Методические рекомендации. Темы рефератов. Критерии оценивания рефератов




Тема рефератавыбирается из списка представленного ниже или предлагается самим обучающимся и согласовывается с преподавателем.

Вторым этапом является подбор источников информации по выбранной теме. Подбирая источники необходимо проверить их актуальность и сформировать библиографический список.

В процессе написания реферата необходимо максимально полно, использовать рекомендованную литературу, понять и правильно передать позицию авторов, используя цитирование авторских текстов, оформление ссылок на используемый библиографический список. При подборе источников особое внимание следует уделять изданиям последних 5 лет, в том числе материалов периодических изданий, сборников научных конференций и т.д., так как они освещают последние достижения науки в соответствующей области знаний. Также следует проверять актуальность, обусловленную сроками действия правовых актов и нормативных документов. Работая с источниками, следует фиксировать их библиографию и делать рабочие записи. Собранная информация систематизируется, обобщается, анализируется. При этом определяется, какой из вопросов является главным, т.е. отражает цель проведения исследования. Его раскрытию должны быть подчинены все остальные вопросы (параграфы) плана реферата.

После ознакомления с содержанием подобранных источников информации, составляется план будущего реферата, определяются его цели и задачи.

При составлении плана реферата необходимо учитывать:

- проблема, цель и задачи планируемой работы должны содержать теоретические и практические аспекты;

- план должен содержать вопросы, необходимые для полного и глубокого раскрытия темы (достижения цели или разрешения поставленной проблемы);

- вопросы должны раскрывать и логически дополнять друг друга;

- в плане не должно содержаться аспектов (вопросов), которые не связаны с целью реферата;

- решенные в работе задачи должны дать ответ на вопрос о том, как поставленную (возникшую) проблему можно разрешить (т.е. что практически нужно делать);

- выводы должны основываться на полученных результатах;

- для предложений должна быть продумана область возможного использования/применения.

Структура и содержание реферата, соотношение его вопросов и подвопросов определяется темой.

Рекомендуемые структурные элементы реферата

1. Титульный лист (Приложение А)

2. Введение

3. Основная часть: параграфы или вопросы

4. Заключение

5. Список использованных источников

6. Приложения

Требования к содержанию

Введение (1-2 страницы) должно включать в себя краткое обоснование актуальности выбранной темы, которая может рассматриваться в связи со сложностью вопроса, наличием многочисленных теорий и/или их противоречивости. Также необходимо показать, почему рассматриваемый вопрос представляет научный интерес, область его возможного применения и практическое значение. Таким образом, тема реферата должна быть актуальна с научной или практической точки зрения.

Важно выделить цель и задачи, которые планируется решить для реализации цели. Обычно одна задача ставится на один параграф (вопрос) реферата.

Цель исследования – то, что необходимо выяснить, изучая тему. Например: выявить особенности (сущность)…; провести сравнительный анализ и определить…; определить основные (характерные) черты …; обозначить (выявить) специфику явления и т.п.).

Задачи исследования – это средства достижения цели. Примерные формулировки: подобрать и изучить литературу по теме; провести аналитический обзор литературы; проанализировать …; осветить …; исследовать …; рассмотреть процесс (явление) и т.п.) работы над рефератом, дается характеристика используемой литературы. Например: «При изучении данной темы была изучена литература …, в которой рассмотрены (представлены) … В наибольшей степени проблема (вопрос) освещены в … (книге, статье, монографии и т.п.)»).

Основная часть реферата (10-12 страниц) должна содержать материал, раскрывающий тему. Его необходимо распределить на параграфы (вопросы), сформулировать их название, расположить, соблюдая логику изложения.

Основная часть реферата, кроме содержания, выбранного из разных литературных источников, также должна включать в себя собственноемнение обучающегося и сформулированные самостоятельные выводы, опирающиеся на приведенные факты.

Текст реферата не должен копироваться с учебников, справочников, нормативно-правовых документов, Интернет-источников. Обучающийся, должен выполнять самостоятельное, творческое исследование, связанное с анализом изложенных фактов, учетом влияния выявленных факторов, установлением взаимосвязей и зависимостей и пр.

К языковым и стилистическим особенностям рефератов относятся слова и обороты речи, носящие обобщающий характер, словесные клише, научные (специфические) термины. Предложения в тексте, как правило, неопределенно-личные, в которых акцент делается на действие, без указания того, кто его выполняет. Например: «проведено сопоставление….», «получены следующие результаты….», «исследование показало…» и т.д. При изложении материала должны использоваться следующие речевые обороты: «важное значение имеет», «уделяется особое внимание», «поднимается вопрос», «можно сделать следующие выводы», «исследуемая проблема», «освещаемый вопрос», «служит основанием для» и т.п.

Заключение (2-3 страницы) - часть реферата, логически вытекающая из основной части. В нем формулируются четкие и краткие выводы по всем вопросам, рассмотренным для реализации поставленной цели, а также дается оценка степени ее достижения. Выводы должны содержать собственные обобщения с учетом различных точек зрения на рассматриваемую проблему, а также новые положения, полученные в результате работы над темой. Высказанные предложения должны иметь практическую направленность с указанием области применения.

Приложения могут включать вспомогательный материал, который загромождает текст основной части работы, но необходим для полноты ее восприятия и оценки практической значимости (копии документов, таблицы вспомогательных и цифровых данных, иллюстрации и т.д.).

Количество источников информации, к которым должен обращаться обучающийся, должно быть не менее 5. Они должны содержать достоверную и актуальную информацию.

 

Темы рефератов

1. Роль товарной экспертизы в повышении безопасности товаров

2. Идентификация товаров: роль, методы, средства

3. Товарная маркировка как инструмент идентификации

4. Фальсификация товаров: проблема и пути ее решения

5. Значение сертификации в повышении качества и безопасности товаров

6. Товарная экспертиза и технические барьеры в торговле

7. Характеристика ассортимента и порядок идентификации на примере товаров продовольственной группы

8. Характеристика ассортимента и порядок идентификации на примере товаров непродовольственной группы

9. Организация и проведение идентификационной экспертизы на примере продовольственной товарной группы

10. Организация и проведение идентификационной экспертизы на примере непродовольственной товарной группы

При оценке реферата, учитывается:

- обоснованность поставленных задач;

- соответствие содержания реферата выбранной теме;

- актуальность, правильность и полнота использования источников;

- глубина проработки материала;

- стиль изложения;

- полнота, правильность и аргументация выводов;

- соответствие оформления реферата требованиям методических указаний.

Критерии оценивания рефератов:

Оценка «отлично» (10 баллов)

- рассмотренные вопросы в полной мере реализуют цель работы;

- выдержан научный стиль изложения, обучающийся демонстрирует полное владение понятийным аппаратом;

- ответы на поставленные вопросы полные со ссылками на первоисточники;

- выводы четкие, краткие, содержат самостоятельно сделанные обобщения и предложения;

- оформление соответствует установленным требованиям.

Оценка «хорошо» (8 баллов)

- автор выполняет исследование в соответствии с планом;

- использует достоверные источники информации;

- содержание вопросов не в полной мере отвечает заявленным формулировкам;

- имеются отдельные замечания по стилю изложения и использованию понятийного аппарата:

- ссылки сделаны не на все заявленные источники информации;

- выводы не в полной мере совпадают с поставленными задачами;

- имеются отдельные замечания по оформлению.

Оценка «удовлетворительно» (6 баллов)

- вопросы плана не в полной мере соответствуют цели работы или раскрыты не полностью;

- работа выполнена с использованием только учебной литературы, что может повлечь искажение информации, связанное с неактуальностью ее источников;

- отсутствуют ссылки на источники информации;

- выводы сделаны формально, лишь частично отражают представленные в основной части реферата материалы исследования;

- оформление работы частично соответствует методическим рекомендациям.

Оценка «неудовлетворительно» (0 баллов)

- тема не раскрыта;

- имеются грубые нарушения в оформлении текста и использованных источников;

- в тексте много заимствований без указания источников;

- устаревшие фактические и статистические данные;

- выводы сделаны формально и не отражают цель и задачи работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: