Рациональное размещение товаров в торговом зале влияет на эффективность работы магазина, качество обслуживания покупателей: сокращается время на отборку товаров покупателями, уменьшаются затраты труда при пополнении товарных запасов в торговом зале. Размещение товаров предполагает размещение ассортимента по всей площади торгового зала с учетом частоты, спроса, комплектности, взаимозаменяемости, габаритов, массы, специфических свойствах товаров.
При размещении товаров в торговом зале должны быть соблюдены следующие требования:
1) быстрая ориентация покупателя в ассортименте торгового объекта;
2) хороший обзор торгового зала;
3) размещение ассортимента товаров обеспечивающее их широкий выбор;
4) размещение в количестве, обеспечивающем бесперебойность торговли;
5) соблюдение правил товарного соседства;
6) закрепление за каждой группой товаров постоянного места в торговом зале;
7) обеспечение сохранности материальных ценностей.
Товары, размещают в зависимости от назначения (рабочий, выставочный и резервный запасы). К рабочему запасу относятся товары, предназначенные для отпуска покупателям. В магазинах с формой продажи через прилавок рабочий запас товаров размещают на оборудовании рабочего места продавца, и большая часть его скрыта от покупателей. В магазинах самообслуживания рабочий запас выложен на оборудовании открыто, и покупатели имеют к нему свободный доступ. При торговле по образцам рабочий запас, подготовленный к подаче в торговый зал, находиться в помещениях для хранения.
Выставочный запас предназначен для информации покупателе об ассортименте имеющихся в продаже товаров. При продаже товаров через прилавок выставочный запас размещают в витринах и на верхних полках пристеночных стеллажей. В магазинах самообслуживания рабочий запас одновременно является и выставочным. При торговле по образцам выставочным запасом являются выставленные в торговом зале образцы товаров.
|
Резервный запас служит для пополнения рабочего запаса в течении дня. Он создается для бесперебойного обслуживания покупателей. При продаже через прилавок рабочий запас храниться на рабочих местах продавцов в нижних выдвижных ящиках прилавков и пристенного оборудования. При самообслуживании – в подсобных помещениях, примыкающих к торговому залу.
При размещении товаров в торговом зале необходимо выполнять следующие правила:
· соблюдение правил товарного соседства;
· товары, требующие нарезки, взвешивания размещаются за прилавком;
· товары, требующие длительного ознакомления, размещаются в глубине торгового зала;
· одноименные товары располагаются рядом;
· сопутствующие товары размещают рядом с основными;
· крупногабаритные товары размещают ближе к выходу;
· небольшие по размерам и особо ценные товары размещают в поле зрения торгового работника;
· товары повседневного спроса размещают равномерно по всему торговому залу;
· товары, требующие частого пополнения, размещают ближе к местам хранения и подготовки к продаже.
Выкладка товаров – это совокупность приемов и способов укладки и показа товаров в торговом зале. Рациональная выкладка обеспечивает удобство при осмотре и отборе товаров, способствует их сохранности, привлекает внимание покупателей.
|
При размещении и выкладки товаров большое значение имеет расположение полок оборудования. Для осмотра и выбора товаров наиболее удобными являются полки, расположенные на уровне глаз покупателя (110-160 см от уровня пола). (Рис.3.1-3.3. Приложение 2)
При размещении товаров на оборудовании применяют следующие способы выкладки: вертикальный, горизонтальный, комбинированный (Рис 3.2. приложение 2); методы выкладки: перекрестный, специальный, декоративный; способы укладки товаров на оборудовании: навалом, поштучно, стопками, рядами.
При горизонтальном способе однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования, занимая каждым видом товара одну-две полки. Вертикальный способ – расположение однородных товаров в несколько рядов на всех полках горки сверху вниз, четко разграничен ассортимент товаров, обеспечивает хороший показ товара, свободный отбор товаров покупателями любого роста. Комбинированный способ применяется чаще всего. Это элементы горизонтального и вертикального способов выкладки одновременно.
Перекрестный метод – рядом с основными товарами располагают сопутствующие товары. При фронтальной выкладке один образец выставляется в натуральную величину, остальные (за ним) видны частично или вовсе не видны (книги).
Специальный метод выкладки товаров - создание мотивационной выкладки товаров, привлечение покупателей к продвигаемой в текущий период группе товаров за счет создания импульса к покупке. Выделяют виды специальных выкладок: тематическая, неделя специальной продажи товаров («Неделя кетчупов»); сезонная выкладка (к Пасхе, 8 Марта); продвижение товаров товаропроизводителя или региона происхождения («Сыры Швейцарии», «Вина Франции»).
|
Декоративный метод выкладки товаров (в виде фигурных штабелей, пирамид и т.п.) позволяет привлечь внимание покупателей. Применяется только для рекламы товаров.
Метод укладки «навалом» применяется для упакованных товаров и товаров, пригодных для продажи россыпью. Создается эффект максимальной доступности товара, более эффективно используется площадь выкладки. Товар располагают в больших количествах на подиумах или специально сконструированном оборудовании. Такой метод вызывает ассоциацию с низкой ценой, повышает спрос, привлекает внимание покупателей.
Группировать товары для выкладки можно по следующим признакам: видам товара, брендами родственных по спросу товаров, тематике. Группировка товаров по видам применения в различных магазинах, в том числе и наибольших по площади. В крупных универсальных магазинах товары чаще всего группируются по брендам, по предприятиям-изготовителям. В основе тематической выкладки лежит определенная идея, например, товары для дачного отдыха летом.
В современных крупных магазинах выкладку товаров в торговом зале осуществляет мерчандайзер. Он выкладывает товары в торговом зале, оформляет места выкладки рекламными элементами, обеспечивает необходимое и достаточное количество товаров в местах выкладки.