Учитель: - Вельможа жил в большом и красивом доме. Посмотрите на картинку в учебнике стр. 41«Древнеегипетская деревянная статуя вельможи», а на соседней странице нам представлена «Усадьба вельможи. Рисунок нашего времени». Давайте внимательно посмотрим на иллюстрацию и опишем дом вельможи.
Ответ ученика - вельможа жил в большом и красивом доме, дом стоял в саду среди цветов и фруктовых деревьев. Посреди сада находился пруд, где хозяин мог отдыхать, наслаждаясь прохладой. В комнатах - удобные кресла из резного дерева с узорами из слоновой кости, ларцы для драгоценностей и вазы.
Учитель: - Верно! (Картинка слайда)
Учитель: - Слуги готовы выполнить все распоряжения вельможи. Ему даже не нужно было ходить пешком, рабы носили его на специальном кресле. В гробницу ставили и маленькие фигурки работников (стр. 40), египтяне верили, что они оживут, и будут работать в «стране мертвых» на своего господина.
Служба вельмож
Учитель: - В надписях на стенах гробницы вельможи рассказывали о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны. Они надеялись, что в «стране мертвых» сохранят свое высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения:
Учитель: - Как вы думаете, ребята, почему же у вельмож были такие богатые дома, почему к ним почтительно относились?
Учитель: -А теперь мы с вами должны узнать, какую же работу мог выполнять вельможа. Для выполнения задания вам необходимо прочитать §8, п.3,4 учебника (5 минут)
Проводят поиск необходимой информации в учебнике.
Ответ ученика: - Они выполняли различные поручения:
· распоряжаться работами в царских каменоломнях
· вершить с уд и расправу в тайном заговоре против фараона
· следить за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну фараона
· возглавляли военный поход.
Учитель: - Какой вывод можно сделать о службе вельможи?
Ответы учеников: - (не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона, но и вельможи считались слугами фараона)
Учитель: - Решите творческую задачу:
- Вернулся с войны военачальник фараона - богатый и знатный. Но войдя во дворец, чтобы доложить о своем походе, он не смеет даже стоять в присутствии царя, падает к его ногам и лежит до тех пор, пока фараон не разрешит ему подняться.
Учитель: -О чем свидетельствует этот факт? Почему даже знатные люди трепетали перед фараоном?
Вельможа во дворце фараона.
Учитель: - Во время торжественных приемов фараон восседал на троне, держа жезл и плеть. Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. Подойдя к трону, вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет им встать и говорить. Обращаясь к фараону, вельможа заключал свою речь словами: «Да поступит повелитель так, как будет ему угодно, ибо все мы дышим воздухом лишь по его милости».
Учитель: -Все почести, которым фараон одаривал вельможу, то приказывал перечислить в надписи на стенах гробницы. В знак особой милости вельможу могли назначить «носителем царских сандалий», например. Но если фараон гневался на вельможу, он мог отнять у него прекрасный дом с садом, а самого его приказать побить палками.
VI. Рефлексия (итог урока). (7 минут)
Учитель: - Удалось нам достичь нашей цели? Сейчас мы это и проверим.
Закрепление Игра “Да” или “Нет”
Учитель: Я утверждаю, что…
Вельмож хоронили в гробницах. (Да.)
Обед вельможи состоял из лепешки, луковицы и вяленой рыбы. (Нет.)
Фараон мог приказать побить вельможу палками. (Да.)
Вельможа, подходя к трону фараона, вставал на камни и падал лицом вниз. (Да.)
Вельможа пахал землю у себя на участке. (Нет.)
Вельможа не работал. (Нет.)
Вельможа носил много украшений. (Да.)
Фараон считал вельмож своими слугами. (Да)
Учитель: - Итак, мы с вами узнали как жил египетский вельможа. Таким образом, мы доказали, что вельможа жил лучше, чем земледельцы и ремесленники, но должен был выполнять все поручения фараона. Решили мы те задачи, которые ставили перед собой: узнали, как жил вельможа, какую службу он нес. Не только простые египтяне должны были исполнять приказы фараона и угождать его прихотям. Он и вельмож считал своими слугами.
VII. Домашнее задание. (4 минуты)
Учитель: - Заполнить сравнительную таблицу жизни земледельцев, ремесленников и вельмож, используя §7,8. (Приложение 2).
Индивидуальное задание: подготовить пересказ текста «Приключения Синухета».
VIII. Выставление отметок. (2 минуты)
Выставление отметок учащимся с учетом результатов графического диктанта.