Согласно «Русским Ведам» священная история начиналась со времён первых прародителей. А собственно история Руси начинается с истории Руско- лани, или Руси Аланской, которая предшествовала Руси Киевской.
«Ярилина книга», также как и ранее «Велесова книга», давшие нам имя древнего и раннесредневекового русского государства, Русколани, начали изучаться недавно. Но и ранее Русколань была известна античным историкам под латинским именем, как страна Кохи1аш 8агта1е, то есть земля рокса- лан-сарматов, коих правильнее называть рокс-ала- нами (русыми аланами). Как и ныне Россия, так и в древности Русь Аланская, объединяла множество родов, посему аланами называли себя также роды, входившие в арийский союз, и не только иронцы — предки осетин, но также и тюркские роды Кавказа, Поволжья и т.д. Аланы были известны на обширных пространствах Евразии, о чём речь далее.
Однако во все века роксалан, как сарматское племя, почитали прародителями именно русов самые авторитетные и отечественные, и иноземные историки. Основания тому как были, так и есть весьма крепкие, ибо нет числа свидетельствам и античным, и раннесредневековым, где русы выступают под именем сармат, роксалан и алан, а также и под иными, общими для многих народов, именами. Их называли венедами, скифами и тав- роскифами и т.д. Во многих древних источниках разъяснялось тождество русов и роксалан.
Но начиная с XVIII века в российской исторической науке стали работать учёные, приглашаемые из зарубежных университетов. Они основали «нор- манизм» — псевдоучение, согласно коему всеми своими достижениями, государственностью и культурой и даже самим именем «русь», славяне обязаны пришлым скандинавам и германцам. Ими отрицалась вся древняя история Руси до «призвания варягов» (IX век), отвергалась преемственность Руси и Рок- салании. Цель сего была геополитическая, норма- нистам важно было поставить Россию в зависимость от Запада, а также ослабить позиции России на юге: в степях Украины, в Крыму, на Кавказе. Эта идеологическая борьба была следствием европейских войн последних столетий. В России норманистам противостояли историки-славянофилы, и среди них историки казачества, разрабатывавшие теорию Черноморской и Кавказской Руси.
|
Норманизм процветает поныне и в откровенно антирусской, и в скрытой разновидностях, хотя в последнее время он был потеснён новой «хазарской теорией» происхождения государственности на Руси. Последователи сей теории отдали весь юг Древней Руси хазарам, кочевому народу, принявшему иудаизм в VIII веке н.э. Им же приписали и «великую цивилизаторскую миссию». Все эти теории — политические и лежат вне подлинной исторической науки, а нашей задачей является изложение достижений именно науки, и, прежде всего, славянофильской исторической школы. Следует смелее, не оглядываясь на ложные авторитеты, возвращать истинное понимание русской истории.
И это нужно для более ясного видения того пути, по которому мы идём сейчас и по которому шли предки наши. Это важно также и для духовного здоровья нации. Необходимо возвратить в российскую культуру, и, прежде всего, в литературу и искусство, славяно-ведические исторические сказания, а также образы древних князей и прародителей, ибо это служит духовному Возрождению России. Нужно восстановить распавшуюся «связь времён», отстоять наше культурное наследие.
|
Русколань и Роксалания в первоисточниках и трудах историков
Россия — это могучее древо, возросшее и раскинувшее свою крону на половину Евразийского континента благодаря стараниям пращуров наших.
Древо это имеет много крепких корней. Одни корни уходят на Север в легендарную працивилизацию арийско-гиперборейскую, иные — за Урал и в Сибирь, в ранние цивилизации скифские и сакские, а иные на юг — в цивилизации атлантические, а позднее и в цивилизации киммерийские и сармато- русколанские. Здесь же будет рассказано о южном, о русколанском корне, об истории Руси до-Киевс- кой, то есть об истории Русколании.
«Веды Руси» называют Древнюю Русь — Руско- ланью. А до её создания русы жили в легендарном Семиречье, землях южноуральских и степях, раскинувшихся от Алтая и Китая до Каспия, а ещё ранее — на Севере. После своего создания Русколань занимала земли от Волги и Северного Кавказа до Дуная.
И «Ярилина Книга», и «Велесова книга» знают славянские цивилизации, которые либо не входили в Русколанский союз, либо в разные времена отделялись от Русколани, сохраняя культурные, торговые и иные связи, когда не были под властью иноземцев. Это Вендия — на западе, Суренжань — в Крыму. Да и земли Семиречья, Алтай и даже север Индии и Ирана ещё долгие века сохраняли связи с Русколанью, ибо правившая в Русколани княжеская династия была ветвью от древних арийских — индийских и иранских — династий.
Золотые, или Трояновы века Русколании закончились во время Великого переселения народов, в IV веке н.э. «И тогда пели о походах отцов своих, о том, что когда Русколань пала ниц из-за сражений с готами и гуннами, тогда Киевская Русь создалась антами». (Лют IV, 6:5). То есть, по «Ведам Руси», эпоха Русколани — это эпоха, предшествовавшая образованию Руси Киевской.
|
Ядро же сей до-Киевской Руси, а также священную столицу Русколании, град Кияр, «Веды Руси» помещают в землях Подонья и Северного Кавказа, Пятигорья, где потом русколан стали вначале теснить гунны, а потом и иные сменившие их находники: хазары, половцы, печенеги и так далее, вплоть до крымских татар и турок-османов.
Сам же Кияр Древний, священную столицу Русколании, «Велесова книга» и «Ярилина книга» размещают вблизи горы Великой — Алатыря, которую ныне именуют Эльбрусом.
«И тогда все сыновья Ария, князья Кий, Щек и Хорив, поднялись на Белую Алатырь-гору, и увидели, что место это исполнено всяких благ, и есть тут реки% изобильные рыбой, а по берегам их тянутся поля и леса, где много зверей и птиц всяких родов. И построили они здесь град Великий Кияр, названный так в память старшего брата, имя коего Кий. А потом братья Щек и Хорив потекли каждый в свой край. И от тех трёх братьев три племени славян происходят.» (Ярилина книга П, 6:1).
Подтверждает эти рассказы и вся совокупность имеющихся у нас исторических свидетельств. Па- „ мять о том, что среди предков русов были роксала-
V ны, сохранилась в нашем летописании. Так в Гус-
I тынской летописи сказано, что от первых прародителей «родишася Венеди, Анты, Аляны, Роска- ны, Раскаляны, аки бы Русь и Аляны... се си вси единого суть народа и языка си ест словянского».
К сожалению, не все древние летописи дошли до нас, многие были уничтожены во времена не столь давние, когда в отечественной науке главенствовали норманисты. Да и до сих пор отношение к сим известиям в современной отечественной исторической науке часто скептическое по причине того, <1 что доступные ныне списки этих летописей при-
7 над лежат уже к векам XVI и XVII.
Однако мы имеем и более ранние тому свидетель- I) ства зарубежных писателей-историков. Ещё аничные и раннесредневековые историки и писате- ли помещали предков славян — венедов, роксалан и антов — в Северном Причерноморье и на Северном Кавказе, и об этом будет сказано подробнее. Эта традиция была продолжена в позднее Средневековье, а затем и в новое время, когда складывалась европейская историческая наука.
Так итальянский историк и философ Филиппо Буанокореи Каллимах (1437—1496) определил границы расселения славян в области, «именуе- мой Сарматией»: от Чёрного моря по рекам Днестр и Днепр, до Дона и Рифейских (Уральских) гор. В жизнеописании кардинала Збигнева он написал, что в Сарматии славяне проживают с давних времён, «именуясь венетами, роксаланами, склаво- нами».
В те годы не только сарматское и русколанское происхождение русов не вызывало сомнений. Очевидным казалось и то, что пришли русы с Кавказа. А подтверждением тому, что прародина славян находилась в древности на Северном Кавказе, являлось для историков той эпохи проживание с древности и вплоть до их времени на Северном Кавказе наследников роксалан — казаков, или черкасов (черкесов), как тогда именовали и южнорусские, и малорусские роды.
Впоследствии, уже в XIX веке, имя черкесов перешло и на часть союзных русским адыгов — современных черкесов, которых уже с древнейших времён связывали с русскими черкасами отношения не только союзнические, но и соседские, и родственные, ибо было много смешанных браков.
И даже более того, историки и землеописатели указывали тогда не только на проживание на Северном Кавказе и в Подонье донских казаков-чер- касов, но также на независимое от Московии княжество Пятигорское — наследника древней Тмуто- рокани и Русколани. Оказывается, священная область Пятигорья, ядро Древней Руси-Русколани, с древнейших времён и вплоть до XVI—XVII веков, до оттеснения казаков из этих мест турками- османами, была населена потомками русколан — черкасами и пятигорцами.
Современные отечественные историки не знают о длительной предыстории казачества на Северном Кавказе, ничего не рассказывают и о Пятигорском княжестве. Однако достаточно заглянуть в книги историков XVI и XVII веков, а также на географические карты того времени, как всё ста- новится на свои места.
Так швейцарский историк Конрад Геснер (1516—1558) в книге «Митридат» (1555) перечислил 60 народов славянского языка, среди коих он назвал и «Черкаси Пятигорцы около Чёрного моря» (Circasi Quinquemontani circa Pontum alias Ciercassi).
О том же писал и польский историк и культурный деятель Мацей Меховский (1457—1523).
В «Трактате о двух Сарматиях» (1517) он различил Европейскую и Азиатскую Сарматии. В Европейской Сарматии проживали, по Меховскому, вандалы и славяне (западные, южные и восточные). Причём среди восточных славян он выделил группы русов-черкасов (малороссов), их земли в то время входили в состав Речи Посполитой, а также московитов. И тех и других он почитал потомками роксалан. За Доном же, в Азиатской Сарматии, Меховский знал и иные роды черкесов, коих тогда именовали также «пятигорскими черкасами»: «Дальше, к югу,— писал он,— есть ещё какие-то остатки черкесов. Это весьма дикий и воинственный народ, по происхождению и языку — русские».
От тех же сармат и даже, более точно, северокавказских алан, предводительствуемых царём Аланом II (он же, полагаю, Арий Оседень), производил все славянские народы великий польский.историк Мацей Стрыйковский (1547—1582): «Наши старшие хронисты, — замечал он, — начало славянского народа производят прежде всего от Иафета, сына Ноя... А иные строят длинную генеалогию, восходящую к Алану II, который первый пришёл из Азии в Европу. Он имел четырёх сыновей, из которых старшим был Вандал...»
Более подробно и обстоятельно о русах и славянах Северного Кавказа рассказал также австрийский посол в Москве Сигизмунд Герберштейн. В 1527 году он выпустил книгу «Записки о моско- витских делах», получившую большую известность на Западе. В этой книге он сделал заключение о близости языков, которыми прльзуются: «поляки и русские, властвующие на весьма широком пространстве, и черкесы-пятигорцы у Понта (Чёрного моря)...»
О черкесах же он сообщил также: «Русские утверждают, что это христиане, что они живут независимо по своим законам, а церковную службу выполняют по греческому обряду на славянском языке, которым они и пользуются главным образом в жизни», И это 1527 год! До присоединения Пятигорья к России ещё двести пятьдесят лет! Между Пятигорским княжеством и Московской Русью на тысячу вёрст раскинулась Золотая Орда, вассальная к Турции, в Диком поле за Доном кочуют крымчаки и ногайцы.
Своё сочинение Сигизмунд Герберштейн снабдил картой, где он вполне определённо очертил границы расселения донских черкас, а также древнего славянского Пятигорского княжества на Северном Кавказе. Он даже указал крест, стоящий на самой высокой вершине Пятигорья, то есть на горе Бештау.
Известны и иные географические карты той эпохи. Так пятигорских черкасов на Северном Кавказе мы обнаруживаем на карте Дженкинсона, крупного деятеля английской «Московской компании», который четырежды пересёк Россию от Белого моря до Астрахани в 1557—1562 годах. Составлена эта карта была для практических торговых нужд, и не по преданиям, поэтому она совершенно достоверна.
В те же годы на карте голландского картографа Гесселя Герритса, составленной в 1613 году на основе русской карты 1523 года, мы находим народ пя- тигоров (Petigori) в районе Пятигорья, а чуть восточнее обозначены черкасы-казаки, которые на сей карте помещены в землях алан (асов).
В те же годы хорватский писатель Мавро Орби- ни, бывший архимандритом Рагузским, назвал пятигорцев и черкесов большим и могущественным народом и поставил их в ряд с иными великими славянскими народами. В книге «О славе славян», изданной на итальянском языке в Пезаро в 1601 году (Orbini М. «De gli Slavli et progressaro dell loro»), Орбини написал: «К нации и языку славянскому относятся не только те, кто проживает в Далмации, Иллирике, Истрии и на Карпатах, но также и многие другие большие и могущественные племена: Болгары, Рации или Рассияне, Сербы... Пятигор- цы, которые жилища имеют на пяти горах, Руссы, Подолии, Поляне, Московиты и Черкасы...»
Спустя полвека турецкий путешественник и зем- леописатель Эвлия Челеби (по матери абхазец) рассказал об осаде турками Азова, где сидели донские и запорожские казаки. Поведал он и о легендах, согласно которым древние города Крыма были основаны славянами. И он же в 1666 году достиг на Северном Кавказе страны, которую он назвал «Черкесией», но там уже русских казаков-черке- сов (черкасов) не застал, ибо они уже были оттеснены в степи турками и татарами. Оставшиеся же подвергались ассимиляции.
Московия уже тогда считала эти земли «своими», ибо в 1553 году кабардинцы и казаки «били челом» русскому царю Ивану IV о принятии их в подданство, но османы и татары не дали осуще
ствиться этому. И потому после более чем столетия битв с турками и вассальными им крымскими татарами пятигорцы и черкасы были вытеснены из этого края к Дону, за Терек и на Волгу. Война за свои исконные земли между турками, крымскими татарами и русскими казаками с тех пор не прекращалась. Русские и турецкие войска не раз проходили по этой земле. И потомки пятигорцев, волжские казаки, под предводительством атамана Савельева, в союзе с калмыками, отвоевали свой древние земли в следующем столетии, а именно в 1769 году во время очередной русско-турецкой компании.
Для чего здесь столько внимания уделено именно этому краю? Да только по той причине, что в современных учебниках отечественной истории эти земли почитаются русскими только с конца XVIII века, так же как не признаются предками русских и казаков древние насельники сих мест сарматы и русколаны.
А ведь именно здесь ведические манускрипты помещают столицу обширнейшего и могучего древнего государства Русколани, предшественника Руси Киевской.
И тут следует заметить, что даже в первых учебниках по русской истории, ещё не переписанных норманистами, русколаны не раз назывались предками русов.
Действительно, если открыть Синопсис 1735 года, первый напечатанный гражданским шрифтом учебник русской истории, то мы прочтём: «Под тем Сараматским именем все прародители наши Сла- венороссийские, Москва, Россы, Поляки, Литва, Поморяне, Волынцы и прочая заключаются... От тех же Сарматских и Славянороссийских осад (поселений) тот же народ Росский изыде, от него же неции нарицахуся Россы, а иные Аланы, а потом прозваша- ся Роксоланы, аки бы Росси и Аланы...»
А вот утверждение одного из первых российских историков Василия Никитича Татищева (1686— 1750). Он в своей «Истории Российской с самых древнейших времён» написал следующее: «Оттуда кимбри вышли, где ныне черкесы и пятигоры обитают, и храбрые суть люди. Язык с нами имеют один». И заметим, что Татищев это написал до того, как Кавказ вошёл в состав России. И уже тогда было известно, что в Пятигорье жили народы черкасы и пятигорцы, говорившие на русском языке.
Великий русский просветитель и основатель ан- тинорманизма и славянофильского направления в отечественной исторической науке Михаил Васильевич Ломоносов (1711—1765) в своём капитальном труде «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого...» (1766 г.) так обобщил сведения предшествующих историков о происхождении русов и славян: «Не тщетно западные нынешних веков писатели российский народ за Роксалан признают... Аланов и Роксаланов единоплемён- ство из многих мест древних историков явствует, и разность в том состоит, что Алане — общее имя целого народа, а Роксолане — речение, сложенное от места их обитания, которое не без основания производят от реки Раа, так у древних писателей слывёт Волга. Плиний Аланов и Роксаланов вместе полагает. Роксалане у Птолемея переносным сложением называются Аланорси. Имена Аорси, и Роксане или Россане у Страбона, точное единство Россов и Аланов утверждает: к чему достоверность умножается, что они обои славенского поколения были; за тем, что Сарматов единоплеменными от древних писателей засвидетельствованы...»
В XVIII веке против этой устоявшейся традиции выступили только основатели псевдонаучного нор- манизма — Байер, Миллер и Шлёцер. И далеко не сразу их мнение стало официальным для российской науки. Даже Николай Михайлович Карамзин (1766—1826), представивший официальную версию отечественной истории в своей книге «История государства Российского», издание которой было закончено в 1829 году, только приводит мнение «норманистов» о происхождении казаков от беглецов из России, но он его не разделяет и полагает, что они только «считались таковыми». Он же даёт многие летописные свидетельства о предках казаков: чёрных клобуках, берендеях и черкасах. Более того, в V главе тома VIII, он утверждает, что даже при Иване Грозном на Северном Кавказе существовали христианские черкасские княжества: «Кроме ногаев... и донских казаков, царь (Иван IV) имел на юге усердных слуг в князьях черкасских: они требовали от нас полководца, чтобы воевать Тавриду, и церковных пастырей, чтобы просветить всю их землю учением евангельским. То и другое желание было немедленно исполнено. Государь послал к ним бодрого Вишне- ведского и многих священников, которые в дебрях и на скатах гор Кавказских, основав церкви, обновили там древнее христианство».
Потом эта традиция была продолжена в трудах замечательного учёного, яркого представителя ан- тинорманизма и славянофильства, а также автора многих гимназических учебников истории, выходивших в конце XIX и в начале XX века Дмитрия Ивановича Иловайского (1832—1920). Он посвятил немало капитальных трудов истории Азово- Черноморской Руси, а о роксаланах в своей книге «Начало Руси» (1882) он писал: «Не может быть никакого сомнения в том, что Рось, или Русь, и Роксоланы это одно и то же название, один и тот же народ. Роксаланы иначе выговаривалось Росса- ланы. Это название сложное... Оно означает Алан, живших по реке Рокс или Рос».
Наиболее же подробно, с привлечением редчайших источников, а также казацких преданий, историю казаков, в том числе и северокавказских и черноморских, изложил Е.П. Савельев в своей книге «Древняя история казачества», вышедшей в 1915 году в Новочеркасске (она была переиздана в наше время в Москве). И он также утверждал происхождение казаков от роксалан и сармат и иных древних народов.
В советское время официальной позицией историков, неоднократно декларируемой, был анти- норманизм. Однако в действительности торжествовал всё тот же норманизм, только не выставляемый напоказ.
И только теперь, начиная с 90-х годов XX века, в работах историков новой волны, и прежде всОго велесоведов, а также в научно-популярных книгах эта тема стала вновь подыматься. И потому задачей сей книги я вижу также восстановление исторической справедливости, а, кроме того, популяризацию достижений старой школы, отстаивавшей античную историю Руси и видевшей пра- „ родителей русов в роксаланах, а предшественницей \ Древней Руси — Великую Сарматию или • Русколанию.
Русколанский союз: эпоха, границы княжеств, столицы
Создание Русколани «Ярилина книга», также как и «Велесова книга», относит ко временам первых прародителей, ко временам изначального заселения Русской равнины и Причерноморья. Тогда многими волнами арийские народы шли с Урала, Северной Индии и Ирана.
К примеру, разделение же родов славянских и выделение русколан «Книга Велеса» относит во времена легендарные и представляет так: «Вспомним
о том, как при отце Арии был единым род славян. А после отца три сына его разделили род на три рода (восточные, западные и южные славяне). А потом русколане и венеды разделились на два рода. Так же было и с борусами, которые разошлись на две части. И потому мы имеем около десяти родов. И так будет продолжаться, если мы будем делиться до бесконечности... (Бус III, 3).
К этой эпохе она относит и основание на Кавказе первого арийско-русколанского города, Столицы Мира, носившего имя Киева Древнего или Кияра. Также в глубь времён, за «пятьдесят веков до хазар», то есть к IV тысячелетию до н.э. «Велесова книга» относит основание западной столицы Русколани: Голуни в Поднепровье — на реке Ворскле, притоке Днепра. И говорит, что основан этот город был царём Яру ной и его родами, вышедшими из Пятиречья, то есть из Пенджаба в Северной Индии (он же Ярень в «Веде славян», а в Ведах Индии — царь Арджуна).
Ещё одно основание Киева Антского (Кияра) на Кавказе «Книга Велеса» относит к IX веку до н.э, ко времени исхода родов Ария II (Алана II) из Семиречья. Тогда скифско-аланские роды сменили на Кавказе родственные киммерийские роды.
Русколань после сего просуществовала ещё тысячу лет, отражая нашествия греков и потом римлян, отодвигаясь в степи и вновь занимая побережье Чёрного моря.
Более подробно останавливается на времени пос- ледовавшием за восстановлением арийской власти после эпохи завоеваний Александра Македонского и греко-селевкидских царств, летопись, называемая нами «Ярилиной книгой».
Согласно ей, вновь Русколань, или Русь Аланская, была основана сакской ветвью арийской династии, идущей от Ярсака I, его потомка великого царя Ка- нишки. Потомками сего царя были великие цари Русколани Дажень-яр и Бус Белояр.
И тогда, уже в IV веке н.э., во время бедствий Великого переселения народов русколаны вступили в борьбу с готами и гуннами и были захвачены потоком переселяющихся народов. Но и потом Русь Аланская снова возрождалась уже под иными именами.
«И когда после готской войны обрушилась Русколань, мы её оставили, и притекли к Киеву, и уселись на земле той, где мы вступили в борьбу со степными врагами. И тут мы оборонялись от них» (Бус III, 7:1).
Итак, эпоха Русколани, которая и есть эпоха русской античности или эпоха Древней Руси, имеет временные границы: от основания Кияра Древнего (IV тысячелетие до н.э.), и до падения Русколани в IV веке н.э. Причём последнее тысячелетие — суть эпоха классической античности, или «Трояновы века».
А что говорят «Веды Руси» о географических границах Русколани? В «Велесовой книге», прелую ставляющей западную, венедскую по сути тради
цию, сказано «И так эта земля стала нашей от края до края. И была она Русколанью. Она дана Богами... И Голунъ-град (на Днепре) был велик и богат... И это есть также Земля Волжская. И Ра- река (Волга) её кругом обтекает. И это земля отцов наших» («Велесова книга» Бус IV, 6:4-5).
Однако в «Ярилиной книге» восточная граница земель русколан, а также вовлечённых в общую историю иных арийских родов — алан, саков, да- лян (т.е. динлинов), отодвигается вплоть до Тихого океана, до земель также родственных айян (дальневосточных айнов). Границею же собственно Руси на востоке обозначена Волга и Уральские горы. На западе границами служили Днепр и потом Карпаты и Дунай. На юге — берег Чёрного моря.
Арийский род персов (парсов) также почитался родственным и до начала III века н.э. входил в Арийский союз, коим правили «владыки вселенной» из рода праотца Ария. Потом там пришли к власти Сасаниды и после долгих войн эти земли отложились от союза. Долгое время земли парфя- но-бактрийские, кушанские, т.е. царства в Средней Азии и Северной Индии принадлежали единому арийскому миру. Так, ещё в IV веке, историк Аммиан Марцеллин утверждал, что «аланы занимают бескрайние просторы Скифии вплоть до Ганга». И только нашествие гуннов прервало эту духовную и политико-династическую связь уже в эпоху Великого переселения народов.
Северная граница Русколани не определялась и уходила в малозаселённые земли финнов, где после падения Русколани был основан Новгород.
Русколань разделялась на княжества, которые были объединены общей ведической верой. Русколаны почитали Вышнего. В отличие от русколан их соседи венеды (западные славяне) оказались под влиянием античной греко-римской цивилизации, их вера полагалась русколанами «шаткой». Граница разделения русколан и венедов пролегала близко к той, где ныне пролегает граница между католиками и православными.
Сама же Русколань объединяла княжества: Русь Голуньскую, Русь Воронежскую, Русь Сурожскую и Русь Антскую, или Русь Бусову (так она именовалась в IV столетии). Столицами этих княжеств были Голунь на Днепре, Воронеж на Дону, Сурож в Крыму, а также Сар-град на Кавказе, в Пятигорье. Союзными также почитались земли семиреченских саков или «белых гуннов», затем далян (алтайских динлинов), и айян (айнов), самые восточные арийские племена на Дальнем Востоке.
Но главной, духовной столицей Русколани, а также самым почитаемым градом иных арийских земель — славянских, персидско-иранских, а также и североиндийских почитался святой град Кияр, основанный Кием Древним близ Алатырь-горы, или Эльбруса.
Русколане в трудах древних историков
Немало легенд и исторических известий о сарматах и роксаланах (русколанах) оставили нам античные историки.
Самих сарматов почитали выходцами из Мидии — исторической области на северо-западе Иранского нагорья. Такого мнения придерживались историки Диодор (I в. до н.э.), а также Плиний в I веке н.э.: «Затем реку Танаис (Дон), впадающую в Меоти- ду (Азов) двойным устьем, населяют и сами разделённые на многие племена сарматы — как говорят, потомки мидян» («Естественная история» VI. 7.18-19).
Замечу, что средневековые арабские путеше ственники потом называли и славян «потомками мидян» (аль-Масуди). В самой «Книге Велеса» со держатся сведения о мидийской истории, в частности о Киаксаре, которого тексты «дощечек» именуют Кышеком-царем.
Имя «сар-маты» может означать «царские ми- дийцы», или «царские люди» («сар» значит «царь», a «mat» по-мидийски значит «человек», «миди- ец»). Да и в русском, и в мидийском языках немало родственных слов.
Среди мидийских племен «отец истории» Геродот отмечал кроме магов, ставших жрецами-магами, также бусов и будиев. Потом бусов («басилов») мы находим среди сарматских племен Северного Кавказа (по древнеармянскому историку Фавсту Бу- занду), а будии, возможно, стали славяно-скифским племенем будинов в Поднепровье.
Всё это говорит, прежде всего, о передаче традиции религиозной, ибо расселения арийских народов, в том числе предков славян, происходили по широким просторам Евразии также и в иные эпохи, и по иным путям.
Сами сарматы, в отличие от магов, ещё не были затронуты зороастрийской проповедью, ибо покинули Мидию до рождения Заратуштры, реформатора ведической религии и первого пророка зороастризма. Сарматы были носителями древней ведической религии, они же в «Книге Велеса» — бело- горы, белояры и новояры Кавказа, и они же потом звались пятигорами. Однако саки и массагеты, а также аланы и аорсы (русы), пришедшие на Северный Кавказ из Бактрианы и Согдианы после войн с Александром Великим (IV век до н.э.), принесли кроме восточной разновидности ведизма также зо- роастрийскую и буддийскую веры.
Одним из царских сарматских родов Русколани тогда, надо полагать, был царский род Бусов — возможно, из мидийского племени бусов, сарматских басилов, — родственных царскому роду Ахе- менидов Персии, полагаю, из рода Буса Бактрийс- кого (наследника Дария III). Согласно «Ярилиной книге» прадедом Буса Белояра был непосредственно бактрийский царь Канишка I, благодаря коему буддизм стал из замкнутой и малочисленной индийской секты — мировой религией. Власть же его потомков, утвердившихся на русколанском троне, распространилась также на обширные земли в Европе и Азии, где также стал крепнуть буддизм.
Согласно же «Велесовой книге», предки сарматов ушли из Мидии. Результатом сего была война скифов и персов и последующий исход скифов, предков сармат, из Мидии на Северный Кавказ.
Скифы-прасарматы встретились на Северном Кавказе с матриархальными племенами амазонок. Геродот в середине V века до н.э. рассказывал, что сарматы произошли от браков скифских юношей и амазонок. Поэтому сарматские женщины стали такими же воинами, как и мужчины.
В III веке до н.э. сарматы заполонили все степи Северного Причерноморья между Доном и Днепром, вытеснив скифов в Малую Скифию, в Тавриду (Крым).
Образ русколан и сарматов в трудах греческих и римских историков — это облик обычного варвара и кочевника. Так, греческий историк и географ
I века н.э. Страбон перечисляет различные северные народы, а между ними находит племена «самые северные, обитающие между Танаисом и Бо- рисфеном, — роксаланов». Он даёт краткое описание обычаев роксалан и их вооружения: «У них ходу шлемы и панцири из сыромятной бычьей кожи, они носят плетёные щиты в качестве защитного средства; есть у них также копья, лук и меч... их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасётся скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирал богатые травой места, зимой на болотах Меотиды, а летом на равнинах...»
Спустя пять столетий в этом же районе жили высокорослые русы, о чём сохранилось свидетельство в сирийской хронике Захария Милетского, написанной в 555 году. Среди народов, живущих около Азовского моря, он упомянул: «Соседний с ними (амазонками) народ «рос» (Ьгов), мужчины с огромными конечностями... которых не могут носить кони из-за их конечностей». Речь идёт, очевидно, о большом росте донских русов, предков казаков.
О внешнем облике и об одежде русов-русколан можно судить по более позднему описанию арабского историка ибн-Русте Гардизи. Он в своей книге «Ал-Алак ан-нафиса» (X в. н.э.) написал о русах Подонья: «Они храбры и мужественны... Они высокого роста, статные и смелые при нападениях... Русы носят широкие шаровары, на каждые из которых уходит сто локтей материи. Надевая такие шаровары, они собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают... Все они постоянно носят мечи...» А в сочинении «Худуд ал-Салам» (XI в.) добавлено: «Они (русы) шьют шапки из шерсти с хвостом, свисающим с затылка». Как видим, эти описания дают нам образ казака или малоросса (червоноросса).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Время Буса Белояра
Русь — страна евразийская, столь же западная, сколь и восточная. И так теперь мы погрузимся в «золотой век» традиции, ибо далее речь пойдёт о Времени Бусовом и о самом князе славян, антов и алан IV века нашей эры князе Бусе Белояре.
«Время Бусово», поминаемое в «Слове о полку Игореве», — переломное для судеб не Только Руси, но и всех царств и империй Европы и Азии. Вспомним только о главном, что произошло в мире в считанные десятилетия начала IV века.
Прежде всего, именно тогда после двадцати тысяч лет общеарийской предыстории, была «рождена Русь». Она стала такой, какой мы её знаем теперь, были положены основы нашей культуры, веры, обычаев. Русь выделилась из Арийского мира.
Тогда же в Европе, в Римской империи, утвердилось христианство, а после сего Западная Римская империя пала под натиском Великого переселения народов. Родилась Восточная Римская империя и Византия, был построен Константинополь. И это определило лик как Восточной, так и Западной Европы до наших дней.
В те же годы окончательно отделилась от Арийского мира и Персидская империя. Её сокрушили с севера и востока гунны и аланы, а с запада — римляне, и так она сократилась в своих границах до небольшого царства в Передней Азии. Персия пережила всплеск интереса к христианству и манихейству, также последний «ренессанс» зороастризма в изводе зурванизма, а затем погрузилась в вековечный сон, продолжающийся поныне.
На востоке в те же годы была сокрушена гуннами Китайская тысячелетняя империя, и на её месте образовалось множество борющихся между собой варварских царств. Это привело и к этнической катастрофе, китайское население сократилось в пять раз: с пятидесяти до десяти миллионов. Тогда же в одном из княжеств, объявившим себя наследником империи, был принят буддизм. И именно с этого княжества началось возрождение Китая.
А буддизм, который до сего времени был малочисленной индийской сектой (подобно христианству первых веков), теперь начал быстро распространяться на Дальнем Востоке и по всей Юго-Вос- точной Азии.
Итак, мы переходим к обзору эпохи, описанной в «Яри л иной книге», длившейся немногим более полувека, но определившей лицо мировой цивилизации с тех пор и поныне, на все прошедшие уже полтора тысячелетия.
Славяно-арийские земли в канун Рождества Буса Белояра
В начале IV в. славянские земли были разделены на несколько царств: Русколань, Борусию, Су- ренжань, Остроготию, Словению, Волынь и Вен- дию.
Русколань была наиболее обширным объединением родов и племён, она объединяла на западе три княжества: Голуньское, Воронежское, Лебе- дийское. Голунское княжество располагалось в Приднепровье со столицей в древнем городе Голуни, коему принадлежали 300 городов и сёл. Русь Воронежская имела столицу Воронежец на реке Врронеже. Лебедия имела столицей Киев Антский, или священный Сар-град в Приэльбрусье, в Пятигорье.
Восточнее располагались союзные княжества ала- но-русов, торчин и берендеев. Далее на востоке, в Средней Азии, жили сакские и парфяно-бакт- рийскиё роды, а ещё восточнее — даляне (динли- ны) на границе с Китаем, а потом — айяны (айны) на Дальнем Востоке, также вовлечённые в историю Арийского мира.
В Европе же обширные земли занимала Борусия. Она включала в себя земли от нижнего Днепра до Дуная, в её землях жили буруски, сурожцы-ти- верцы, бежавшие из Тавриды, карпы, а также иные кельтские и фракийские народы. В этот век часть Борусии была подчинена остроготам и везе- готам.
Побережье Чёрного моря и Тавриду поначалу занимала Остроготия, где правили готские короли, бывшие в родстве с русколанами. В сих землях жили разные народы, и славяне составляли существенную, если не большую, часть населения сего королевства. Словения располагалась на северных склонах Карпатских гор, имела столицей Новгород. Чуть севернее была земля дулебов со столицей в Волыни. Вендия занимала земли на побережье Балтийского моря.
Первая половина IV века была временем мира и расцвета славянских земель. Археологи отмечают в сей эпохе «расцвет Черняховской культуры». Славяне научились тогда многому, развилась литература (вспомним имена Бояна, Златогора). Тогда же был создан календарь, доживший до наших дней, построены новые города, храмы.
Суда русов бороздили Чёрное море, и потому впоследствии его называли Русским морем. Согласно данным археологии, в то время земледелие стало вестись более совершенным плугом (с плужным ножом), улучшились гончарное ремесло и выплавка железа, появилось немало предметов роскоши из сопредельных государств Востока и Запада.
Правил в Русколани князь Дажень-яр (отец Буса Белояра) из древнего арийского, точнее парфяно- бактрийского, рода. Известны его имена по другим традициям: Джайна-сар (персидское), Джуаншер (албанское), Данияр (татарское), Джоке- хан (булгарское), Джан-таган (балкарское), Дажо (или Дауо — кабардинское). Полагаю, именно он упоминается и под именем Джоан-пророк в кельтском «Круге Талесина».