Задания, упражнения, тесты




1. Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой. Как различаются по смыслу и употреблению глаголы ОДЕТЬ и НАДЕТЬ?

«Одеть» и «Надеть».

«Одеть» и «Надеть»… Два эти слова

Мы путаем так бестолково!

Морозный выдался рассвет;

Оделся в шубу старый дед.

Выходит так, что дед одет,

А шуба, стало быть, надета.

«Одеть» и «Надеть»… Давай глядеть:

Кого одеть и что надеть?

Я полагаю, что на деда

Три шубы может быть надето.

Но я не думаю, что дед

На шубу может быть надет!

 

Добавьте к каждому существительному одно из данных прилагательных. Как называются такие схожие, но не тождественные по звучанию и написанию слова?

1. Глинистый, глиняный: посуда_____________, почва _____________.

2. Лесной, лесистый: глушь_____________, холм_____________, воздух_____________, местность_____________.

3. Дружный, дружеский: ребята_____________, беседа_____________, коллектив _____________.

4. Каменный, каменистый: статуя_____________, земля_____________, берег_____________, почва_____________, лицо _____________.

5. Рыбный, рыбий: хвост_____________, глаза_____________, блюдо _____________.

6. Ложный, лживый: мальчик_____________, путь_____________, шаг_____________, слово _____________.

 

Подберите к данным словам паронимы и составьте с ними словосочетания.

Безответный(-ая) ________________________–______________________________________,

Сытный(-ая) ___________________________–_______________________________________,

Дождевой(-ая) ___________________________–_____________________________________,

Журнальный(-ая) ___________________________–___________________________________,

Земельный(-ая) ___________________________–____________________________________,

Искусный(-ая) ___________________________–_____________________________________,

Надетый(-ая) ____________________________–_____________________________________.

Выбрать из данных в скобках и записать в нужной форме пароним, уместный в данном сочетании.

День______________, характер___________(целый, цельный);

гимнаст___________,прогресс____________(техничный, технический);

исследователь___________,слово____________(удачный, удачливый);

агрегат___________________,факультет_______________(экономический, экономичный);

насмешка__________________,собеседник_____________________(скрытый, скрытный),

ученый_____________________, конь________________________(маститый, мастистый).

5. Определите, какие из паронимов следует употребить в этом шуточном тексте. В случае сомнения в правильности выбранного варианта посмотрите ответы.

1) В конце февраля аспирант попросил (ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ) ему внеочередной отпуск.

2) Свою просьбу он мотивировал необходимостью (ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ) в научный совет университета полный список (БИОГРАФИИ, БИБЛИОГРАФИИ) по теме диссертации.

3) (На ПОВЕРКУ, ПРОВЕРКУ) оказалось, что этот (ДЕЛОВИТЫЙ, ДЕЛОВОЙ) человек в совершенстве (ОСВОИЛ, УСВОИЛ) (МЕТОДИСТСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ) принципы и приемы ведения тайных дел.

4) (НАДЕВ, ОДЕВ) на лацкан парадного костюма все свои регалии и подкрасив (МАСЛЯНОЙ, МАСЛЕНОЙ) краской усы, он (ПРЕСТАВИЛСЯ, ПРЕДСТАВИЛСЯ) руководителем научной работы.

Вставьте пропущенные приставки О- или НА-. Объясните выбор написания приставок.

1. Глагол «_деть» мы говорим, когда на что-нибудь одежду _деваем, или что-нибудь одеждой покрываем, или, иначе, в одежду _деваем. 2. Себя нарядней хочешь ты _деть, ты должен платье новое _деть. 3. И руку ты перчаткой _деваешь, если на руку перчатку _деваешь. 4. Дитя _денешь в платьице его, когда _денешь платье на него.

Выберите нужные слова и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре. Вставьте пропущенные буквы.

Цв…тастый____________, цв…тной _________________ (платок, телевизор);

эфф…ктивный_____________, эфф…ктный_____________ (костюм, способ);

сытый__________________, сытный_____________________ (обед, человек);

бл…г…датный_______________, бл…г…дарный_____________(край, взгляд);

дипл…мат____________, дипл…мант ________________(конкурса, опытный).

Подчеркните нужное слово в скобках, объясните свой выбор. Произведите синтаксический разбор первого и последнего предложений.

1. Новое предложение встретило горячий (оклик // отклик) в сердцах людей. 2. В этой строчке была досадная (описка // отписка). 3. Его заявления выглядели пустой (оговоркой // отговоркой). 4. Ребята соблюдали строжайшую (экономику // экономию). 5. Сестра была добрым (советником // советчиком).

Подыщите имена существительные к следующим прилагательным.

Деревянный(-ая)________________, древесный(-ая)___________________­___;

волосатый(-ая)_________________, волосяной(-ая)________________ ______;

тыльный(-ая)________________, тыловой(-ая)___________________________;

зубной(-ая)_________________, зубастый(-ая)__________________________;

глазной(-ая)____________________, глазастый(-ая)______________________;

яблочный(-ая)_________________, яблоневый(-ая)_______________________;

шутливый(-ая)_________________, шуточный(-ая)__________________­_____;

 

 

10. В каком предложении вместо слова КОЖАНЫЙ нужно употребить слово КОЖНЫЙ?

1) У шофёра были щегольские жёлтые КОЖАНЫЕ перчатки.

2) Я поудобнее устроился на КОЖАНОМ диване и уснул.

3) Сыпь на КОЖАНЫХ покровах – признак аллергии.

4) В дождливую, сырую погоду лучше носить не КОЖАНУЮ, а резиновую обувь.

11. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?

1) На улице холодно, ОДЕНЬСЯ потеплее.

2) Помоги ОДЕТЬ сестрёнку, пожалуйста.

3) На урок физкультуры я ОДЕВАЮ футболку и шорты.

4) Суок ОДЕЛИ так же, как куклу наследника Тутти.

12. В каком предложении вместо слова ОПЛАТИТЬ нужно употребить слово ЗАПЛАТИТЬ?

1) Билеты на поезд мы заказали заранее и уже ОПЛАТИЛИ.

2) Сейчас ОПЛАТИТЬ счета за коммунальные услуги можно не выходя из дому.

3) Пассажиры, ОПЛАТИТЕ за проезд!

4) Когда ОПЛАТИШЬ покупки, сложи всё в большой пакет.

Укажите паронимы

1) белый – черный

2) искусный – искусственный

3) холодный – теплый

4) горячий – обжигающий

5) твердый – мягкий

14. В каком предложении вместо слова НЕВЕЖДА нужно употребить слово НЕВЕЖА?

1) Он был полным НЕВЕЖДОЙ, ничего не читал.

2) Это был грубый, невоспитанный человек, одним словом – НЕВЕЖДА.

3) НЕВЕЖДА так же в ослепленье бранит науки и ученье.

4) В математике он был НЕВЕЖДОЙ, зато разбирался в футболе.

 

 

Тема № 13:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: