А. Музыкантов и артистов.
Б. Моряков.
В. Столяров.
Г. Рыбаков, охотников.
Играть первую скрипку, сесть на мель, ни сучка ни задоринки, клюнуть на крючок, сойти со сцены, плыть по течению, снять стружку, сматывать удочки, попасть в тон, отдать концы, разделать под орех, лезть на рожон, брать на буксир, холостой выстрел, всплыть на поверхность, выбросить за борт.
Замените фразеологизмы одним словом.
1. Совать нос не в свое дело – _______________. 2. Становиться на задние лапки – _______________. 3. На мякине не проведешь – – _______________. 4. Подать руку – _______________. 5. Плясать под чью-нибудь дудку – _______________. 6. Дать голову на отсечение – – _______________. 7. Дать осечку – – _______________. 8. Из рук валится – – _______________. 9. Ездить верхом – …. 10. Не верить своим ушам – ….
Знаете ли вы устойчивые словосочетания (готовые формы), которые встречаются в с к а з к а х? Допишите их, правильно расставляя знаки препинания. Объясните значения записанных выражений.
В тридевятом царстве ________________________________________;
сказка ложь – да в ней ________________________________________;
встань передо мной ________________________________________;
ни в сказке сказать ________________________________________;
скоро сказка сказывается ________________________________________;
пир на весь _____; молочные реки ________; по щучьему велению ___________________; избушка ____________________.
Подберите фразеологизм-синоним.
Сами с усами, два сапога – пара, от чистого сердца, старого воробья на мякине не проведешь, ни рыба ни мясо, дать нагоняй, отдать Богу душу, кот наплакал, с пустыми руками, сесть в калошу, на всех парусах.
Д л я с п р а в о к: стреляный воробей; ни Богу свечка, ни черту кочерга; тертый калач; намылить шею; не лыком шит; приказать долго жить; сломя голову; одним миром мазаны; с гулькин нос; с открытой душой; несолоно хлебавши; сесть в лужу.
|
5. Исправьте ошибки в употреблении фразеологических единиц. Запишите правильный вариант предложений.
1. Он умеет брать быков за рога. 2. Он, как всегда, загреб жар чужими руками. 3. Я её ругал на чем и свет стоял. 4. Молчалин всегда знал, откуда дул ветер. 5. Не бери ни с кого дурные примеры. 6. Я привык отдавать себе полные отчеты. 7. На меня, как всегда, все шишки повалились.
6. Подберите к данным фразеологизмам антонимические словосочетания. О б р а з е ц: спустя рукава – засучив рукава.
1. Важная птица. 2. Заварить кашу. 3. (Жить) как кошка с собакой. 4. Поджимать хвост. 5. Из другого теста (сделаны). 6. Кот наплакал.
7 Выделите фразеологизмы:
Зеленая улица, зеленые улицы, давить мух, ловить мух, наломать дров, наколоть дров, крокодиловы зубы, крокодиловы слезы.
8. Определите, где свободное словосочетание, а где фразеологический оборот:
1) Открыть огонь по врагу. Пройти огонь и воду. 2) Потерять голову. Потерять деньги. Потерять сумку. Потерять почву под ногами. 3) За словом в карман не лезет. Лезть на крышу дома. Ни в какие ворота не лезет. Из кожи вон лезть. Лезть по канату. Лезть в душу. 4) Брать за сердце. Брать книги. Брать на мушку. Брать свои вещи. Много брать на себя.
Тема № 19:
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
(ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫ)
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
|
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ИНАКОМЫСЛЯЩИЙ, -ая, -ее. Несогласный с господствующей идеологией, взглядами, а также (устар.) вообще имеющий несходный с чьим-н. образ мыслей. Принадлежать к числу инакомыслящих (сущ.). Преследование инакомыслящих (сущ.).
ИНВЕСТИЦИЯ, -и, ж. Долгосрочные вложения капитала в отдельные отрасли экономики внутри страны и за рубежом (спец.). || прил. инвестиционный, -ая, -ое. И. фонд.
План:
1. Имя существительное как часть речи, постоянные и непостоянные признаки.
2. Лексико-грамматические разряды имен существительных:
-нарицательное // собственное,
-одушевленное/неодушевленное,
-конкретное/отвлеченное,
-собирательное/вещественное.
3. Род имен существительных.
4. Несклоняемые имена существительные.
Вопросы:
1. Что собой представляет имя существительное как часть речи?
2. Какие постоянные признаки присущи именам существительным?
3. Какие непостоянные признаки присущи именам существительным?
4. Какие имена существительные называются нарицательными и собственными?
|
5. Какие существительные называются одушевленными/неодушевленными с лексической точки зрения?
6. Какие существительные называются конкретными?
7. Какие существительные называются отвлеченными (абстрактными)?
8. Какие существительные называются собирательными?
9. Какие существительные называются вещественными?
10. В чем проявляется род имен существительных?
11. Какие существительные относятся к общему роду?
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ как часть речи – это слова с предметным значением, отвечающие на вопросы: кто? что? кого? чего? и т. д. (стол, окно, липа, люди, счастье, мужество, красота и др.).
Именам существительным присущи
· ПОСТОЯННЫЕ признаки:
1)отнесенность к определенному лексико-грамматическому разряду:
нарицательное / собственное,
одушевленное / неодушевленное,
конкретное/отвлеченное,
собирательное/вещественное),
2) род.
· К НЕПОСТОЯННЫМ признакам относятся падеж и число.
· СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ: в составе предложения имена существительные могут выступать в функции любого члена предложения.
ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ РАЗРЯДЫИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
По лексическому значению и грамматическим признакам имена существительные делятся на следующие разряды:
1. Нарицательные и собственные:
а) нарицательные имена существительные служат обобщенными наименованиями предметов: страна, река, имя, город и др.;
б) собственные имена существительные служат названиями единичных предметов, выделенных из ряда однородных: Россия, Ока, Анна, Махачкала;
2. Одушевленные и неодушевленные.
С ЛЕКСИЧЕСКОЙ точки зрения:
а) одушевленные имена существительные служат наименованиями живых существ: человек, птица, рыба, кошка и др.;
б) неодушевленные имена существительные служат наименованиями предметов, явлений и понятий, не причисляемых к живым существам: фонарь, компьютер, бумага и др.
ОДУШЕВЛЕННЫМИ являются существительные, у которых форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Р.п. множественного числа (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч.). Это:
· слова МЕРТВЕЦ, ПОКОЙНИК, КУКЛА (игрушка), МАТРЕШКА, МАРИОНЕТКА, АДРЕСАТ;
· названия некоторых карточных фигур и терминов: КОРОЛЬ, ДАМА, ВАЛЕТ, ТУЗ, КОЗЫРЬ;
· существительные среднего рода на -ище, обозначающие сказочных персонажей: ЧУДОВИЩЕ, СТРАШИЛИЩЕ;
· существительные в переносном значении: ТЮФЯК (матрас) – ТЮФЯК (мягкотелый человек).
НЕОДУШЕВЛЕННЫМИ являются существительные, у которых форма Винительного падежа множественного числа совпадает с формой Именительного падежа множественного числа (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч.). Это:
· собирательные существительные: НАРОД, ТОЛПА, ВОЙСКО, СТАЯ;
· названия микроорганизмов: МИКРОБ, БАКТЕРИЯ и др., а также слова типа ЭМБРИОН, КУКОЛКА, ЛИЧИНКА и др.
КОНКРЕТНЫЕ имена существительные называют предметы и явления. Такие существительные имеют формы ед. и мн. ч.: кресло – кресла, носок – носки, дождь – дожди.
ОТВЛЕЧЕННЫЕ (абстрактные) имена существительные называют действия, признаки, состояния. Как правило, они имеют форму только ед. ч.: смех, белизна, синева, бег, дрожь, глухота.
СОБИРАТЕЛЬНЫЕ имена существительные обозначают совокупность предметов или лиц как единое целое: студенчество, старье, листва, молодежь. Эти существительные имеют форму только ед. ч. и имеют соотносительные конкретные единичные существительные. Ср.: листва – лист, листья; тряпье – тряпка, тряпки; студенчество – студент, студенты.
ВЕЩЕСТВЕННЫЕ имена существительные обозначают вещество или однородную по составу массу: горох, молоко, песок, железо, масло; сливки, опилки, отруби. Они имеют форму только ед.ч. (обычно) или только мн. ч. (редко).
Все имена существительные в русском языке относятся к одному из трех РОДОВ:
1. мужской род – конь, мальчик, папа, воевода;
2. женский род – земля, мать, дочь, рожь, печь;
3. средний род – кольцо, знамя, село.
В русском языке есть также группа имен существительных общего рода, которые могут обозначать лицо мужского и женского пола: большой (большая) сластена, мой (моя) коллега.
· Задания, упражнения, тесты