МЕТОДИКИ ВЫЯВЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ВНИМАНИЯ




 

1. Цель: установить уровень развития произвольного вни­мания.

Ход: под руководством учителя учащиеся на листках клетчатой бумаги рисуют квадрат из 25 клеток, в которые вписывают предло­женные учителем числа (см. образец). Рядом на том же листке учащиеся рисуют второй подобный квадрат. Сюда по команде учи­теля они переписывают в порядке возрастания числа из первого квадрата-образца, начиная с верхней левой клетки, за 1,5 минуты.

Обработка: учитывается количество правильно выписанных чисел до первой ошибки.

 

Ранжирование результатов диагностики

IV уровень – высокий (более 14 чисел)

III уровень – средний (11-14 чисел)

II уровень – низкий (менее II чисел)

I уровень – очень низкий (менее 5 чисел)

 

Образец:

 

         
         
         
         
         

 

 

2. Цель: диагностика уровня умственной работоспособно­сти и умения переключать внимание.

Ход: учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно над другим. Сложение выполняется двумя способами поочередно в течение 1 мин.

1-ый способ: сумму исходных чисел ставят в верхнюю строчку, а под ней - в нижнюю, переносят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают и пишут число единиц.

2-ой способ: сумму исходных чисел ставят в нижнюю строку, а вверх переносят нижнее слагаемое.

 

Ученикам подробно объясняют и показывают на примере оба способа действия (см. пример для тренировки). По команде учите­ля одну минуту дети должны действовать по первому способу. Через минуту - сигнал учителя: «Черта, второй способ» - ставят верти­кальную черту и продолжают счет по второму способу. Затем вновь по сигналу переходят на первый способ и так в течение 10 мин., поминутно меняя способы сложения.

 

 

Пример:

 

1 способ: 5 4 9 3 2 5...

9 5 4 9 3 2...

2 способ: 5 9 4 3 7 0 7...

9 4 3 7 0 7 4...

Обработка: по истечении 10 мин. собрать подписанные листы учащихся. Для каждого ученика вычислить среднее число вер­ных сложений за 1 мин. По этому показателю распределить всех учащихся на 4 группы:

 

IV. Хорошая работоспособность 20.

III. Средняя -//- 15.

II. Малая -//- 10.

I. Очень низкая -//- 5-8.

 

Подсчитать число (%) ошибочно записанных пар чисел при переключении с одного способа вычисления на другой и распреде­лить уч-ся на 4 группы:

 

IV. Хорошо переключают (без ошибок).

III. Удовлетворительно (без 25% ошибок).

II. Неудовлетворительно(до 50% ошибок).

i. Не способны переключаться (более 50% ошибок).

 

3. Цель: исследование объема внимания.

Ход выполнения задания.

Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляется по одной каж­дая из восьми карточек с изображением от 2 до 9 точек (см. рис.). Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на ана­логичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение кар­точки с 2-7 точками -15 сек., 8-9 точками - 20 сек.

Обработка результатов.

Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемо­го. Существуют следующие нормативы:

I - 3 точки на двух карточках; VI - 11 точек на двух карточках;

II - 4 точки на двух карточках; VII - 13 точек на двух карточках;

III - 6 точек на двух карточках; VIII -15 точек на двух карточках;

IV - 9 точек на двух карточках; IX - 16 точек на двух карточках.

V - 10 точек на двух карточках;

 

Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания; III-VII - о среднем; VIII и IX - о большом.

 

 


     
       
     
       

 

     
   
     
     

 

   
   
   
   
       
     
     
     

 

     
   
   
     

 

     
 
     
 

 

 

     
     
   
       

 

 

   
     
 
     

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: