Вставьте, где нужно, в поговорках пропущенные буквы. Укажите сверху склонение существительных, оканчивающихся на шипящие.




I. 1. И мыш_ в свою норку тащит корку. 2. Слово не нож_, а до ножа доводит. 3. Гусь свинье не товарищ_. 4. Здоровому врач_ не надобен. 5. Красна реч_ слушаньем.

II.1. Когда будет рож_, тогда и мера. 2. Не столько натрясут груш_, сколько наломают. 3. Плач_ голосист, а печаль смиренна. 4. Один у Мирона сын, да и тот Мироныч_. 5. Клич_ кликать (звать на пир).

 

 

ПРАВОПИСАНИЕ КРАТКИХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

С ОСНОВОЙ НА БУКВЫШИПЯЩИХ

6. Прочитайте пословицы. Объясните, почему в выделенных словах нет Ь. Укажите их частеречную принадлежность. Подчеркните соответствующими чертами грамматические основы всех предложений.

1. Дешев ситец, да линюч. 2. Забор хорош, столбы гнилы. 3. Стар дуб, да корень свеж. 4. Всяк себе хорош. 5. Охоч ездить в гости, да не на чем. 6. Убери пень в вешний день, и пень будет пригож. 7. Человек не за красивое хорош, а за хорошее красив.

 

Постройте слова в пары, найдя каждому существительному из 1-го раздела его прилагательное. В какой форме стоят эти прилагательные? Объясните правописание кратких прилагательных с шипящими на конце.

1) Ветерок ____________, ландыш ____________, мороз ____________, снег ____________, атлет ____________, луч солнца ____________, лес ____________, гиппопотам ____________, день ____________, шиповник ____________, взгляд медузы Горгоны ____________, напиток кока-кола ____________, успех ____________.

2) Неуклюж, шипуч, могуч, жгуч, пахуч, вездесущ, свеж, скрипуч, погож, колюч, дремуч, зловещ, блестящ.

Ь В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ ГЛАГОЛА

Выпишите глаголы с Ь в два ряда в соответствии с правописанием.

1. Если испеч_ луковицу прежде, чем лук собран с огорода, то весь лук высохнет. 2. Реж_, волк, чужую кобылу, да моей овцы не трон_! 3. В поле за ветром не угоняеш_ся. 4. Быт _ в огне, да не обжеч_ся невозможно. 5. Не послушался нас, так плач_ся на себя. 6. Родинки не смоеш_.

 

Вставьте, где нужно, пропущенный Ь. Объясните правописание этих слов.

1. На свете все найдеш_, кроме отца и матери. 2. Как ты хорош_, не наглядет_ся! 3. Чужим богат не будеш_. 4. От умного научиш_ся, от глупого разучиш_ся. 5. Любиш_ гостит_, люби и к себе зват_. 6. На эту удочку меня не поймаеш_. 7. Поздно береч_ вино, когда бочка пуста.

 

 

Ь В НАРЕЧИЯХ, ЧАСТИЦАХ, ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

И В ДРУГИХ ЧАСТЯХ РЕЧИ

С БУКВАМИ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ

Вставьте, где нужно, пропущенные буквы и укажите сверху над каждым выделенным словом частеречную принадлежность.

1. Что у людей водится, от того и мы не проч_. 2. Ладно, кума, лиш_ бы правда была. 3. Сплош_ да рядом. 4. Посильна беда со смехами, а невмоч_ беда со слезами. 5. На богатого ворота настеж_, на убогого запор. 6. Дают ему грош, так, виш_, не хорош.

 

 

Тема № 11:

РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Ъ и Ь

Компете́нция (от лат. competere – соответствовать, подходить) – способность применять знания, умения, навыки и успешно действовать на основе практического опыта при решении задач в узкой или широкой области деятельности.

В результате усвоения этой темы мы должны обладать следующими общими компетенциями (ОК):

ОК 1: понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;

ОК 4: осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;

ОК 6: работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями;

ОК 11: соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Толковый словарь

ДАЛЬТОНИЗМ, -а, м. Недостаток зрения - неспособность различать нек-рые цвета, обычно красный и зеленый.

ДЕБАТЫ, -ов (книжн.). Прения, обсуждение вопроса. Парламентские д.

законодательство, действующие правила, действующее лицо (герой художественного произведения), действующая армия (находящаяся на фронте во время войны).

. План:

1. Разделительная функция Ъ и его употребление на письме

2. Разделительная функция Ь и его употребление на письме

Вопросы:

1. В каких случаях употребляется на письме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ?

2. В каких случаях употребляется на письме РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ь?

1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Ъ И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

1.Перед Е, Ё, Ю, Я после приставки, оканчивающейся на согласную: съехать, объяснить, предъюбилейный и др.

2. В иноязычных словах после приставки на согласную (АД-, ИН-, ИНТЕР-, КОН-, КОНТР-, ОБ-, СУБ-, ТРАНС-, ПАН-: адъютант, инъекция, объект, субъект, панъевропейский и др.

3.В сложных словах, первую часть которых образуют числительные ДВУХ-, ТРЕХ-, ЧЕТЫРЕХ- или компоненты МЕЖ-, СВЕРХ-: двухъярусный, межъязыковой, сверхъестественный и др.

2. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ Ь И ЕГО УПОТРЕБЛЕНИЕ НА ПИСЬМЕ

1. Перед Е, Ё, И, Ю, Я внутри слова: барьер, интервью, обезьяна и др.

2. В некоторых иноязычных словах перед О: бульон, медальон и др.

· Задания, упражнения, тесты

Вставьте, где нужно, разделительные Ъ или Ь. Выпишите из толкового словаря в свой словарик значение выделенных слов. Составьте с ними словосочетания или предложения.

Клоч_я пуха, об_ём шара, пред_явить справку, употреблять валер_яну, с_узить тему, железнодорожный раз_езд, кинос_ёмки в павил_оне, об_явить ультиматум, трёх_язычный словарь, об_ем шара, в_ется над крышей, б_ются о скалы.

. 3. Исправьте, где нужно, ошибки, связанные с употреблением разделительных Ъ и Ь.

1. Наступил предъэкзаменационный период. 2. Анна открыла медальон, в котором был портрет Серёжи. 3. Атлет обладал сверхьестественной силой.

4. В заброшенном саду рос буръян.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: