Глава 2. Подготовка ребенка к проведению местной анестезии и премедикация.




 

Подготовка ребенка к стоматологическому вмешательству под местным или общим обезболиванием должна проводиться строго индивидуально с учетом его возраста, общего состояния, характера стоматологического заболевания и вида анестезии. Во избежание неожиданностей во время анестезии, связанных с индивидуальной повышенной чувствительностью или непереносимостью каких-либо лекарственных препаратов (особенно наркотических), врач должен тщательно выяснить анамнез ребенка у родителей, уточнить наличие у него необычных реакций на прием различных лекарственных средств, пищевых продуктов, выраженного аллергического статуса, склонности ребенка к обморокам, потере сознания в ответ на такие факторы, как боль, страх.

Имеет значение и семейный анамнез: данные о непереносимости ближайшими родственниками каких-либо препаратов, так как не исключено, что непереносимость фармакологических средств генетически передалась ребенку. Важно выяснить, состоит ли ребенок на диспансерном учете у других специалистов. Ясное представление об общем состоянии ребенка и жизненно важных функциях организма определяет правильный выбор вида и способа анестезии и является профилактикой возможных осложнений при проведении местного и общего обезболивания. [6]

Психологическая подготовка. На врача возлагается задача защитить ребенка от отрицательных эмоций в связи с предстоящим вмешательством. Условиями благоприятного проведения анестезии и вмешательства являются правильный психологический подход к ребенку и надлежащий подход к родителям. Чтобы добиться спокойного поведения ребенка, врач должен войти с ним в контакт, проявляя при этом терпение и выдержку. Немаловажное значение имеет и установление контакта с родителями ребенка. Беспокойство, слезы родителей отрицательно воздействуют на психоэмоциональное состояние ребенка, и он становится неуправляемым. Вот почему деонтология и этика врача имеют особенно важное значение.

Общесоматическая подготовка. В доанестезиологическом периоде она должна быть направлена на восстановление нарушенных функций. Характер лечебных мероприятий, назначение фармакологических препаратов при подготовке ребенка к анестезии зависят от сопутствующих соматических заболеваний. При заболеваниях ЦНС, сердца, легких, печени, почек, эндокринной системы, при аллергических заболеваниях необходимы заключение специалистов (невропатолога, кардиолога, нефролога, эндокринолога, аллерголога) и выполнение их рекомендаций. [17]

 

Основные задачи обезболивания в детской стоматологической поликлинике:

 

1) обеспечение полноценной анестезии необходимой продолжительности;

2) устранение психоэмоционального напряжения;

3 спокойное поведение ребенка;

4)наблюдение за управляемостью обезболивания;

5) предупреждение аспирации слизью, кровью, рвотными массами и инородными телами — удаленными зубами, пломбировочными и слепочными материалами;

6) выбор анестетика, наименее токсичного для детей;

7) обеспечение профилактики функциональных нарушений детского организма;

8) быстрая реабилитация;

9) оказание квалифицированной стоматологической помощи:

10) обеспечение максимальных удобств для работы детского стоматолога;

11) оказание любой стоматологической помощи детям, нуждающимся в анестезиологическом обеспечении, несмотря на разные сопутствующие соматические заболевания;

12) минимальный риск возникновения побочных реакций и осложнений после ухода детей из поликлиники. [11]

 

Все вмешательства, сопряженные с болью, включая удаление зубов (молочных и постоянных) и их лечение, у детей должны проводиться под полноценным обезболиванием. Только очень подвижные молочные зубы с рассосавшимися корнями можно удалять под аппликационной анестезией.

Электроанестезия, ультразвук у детей малоэффективны, так как при их применении требуются сознательное отношение и активная помощь больного. При лечении зубов можно прибегать к методам физиологического отвлечения: видео - и аудиоанальгезии, демонстрации фильмов, чтению сказок. Это помогает добиться более спокойного поведения детей в стоматологическом кресле.

Для эффективного обезболивания необходимо целенаправленное воздействие на основные компоненты боли (сенсорный, психоэмоциональный, вегетативный и двигательный), для чего используются препараты различных фармакологических групп — бензодиазепины, препараты для местной анестезии, неопиоидные анальгетики, антигистаминные средства. Эти препараты применяют для проведения премедикации и местной анестезии. [1]

 

 

Премедикация. Даже при применении высокоэффективных анестетиков нового поколения для обезболивания при проведении амбулаторных стоматологических вмешательств имеется необходимость в снижении психоэмоционального напряжения ребенка перед операцией и во время ее проведения.

Под премедикацией в амбулаторной стоматологии надо понимать введение лекарственных препаратов, чаще через рот за некоторое время (30—60 мин) до местной анестезии. Премедикация может быть назначена и проведена врачом-стоматологом.

 

Цели премедикации:

 

1. снижение психоэмоционального напряжения и болевой чувствите­льности;

2. предупреждение осложнений, вы­зываемых стрессом;

3. облегчение стоматологического лечения;

4. уменьшение вводимого количест­ва местного анестетика;

5. проведение более длительного вмешательства под местной анес­тезией;

6. стабилизация показателей гемо­динамики;

7. подавление рвотного рефлекса, по­вышенного слюноотделения и т.д.

 

Противопоказанием к премедикации у ребенка может быть лекарственная непереносимость. Используя премедикацию, не следует забывать, что дети реагируют на нее в зависимости от индивидуального психоневрологического состояния.

Наиболее эффективное действие премедикации в сочетании с местной анестезией отмечено у детей среднего и старшего возраста. У детей младшего возраста применение транквилизаторов иногда снижает мотивацию мужественного поведения и ослабляет волевые процессы.

Все лекарственные средства, применяемые для премедикации, могут вызвать аллергическую реакцию, поэтому требуется наблюдение за ребенком. Целесообразно проводить премедикацию в поликлинике, а не заранее в домашней обстановке.

Основные задачи премедикации:

1) создание психического и эмоционального покоя перед анестезией и вмешательством;

2) облегчение введения в наркоз и снижение концентрации наркотических веществ во время наркоза;

3) предупреждение избыточных рефлекторных влияний в ходе анестезии и операции;

4) уменьшение саливации и секреции желез трахеобронхиального дерева.

Препараты для премедикации можно вводить через рот, внутримышечно, внутривенно, интраназально и ректально.

Введение препаратов для премедикации через рот. Первый путь наиболее приемлем, если в распоряжении анестезиолога имеются пероральные формы ("коктейли"), в состав которых входит наркотический аналгетик (фентанил), бензодиазепиновый транквилизатор (мидазолам) и атропин. Подобные формы делаются на основе фруктовых сиропов, что придает им приятный вкус и запах. Недостатком пероральной премедикации является вероятность тошноты и рвоты, особенно у детей с патологией желудочно-кишечного тракта. Таблетированные формы (снотворные) назначаются в основном детям старшего возраста и взрослым перед сном накануне операции.

Введение препаратов для премедикации внутримышечно. Достаточно распространен внутримышечный путь введения, который практически всегда гарантирует рассчитанный эффект премедикации. Препараты при внутримышечном введении быстро всасываются, особенно у детей младшего возраста. Шок и выраженная гиповолемия приводят к значительному снижению перфузии мышечной ткани и замедлению скорости абсорбции препаратов из места введения, поэтому в этих случаях целесообразнее использовать внутривенный путь. Отрицательный момент - внутримышечные инъекции достаточно болезненные и, естественно, негативно воспринимаются детьми.

Введение препаратов для премедикации внутривенно. Предпочтение внутривенному введению отдается если уже имеется венозный доступ, в экстренных случаях, когда необходимо усилить эффект премедикации. Необходимо помнить, что большинство препаратов внутривенно вводятся медленно, в разведении.

Введение препаратов для премедикации интраназально. Некоторые препараты хорошо всасываются через слизистую носовых ходов, что послужило основанием для разработки и внедрения интраназальных форм для премедикации в виде капель (фентанил, суфентанил, мидазолам). По данным различных исследователей эффект премедикации при интраназальном введении достигается достаточно хороший, однако, как показывает практика, большинство детей предпочитает пероральное введение препаратов интраназальному.

Введение препаратов для премедикации ректально. Ректальное введение препаратов, как в виде микроклизм (пентобарбитал, метогекситал, мидазолам, атропин и др.), так и виде суппозиториев, особенно удобно использовать у детей в возрасте до 3-х лет, т.к. дети старшего возраста относятся отрицательно к ректальному введению. Скорость достижения эффекта при ректальном введении точно предсказать достаточно трудно из-за различной скорости абсорбции. [2, 5, 11]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: