Гармоничность - степень близости товара из различных ассортиментных групп (с точки зрения их конечного использования, требований к организации производства, особенностей распространения).
Эти характеристики часто используются для анализа и оценки деятельности производителя в целом и для разработки товарной политики. Производитель может варьировать число ассортиментных групп, может варьировать глубиной каждой из ассортиментных групп, а также может предпринимать целенаправленные усилия в направлении достижения большей гармоничности товарной номенклатуры.
Каждый товар и услуга живет на рынке определенное время. Рано или поздно он вытесняется другим, более совершенным. В связи с этим вводится понятие жизненного цикла продукта.
Жизненный цикл продукта — время с момента первоначального появления продукта на рынке до прекращения его реализации на данном рынке.
Длительность жизненного цикла не одинакова у разных товаров.
Однако общая современная тенденция заключается в сокращении его продолжений, ускорению, обусловленному выпускаемой продукцией.
Жизненный цикл товаров можно разделить на несколько основных этапов:
Этап внедрения
§ Характеризуется очень высокой степенью неопределенности результатов, поскольку заранее трудно определить будет ли иметь успех новый товар.
§ Маркетинговые усилия предприятия направлены на информирование потребителей и посредников о новом товаре.
§ На этой стадии у предприятия высокие затраты на маркетинг, издержки производства так же высоки в связи с малым объемом выпуска.
§ Прибыли на данном этапе нет.
Например, Инфокоммуникации относятся к высокотехнологичным отраслям, поэтому предлагаемые рынку инновационные основные услуги, обусловлены научно-техническим прогрессом и эволюцией сетей, то есть относятся к «вталкиваемым» инновациям технологического характера.Для организаций связи выгодно сокращение стадии внедрения новых услуг, длительность которой зависит от ряда факторов, таких как:
·степень восприимчивости к новым услугам потребителей;
·эффективность решения технических и организационных проблем, связанных с предоставлением новых услуг
Этап роста
§ Характеризуется быстрым развитием продаж.
§ Если товар оказался успешным и перешел в фазу роста, у производителя начинают снижаться затраты на производство товара в связи с ростом объема выпуска и реализации цены.
§ Цены могут понижаться, что может позволить предприятию постепенно охватить весь потенциальный рынок.
§ Маркетинговые затраты продолжают оставаться высокими.
§ На данном этапе у предприятия, как правило, появляются конкуренты.
Этап роста в инфокоммуникациях связан со значительным расширением абонентские баз и усилением конкуренции на отраслевом рынке. Вследствие роста объема продаж проявляется тенденция к снижению себестоимости (эффект масштаба) вследствие сокращения удельных затрат на производство и маркетинг.
Этап зрелости
§ Объем спроса достигает максимума.
§ Рынок на данном этапе сильно сегментирован, предприятия стараются удовлетворить все возможные потребности. Именно на этом этапе вероятность повторного технологического совершенствования или модификация товара наиболее эффективна.
§ Главная задача предприятия на данном этапе — сохранить, а по возможности расширить свою долю рынка и добиться устойчивого преимущества над прямыми конкурентами.
В отрасли связи о наступлении стадии зрелости свидетельствует уровень проникновения, превышающий примерно 90-95 абонентов на 100 жителей. То есть возможности привлечения новых абонентов на стадии зрелости практически исчерпаны и конкурентная борьба смещается в сторону сохранения абонентской базы (сокращения оттока абонентов) и привлечения абонентов конкурирующих компаний.
Этап упадка
§ Проявляется в снижении спроса, прибыли
§ Поскольку объем продаж и перспективы прибыли снижаются, некоторые фирмы сокращают свои инвестиции и покидают рынок.
Организации связи на этом этапе реализуют следующие действия: постепенное снижение объемов предоставляемых услуг, снижение затрат на маркетинговые мероприятия, в том числе уменьшение торговых точек, сворачивание региональных продаж; либо прекращение производства услуг и сворачивание или реструктуризация бизнеса