Распятие Буса. «Образы Русколани» 7 глава




8И узнал он от Каранджеля, всеслышащего и всезнающего, которому открыты все тайны земли, что далеко на Востоке, на острове Радо- весте, у подножия Сиян-горы14, откуда Солнце встаёт по утрам, живёт царевна Сияна15, дочь Солнца, затмевающая его своей красотою. И дева та самой судьбою предназначена в супруги Бусу.

9И послал царь Морияр змея Каранджеля через горы и долины, мимо гор Фарсийских, минуя царство Синьское, в царство Ямы на Радовесте, завоёванное гуннами. И те гунны, придя из-за моря, войны вели с древними родами земли сей16, коих зовут айянами, что родня антам.

И воєводою гуннов был сын царя Яматарий, в лютости своей убивавший всех и сразивший коварно исподтишка даже старшего брата своего, желая сам наследовать змею-отцу.

10И тот Морияр решил одолжить на время князю Яматару корд Седыев, что есть серп Мары, дабы тот захватил царство Солнца у Сиян-горы, так, чтобы Бус Белояр отправился на помощь невесте своей в эту далёкую страну на Востоке, а Моргуль-град остался бы без призрения.

ПИ так, одолев горы и море, предстал змей Каранджель пред князем Яматаром и дал ему оружие богини Смерти. И рёк ему условие Морияра: возвратить серп после битвы. Но Яматар в лютости своей, завладев серпом Мары, тут же обрушил его на дракона, и разрубил его пополам, как бог Семаргл Луну. Но не ведал Яматарий, что с новою луною дракон Смерти возродится.

12А тогда страх великий поселился в земле той, и в ужасе от того серпа Мары бежали от Яматария прочь люди родов айянских. Восхотев же его сжечь, они подожгли вокруг князя в поле сухую траву. Но прошёл по полю тому Яматар и сжал его серпом Мары, и сжал также жизни всех врагов своих, и поразил царя айян, внука Солнца.

13И тогда Сияна-царевна ушла из дворца своего и сокрылась в пещере Сиян-горы. А вход в ту пещеру Яматар завалил скалами великими. И померкло тогда в небе Солнце ясное, и в печали Птица Матерь Слава перестала возжигать в небесах Радугу семицветную.

 

 

 

ЫА когда Яматар возвращался с горы, то ударил ногою труп дракона Каранджеля, и тогда из брюха его выползла змея, и ужалила • Яматара в стопу, и пал он, и умер в мучениях. А змея та выросла в дракона, и затем возродившийся с Луною змей Каранджель ринулся с серпом Луны к хозяину своему Морияру.

16А на Руси Святой тогда сам Велес Суревич явился к Бусу Белояру и передал ему печальную весть, что невеста его Сияна запечатана на островах Радовесты в пещере Сиян-горы.

И ещё сказал князю Велес Суревич:

— Отправляйся, Бус, к сей стране прекрасной, что посреди моря синего и гор высоких! И дуют там ветры буйные из Златой страны

предков*', и поднимают волны они, что накатываются на скалистые берега. И там сверкает снегом Сиян-гора, где ныне в пещере зачарованной заключена Сияна, радость мира. Освободи её! Ибо если не будет Сияна свободна, и не осенит лица её улыбка, вовеки не будет в мире красоты и весна не наступит.

17— А как освободить её? И как вернуть радость миру? — вопросил Бус Белояр, как и положено по закону Прави.

18И ответил ему Велес:

— Вот возьми от меня в дар свирель златую, что вывела меня в давние годы из пещер царства Нави. А от Матери Славы возьми в дар — зеркало заветное и ожерелье яшмовое. Сыграй на свирели, и Сияна, услышав её, сама выйдет из пещеры, и коли посмотрит она в зеркало и примерит ожерелье, то в мире вновь будет весна.

19Тогда Бус Белояр утром ранним, когда в алом мареве на Востоке тонет звезда Денница, отправился в дальний путь. На крылатом Единороге перенёсся он через поля и горы, и синее море, и слетел ко Сиян-горе18. И отвалил он камни, что закрывали пещеру. А затем на сосне, древе познания, повесил у входа зеркало и ожерелье.

эдИ заиграл он на свирели, и на его зов вышла Сияна из тьмы, и увидела она то зеркало, и, заглянув в него, удивилась красоте своей. Примерив же ожерелье, она улыбнулась. И тогда воссияло Солнце в небе, зацвели вокруг цветы и запели птицы, радуясь весеннему пробуждению.

4) Сражения Буса Белояра и Сурияра с гуннами в Азии. Путь Бусов от Страны Восходящего Солнца и Страны Утренней Росы к Стране Рос Предвечерних (от Японии и Кореи к Руси). Притча о китайских мандаринах. (322—324 гг.).

ХИ когда спустились Бус и Сияна в долины с Сиян-горы, люди восславили их, как князя и княгиню Радовесты, и с тех пор айяны звали себя также племенем Бусовым19.

2Бус же решил обойти все те земли на кораблях, дабы сияние благотворной власти детей Солнца озарило всю страну. И везде с Бусом был Финист-сокол, служивший ему по велению Велеса. И так во главе айянских ратей вступил он в земли царства Ямы, захваченные гуннами.

3Но там неласково встретил его царь-змей, отец Яматара. И когда завязался бой, прилетел Финист-сокол и ослепил сиянием своим царя-змея и всех нападавших. И тогда одни гунны в страхе великом обратились в бегство, а другие сдались на милость князя Буса.

4И так страна Яматара подчинилась власти Буса и наслаждалась при нём благоденствием и покоем. И вскоре Бус и Сияна торжественно венчались и вступили на престол во храме Матери Славы, возведённом на Сиян-горе. И родились у них потом три дочери, а четвёртым был сын, коему мать дала имя Один20 — в память первого царя ариев.

5И было так, что однажды ночью царица Сияна спала в своих палатах, и во сне к ней низошла птицею с разноцветными перьями сама Матерь

6И она рассказала ей о земле на западе, в которой дороги усыпаны златом, серебром и самоцветами. И сей край пролетает Солнце ранним утром, восходя с Сиян-горы, и потому она именуется Страной Утренней Росы21.

7Но ту прекрасную страну, что принадлежала прежде Синьскому царству, поработили гунны Морияр-бана, и потому там теперь льётся кровь и стелется дым от пожаров. Потому для блага и процветания той земли нужно её освободить, дабы ничто не печалило Солнце.

8И рассказала тот сон Сияна своему мужу. И согласился с ней Бус, но сказал, что не войною следует освободить землю ту, а силою Предвечного Света. И сел он на коня Единорога и, простившись с супругою, белокрылой птицей взмыл в сияющие небеса.

в то время отец его Дажень-яр и Сурияр, брат названый, по договору с парсами сражались против гуннов. И разбили они орды их в Семиречье.

10И после того рати Дажень-яра и Сурияра разделились. Дажень-яр вернулся к детям и супруге Милиде в град Моргуль, коему он возвратил имя Яр-град, а по князю тот город стал именоваться Дажин Яром.

ИА князь Сурияр двинул рати на Восток за горы Синьские, преследуя разбитую орду змея Морияра. И свершил на пути сём он подвиги великие, и стал славен, как сам Арий Древний. Однако пусть расскажут о всех его деяниях другие, ибо иначе книге сей не будет конца.

12И когда Сурияр князь проходил горы Синьские, пригласил его в столицу свою император той земли Жёлтый Дракон из рода Сама, хранитель Белой гробницы.

13Тот же император Сама был в родстве с князем Сурияром, ибо дед его, коего также звали Сама, был из рода князей царства Кушанского. И тот дед принёс императору синьскому яблоко мандариновое из сада Ирийского, что избавляло от болезней и жизнь продлевало. А в награду император дал ему чин советника, которые с тех пор так и назывались мандаринами, также сделал его полководцем войска своего. И так он возвысился, что после и он сам, и дети его стали императорами.

иА в то время Синьская империя была сокрушена свирепостью гуннов и умалилась до царства малого на Золотой Кубан-реке, и раздирали его смуты.

15И прибыл в Синь-град князь Сурияр и принят был с почестями и славой, как родственник государя. В ночь же, накануне встречи, императору Саме приснился чудный сон. И рассказал император о своём сновидении князю Сурияру, и просил истолковать его.

А видел он на Востоке за морем сияющим кипящие серебром облака, и там явился всадник великого роста, сам золотой, и от него исходили солнечные лучи, и скакал он по радуге семицветной на коне белом, и сверкал во лбу коня алмазный рог22.

17И так истолковал сон императора Сурияр:

— То был сам нисшедший с небес Сын Света князь Бус Белояр — Будай ярый Востока и Запада! Тот, кто нисшёл через тысячу лет после ухода Бу- дая-сака, дабы вновь нести Свет Знания на Восток.

18Услышав то, император повелел искусным живописцам и ваятелям украсить храмы Будая и расписать их изображениями тысячи всадников на белых конях.

А князю Сурияру он повелел дать,в руки правление в восточных областях до Сияр-реки23, куда вступили его рати и все земли, кои он очистит от гуннов. А также он велел всем прибывшим с князем дать шёлковые ткани, доспехи и оружие. И даже настаивал, чтобы Сурияр согласился властвовать также и над другим берегом реки Сияр.

20Сурияр же не пожелал один править четырьмя сторонами вселенной и тем возвеличиться, и быть более славным, чем Бус Белояр. И так он послал брату Бусу весть с соколом. И встретились братья пред Сияр-градом, захваченным гуннами. И увидели все в граде, что приближается к ним Бус на крылатом коне, и вышли они навстречу, прославляя его.

21И рёк тогда князь Морияр: «Рок мой — тот рог во лбу единорога!» И бежал он из ставки своей, оставленный всеми, дабы вновь собрать войска гуннов на западе.

так вошли братья в Сияр-град, но Бус отказался от трона, ибо Матерью Славой ему был предречён иной путь. И так же, как Велес уступил Хорсу трон Солнца, так и Бус уступил трон Страны Утренней Росы брату, который отныне принял имя — Хоре24.

2дИ так князь Сурияр был коронован и стал править от имени Буса и Велеса, именуемого также Асилою Суревичем, и страна та также стала зваться Страной Асилы.

^Царица же Сияна, дочь Солнца, тосковала по Бусу. И тогда время ей приспело рождать сына, и пожелала она, чтобы тот увидел отца. И так, снарядив корабли, отправилась она чрез море синее. И была на море буря великая, и едва не погибла она, ибо пришёл срок для родов. И так среди волн великих, грозы и молний родился сын Буса — Один, прославившийся в битвах.

25И тогда Бус Белояр, взлетев над морем, заиграл на свирели волшебной, и утишил бурю, и так спас корабли и Сияну с младенцем. И простился затем Бус Белояр с супругою и сыном своим, ибо Путь его теперь лежал вслед Солнцу на Русь, где ему был завещан златой трон отца Да- жень-яра.

5) Битва Дажень-яра с Морияром на Волге. Навна сжигает Морияра в Мартын-граде. Дажень-яр основывает град своего имени на Волге и ищет проклятые сокровища. Смерть Дажень-яра от змеи (328 год).

1И вот пришло время поведать вам о делах дивных, исполненных геройства, и достойных удивления, и ведущих ко спасению души.

2И было так в лето от воплощения Буса тридцать пятое, когда за грехи наши князь Морияр пришёл на Русь Святую и основал престол свой в Мартын-граде на Волге-реке. И ходил он тогда с ратью своей на град Дажин Яр, и будто змей лютый разорял все земли вокруг.

дА в той земле сидел род Дажень-яра и Мили- ды, дети их младые — Ильяр Моровленин, что правил во Муроме, Асень Премудрый — правивший в Сенеже Сурожском, и Волгар находчивый —

 

(у сидевший в Китеже Волжском, что близ крепо- сти Дажин-яровой.

4Старшие же братья правили в Алании на Пяти горах: Словен — правил во Словенске, Киян — в Киян-граде, и посылали они наместников править в Словенск на Волхове и Киев на Непре- реке, а младший брат Гвидон — правил в Тама- тархе на море Сурожском. Сёстры же их отданы были замуж за князей венедов, готов, земеголы, ильменов и голяди.

5Златогор же правил в Успен-граде Златогоро- вом в степи Турдакской25. А престол высокий князя Дажень-яра был во Кияр-граде, а также зимней порою в Яр-граде на Пяти горах.

вИ когда ходил Морияр от Мартын-града к Да- жин Яру, желая вернуть сокровища свои, встречали его рати Волгара и Ильяра, и подоспевали затем рати Асеня. И не было покоя родам руско- ланским, земля же та пришла в запустение.

7И так, видя жестокость бича гуннского, храброе сердце Дажень-яра воспылало желанием вновь вступить с гуннами в войну, дабы избавить от сей напасти роды свои.

8И так, оставив Аланию и Альванию на попечение старших детей, Дажень-яр двинул рати аланские на Мартын-град. И там, соединившись с берендеями Асеня, также муромой князя Ильяра и булгарами Волгани, явился под стенами высокими. И обложил Дажень-яр сей град войсками аланскими с суши, а струги булгар и берендеев подошли с реки и расплескали вёслами Волгу.

9И с того времени беда за бедой обрушивались на осаждённых в крепости. А было в ней десять тысяч ратников и тысяча всадников гуннских. И видели жители града несметное множество войск, подступивших с севера и с запада и окруживших их, словно море. И видели они осадные орудия, изготовленные в Ромее и присланные Константином-царем, с помощью коих русколане огромными камнями метко обстреливали детинец и башни, сокрушая их.

10И видели они, как, наполнив песком и гравием огромные бурдюки, преградили русколане путь великой реке, омывавшей часть крепости, и обратили её вспять к стенам, но защитники града, подбадривая друг друга, вновь заделывали размывы и проломы.

пНо вот стали иссякать силы у защитников крепости, и видят они, что мыши истребили запасы их зерна, и от голода воины стали убивать коней и собак. И не осталось у них надежды.

12Навне же, супруге Морияра, запала тогда на сердце дума: «Зачем нам умножать потери и ждать погибели? Нужно принести себя в жертву, дабы сокрушить сильного, восставшего против Бога. И следует разорить гнездо змеиное, и ввергнуть змея в бездну огненную!»

13И так, движимая ужасом и любовью в сердце своём, она позвала мужа и всех их сыновей, драконов, на угощение в гостиные палаты. Но не пир был им уготован там, но смерть лютая. И было то в день Велеса,палящего овины. И когда все захмелели, Моравиа обложила залу ту хворостом и сухой травою, и подожгла её, и так обратила пир тризной.

 

 

14И она сама взошла на тот костёр, спася и выведя из пламени лишь одного своего сына — Бу- римира, на прощание открыв ему имя отца его, Дажень-яра. И все её дети, змеёныши, и сам муж Морияр так и не встали ото сна и хмеля, и сгорели в том бушующем пламени, и город загорелся, и люди побежали прочь, сдаваясь на милость владыки Русколани.

И видели тогда, как из среды пламени вылетел змей Каранджель, обретший свободу от власти Морияра, и не спасший его от огня, ибо так перстень с камнем Марабелем перешёл ему. И тогда изрёк он проклятие на род Дажень-яра и предрёк ему скорую гибель от змея и коня. И улетел, сам в иных землях отныне являя лик Морияра.

И так Дажень-яр праздновал победу и скорбел по погибшим героям и о Навне Мораве, что любила его и вошла в пламень, разожжённый сердцем её.

17Когда же заняли русколаны крепость, то Дажень-яр вновь её отстроил, и дал ей новое имя — Белояр-град26. И затем оставил там княжить над русколанами и покорёнными гуннами младого Буримира, присягнувшего отцу, сам же отправился в град свой — Дажин Яр.

18И пожелал тогда князь найти там, в Пановых горах, сокровища предков рода Яров, сокрытые и проклятые Каранджелем. И рёк он: «Не надлежит истине быть сокрытой, а свету — запертым».

19И по воле его стали открывать пещеры и подземелья в Пановых горах, где со времён великой битвы Трёх родов хранились священные реликвии, ибо есть там и источник забвения, и горит огонь веры, и сокрыта сила великая Сокровения.

вот, спустя долгое время в наваждении, насланном колдовством Каранджеля, открылось Дажень-яру место, где был вход в тайное подземелье. И приказал он там копать, и вот выкопали яму, и в ней нашли груду костей коня-единорога.

21И тут сотряслась земля так, что дома и башни пали и рассыпались в пыль, и все, кроме князя, повалились наземь. А из далёких степей и гор подул сильный ветер, вырывающий дубы с кореньями из земли. И кости те из ямы ветер подхватил и рассеял по полю. И это был знак Дажень-яру, предостерегающий, от праотца его.

22Но не внял тому знаку князь, и ступил он на череп единорога, подкатившийся к ноге. И тут выползла из глаза черепа змея, и укусила князя в стопу. И от того укуса Дажень-яр пошатнулся и пал на землю, будто дуб подрубленный. И дух его вырвался, и вознёсся к Алатырь-горе, где он

сел на трапезе славной в златых чертогах у трона Вышнего.

^На земле же русколане с горьким плачем отвезли тело его к Пяти горам, и сожгли на краде великой, и воздвигли над ним Золотой курган. И было это на тридцать шестом году от воплощения Буса Белояра. А сыну Бусу тогда перешёл златой трон Русколани.

с тех пор берендеи во дни Дажьбога и сына его Дажень-яра в память о князе поют поминовение от сына его Златогора, и так справляют славную тризну:

6) Тризна Златогора по князю Дажень-яру.

Ты был нашим кормчим

и вслед за звездою повёл нас по морю

житейских бурь, и шли мы вослед

сей Правой Стезёю, но тучи сокрыли

неба лазурь...

2Как в море бушующем

бурные волны, ты гнев лютых ворогов усмирил.

Ты мир подарил нам

и вольную волю, как Солнышко ясное

Русь озарил.

3Тебя вознесла

великая Сварга,

и Велес владычество даровал, и всякий язык прославлял Дажень-яра, и мудрость и силу

царя восхвалял.

4Владыкой Востока

тебя называли, и гунн пред тобою

колени склонил, и дружбы с тобою

ромеи искали, а царь грозных парсов тебя одарил.

5Но вот лев уснул,

змеёю сражённый.

Не встанешь ты утром на горе врагам, разверзлись овраги

в земле потрясённой, где овнам теперь

не пастись по лугам.

вРусалки сплетают

в ночи хороводы, Стратим завывает,

в лесах дивий рёв, а мы опускаем

огни в сини воды и носим венки

из листьев дубов...

Пояснение:

1 Речь здесь о другом претенденте на трон Римской империи — Максенции.

2 Это Агиульф, отец Германареха.

3 Замечу, с тех времён и поныне в Москве немало топонимов, связанных с именем Буса: микрорайон Бусиново, река Будайка рядом с Сокольниками. О битве с гуннами, повторяющей древние битвы с дивами, напоминают и легенды Москвы, подробно мной изложенные в «Хрониках Святояров» (см. также роман-сказание «Волшебник из Асграда»).

4 Речь о древней крепости на месте современного города Кидекши под Суздалем.

5 Гора в центре современного г. Владимир, до недавнего времени так называли и улицу напротив Золотых ворот, но потом в 1937 году её переименовали в улицу Пушкина. Там и теперь по наблюдению метереологов всегда температура меньше на градус, чем в окрестностях (из-за остуды сердца древних богов и царей).

Легенда о Навне и Милиде, жёнах Дажень-яра, перешла впоследствии на двух жён Александра Невского, гробницы коих и теперь показывают здесь во Владимирском женском Успенском монастыре. Кстати, пути этих жён в истории не пересекались, со второй Александр Невский познакомился после смерти первой. Смотри об этом в книге «Улицы Владимира» (Ярославль, 1989, с. 122).

6 Т.е. мантры (от «вякать», говорить). Мандариновое дерево — значит также «священное древо мантр». Смотри также далее притчу о китайских мандаринах.

7 Саревлград — это Лоян, Гамаюн-град — Чаньань, а, может быть, и Хумдан в Сасанидском Иране.

8 Гунны вначале расселились за Великой Китайской стеной и служили империи, а потом восстали и сокрушили Китай. В 311 году они взяли столицу Лаоян, затем в войнах, длившихся до 316 года, весь Северо-Восточный Китай был захвачен гуннами, которые основали там свои, враждующие между собой варварские царства.

9 Полагаю, это Сыма Жуй, первый император в династии Восточная Цзинь (317-322). Выдвинулся из среды военачальников. Он же первым из китайских императоров принял буддизм.

10 Кубан-река — Жёлтая река, Хуан-хе. В 316 году за Жёлтой рекой была основана новая китайская династия и царство Восточная Цзинь со столицей в городе Нанкине. Императором провозгласил себя полководец Сыма Жуй, принявший имя Хуан- ди. Правда, царство его теперь было невелико, одно из многих, но оно послужило ядром будущего возрождения Китайской империи.

11 Китаи — здесь не китайцы (самоназвание хань), а кара-китаи — тюркское племя в Тянь- Шане на границе с Китаем, передавшие ему своё имя (в русских источниках).

12 Здесь имеются в виду алтайские динлины, потомки скифов.

13 Перевал Азау близ Эльбруса.

14 Речь, очевидно, о Японии и горе Фудзияма.

15 Сэнгэн-сама — великодушная богиня горы Фудзияма. Паломники со всей Японии приходят к горе, чтобы подняться на вершину и с первыми лучами

М восходящего солнца поклониться Сэнгэн-саме. В одной руке Сэнгэн-сама держит магический драгоценный камень, а в другой — ветвь дерева сасаки (Cleyera japónica). Это дерево — один из тех священных предметов, при помощи которых боги выманили из грота богиню Аматэрасу (Матерь Сва).

16 Очевидно, речь об айнах, кои в эпосе именуют себя «онтами» или «унтами» (то же, что «анты»).

17 Имеется ввиду, очевидно, Америка. По «Золотому Сказанию» — это загробный мир, Алтын-страна, она же, полагаю, Атлантида греков. Впрочем, Золотой страной именовали и Китай, империю Цзинь («цзинь», по-китайски золото).

18 В японских и корейских преданиях он — принц Пако (более известный по своему посмертному китайскому имени Дзимму), сын царя Угая- пуки, правившего в Пимука. Он же супруг Дзин- гу (Сияны), его сын Одзин (Один).

19 Айнов также называют народом эбису. Отметим, что и высший слой самураев также именуется бусы, и они следуют кодексу бусидо. Полагаю, все эти названия восходят к имени великого учителя Буса Белояра.

20 Имеется в виду император Японии Одзин, правивший в начале IV века, обожествлённый впоследствии как бог войны.

21 Или Страной Утренней Свежести. Имеется ввиду Корея, бывшая до завоевания гуннами Муюна (Марая) в 313 году, провинцией Китая.

22 Существует Монастырь Белой Лошади, сохранившийся поныне в городе Лоян, древней столице Китая. По легенде, эта лошадь ходила по развалинам монастыря, разрушенного гуннами, и жалобно ржала. Также рассказывают, что затем на ней явился в Китай сам Будда в образе Праведного Учителя. Почитают Белую Лошадь и в Корее, на земле древнего государства Силла. Согласно хронике Кима Бусико, на сей лошади явился в Корею сошедший со звёзд правитель Пако Суро (ср. Баксу, тюркское имя Буса). Изображение сей лошади до сих пор сохранилось в гробнице Чонмачон близ города Гёнд- жу, и это единственный рисунок, оставшийся со времени государства Силла в Корее (IV в.).

23 Вероятно, речь об Амуре на Дальнем Востоке.

24 Судя по всему, Сурьяр стал править в государстве Силла в Корее под именем Корхэ (или Хирхэ). Время правления по корейской летописи Самгук- саке — 310-355 годы. Предыдущая история государства Силла легендарна. Под именами мифических предков династии Пако (Бако), родившихся от горы Менги-сорги, следует видеть аланских царевичей, явившихся от горы Менги-тау (балкарское название Эльбруса). До сего эта земля почиталась

л также провинцией Китая, потому и в армянских л источниках Сурена, сына Анйка Пахлавика, спасенного после убиства Корс-яра, почитают императором Китая, воспитанным у Дживаншира-Эфтала (см. выше). Он же в буддийских легендах Тибета, Алтая — великий герой и правитель Гэсер.

25 Имеется в виду т.н. «Татарское городище» под Ставрополем, где в древности был скифский город У спа с грандиозной усьщальницей Майи Златогорки.

26 В будущем этот город получил имя Булгар (или Буляр) и стал столицей Волжской Булгарии. Развалины его расположены недалеко от Казани.

 

КНЯЗЬ СЕДЬМОЙ

Бус Бєлояр

VII. Деяния Буса свет Белояра, Лебеди и Златогора

1) О роде Белояров и Святояров. Бусова проповедь о Стезе Прави. Сотворение Китежской обители.

ХИ вот то, чего я ждал с трепетом сердечным, к тому подхожу, движимый любовью, и приближаюсь с надеждой, укрепляясь верой праведной.

2И так начинаю свой рассказ, как и положено, поминая всех прежних князей Белояров, род коих идёт от Ярилы, сына Велеса мудрого и Дивы дивной. Также поминаю я князей Святояров, о коих в древних свитках сказано, что первый князь Святой Яр был рождён владыкой Асъ-града мудрым Асгастом Сварожичем, внуком Крышня, который в Битве Цветов у озера Светлоярова на Великой Ра-реке поял любовь Дулебы Радогастовны1.

3Те же два корня рода Яров слились в Бусе, ибо род матери его Милиды, дочери Асеня, идёт от Белояров и Велеса Сурича, а род отца Дажень-яра — от Святояров и Крышня2.

4И сей сын Света Предвечного, сам Свет Тихий, заступник наш пред Вышним Богом, князь Бус Белояр следовал по Стезе Прави вслед за Солнцем и Матерью Славой. И был он после сна и холодов долгой Зимы — как Вестник Весны и Света Зелёного, и как Будай для Руси Святой.

 

 

 

бИ так от Островов Восходящего Солнца и от Земли Утренней Росы пролетел он через царство Поднебесное, где Дажьбога старый удел, в Край Светлых Рос и Зорь Предвечерних. И то наша родная Святоросская страна, что именуется Русью Аланской и Арианской, и это есть святая земля внуков Дажьбога, который суть бог, дающий дожди, а также тепло и свет дня, и всяческие блага.

^алее же путь Буса лежал к острову Радостее, где Солнце заходит, и к жаркому Солнцу Египта. А завершал он Трояновы века у Алатырь-горы в святом Белогорье.

?И так, преисполненный небесных благ, возвратился Бус в страну Святоросию вместе с мудрым волшебником из страны Солнца — Китальваном3.

у 8И они учили и свершали над русичами обряды, согласно канонам. И все, приняв учение, на у Купалу венчались цветами и славили Живу Сва- У роговну. И так из страны нашей были изгнаны / бесы ненависти и уныния, и прекратились кровавые жертвы, и устыдилось заблуждение, и воспряла истина, воцарилась любовь сердечная, и разлился свет незримый. дА Бус проповедал и укреплял в сердце русколан: «Придите ко мне, ищущие утешения, и да оставит вас страдание, и лёгким станет бремя ваше в сём мире, и обретёте вы силу, и примете свет духовный.

10И так смело идите к истине предков по Стезе Прави, и попирайте смерть любовью, силой духа и верою. Живите по заветам отцов, любите жизнь и свой род, и не творите зла даже в помыслах, ибо ничто не скрыто от Вышнего в сердце вашем.

пНо не будьте рабами плоти и желаний, ибо они порождают страдание. Отвергайте всякое рабство, ибо раб в жизни — суть раб и в вечности, а в каждом мгновении — вечность. А потому наипаче всего цените каждый миг жизни и берегите свободу!

12Изгоняйте мрак невежества, которое порождает страдание, и так стремитесь воспринять свет знания, идущий от истинных учителей.

И будьте мудры, и отвергайте кривые пути!

И пусть Стезя Прави приведёт вас к вратам храма Вышня, к источнику Света Предвечного.

13Так стройте же обители и храмы предков, где будет обитать истина и где будут учить знанию »д Вед. И отдавайте каждый десятую часть от л*

трудов своих учителям и предкам вашим, дабы прочищать пути к истине и спасать души!»

14И так в начале славных дел, венчавшись на царство волею вышней, Бус Белояр пожелал, чтобы русколане без промедления бтвергли заблуждения, ведущие кривыми путями к погибели, и так встали на Правую Стезю.

15И повелел он собирать детей волхвов, чародеев, жрецов и отдавать их в учение, дабы обучать праведной вере, и знаниями просветить ум и наставить их в служении истине. Многих же отроков, и всех своих детей, он собрал в Китеж-яре, и выстроил им обитель, и назначил над ними учителем мудрого Китальвана, доверив ему обучение.

16И каждый раз, когда князь приезжал в Ки- теж-яр совершать служение в память предков и отца его Дажень-яра, он заходил и в Китеж - скую обитель, собирал вокруг себя детей волхвов и жрецов. И те окружали его толпою, кто с книгами, кто со свитками в руках. И Бус велел им читать хором, а сам слушал и, весьма радуясь, гордился ими, говоря, что они и есть то сокровище предков, которое хотел обрести отец его Дажень-яр.

17И ещё говорил он, как весною пробуждается природа, и солнцу радуется всякая тварь, и зацветают цветы, так и разум их пробуждается учением праведным, которое потом принесёт благой плод. И пусть они теперь веселятся, в пору цветения юности, а после возвратятся просвещать роды свои.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: