1. Прочитайте стихотворение Новеллы Матвеевой. Как различаются по смыслу и употреблению глаголы ОДЕТЬ и НАДЕТЬ?
«Одеть» и «Надеть».
«Одеть» и «Надеть»… Два эти слова
Мы путаем так бестолково!
Морозный выдался рассвет;
Оделся в шубу старый дед.
Выходит так, что дед одет,
А шуба, стало быть, надета.
«Одеть» и «Надеть»… Давай глядеть:
Кого одеть и что надеть?
Я полагаю, что на деда
Три шубы может быть надето.
Но я не думаю, что дед
На шубу может быть надет!
Добавьте к каждому существительному одно из данных прилагательных. Как называются такие схожие, но не тождественные по звучанию и написанию слова?
1. Глинистый, глиняный: посуда_____________, почва _____________.
2. Лесной, лесистый: глушь_____________, холм_____________, воздух_____________, местность_____________.
3. Дружный, дружеский: ребята_____________, беседа_____________, коллектив _____________.
4. Каменный, каменистый: статуя_____________, земля_____________, берег_____________, почва_____________, лицо _____________.
5. Рыбный, рыбий: хвост_____________, глаза_____________, блюдо _____________.
6. Ложный, лживый: мальчик_____________, путь_____________, шаг_____________, слово _____________.
Подберите к данным словам паронимы и составьте с ними словосочетания.
Безответный(-ая) ________________________–______________________________________,
Сытный(-ая) ___________________________–_______________________________________,
Дождевой(-ая) ___________________________–_____________________________________,
Журнальный(-ая) ___________________________–___________________________________,
Земельный(-ая) ___________________________–____________________________________,
Искусный(-ая) ___________________________–_____________________________________,
Надетый(-ая) ____________________________–_____________________________________.
Выбрать из данных в скобках и записать в нужной форме пароним, уместный в данном сочетании.
День______________, характер___________(целый, цельный);
гимнаст___________,прогресс____________(техничный, технический);
|
исследователь___________,слово____________(удачный, удачливый);
агрегат___________________,факультет_______________(экономический, экономичный);
насмешка__________________,собеседник_____________________(скрытый, скрытный),
ученый_____________________, конь________________________(маститый, мастистый).
5. Определите, какие из паронимов следует употребить в этом шуточном тексте. В случае сомнения в правильности выбранного варианта посмотрите ответы.
1) В конце февраля аспирант попросил (ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ) ему внеочередной отпуск.
2) Свою просьбу он мотивировал необходимостью (ПРЕДСТАВИТЬ, ПРЕДОСТАВИТЬ) в научный совет университета полный список (БИОГРАФИИ, БИБЛИОГРАФИИ) по теме диссертации.
3) (На ПОВЕРКУ, ПРОВЕРКУ) оказалось, что этот (ДЕЛОВИТЫЙ, ДЕЛОВОЙ) человек в совершенстве (ОСВОИЛ, УСВОИЛ) (МЕТОДИСТСКИЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ) принципы и приемы ведения тайных дел.
4) (НАДЕВ, ОДЕВ) на лацкан парадного костюма все свои регалии и подкрасив (МАСЛЯНОЙ, МАСЛЕНОЙ) краской усы, он (ПРЕСТАВИЛСЯ, ПРЕДСТАВИЛСЯ) руководителем научной работы.
Вставьте пропущенные приставки О- или НА-. Объясните выбор написания приставок.
1. Глагол «_деть» мы говорим, когда на что-нибудь одежду _деваем, или что-нибудь одеждой покрываем, или, иначе, в одежду _деваем. 2. Себя нарядней хочешь ты _деть, ты должен платье новое _деть. 3. И руку ты перчаткой _деваешь, если на руку перчатку _деваешь. 4. Дитя _денешь в платьице его, когда _денешь платье на него.
Выберите нужные слова и составьте с ними словосочетания. В случае затруднений справляйтесь в толковом словаре. Вставьте пропущенные буквы.
|
Цв…тастый____________, цв…тной _________________ (платок, телевизор);
эфф…ктивный_____________, эфф…ктный_____________ (костюм, способ);
сытый__________________, сытный_____________________ (обед, человек);
бл…г…датный_______________, бл…г…дарный_____________(край, взгляд);
дипл…мат____________, дипл…мант ________________(конкурса, опытный).
Подчеркните нужное слово в скобках, объясните свой выбор. Произведите синтаксический разбор первого и последнего предложений.
1. Новое предложение встретило горячий (оклик // отклик) в сердцах людей. 2. В этой строчке была досадная (описка // отписка). 3. Его заявления выглядели пустой (оговоркой // отговоркой). 4. Ребята соблюдали строжайшую (экономику // экономию). 5. Сестра была добрым (советником // советчиком).
Подыщите имена существительные к следующим прилагательным.
Деревянный(-ая)________________, древесный(-ая)______________________;
волосатый(-ая)_________________, волосяной(-ая)________________ ______;
тыльный(-ая)________________, тыловой(-ая)___________________________;
зубной(-ая)_________________, зубастый(-ая)__________________________;
глазной(-ая)____________________, глазастый(-ая)______________________;
яблочный(-ая)_________________, яблоневый(-ая)_______________________;
шутливый(-ая)_________________, шуточный(-ая)_______________________;
10. В каком предложении вместо слова КОЖАНЫЙ нужно употребить слово КОЖНЫЙ?
1) У шофёра были щегольские жёлтые КОЖАНЫЕ перчатки.
2) Я поудобнее устроился на КОЖАНОМ диване и уснул.
3) Сыпь на КОЖАНЫХ покровах – признак аллергии.
4) В дождливую, сырую погоду лучше носить не КОЖАНУЮ, а резиновую обувь.
11. В каком предложении вместо слова ОДЕТЬ нужно употребить слово НАДЕТЬ?
1) На улице холодно, ОДЕНЬСЯ потеплее.
|
2) Помоги ОДЕТЬ сестрёнку, пожалуйста.
3) На урок физкультуры я ОДЕВАЮ футболку и шорты.
4) Суок ОДЕЛИ так же, как куклу наследника Тутти.
12. В каком предложении вместо слова ОПЛАТИТЬ нужно употребить слово ЗАПЛАТИТЬ?
1) Билеты на поезд мы заказали заранее и уже ОПЛАТИЛИ.
2) Сейчас ОПЛАТИТЬ счета за коммунальные услуги можно не выходя из дому.
3) Пассажиры, ОПЛАТИТЕ за проезд!
4) Когда ОПЛАТИШЬ покупки, сложи всё в большой пакет.
Укажите паронимы
1) белый – черный
2) искусный – искусственный
3) холодный – теплый
4) горячий – обжигающий
5) твердый – мягкий
14. В каком предложении вместо слова НЕВЕЖДА нужно употребить слово НЕВЕЖА?
1) Он был полным НЕВЕЖДОЙ, ничего не читал.
2) Это был грубый, невоспитанный человек, одним словом – НЕВЕЖДА.
3) НЕВЕЖДА так же в ослепленье бранит науки и ученье.
4) В математике он был НЕВЕЖДОЙ, зато разбирался в футболе.
Тема № 13: