1. Перед глазами раскрывались необ_ятные просторы степей. 2. Станок был сделан без малейшего из_яна. 3. Раз_ярённый зверь бросался на решётку клетки. 4. Обез_яний мех ценится очень дорого. 5. В меню значились жареные шампин_оны. 6. К генералу подъехал его ад_ютант
Образуйте новые слова, используя указанные приставки
Исходное слово | Приставка | Производное слово |
ездить | С- | |
агитировать | С- | |
ядерный | БЕЗ- | |
ехидничать | С- | |
уведомить | ПРЕД- | |
явление | ОБ- | |
единение | ОБ- | |
юбилейный | ПРЕД- | |
апелляционный | БЕЗ- | |
этажный | ДВУХ- | |
язычный | ТРЕХ- | |
европейский | ТРАНС- | |
естественный | СВЕРХ- | |
отраслевой | МЕЖ- | |
экономить | С- |
6. Вставьте, где необходимо, пропущенные Ь или Ь
кинос...емка об...ективность павил...он под...ехать четырех...ярусный пас...янс суб...ективный кон...юнктура | транс…европейсий ад...юнкт меж...областной раз...увериться транс...атлантический' двух...этажный с...узить с...агитировать |
аэрос...ёмка неот...емлемый | интерв...ю с...экономить |
В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Ъ?
1) пан...европейский, ин..екция, в..юн
2) сверх...естественный, кон...юнктура, транс...европейский
3) впред...юбилейный, фельд...егерь, звен...евой
4) трех...язычный, кан...он, п...едестал
5) об...ект, необ...ятный, интер...ер
8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) без...скусный, под...тожить, меж...нститутские
2) ад...ютант, в...едливый, раз...яриться
3) бе...правный, ра...чет, не...дешний
4) пр...следовать, пр...шить, пр...мчаться
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...стыдить, пр...вередливый, беспр...рывно
|
2) от...ехать, раз...яснить, без...аварийный
3) и...колесить, сни...хождение, ра...фасованный
4) об...грать, от...ехать, за...нтересовать
В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) о...дать, по...бросить, на...бровный,
2) бе...правный, и...чезнуть, ни...вергать
3) пр...града, пр...зидент, пр...вилегия
4) с...езд, без...ядерный, гидропод...емник
Тема № 12:
ПАРОНИМЫИ ПАРОНОМАЗЫ
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Толковый словарь
ДЕБЮТ, -а,м. 1. Первое или пробное выступление на сцене, в спортивных состязаниях, на новом поприще. Д. в театре. Д. молодого поэта. 2. Начало шахматной, шашечной партии. Ферзевый д. || прил. дебютный, -ая, -ое.
ДЕЗИНФЕКЦИЯ, -и, ж. Обеззараживание, уничтожение болезнетворных микробов при помощи специальных средств. || прил. дезинфекционный, -ая, -ое.
План:
1. Лексические нормы русского литературного языка
2. Паронимия. Паронимы
|
3. Парономазия, парономазы
Вопросы:
1. Какие нормы называются лексическими?
2. Какие слова называются паронимами и чем они отличаются от омонимов?
3. В чем заключается опасность использования паронимов в речи?
4. Что может быть причиной смешения созвучных слов (паронимов)?
5. Что нужно делать, чтобы не сделать ошибки в использовании паронимов?
6. В чем заключается сущность парономазии?
7. Для чего используются парономазы в речи?
ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫРУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА
Правила употребления слов и словосочетаний в точном соответствии с их значениями называются ЛЕКСИЧЕСКИМИ НОРМАМИ русского литературного языка. Нарушение лексических норм ведет к двусмысленности высказываний и серьезным речевым ошибкам. Соблюдение лексических норм русского языка предполагает умение говорящего выбрать нужное слово из ряда близких или даже тождественных по содержанию, т. е. слов-синонимов, а также умение различать слова-паронимы.
ПАРОНИМИЯ. ПАРОНИМЫ
Паронимы – это слова, разные по значению, но сходные, близкие по звучанию. В отличие от омонимов они не совпадают по звучанию и написанию, а лишь схожи. Например: абонемент (право пользования чем-либо в течение определенного срока) – абонент (обладатель абонемента), надеть (на себя) – одеть (кого-то), оплатить (что-то) – заплатить (за что-то) и др.
Так как паронимы сходны по звучанию, их иногда неправильно употребляют в речи. ПРИЧИНОЙ смешения может явиться неразличение мало знакомых носителю языка паронимичных слов. Именно этим можно объяснить смешение в речи слов дистанция – инстанция, экскаватор – эскалатор.
|
ПРИЧИНОЙ смешения созвучных слов могут явиться также тесные семантические связи словообразовательных суффиксов: - н - и - ск -; - овит -, - ов - и - н -; - ство - и - ость - и др. (изобретательский талант – изобретательный человек; деловитый мужчина – деловой разговор – дельный руководитель; беготня (затеяли беготню) – бегство (массовое бегство жителей).
ЧТОБЫНЕ СДЕЛАТЬ ОШИБКИ, необходимо понимать, в чем заключается смысловое различие слов, знать, с какими словами они могут употребляться. Например: представить справку, отчет, проект – предоставить слово, равные права, кредит; эффективный метод – эффектный вид, лесные озера – лесистые места, вековой дуб – вечный огонь.
ПАРОНОМАЗИЯ, ПАРОНОМАЗЫ
Паронимия как одно из языковых явлений с давних пор используется ораторами, писателями, поэтами, публицистами. Она лежит в основе создания стилистической фигуры парономазии, сущность которой состоит в намеренном смешении или столкновении паронимов: не туп, а дуб, не глух, а глуп.
Парономазы используются для выражения соответствующих понятий: Из дверей сарая вышла сгорбленная, согнутая прожитым и пережитым старуха. Они могут быть СОПОСТАВИМЫв тексте: Служить бы рад, – прислуживаться тошно; возможно и ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ паронимов: Я жаждал дел, а не деяний.