Системы воздушного охлаждения




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования города Москвы

Колледж городской инфраструктуры и строительства№1

Реферат

Тема 7. Двигатели

«Система охлаждения»

Выполнил:

Студент группы 1то-11с

Сумароков Артём

 

Системы воздушного охлаждения

Принцип работы заключается в непосредственной передаче тепла от нагревающегося компонента на радиатор за счёт теплопроводности материала или с помощью тепловых трубок (или их разновидностей, таких как термосифон и испарительная камера).

Наиболее распространенный тип систем охлаждения в настоящее время. Отличается высокой универсальностью - радиаторы устанавливаются на большинство компьютерных компонентов с высоким тепловыделением. Эффективность охлаждения зависит от эффективной площади рассеивания тепла радиатора, температуры и скорости проходящего через него воздушного потока. На компоненты с относительно низким тепловыделением (чипсеты, транзисторы цепей питания, модули оперативной памяти), как правило устанавливаются простейшие пассивные радиаторы. На некоторые компьютерные компоненты, в частности жёсткие диски, установить радиатор затруднительно, поэтому они охлаждаются за счёт обдува вентилятором. На центральный и графический процессоры устанавливаются преимущественно активные радиаторы (кулеры). Пассивное воздушное охлаждение центрального и графического процессоров требует применения специальных радиаторов с высокой эффективностью отвода тепла при низкой скорости проходящего воздушного потока и применяется для построения бесшумного персонального компьютера.

 

2. Системы жидкостного охлаждения

Принцип работы - передача тепла от нагревающегося компонента радиатору с помощью рабочей жидкости, которая циркулирует в системе. В качестве рабочей жидкости чаще всего используется дистиллированная вода, часто с добавками имеющими бактерицидный и/или антигальванический эффект; иногда - масло, антифриз, жидкий металл, или другие специальные жидкости.

Система жидкостного охлаждения состоит из:

  • Помпы — насоса для циркуляции рабочей жидкости
  • Теплосъёмника (ватерблока, водоблока, головки охлаждения) — устройства, отбирающего тепло у охлаждаемого элемента и передающего его рабочей жидкости
  • Радиатора для рассеивания тепла рабочей жидкости. Может быть активным или пассивным
  • Резервуара с рабочей жидкостью, служащего для компенсации теплового расширения жидкости, увеличения тепловой инерции системы и повышения удобства заправки и слива рабочей жидкости
  • Шлангов или труб
  • (Опционально) Датчика потока жидкости

Жидкость должна обладать высокой теплопроводностью, чтобы свести к минимуму перепад температур между стенкой трубки и поверхностью испарения, а также высокой удельной теплоёмкостью, чтобы при меньшей скорости циркуляции жидкости в контуре обеспечить большую эффективность охлаждения.

ПРОВЕРКА УРОВНЯ И ПЛОТНОСТИ ЖИДКОСТИ В СИСТЕМЕ ОХЛАЖДЕНИЯ

Правильность заправки системы охлаждения проверяется по уровню жидкости в расширительном бачке, который на холодном двигателе (при 15 — 20 °С) должен находиться на 3 — 4 см выше метки “MIN”, нанесенной на расширительном бачке.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Уровень жидкости рекомендуется проверять на холодном двигателе, так как при нагревании ее объем увеличивается и у прогретого двигателя уровень жидкости может значительно подняться

При необходимости проверьте ареометром плотность охлаждающей жидкости. Для жидкости Тосол А-40, которая используется на автомобилях ВАЗ, плотность должна быть 1,078 — 1,085 г/см3.

Если уровень жидкости в бачке ниже нормы, а плотность выше нормы, то долейте дистиллированную воду. Если плотность нормальная — долейте жидкость той марки, которая находится в системе охлаждения.

Если плотность жидкости в системе охлаждения ниже нормы, а автомобиль будет эксплуатироваться в холодное время года, то необходимо заменить охлаждающую жидкость.

ЗАПРАВКА СИСТЕМЫОХЛАЖДЕНИЯ ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ

Заправка производится при смене охлаждающей жидкости или после ремонта двигателя. Операции по заправке выполняйте в следующем порядке:

— снимите пробки с радиатора и расширительного бачка, откройте кран отопителя;

— залейте охлаждающую жидкость (9,6 л) в радиатор (жидкость заливается по верхнюю кромку заливной горловины) и поставьте на место пробку радиатора;

— долейте оставшуюся жидкость в расширительный бачок и закройте его пробкой;

— для удаления воздушных пробок запустите двигатель и дайте ему поработать на холостом ходу 1-2 мин для удаления воздушных пробок.

После остывания двигателя проверьте уровень охлаждающей жидкости. Если уровень ниже нормального, а в системе нет следов подтекания, то долейте жидкость.

РЕГУЛИРОВКА НАТЯЖЕНИЯ РЕМНЯ ПРИВОДА НАСОСА

Натяжение ремня проверяется его прогибом между шкивами генератора и насоса или между шкивами насоса и коленчатого вала. При нормальном натяжении ремня прогиб А под усилием 98 Н (10 кгс) должен быть 10 — 15 мм, а прогиб В — в пределах 12 — 17 мм под тем же усилием.

Рис. 2-61. Схема проверки натяжения ремня привода насоса.

Для регулировки натяжения ремня, ослабьте гайки крепления генератора, сместите его от двигателя (для увеличения натяжения) или к двигателю (для уменьшения натяжения) и затяните гайки крепления. Поверните коленчатый вал на два оборота по часовой стрелке и проверьте натяжение ремня.

Не следует допускать чрезмерного натяжения ремня, чтобы не вызвать повышения нагрузок на подшипники генератора.

НАСОС ОХЛАЖДАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ

Рис. 2-62. Продольный разрез насоса охлаждающей жидкости: 1 — корпус; 2 — подшипник; 3 — шкив; 4 — ступица шкива; 5 — стопорный винт подшипника; 6 — крышка; 7 — валик; 8 — сальник; 9 — крыльчатка

Разборка. Для разборки насоса: — отсоедините корпус 1 (рис. 2-62) насоса от крышки 6;

— закрепите крышку в тисках, используя прокладки, и снимите крыльчатку 2 (рис. 2-63) с валика съемником А.40026;

— снимите ступицу 2 (рис. 2-64) шкива вентилятора с валика при помощи съемника А.40005/1/5;

— выверните стопорный винт 5 (см. рис. 2-62) и выньте подшипник с валиком насоса. Усилие выпрессовки надо прикладывать к наружной обойме подшипника;

— удалите сальник 8 из крышки 6 корпуса.

Рис. 2-63. Снятие крыльчатки насоса: 1 — съемник А.40026; 2 — крыльчатка



Рис. 2-64. Снятие ступицы шкива: 1 — крышка корпуса насоса; 2 — ступица шкива; 3 — съемник А.40005/1/5

Контроль. Проверьте осевой зазор в подшипнике.

Эту операцию надо делать обязательно, если отмечался значительный шум насоса. Зазор не должен превышать 0,13 мм при нагрузке 49 Н (5 кгс). При

большем зазоре подшипник замените в сборе с валиком новыми.

Сальник насоса и прокладку между насосом и блоком цилиндров при ремонте рекомендуется заменять новыми.

Осмотрите корпус и крышку насоса, деформации или трещины на них не допускаются.

Сборка. Сборку насоса производите в следующем порядке:

— установите оправкой сальник, не допуская перекоса, в крышку корпуса;

— запрессуйте подшипник с валиком в крышку так, чтобы гнездо стопорного винта совпало с отверстием в крышке корпуса насоса. Усилие запрессовки должно действовать на наружное кольцо подшипника;

— заверните стопорный винт подшипника и зачеканьте контуры гнезда, чтобы винт не ослабевал;

— напрессуйте с помощью приспособления А.60430 (рис. 2-65) на валик ступицу шкива, выдержав размер (84,4±0,1) мм. Если ступица изготовлена из металлокерамики, напрессовывайте только новую ступицу;

— напрессуйте крыльчатку на валик с помощью приспособления А.60430, обеспечивающего технологически зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса 0,9 — 1,3 мм;

— соберите корпус насоса с крышкой, установив между ними прокладку.

Рис. 2-65. Напрессовка крыльчатки на валик насоса приспособлением А.60430: 1 — опора; 2 — валик насоса; 3 — крышка корпуса насоса; 4 — стакан; 5 — установочный винт

ТЕРМОСТАТ

У термостата следует проверять температуру начала открытия основного клапана и ход клапана.

Для этого термостат установите на стенде БС-106.000, опустив в бак с водой или охлаждающей жидкостью. Снизу в основной клапан 9 (рис. 2-66) уприте кронштейн ножки индикатора.

Рис. 2-66. Термостат: 1 — входной патрубок (от двигателя); 2 — перепускной клапан; 3 — пружина перепускного клапана; 4 — стакан; 5 — резиновая вставка; 6 — выходной патрубок; 7 — пружина основного клапана; 8 — седло основного клапана; 9 — основной клапан; 10 — держатель; 11 — регулировочная гайка; 12 — поршень; 13 — входной патрубок (от радиатора); 14 — наполнитель; 15 — обойма; Д — вход жидкости от двигателя; Р — вход жидкости от радиатора; Н — выход жидкости к насосу

Начальная температура жидкости в баке должна быть 73 — 75 °С. Температуру жидкости постепенно увеличивайте примерно на 1 °С в минуту при постоянном перемешивании, чтобы она во всем объеме жидкости была одинаковой.

За температуру начала открытия клапана принимается та, при которой ход основного клапана составит 0,1 мм.

Термостат необходимо заменять, если температура начала открытия основного клапана не находится в пределах (77 — 86) °С или ход основного клапана менее 6,0 мм.

Простейшая проверка термостата может быть осуществлена на ощупь непосредственно на автомобиле. После запуска холодного двигателя при исправном термостате нижний патрубок радиатора должен нагреваться, когда стрелка указателя температуры жидкости находится примерно на расстоянии 3 — 4 мм от красной зоны шкалы, что соответствует 80 — 85 °С.

РАДИАТОР

Снятие с автомобиля. Чтобы снять радиатор с автомобиля:

— слейте жидкость из радиатора 1 (рис. 2-67) и блока цилиндров удалив сливные пробки у радиатора и блока цилиндров; также откройте кран отопителя (передвинув вправо верхних рычаг управления отопителем) и удалите пробку 2 с наливной горловины радиатора;

Рис. 2-67. Детали радиатора и вентилятора с электроприводом: 1 — радиатор; 2 — пробка радиатора; 3 — вентилятор; 4 — электродвигатель вентилятора; 5 — кожух вентилятора; 6 — датчик включения электродвигателя; 7 — сливная пробка радиатора; 8 — нижняя опора радиатора

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

Если на автомобиле установлен латунный радиатор, то чтобы не повредить его, отворачивая сливную пробку 7 нижнего бачка, вторым ключом придерживайте штуцер пробки, впаянный в радиатор. Пробку отворачивайте торцовым или накидным ключом, чтобы не повредить грани пробки.

— отсоедините от радиатора шланги и провода от электродвигателя 4 и его датчика 6;

— отверните болты и снимите кожух 5 вентилятора с электродвигателем 4;

— выньте радиатор из моторного отсека, отвернув болты его крепления к кузову.

Проверка герметичности радиатора. Герметичность радиатора проверяется в ванне с водой.

Заглушив патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) и опустите в ванну с водой не менее, чем на 30 с. При этом не должно наблюдаться травления воздуха.

При повреждениях или негерметичности радиатора произведите ремонт или замену его новым.

Ремонт радиатора. У латунного радиатора незначительные повреждения запаяйте мягким припоем, а при значительных повреждениях замените радиатор новым.

Допускается глушение (обязательно с двух сторон) не более 1,5% охлаждающих трубок радиатора.

У радиатора с алюминиевой сердцевиной при повреждениях алюминиевых трубок разберите радиатор, рассверлите дефектные трубки с двух сторон сверлом диаметром 8,5 мм на глубину 25 — 30 мм.

В дефектные трубки вставьте развальцованные с одного конца ремонтные трубки с внутренним диаметром 7,3 мм и толщиной стенки 0,5 мм. Затем на специальном стенде произведите продавливание трубок стальным дорном диаметром 7,5+005 мм по всей длине.

На стенде для расширения трубок произведите расширение ремонтных трубок одновременно с двух концов каждую.

Соберите радиатор и проверьте его герметичность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: