Б или П: шта… полка, поставить штам…, узкий жёло…, пустить коня в гало….
В или Ф: высокий тари…, популярный моти…, триум… победителей.
Г или К: опустить ло…ти, острые ко…ти, модный галсту…, известный драматур….
Д или Т: сибирский ко..., сложный ко..., ре...кие металлы, ме...кие стрелки.
Ж или Ш: свежая ватру…ка, древесная стру…ка, злая дворня…ка, смешная зверю…ка, походная фля…ка.
З или С: дер…кий ответ, бро…кий цвет, ве…ти переговоры, ве…ти груз, вы…шая школа, ни…шая ступень.
Б или П: ро…ко возражать, кно…ка звонка, прочный дра…, джинсовая ю…ка, заменить про…ки, хру…кое здоровье.
В или Ф: жилой масси…, барелье… известного скульптора, архи… поэта, ло…кий прием.
Г или К: неровный шо…, надежный рыча…, переступить поро…, непростительный поро….
Д или Т: гла…кая поверхность, громоздкий комо…, весёлая сва…ьба, поздняя жени…ьба.
Ж или Ш: подвергаться насме…кам, шерстяные варе…ки, спуститься в блинда…, устроить шала….
З или С: убедительная про…ьба, искусная ре…ьба, на крышах изморо…ь, сеет мелкая изморо…ь.
Вставьте нужную орфограмму. Подобрав родственное слово, устно проверьте написание каждого слова.
Безрука_ка, блю_це, вязаные варе_ки, _кусная ватру_ка, газетная выре_ка, выру_ка леса, вы_ший пилотаж, ги_кая гимнастка, гла_кая поверхность, голодная дворня_ка, деревя_ка, дер_кий ответ, жеребье_ка, жи_кий раствор.
Подчеркни нужную орфограмму. Устно проверь написание каждого слова.
Ненас _ ный день, бороз _ чатая поверхность, голлан _ ский сыр, кос _ ный мозг, кос_ные взгляды, счас _ ливый случай, шотлан _ ская юбка,час_ное такси, облас _ ная газета, свис_нуть с дерева, громко свис _ нуть, опас_ная болезнь, ужас_ное зрелище.
|
7. Подберите в качестве проверочного слова:
а) глагол:
запасной – _________, хрустнуть – _________, громоздкий – _________, свистнуть – _________, пастбище – _________, лестный – _________, расчистка – _________, повестка – _________, хлестнуть – _________.
б) существительное:
древесный – _________, чудесница – _________, местность – _________, здравствовать – _________, редкостный – _________, шотландский – _________, завистливый – _________, честный – _________.
8. Подберите:
а) синонимы с непроизносимым согласным:
жестокий враг –
огромное здание –
печальный взгляд –
храбрый воин –
тяжёлая мебель –
равнодушный человек –
предвидеть беду –
б) антонимы с непроизносимым согласным:
счастливый случай –
весёлый день –
печальное событие –
знакомый взгляд –
Вставьте, где нужно, пропущенные буквы. Спишите из толкового словаря значения выделенных слов.
Вож_и, го_страх, дрож_и, ро_дом, бре_жить, жуж_ать, мож_евельник, фи_зарядка, ил_юстрация, пос_орить, Рос_ия, колос_, под_ержать, от_ащить, брю_жать, ан_отация, рас_ориться, одес_кий, апел_яция, прес_а, ан_улировать, бел_етристика, ап_етит, драм_а, кар_икатура, ак_орд.
10. Укажите слово с пропущенной буквой непроизносимого согласного в корне:
1) блес_нуть
2) плес_нуть
3) чудес_ный
4) сверс_ник
11. Отметьте слово с буквами удвоенного согласного:
1) кол(л)ичество
2) режис(с)ер
3) гал(л)ерея
4) грам(м)отность
В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) вес_ник, ровес_ник
2) гиган_ский, глас_ность
3) великовозрас_ный, доблес_ный
4) надкос_ница, искус_ный
13. Отметьте слово с буквами удвоенного согласного:
1) бал(л)он;
2) ал(л)юминий
|
3) драм(м)а
4) рес(с)урс
14. Отметьте слово без букв удвоенного согласного:
1) ал_юминий
2) ил_юзия
3) ал_ергия
4) ил_юстрация
Тема № 14:
АНТОНИМЫИ ИХ РАЗНОВИДНОСТИ
Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.
В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):
ОК 1: понимать сущност2ь и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;
ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.
Толковый словарь
ДЕСПОТ, -а, м. I. В рабовладельческих монархиях Древнего Востока: верховный правитель, пользующийся неограниченной властью. 2. Самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур. Д. в семье.
. План:
1. Антонимы. Понятие о лексических антонимах.
2. Типы антонимов по структуре и семантической сущности противоположности.
3. Антонимы общеязыковые и контекстуально-речевые.
4. Стилистические функции антонимов. Антитеза
Вопросы:
1. Какие слова называются ЛЕКСИЧЕСКИМИ (общеязыковыми) антонимами?
2. Какое место занимают антонимы в лексической системе русского языка?
|
3. На какие группы делятся антонимы по СТРУКТУРЕ?
4. Какие антонимы называются КОНТЕКСТУАЛЬНЫМИ (контекстными, индивидуальными, авторскими)?
ЛЕКСИЧЕСКИЕ(ОБЩЕЯЗЫКОВЫЕ)антонимы – это слова одной и той же части речи, противоположные по лексическому значению. Например, по смыслу и логически соотносительными являются слова, характеризующие разного рода качественные признаки, например: красоту, цвет, вкус и др. (красивый – безобразный, светлый – темный,)
По своей СТРУКТУРЕ антонимы неоднородны.
1) Одни являются Р А З Н О К О Р Н Е В ЫМ И: белый – черный, бодрый – усталый, богатство – нищета, быстрый – медленный, вредный – полезный, жизнь – смерть, просторный – тесный, трус – храбрец и др. Такие антонимы называют собственно лексическими.
2) Другие – О Д Н О К О Р Н Е В ЫМ И: бездарный – одаренный, беспокойный – спокойный, вбегать – сбегать, возможный – невозможный, завертывать – развертывать, честный – нечестный, бесчестный и т.д. Подобные антонимы называют грамматическими, а точнее, лексико-грамматическими.
Наряду с антонимами языковыми, регулярно используемыми (т. е. общеупотребительными, обычными, узуальными) в антонимических отношениях в определенной речевой ситуации, в том или ином контексте могут оказаться слова, которые в обычном употреблении не выражают противоположных значений. Подобные противопоставления не находят, как правило, отражения в словарях, оставаясь фактом речи. Их нередко называют не только РЕЧЕВЫМИ, но и К О Н Т Е К С Т У А Л Ь Н ЫМ И (контекстными, индивидуальными, авторскими). Они не обычны, а окказиональны, случайны и обусловлены определенным стилистическим заданием. В данном случае речь идет уже не о собственно антонимах, а об использовании приема антонимизации слов, их намеренного сталкивания. Например, у Г.Р. Державина: Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог; у Н.А. Некрасова: Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан; у Н. Погодина: С точки зрения нового мира – это преступление, а с точки зрения старого мира – шалость буйной молодости и т. д.
Основная ФУНКЦИЯ антонимов (и языковых, и контекстуально-речевых) – выражение противоположности, которая исконно присуща значению подобных противопоставлений и не зависит от контекста.
На резком противопоставлении слов-антонимов построена одна из стилистических фигур – АНТИТЕЗА. Этот стилистический прием с разными целями широко используют не только поэты, писатели, публицисты, ученые. Он с давних пор известен народной поэзии, широко представлен в пословицах и поговорках: Знание человека возвышает, а невежество – унижает; Меньше говори, а больше делай; Рука коротка, да ноготок длинный.
Другим стилистическим приемом, который строится на сопоставлении антонимических значений, является ОКСЮМОРОН. Он заключается в сочетании слов, выражающих логически несовместимые понятия, резко противоречащие по смыслу и взаимно исключающие друг друга. См., например: Погружаясь в холодный кипяток нарзана, я чувствовал, как телесные и душевные силы мои возвращались (М.Ю. Лермонтов), «Живой труп » (Л.Н. Толстой), «Оптимистическая трагедия » (В. Вишневский)