В РАЗНЫХ ЧАСТЯХ СЛОВА
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ДЕЗИНФОРМИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., кого-что. Ввести (вводить) в заблуждение ложной информацией.
План:
1. Произношение и написание букв ПРОВЕРЯЕМЫХ звонких и глухихи согласных в разных частях слова.
2. Произношение и написание букв НЕПРОВЕРЯЕМЫХ звонких и глухихи согласных в разных частях слова.
3. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ согласные звуки и их написание.
4. Правописание слов с УДВОЕННЫМИ согласными.
Вопросы:
1. Какое фонетическое явление происходит при произношении звонких и глухих согласных в разных позициях в слове?
2. Каковы условия написания буквы проверяемого согласного звука в корне слова?
3. От чего зависит выбор написания букв согласных в приставках и других частях слова?
4. Как можно проверить написание букв непроверяемых согласных в разных частях слова?
5. Как можно уточнить написание слова с удвоенными согласными на стыке частей слова (в сложносокращенных словах, на стыке корня и суффикса, приставки и корня)?
|
● При произношении ЗВОНКИЕ согласные (Б, В, Г, Д, Ж, З) перед глухими согласными (К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ) и в конце слов оглушаются: роб [п] кий, скольз [с] кий, ред [т] кий, плод [т], мороз [с], гараж [ш], изморозь [сꞌ], дуб [п] и др.; ГЛУХИЕ же перед звонкими согласными произносятся как звонкие: прось [зꞌ] ба, молоть [дꞌ] ба, от [д] дать, с [з] дать и др.
1. Написание буквы ПРОВЕРЯЕМОГО согласного звука в к о р н е слова можно проверить путем изменения слова или подбора такого однокоренного слова, в котором после проверяемого согласного стоит буква гласного или согласных в, м, н, л, р: зуб [п] – зуб [б] ы, зуб [б] ной; суд [т] – суд [д] у, грабеж [ш] – грабеж [ж] и и др
2. Выбор букв согласных в п р и с т а в к а х зависит от последующего звонкого или глухого, от положения согласного перед гласным или перед согласными м, н, л, р: раз [з] бить – рас [ш] шить – раз [з] нять – раз [з] обрать и др.
● Правописание слов НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ СОГЛАСНЫМИ в разных частях слова, следует ПРОВЕРЯТЬ ПО СЛОВАРЮ: во к[г] зал,анек [г] дот, фу т[д] бол и др.
●Чтобы проверитьналичие – отсутствиебукв НЕПРОИЗНОСИМЫХ СОГЛАСНЫХ, нужно подобрать такое проверочное слово, в котором этот согласный произносится отчетливо.
Следует различать СОЗВУЧНЫЕ СЛОВА: ко стн ый (кость) – ко сн ый (отсталый: косен), ше ств овать (шел) – ше фств овать (шеф), иску сн ый (искусен) – иску сств енный (искусство), чу вств овать (чувство) – че ств овать (честь).
● 1. УДВОЕННЫЕ С пишутся в слове СС ОРА и в производных от него (сс ориться, по сс орившись, сс орясь, по сс орился, сс оримся, сс оришься, сс орюсь, сс оритесь, сс орятся и т.д.).
|
3. Буквы двойных согласных пишутся в СЛОЖНОСОКРАЩЕННЫХ словах, если одна часть кончается, а другая начинается одной и той же согласной: гла вв рач (главный врач), ро дд ом (родильный дом).
З а п о м н и т ь: криста лл – криста лл ический, криста л ьный, гра мм офон – гра м запись, фи нн – фи н ский, коло нн а – коло н ка, то нн а – пятито н ка, опере тт а – опере т ка, А лл а – А л ка, А нн а – А н ка, Кири лл – Кири л ка, Ри мм а – Ри м ка, Фили пп – Фили п ка, Э мм а – Э м ка.
6. Написание удвоенного согласного чаще всего встречается в иноязычных словах: криста лл, э сс енция, агре сс ия, диле мм а и т.д.При написании таких слов в случае сомнения следует обращаться к орфографическому или толковому словарю: агре сс ор, а кк лиматизация, а кк редитив, апе лл яция, а пп ендицит, а тт ракцион, ба лл отировать, бе лл етристика, бо сс, ги пп опотам, дисти лл ировать, ди фф еренциация, иди лл ия, и лл юминация, и рр ациональный.
З а п о м н и т ь слова с одной буквой согласного: а л юминий, бака л авр, ба л юстрада, баркаро л а, верни с аж, га л ерея, гу м анизм, де с ант, де с ерт, ди л етант, дра м а, и м итация, импре с арио, ка р икатура, приви л егия, продю с ер, пу д инг, ра с изм, ре с урсы и др.
· Задания, упражнения, тесты
Вставь нужную орфограмму. Подобрав родственное слово, письменно проверьте написание каждого слова.
1) Сладкий – сладок; гла_кий -.........................., ро_кий -.........................., хру_кий -............................, ги_кий -.........................., це_кий -....................., ни_кий -............................, дер_кий -.........................., ре_кий -....................., мя_кий -............................., вя_кий -............................., у_кий -...............................
|
2) Ходьба – ходить; ко_ьба -.........................., про_ьба -..........................., ре_ьба -....................., моло..ьба -......................