1.Замените выделенные слова АНТОНИМАМИ.
Жаркий день, сладкое яблоко, цветущий сад, приехать летом, интересный фильм, прозрачная вода, опускать флаг, пустое ведро, простая задача, идти быстро.
2. Какие из приведенных слов НЕ ИМЕЮТ антонимов? Ответ аргументируйте.
Деревянный, юго-восток, логичный, любить, четыре, завернуть, кукла, толстый, веснушчатый, зима, крик, вооруженный, жара, над, потолок.
3. Найдите ЯЗЫКОВЫЕ и КОНТЕКСТУАЛЬНЫЕ антонимы:
1. Так и бывает: проходят бури и наступает тишина. (Л.Мартынов) 2. В отдаленье огоньки мелькают, этот загорелся, тот погас. (Р.Гамзатов). 3. Не бойся умного врага, бойся глупого друга. (Посл.) 4. Нежной песней утешал я друга. Грозной песней побеждал врага. (М.Джалиль)
Перед вами «перевёртыши» – устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимом. Восстановите их первоначальный вид.
Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать своей глупостью, прийти из бытия, ночи бессчётны, взять начала.
5. Прочитайте предложения. Обратите внимание на выделенные АЛОГИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ несовместимых слов с противоположными значениями.
1. Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались. 2. И подумывают так: «Что за умница дурак!». 3. Холодным станет зной, горячим станет снег. 4. За нами – штормовая тишина.
6. Составьте с помощью данных ниже слов АЛОГИЧНЫЕ СОЧЕТАНИЯ. Вспомните, как называется в языке такое явление и в каком стиле речи они встречаются.
Бездарный __________, белая __________, горячий __________, горькая __________, жгучий __________, живые __________, звонкая __________, зрячий __________, красноречивое __________, нищий __________, святой __________, сладкая __________, сухое __________, темный __________, обыкновенный __________, пышное __________.
|
Слова для справок: скорбь, мощи, талант, тишина, вино, мороз, ночь, гений, молчание, свет, слепой, снег, богач, радость, грешник, увядание.
7. К выделенным словам подберите слова с АНТОНИМИЧНЫМИ значениями.
1) Мелкая речка –
Мелкая рыбка –
2) Тупая боль –
Тупой человек –
3) Чуткое сердце –
Чуткий сон –
4) Свежий воздух –
Свежий газета –
Свежий хлеб –
8. Укажите, в каком варианте антонимы выражены НАРЕЧИЕМ
1) счастье – горе
2) хорошо – плохо
3) широкий – узкий
4) плакать – смеяться
5) встречают – провожают
9. Укажите, где антонимы выражены ИМЕНЕМ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ
1) хорошо – плохо
2) сытый – голодный
3) далеко – близко
4) направо – налево
5) война – мир
10. В каком ряду антонимы выражены ИМЕНЕМ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМ?
1) молодой – старый
2) весело – грустно
3) плач – хохот
4) красиво – прекрасно
5) утром – вечером
11. Назовите антоним фразеологизму « СПУСТЯ РУКАВА »
1) далекой пойти
2) не шутя
3) не покладая рук
4) сложа руки
5) положа руку на сердце
12. В каком случае выделенные слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?
1) аккуратный мальчик – неряшливый
2) влажный воздух – сухой
3) правдивый человек – лживый
4) тёмная ночь – рассвет
13. В каком случае выделенные слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?
1) спокойный характер – беспокойный
2) лёгкий чемодан – тяжёлый
3) добро – зло
4) прямая линия – кривизна
14. В каком случае выделенные слова НЕ ЯВЛЯЮТСЯ антонимами?
1) глубокая река – мелкая
2) чистые руки – грязные
3) хвалить девочку – ругать
4) трудолюбивый человек – лень
Тема № 15:
ПРАВОПИСАНИЕ Ы, И НА СТЫКЕ ЧАСТЕЙ СЛОВА
|
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ДЕФЕКТ, -а, м. Изъян, недостаток, недочет. Товар с дефектом. Крупный д. проекта. || прил. дефектный, -ая,-ое. Дефектная ведомость (перечень дефектов механизма, изделия; спец.).
ДИСКРЕДИТИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., кого-что. Подорвать (подрывать) доверие к кому-чему-н., умалить (-лять) чей-н. авторитет. || сущ. дискредитация, -и, ж.
План:
1. Буквы Ына стыке частей слова.
2. Буквы И на стыке частей слова.
Вопросы:
1. В каких случаях пишется буква Ына стыке частей слова?
2. В каких случаях пишется буква И на стыке частей слова?
Ы: | И: |
●после всех русских приставок, оканчивающихся согласным звуком: играть – сыграть, отыграть; искать – подыскать, разыскать, изыскать, разыскиваемый розыск, взыскание и др. И с к л ю ч е н и е: взимать | ●после приставок, оканчивающихся гласным звуком, в корне, начинающемся с буквы и: поиск, неинтересный, наигранный ●после приставок МЕЖ-, СВЕРХ-:межинститутский, сверхизысканный и др. ●после иноязычных приставок и частиц КОНТР-, ДЕЗ-, ТРАНС-, ПАН- панисламизм, дезинформация, контригра, дезинфекция, субинспектор и др. ●в сложных словах: мединститут, спортинвентарь, пединститут, санинспекция и др. |
· Задания, упражнения, тесты
|
1. Вставьте пропущенные буквы Ыили И. Объясните написание слов, выделяя приставку и корень. Объясните значения выделенных слов.
Пред_стория, меж_мпульсный, обыск, сверх_зысканный, под_тожить, об_ндеветь, пед_нститут, вз_мать, фин_нспектор, от_скать, пред_нфарктный, дез_нтеграция, пост_мпрессионистский период, под_тожить результаты, получить дез_нформацию, раз_грать друга, об_грать противника, меж_нститутская лаборатория, состоявшаяся контр_гра.