1. Цель: установить уровень развития произвольного внимания.
Ход: под руководством учителя учащиеся на листках клетчатой бумаги рисуют квадрат из 25 клеток, в которые вписывают предложенные учителем числа (см. образец). Рядом на том же листке учащиеся рисуют второй подобный квадрат. Сюда по команде учителя они переписывают в порядке возрастания числа из первого квадрата-образца, начиная с верхней левой клетки, за 1,5 минуты.
Обработка: учитывается количество правильно выписанных чисел до первой ошибки.
Ранжирование результатов диагностики
IV уровень – высокий (более 14 чисел)
III уровень – средний (11-14 чисел)
II уровень – низкий (менее II чисел)
I уровень – очень низкий (менее 5 чисел)
Образец:
2. Цель: диагностика уровня умственной работоспособности и умения переключать внимание.
Ход: учащимся предлагается быстро и правильно складывать два однозначных числа, написанных одно над другим. Сложение выполняется двумя способами поочередно в течение 1 мин.
1-ый способ: сумму исходных чисел ставят в верхнюю строчку, а под ней - в нижнюю, переносят верхнее предыдущее число. Если сумма больше 10, то десяток отбрасывают и пишут число единиц.
2-ой способ: сумму исходных чисел ставят в нижнюю строку, а вверх переносят нижнее слагаемое.
Ученикам подробно объясняют и показывают на примере оба способа действия (см. пример для тренировки). По команде учителя одну минуту дети должны действовать по первому способу. Через минуту - сигнал учителя: «Черта, второй способ» - ставят вертикальную черту и продолжают счет по второму способу. Затем вновь по сигналу переходят на первый способ и так в течение 10 мин., поминутно меняя способы сложения.
Пример:
1 способ: 5 4 9 3 2 5...
9 5 4 9 3 2...
2 способ: 5 9 4 3 7 0 7...
9 4 3 7 0 7 4...
Обработка: по истечении 10 мин. собрать подписанные листы учащихся. Для каждого ученика вычислить среднее число верных сложений за 1 мин. По этому показателю распределить всех учащихся на 4 группы:
IV. Хорошая работоспособность 20.
III. Средняя -//- 15.
II. Малая -//- 10.
I. Очень низкая -//- 5-8.
Подсчитать число (%) ошибочно записанных пар чисел при переключении с одного способа вычисления на другой и распределить уч-ся на 4 группы:
IV. Хорошо переключают (без ошибок).
III. Удовлетворительно (без 25% ошибок).
II. Неудовлетворительно(до 50% ошибок).
i. Не способны переключаться (более 50% ошибок).
3. Цель: исследование объема внимания.
Ход выполнения задания.
Испытуемому на короткое время (1 сек.) предъявляется по одной каждая из восьми карточек с изображением от 2 до 9 точек (см. рис.). Каждая карточка показывается 2 раза. После этого испытуемый отмечает на аналогичном пустом бланке расположение точек. На воспроизведение карточки с 2-7 точками -15 сек., 8-9 точками - 20 сек.
Обработка результатов.
Экспериментатор подсчитывает количество правильно отмеченных точек на каждом бланке и делает вывод об объеме внимания испытуемого. Существуют следующие нормативы:
I - 3 точки на двух карточках; VI - 11 точек на двух карточках;
II - 4 точки на двух карточках; VII - 13 точек на двух карточках;
III - 6 точек на двух карточках; VIII -15 точек на двух карточках;
IV - 9 точек на двух карточках; IX - 16 точек на двух карточках.
V - 10 точек на двух карточках;
Ранговые места I и II свидетельствуют о малом объеме внимания; III-VII - о среднем; VIII и IX - о большом.
![]() | |||
![]() | |||
![]() | |||
![]() | ![]() | ||
![]() | |||
![]() |
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | |||
![]() | |||
![]() |
![]() | |||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() |
![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() |
![]() | |||
![]() | |||
![]() | ![]() | ||
![]() | ![]() | ||
![]() | |||
![]() | ![]() | ![]() | |
![]() |