Разливщик, котельщик, жестянщик, ямщик.
2. Силачка, фронтовичка, диссертантка, матроска.
3. Белоручка, выскочка, лакомка, самозванка.
4. Гуляка, зевака, кривляка, железяка.
5. Глазник, пищевик, полярник, сатирик.
Образуйте от следующих слов имена существительные. Выделите в записанных словах корень и суффиксы.
а) - ОТ -, - ЕТ -: чистый – _____________, нищий – _____________, высокий – _____________, бедный – _____________, острый – _____________, черный – _____________, добрый – _____________, мелкий – _____________.
б) - ИЗН -: крутой – _____________, голубой – _____________, кривой – _____________, желтый – _____________, белый – _____________.
в) - ОТН -, - ОВН -: бегать – _____________, толкать – _____________, болтать – _____________, пачкать – _____________.
г) - ЕСТВ -, - ИНСТВ -: студент – _____________, человек – _____________, достойный – _____________, одинокий – _____________, большой – _____________, хищник – _____________, юноша – _____________.
Вставьте пропущенные буквы.
2. Рыболовный крюч_к, знакомый овраж_к, крепкий ореш_к, пушистый медвеж_нок, старая шапч_нка, молодой стаж_р, незаметная реч_нка, чистый роднич_к, серый волч_нок, хитрый пастуш_нок, вкусный творож_к.
6. Вставьте гласную, объясняя правописание суффикса или сочетания так: спаленка (спальня), монашенка (монах), проталинка (проталина).
Тонкая паут_нка (___________), хвататься за солом_нку (___________), незаметная ссад_нка (___________), присесть на завал_нку (___________), резная став_нка (___________), дальняя часов_нка (___________), держаться за переклад_нку (___________), напевать пес_нку (___________).
7. От данных слов образуйте существительные, используя уменьшительные суффиксы (-ИЧ)-К-, -ЕЧК -.
Синица – ____________, время – ____________, луковица – ____________, Соня – ____________, блюдо – ____________, Ваня – ____________, семя – ____________, пуговица – ____________, мельница – ____________, Феня – ____________.
|
8. Образуйте и запишите в один ряд существительные с суффиксом - ЕЦ, в другой – с суффиксом - ИЦ -.
Белье, варенье, сочинение, пальто, ружье, каша, письмо, метель, платье, масло, рожа, пуговка, дупло, брат, лужа, серебро, здоровье.
-ЕЦ: | |
-ИЦ: |
9. Образуйте и запишите в один ряд существительные с суффиксом -ИЩ- и окончанием -А, в другой – с суффиксом -ИЩ- и окончанием -Е.
Парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, пыль, холод, жара, скука, волк, нога, рука, бас, великан, грязь.
-ИЩ (-Е): | |
-ИЩ (-А): |
10. Просклоняйте следующие имена существительные. Обозначьте графически их окончания.
Именительный | ртуть | лагерь | темя | путь | мать |
Родительный | |||||
Дательный | |||||
Винительный | |||||
Творительный | |||||
Предложный |
Допишите предложения, раскрывая скобки. Обозначьте графические окончания существительных на заданную тему.
1. В саду росло множество (сливы) ________________, (черешни) – ________________, (вишни) ________________. 2. За лесом вились дымки полевых (кухня) ________________. 3. Видны острые верхушки (башни) ________________. 4. Зимой зайцы кормятся молодыми побегами деревьев и корой (яблони) ________________, (груши) ________________ и других фруктовых (деревья) ________________.
12. Просклоняйте следующие имена существительные. Укажите сверху их род и тип склонения. Затранскрибируйте конечные звуки.
Именительный | врач[__] | ночь[__] | плащ[__] | помощь[__] |
Родительный | ||||
Дательный | ||||
Винительный | ||||
Творительный | ||||
Предложный |
13. В каком слове пишется суффикс -ЩИК-
|
1) ре..ик
2) разно..ик
3) сма..ик
4) полиров..ик
14. В каком слове на месте пропуска пишется буква И?
1) ножич..к
2) дождич..к
3) платоч..к
4) стульч..к
15. Какое слово написано НЕПРАВИЛЬНО (с орфографической ошибкой)?
1) под кожей
2) камышём
3) с птицей
4) у птенцов
16. Какое слово написано НЕПРАВИЛЬНО (с орфографической ошибкой)?
1) над тучей
2) с ключом
3) этажом
4) ткачём
17. Укажите неправильную форму множественного числа родительного падежа.
1) пара мандаринов
2) килограмм апельсинов
3) много помидоров
4) нет лезгинов
18. Какое слово написано НЕПРАВИЛЬНО (с орфографической ошибкой)?
1) пальцем
2) кирпичём
3) задачей
19. В окончании какого существительного множественного числа именительного падежа пишется буква И?
1) учитель
2) якорь
3) очередь
4) тополь
20. Укажите НЕПРАВИЛЬНУЮ форму множественного числа, родительного падежа.
1) пара чулок
2) много местов
3) песни болгар
4) килограмм яблок
Тема № 21
ЛЕКСИКА РУССКОГО ЯЗЫКА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА: НОВЫЕ И УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
( АРХАИЗМЫ, ИСТОРИЗМЫ, НЕОЛОГИЗМЫ, ОККАЗИОНАЛИЗМЫ)
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
|
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
КАРТ-БЛАНШ, -а, м. (род. п. разг., другие падежи не употр.) (книжн.). Предоставляемые кому-н. неограниченные полномочия, полная свобода действий. Дать карт-бланш кому-н. Получить карт-бланш,
КАТАКЛИЗМ, -а, м. (книжн.). Резкий перелом (в природе, обществе), разрушительный переворот, катастрофа.
План:
1. Активный и пассивный запас слов
2. Устаревшие слова (архаизмы и историзмы), их отличительные признаки.
3. Новые слова (неологизмы). Языковые неологизмы и окказионализмы.
Вопросы:
1. Какие изменения происходят в языке в связи с экономическими, политическими, культурно-бытовыми изменениями в жизни общества?
2. В чем различие между активным и пассивным запасом слов?
3. Какие слова называются устаревшими?
4. Какие слова называются историзмами и где они употребляются?
5. Какие слова называются архаизмами и где они употребляются?
6. Каковы способы возникновения неологизмов?
7. Какие неологизмы называются авторскими (окказионализмами)?