Урок 31. Растениеводство в нашем крае
Цели деятельности учителя | создать условия для ознакомления с отраслями растениеводства (полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство); определения границ знания и «незнания»; способствовать формированию понятия «сорта культурных растений», представления о растениеводстве в нашем крае; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир» |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые образовательные результаты | Предметные(объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать с учебником, организовывать рабочее место. Метапредметные(компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностьюпонимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления;слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке;вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные:проявляют способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач |
методы и формы обучения | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, индивидуальная |
Образовательные ресурсы | https://download8.proshkolu.ru https://b-track.ru/song/17663/Детские-Песни/Что-Нам-Осень-Принесет?/ |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; гербарий полевых культур; зерна полевых культур; рисунки и фотографии с изображением растений; схема «Растениеводство» |
Основные понятия | Полеводство, овощеводство, цветоводство, плодоводство, сорта культурных растений |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Формируемые умения (универсальные учебные действия) | Промежуточный контроль |
I. Мотивация (само-определение) к учебной деятельности | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | Звучит в записи песня «Что нам осень принесет» (слова Л. Некрасовой, музыка З. Левиной). – О чем поется в песне? – Мы узнаем, как появились культурные растения, какие группы культурных растений выделяют, познакомимся с отраслями производства | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место к уроку | Фронтальная, индивидуальная | Личностные: понимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету. Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка домашнего задания: фронтальный опрос. Работа по схеме. | – Почему водоем является природным сообществом?
– Какую роль в водоеме играют растения?
– Как люди могут нарушить экологическое равновесие в водоеме?
– Расскажите о правилах поведения у водоема.
– Надо ли охранять болота?
предлагает, используя схему, доказать, что водо-
ем – это природное сообщество ![]() | Отвечают на вопросы учителя. | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собствен- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Самостоятельная работа по карточкам | Предлагаетвыполнить самостоятельную работу по карточкам «Природное сообщество водоема» ![]() | Выполняют самостоятельную работу | ные знания; осуществляют логические действия; владеют способами решения проблем поискового характера; понимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности и могут конструктивно действовать в ситуациях неуспеха; используют знаково-символические средства представления информации для решения учебных задач. Регулятивные: ориентируются в учебнике; планируют и контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно использу- | |||
III. Изучение нового материала | Беседа на основе прослушанного стихотворения. Рассказ учителя с опорой на наглядность. | предлагает послушать стихотворение удмуртского поэта Флора Васильева и ответить на вопрос: о каких растениях рассказывается в нем? ![]() | Читает стихотворение заранее подготовленный ученик. Отвечают на вопросы. Внимательно слушают. | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы, записи в тетради |
Продолжение табл.
ем все дальше и дальше. И вот одному из членов человеческой общины пришла в голову мысль о том, что некоторые растения можно посадить ближе к пещере, к своему жилью. Посадить и ухаживать за ними, поливать, оберегать их от птиц и зверей. Так зародилось растениеводство. Правда, это всего лишь легенда, но в действительности было примерно так. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена. Так человек научился выводить разные сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те дикорастущие растения, от которых они происходят. И сейчас наука продолжает заниматься выведением новых сортов.
Растениеводство делится на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство и цветоводство (демонстрирует схему).
![]() | записывают схему и объясняют, чем, по их мнению, занимается и какие растения выращивает каждая отрасль. | ют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности; владеют начальными формами познавательной и личностной рефлексии; определяют наиболее эффективные способы достижения результата. Коммуникативные: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, |
Продолжение табл.
проводит обсуждение: что получают из каждого растения (при необходимости, дополняет высказывания). Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Из пшеницы делают муку, манную крупу и макароны. Рожь выше пшеницы. Ее стебель выше человеческого роста. Зерна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Из зерна ржи получают муку, из которой выпекают черный хлеб. Кроме муки, из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей делают красивые летние шляпы. Зерна овса продолговатые, из них варят кашу. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из нее получают гречневую крупу. Гречихой растение назвали потому, что привезли его на Русь из Греции. Из ячменя получают перловую кашу, а из проса – пшено. Из подсолнечника получают подсолнечное масло и семечки. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. У картофеля в пищу используют подземные части – клубни. Еще из картофеля получают крахмал. –Посмотрите, какие растения выращивает отрасль овощеводство. | Высказывают свои предположения. | уважают мнение других участников образовательного процесса; излагают и аргументируют свою точку зрения на обсуждаемую проблему; владеют навыками конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета; имеют целостный, социально ориентированный |
Продолжение табл.
Работа по учебнику | демонстрирует рисунки и фотографии с изображением растений: капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук. –Овощи играют огромную роль в питании человека. Лук и чеснок способны убивать болезнетворные микробы, так как содержат фитонциды. Поэтому их употребляют в сыром виде во время эпидемии гриппа. демонстрирует рисунки и фотографии с изображением плодовых растений: яблоня, груша, слива, малина, вишня и др. –Как называется отрасль растениеводства, которая занимается выращиванием этих растений? – Плодоводство – это выращивание плодовых культур. Так называют растения, которые выращивают для получения фруктов. Человек использует в пищу плоды этих растений. предлагает учащимся самостоятельно прочитать текст о цветоводстве в учебнике (с. 206). –Почему одни растения выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи – в комнате? (Цветы бывают теплолюбивые и не очень. В комнатах и теплицах цветочные растения выращивают круглый год. А в открытом грунте – только до холодов.) –Мир цветов прекрасен и разнообразен! (демонстрирует рисунки и фотографии цветов.) | Рассматривают рисунки и фотографии. Самостоятельно читают статью в учебнике | взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки |
Продолжение табл.
IV. Практическая деятельность | Загадки. Составление схемы. Задания из электронного приложения к учебнику | – Угадайте растение и назовите отрасль растениеводства, которая занимается его выращиванием ![]() | Отгадывают загадки. самостоятельно оформляют схему «Растениеводство», записывая названия культур, которые выращиваются каж- дой отраслью. Выполняют задания | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя). Регулятивные: ориентируются в учебнике; при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы | Устные ответы, записи в тетради |
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – Над какой темой работали? – О каких отраслях растениеводства вы узнали? – Для чего вам нужна данная информация? – Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему? – выполнение каких заданий не вызвало затруднений? – Как оцениваете свою деятельность? | читают вывод в учебнике (с. 207). Отвечают на вопросы | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке. | Устные ответы |
Окончание табл.
Личностные: проявляют интерес к предмету, стремятся к приобретению новых знаний | ||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 201–207. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Подготовить сообщение о культурном растении, выращиваемом на территории нашего края | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал