Вопрос 1. Понятие «Индивидуальный стиль деятельности»




ЛЕКЦИЯ 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫСТИЛЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

ПЛАН

Понятие «Индивидуальный стиль деятельности».

Специфика феномена лидерства.

Лидерство и руководство

Стили лидерства и руководства.

 

Вопрос 1. Понятие «Индивидуальный стиль деятельности»

 

Индиви­дуальный стиль деятельности следует понимать не как набор от­дельных свойств, а как целесообразную систему взаимосвязанных действий, при помощи которой достигается определенный ре­зультат.

В зави­симости от различных объективных требований деятельности одни и те же свойства личности выражаются в разных стилях.

 

Выделяет два основных этапа формирования индивидуального стиля деятельности.

На первом этапе происходит освоение профессиональной деятельности по уже отработанным схемам и процедурам и методикам, то есть по нормативно-одобряемому образцу.

На втором этапе уже более опытный специалист, освоивший определенные виды профессиональной деятельности в целом, может позволить себе некоторое отступление от нормативно-одобряемых образцов работы. Он постепенно проектирует и осваивает всю свою деятельность по-новому, по-своему. То есть у него формируется свой, индивидуальный стиль профессиональной деятельности.

В основе формирования индивидуального стиля труда часто лежит развитие психологической системы профессиональной де­ятельности субъекта труда. В. Д. Шадриков анализирует формиро­вание различных психологических систем профессиональной деятель­ности следующим образом.

Формирование мотивов профессиональной деятельности пред­полагает прежде всего сдвиг мотива на цель трудовой деятельно­сти (по А. Н.Леонтьеву), в результате чего работник находит «свой» предмет деятельности. Важным для формирования профессиональ­ной мотивации является «принятие» человеком профессии и на­хождение личностного смысла деятельности. В результате форми­рования профессиональной мотивации образуется целостное по­ведение работника.

Формирование цели профессиональной деятельности предпола­гает выделение и учет следующих моментов. Центральным момен­том деятельности выступает ее цель (человеческая деятельность — это целесообразная деятельность, цель сознательно выбирается человеком, в отличие, например, от деятельности животных). Сама цель рассматривается как идеальный образ результата; уровень достижения, к которому надо стремиться. Также цель профессио­нальной деятельности выступает как образ результата; производ­ственная задача, заданная в определенных условиях. Основные этапы формирования цели: выделяется поле допустимых резуль­татов; уточняется конкретная цель (как наиболее оптимальная).

Формирование представления о программе деятельности пред­полагает: 1) формирование представления о компонентах (о струк­туре) деятельности; 2) формирование представления о способах выполнения деятельности; 3) формирование представления о про­грамме деятельности (как последовательности адекватных действий и способов).

Формирование информационной основы деятельности (ИОД) предполагает выделение и рассмотрение следующих моментов. Уровни формирования ИОД включают: сенсорно-перцептивный уровень (восприятие информации); когнитивный уровень (оцен­ка значимости информации); образно-оперативный уровень (пе­реработка информации и построение информационных образов). Особенности формирования ИОД. информация часто меняющая­ся, что требует гибкости ИОД; многоплановость информации вызывает необходимость быстрого переключения с одного вида информации на другой. В целом формирование ИОД предполагает: формирование ИОД в материальном плане (способность воспри­нимать и обрабатывать реальные сигналы, несущие информа­цию); формирование ИОД в идеальном плане (способность стро­ить информационные образы и значения по получаемым сигна­лам).

Формирование блока принятия решений основано на учете сле­дующего. Само решение рассматривается как выбор одной альтер­нативы из нескольких. Общая схема принятия решений: а) осоз­нание проблемы; б) разрешение проблемы; при этом формирова­ние блока принятия решения предполагает: освоение (выработ­ку) решающего правила, способа решения; формирование кри­терия достижения цели и предпочтительности выбора способа решения; в) проверка решения; г) коррекция выбора (там, где это возможно). Выделяются два основных типа решений: детерми­нированные (основанные на строгой логике); вероятностные (ос­нованные на просчете наиболее благоприятной вероятности дос­тижения цели).

Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть определенные качества, и при освоении профессий происходит их перестройка в соответствии с особенностями данной профес­сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с профес­сиональной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального стиля деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: