Определите, в какой профессиональной среде могли образоваться следующие фразеологические единицы.




А. Музыкантов и артистов.

Б. Моряков.

В. Столяров.

Г. Рыбаков, охотников.

Играть первую скрипку, сесть на мель, ни сучка ни задоринки, клюнуть на крючок, сойти со сцены, плыть по течению, снять стружку, сматывать удочки, попасть в тон, отдать концы, разделать под орех, лезть на рожон, брать на буксир, холостой выстрел, всплыть на поверхность, выбросить за борт.

Замените фразеологизмы одним словом.

1. Совать нос не в свое дело – _______________. 2. Становиться на задние лапки – _______________. 3. На мякине не проведешь – – _______________. 4. Подать руку – _______________. 5. Плясать под чью-нибудь дудку – _______________. 6. Дать голову на отсечение – – _______________. 7. Дать осечку – – _______________. 8. Из рук валится – – _______________. 9. Ездить верхом – …. 10. Не верить своим ушам – ….

 

Знаете ли вы устойчивые словосочетания (готовые формы), которые встречаются в с к а з к а х? Допишите их, правильно расставляя знаки препинания. Объясните значения записанных выражений.

В тридевятом царстве ________________________________________;

сказка ложь – да в ней ________________________________________;

встань передо мной ________________________________________;

ни в сказке сказать ________________________________________;

скоро сказка сказывается ________________________________________;

пир на весь _____; молочные реки ________; по щучьему велению ___________________; избушка ____________________.

 

Подберите фразеологизм-синоним.

Сами с усами, два сапога – пара, от чистого сердца, старого воробья на мякине не проведешь, ни рыба ни мясо, дать нагоняй, отдать Богу душу, кот наплакал, с пустыми руками, сесть в калошу, на всех парусах.

Д л я с п р а в о к: стреляный воробей; ни Богу свечка, ни черту кочерга; тертый калач; намылить шею; не лыком шит; приказать долго жить; сломя голову; одним миром мазаны; с гулькин нос; с открытой душой; несолоно хлебавши; сесть в лужу.

5. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических единиц. Запишите правильный вариант предложений.

1. Он умеет брать быков за рога. 2. Он, как всегда, загреб жар чужими руками. 3. Я её ругал на чем и свет стоял. 4. Молчалин всегда знал, откуда дул ветер. 5. Не бери ни с кого дурные примеры. 6. Я привык отдавать себе полные отчеты. 7. На меня, как всегда, все шишки повалились.

 

6. Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. О б р а з е ц: спустя рукава – засучив рукава.

1. Важная птица. 2. Заварить кашу. 3. (Жить) как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста (сделаны). 6. Кот наплакал.

 

7 Выделите фразеологизмы:

Зеленая улица, зеленые улицы, давить мух, ловить мух, наломать дров, наколоть дров, крокодиловы зубы, крокодиловы слезы.

 

8. Определите, где свободное словосочетание, а где фразеологический оборот:

1) Открыть огонь по врагу. Пройти огонь и воду. 2) Потерять голову. Потерять деньги. Потерять сумку. Потерять почву под ногами. 3) За словом в карман не лезет. Лезть на крышу дома. Ни в какие ворота не лезет. Из кожи вон лезть. Лезть по канату. Лезть в душу. 4) Брать за сердце. Брать книги. Брать на мушку. Брать свои вещи. Много брать на себя.


Тема № 19:

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

(ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ)

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ, -ая, -ее. Несогласный с господствующей идеологией, взглядами, а также (устар.) вообще имеющий несходный с чьим-н. образ мыслей. Принадлежать к числу инакомыслящих (сущ.). Преследование инакомыслящих (сущ.).

ИНВЕСТИЦИЯ, -и, ж. Долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом (спец.). || прил. инвестиционный, -ая, -ое. И. фонд.

План:

1. Имя существительное как часть речи, постоянные и непостоянные признаки.

2. Лексико-грамматические разряды имен существительных:

-нарицательное // собственное,

-одушевленное/неодушевленное,

-конкретное/отвлеченное,

-собирательное/вещественное.

3. Род имен существительных.

4. Несклоняемые имена существительные.

Вопросы:

1. Что собой представляет имя существительное как часть речи?

2. Какие постоянные признаки присущи именам существительным?

3. Какие непостоянные признаки присущи именам существительным?

4. Какие имена существительные называются нарицательными и собственными?

5. Какие существительные называются одушевленными/неодушевленными с лексической точки зрения?

6. Какие существительные называются конкретными?

7. Какие существительные называются отвлеченными (абстрактными)?

8. Какие существительные называются собирательными?

9. Какие существительные называются вещественными?

10. В чем проявляется род имен существительных?

11. Какие существительные относятся к общему роду?

 

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ как часть речи – это слова с предметным значением, отвечающие на вопросы: кто? что? кого? чего? и т. д. (стол, окно, липа, люди, счастье, мужество, красота и др.).

Именам существительным присущи

· ПОСТОЯННЫЕ признаки:

1)отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду:

нарицательное / собственное,

одушевленное / неодушевленное,

конкретное/отвлеченное,

собирательное/вещественное),

2) род.

· К НЕПОСТОЯННЫМ признакам относятся падеж и число.

· СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ: в составе предложения имена существительные могут выступать в функции любого члена предложения.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

По лексическому значению и грамматическим признакам имена существительные делятся на следующие разряды:

1. Нарицательные и собственные:

а) нарицательные имена существительные служат обобщенными наименованиями предметов: страна, река, имя, город и др.;

б) собственные имена существительные служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: Россия, Ока, Анна, Махачкала;

2. Одушевленные и неодушевленные.

С ЛЕКСИЧЕСКОЙ точки зрения:

а) одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ: человек, птица, рыба, кошка и др.;

б) неодушевленные имена существительные служат наименованиями предметов, явлений и понятий, не причисляемых к живым существам: фонарь, компьютер, бумага и др.

ОДУШЕВЛЕННЫМИ являются существительные, у которых форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Р.п. множественного числа (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.). Это:

· слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК, КУКЛА (игрушка), МАТРЕШКА, МАРИОНЕТКА, АДРЕСАТ;

· названия некоторых карточных фигур и терминов: КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ;

· существительные среднего рода на -ище, обозначающие сказочных персонажей: ЧУДОВИЩЕ, СТРАШИЛИЩЕ;

· существительные в переносном значении: ТЮФЯК (матрас) – ТЮФЯК (мягкотелый человек).

НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ являются существительные, у которых форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа множественного числа (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.). Это:

· собирательные существительные: НАРОД, ТОЛПА, ВОЙСКО, СТАЯ;

· названия микроорганизмов: МИКРОБ, БАКТЕРИЯ и др., а также слова типа ЭМБРИОН, КУКОЛКА, ЛИЧИНКА и др.

КОНКРЕТНЫЕ имена существительные называют предметы и явления. Такие существительные имеют формы ед. и мн. ч.: кресло – кресла, носок – носки, дождь – дожди.

ОТВЛЕЧЕННЫЕ (абстрактные) имена существительные называют действия, признаки, состояния. Как правило, они имеют форму только ед. ч.: смех, белизна, синева, бег, дрожь, глухота.

СОБИРАТЕЛЬНЫЕ имена существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое: студенчество, старье, листва, молодежь. Эти существительные имеют форму только ед. ч. и имеют соотносительные конкретные единичные существительные. Ср.: листва – лист, листья; тряпье – тряпка, тряпки; студенчество – студент, студенты.

ВЕЩЕСТВЕННЫЕ имена существительные обозначают вещество или однородную по составу массу: горох, молоко, песок, железо, масло; сливки, опилки, отруби. Они имеют форму только ед.ч. (обычно) или только мн. ч. (редко).

Все имена существительные в русском языке относятся к одному из трех РОДОВ:

1. мужской родконь, мальчик, папа, воевода;

2. женский родземля, мать, дочь, рожь, печь;

3. средний родкольцо, знамя, село.

В русском языке есть также группа имен существительных общего рода, которые могут обозначать лицо мужского и женского пола: большой (большая) сластена, мой (моя) коллега.

· Задания, упражнения, тесты



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: