лица ед. числа: решае шь, смеё шь ся и др.
г) в возвратной частице (суффиксе),находящейся после гласной: учи сь, верни сь, скрыли сь и др.
3. В наречиях: спло шь, насте жь, про чь, вска чь, невмо чь, наотма шь (исключения: уж, замуж, невтерпеж).
|
4. В частицах и шь, би шь, ви шь, ли шь.
БУКВА Ь НЕ ПИШЕТСЯ:
1. В существительных мужского рода: гара ж, мя ч, шала ш, пла щ и др.
2. В существительных Р. п. мн. числа: бар ж, зада ч, гру ш, учили щ, ро щ и др.
3. В кратких прилагательных: све ж, могу ч, хоро ш и др.
4. В наречиях у ж, заму ж, невтерпе ж.
· Задания, упражнения, тесты
Замените словосочетания и предложения одним словом-синонимом.
1. Рабочий, вставляющий оконные стёкла в рамы. | |
2. Человек, принимающий и подающий сигналы. | |
3. Рабочий, специалист по кирпичной, каменной кладке. | |
4. Человек, работающий на экскаваторе. | |
5. Тот, кто обучается заочно. | |
6. Специалист по типографному набору. | |
7. Сборник задач. |
Ь В СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
С ОСНОВОЙ НА БУКВЫШИПЯЩИХ
4. Вставьте, где нужно, пропущенный Ь. Объясните правописание существительных с шипящими на конце. Кратко выпишите из толкового словаря значения выделенных слов.
I. Водяной смерч_ _____________________________________________, едкая щелоч_, гореч_ разлуки, непромокаемый плащ_, старинный меч_, проезжать мимо берёзовых рощ_, радость неожиданных встреч_, зелень альпийских па стб ищ_, купить черную ту ш_ ____________________, несколько раз исполнить туш_ ____________________, зарево далеких пожарищ_.
II. 1. На полях появился грач_. 2. В стене пробита бреш_ ________________. 3. Молчит лесная глуш_. 4. Замолкли птицы, не шелохнёт камыш_, вокруг воцаряется тиш_. 5. Запорожская Сеч_описана Гоголем в повести «Тарас Бульба»