ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Падеж | Склонение | Типы склонения | |||
I | II | III | |||
Именительный | Кто? Что? Мама, дядя. Стол, окно, море. Речь | М.р. иЖ.р.на -а, -я | М.р. на, Ср.р. на -о, -е | Ж.р. на | |
Родительный | Кого? Чего? Мамы, дяди. Стола, окна, моря. Речи | -ы, -и | -а, -я | -и | |
Дательный | Кому? Чему? Маме, дяде. Столу, окну, морю. Речи | -е | -у, -ю | -и | |
Винительный | Кого? Что? Маму, дядю. Стол, окно, море. Речь | -у, -ю | -о, -е | | |
Творительный | Кем? Чем? Мамой (-ою), дядей (-ею). Столом, окном, морем. Речью | -ой(-ою), -ей (-ею) | -ом, -ем | -ю | |
Предложный | (О) ком? (О) чем? (О) маме, (о) дяде. (О) столе, (об) окне, (о) море. (О) речи | -е | -е | -и | |
♦ Р А З Н О С К Л О Н Я Е М ЫЕ существительные на -МЯ, а также путь
бремя | время | вымя | знамя | имя | ||||
пламя | племя | семя | стремя | темя | ||||
И.п. | -я | племя, путь ср.: жизнь | ||||||
Р.п. | -и | племени, пути ср.: жизни | ||||||
Д.п. | -и | племени, пути ср.: жизни | ||||||
В.п. | -ем (-ём) | племя, путь ср.: жизнь | ||||||
Т.п. | -ем (-ём) | ПЛЕМЕНЕМ, ПУТЁМ ср.: ЖИЗНЬЮ | ||||||
П.п. | -и | (о)племени, (о)пути ср.: (о)жизни | ||||||
·
♦ ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ НА -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ
-ИЯ | -ИЙ | -ИЕ | ||
И.п. | -Я | - | -Е | лекция планетарий состязание |
Р.п. | -И | -Я | -Я | лекции планетария состязания |
Д.п. | -И | -Ю | -Ю | лекции планетарию состязанию |
Т.п. | -ЕЙ | -ЕМ | -ЕМ | лекцией планетарием состязанием |
П.п | -И | -И | -И | (о) лекции (о) планетарии (о) состязании |
· Н Е С К Л О Н Я Е М ЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
НЕСКЛОНЯЕМЫЕ имена существительные иноязычного происхождения распределяются по родам следующим образом:
к мужскому роду относятся названия лиц мужского пола (портье, конферансье), названия животных и птиц (кенгуру, фламинго, какаду);
|
к женскому роду относятся названия лиц женского пола (леди, мадам);
к среднему роду относятся неодушевленные существительные (кашне, метро).
И С К Л Ю Ч Е Н И Я:
- к мужскому роду относятся слова кофе (напиток), сирокко (ветер), торнадо (ураган), сулугуни (сыр) и названия языков народов мира;
-к женскому роду относятся: цеце (муха), иваси (сельдь), кольраби (капуста), салями (колбаса);
-существительные типа протеже, визави, хиппи, инкогнито относятся и к мужскому и к женскому роду;
-только во множественном числе употребляется слово жалюзи;
-род имен собственных иноязычного происхождения определяется по родовому слову: Сочи (м.р.), Миссисипи (ж.р.), «Таймс» (ж.р.).
-род аббревиатур определяется по роду ключевого слова: ДГУ (м.р.), ЮК (м.р.), РПА (ж.р.).
-если аббревиатура склоняется, то род определяется по окончанию: вуз (м.р.).
· ОСОБЕННОСТИ СКЛОНЕНИЯ РУССКИХ И ИНОСТРАННЫХ ФАМИЛИЙ
В русских фамилиях на -ин (-ын) и на -о в (-ев) в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже единственного числа пишется окончание - ЫМ (как у прилагательных), например: с Вячеславам Демин ым, с Ростиславом Сшшцын ым, с Кириллом Колосов ым, с Филиппом Тимофеев ым.
В иностранных фамилиях на -ин (-ын) в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже единственного числа пишется окончание - ОМ, например: Дарвин ом, Чаплин ом.
В названиях населенных пунктов на -ин (-ын), -ов (-ев), - ино (-ыно), - ово (-ево) в ТВОРИТЕЛЬНОМ падеже единственного числа пишется окончание -ОМ (как у существительных), например: под городом Кашин ом, селом Бородин ом, городом Дмитров ом, селом Колшев ом.
· Задания, упражнения, тесты
|
· 1. От данных глаголов образуйте существительные с суффиксами
-ЧИК, -ЩИК и -ЛЬЩИК. Объясните выбор согласной в них.
Пилить – _____________, налаживать – _____________, чистить – _____________, строгать – _____________, вкладывать – _____________, отгадывать – _____________, бурить – _____________, собирать – _____________, раздать – _____________, возить – _____________, добыть – _____________, учет – _____________.
2. От данных слов образуйте существительные с суффиксами -ТЕЛЬ-, -АРЬ, -НИК, -ЕЦ, -ЧИК, -ЩИК, -Ч, -ИК-. Объясните выбор согласной в них.
Учить – _____________, печь – _____________, искать – _____________, угодить – _____________, виноград – _____________, нарушить – _____________, главный – _____________, разрушить – _____________, школа – _____________, лечить – _____________, возмутить – _____________, мучить – _____________, аптека – _____________, освободить – _____________, бунт – _____________, грабить – _____________, каторга – _____________, глухой – _____________, проводить – _____________, лыжи – _____________, пахать – _____________, посетить – _____________, мечтать – _____________, испытать – _____________, бороться – _____________, любить – _____________.