Научно-исследовательские задания




1. Сделайте реферирование работы «Как новые медиа изменили журналистику: 2012–2016»[35].

2. Проанализируйте научные статьи и диссертационные исследования, посвященные новым медиа, за последние 3 года. Составьте перечень актуальных проблем, поднятых авторами, и способы их решения.

3. Осуществите сравнительный анализ кодексов профессиональной этики журналистов традиционных и новых медиа. Результаты оформите в виде доклада-презентации.

4. Изучите контент «Мобильный репортер» (mreporter.ru). Определите параметры для классификации контента и систематизируйте новостные материалы. Результаты оформите в виде таблицы или диаграммы.

5. Подготовьте научное сообщение на тему «Медиаобразы политиков в Интернете».Включите в него необходимый терминологический аппарат и эмпирический материал из блогов и социальных сетей. Выявите закономерности построении медиаобразов.

6. Составьте перечень онлайн-версий федеральных общественно-политических изданий, которые предоставляют блогохостинг, и назовите известных блогеров, осуществляющих публикацию своих материалов. Укажите этические проблемы, которые они затрагивают.

7. Напишите статью на тему «Сетевая этика в России: современное состояние, проблемы и перспективы».

8. Проанализируйте сообщения в социальных сетях, попавшие в информационные агентства и новостные агрегаторы. На основании анализа научной литературы и наблюдения за контентом подготовьте научную статью о влиянии социальных медиа на формирование повестки дня СМИ.

 

Задания для самостоятельного и дополнительного изучения

1. Подготовьте доклад на тему «Этические нарушения в комментариях пользователей».

2. Проанализируйте тенденции по регулированию интернет-пространства. Представьте сообщение, в котором отразите законодательные инициативыв данном направлении, ограничения, внесенные поправками в Закон РФ «О СМИ», и охарактеризуйте специфику работы Роскомнадзора.

3. Напишите исследовательский материал на тему «Феномен PokemonGo в мире новых медиа».

4. Проанализируйте 30 случаев разбирательства жалоб, представленных на сайте Общественной коллегии по жалобам на прессу за последние 2 года. Составьте по убывающей перечень видов СМИ: телевизионные, радио, периодическая печать, интернет-ресурс; федеральное, региональное, муниципальное СМИ, инициатор-заявитель (физическое лицо, общественная группа, юридическое лицо, компания и т.д.

5. Напишите фельетон на тему «Закрытие страницы школьника
в социальной сети».

6. Прочитайте и проанализируйте раздел «Этичное поведение» Правил и руководств русской Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/
Википедия:Этичное_поведение).

7. Проанализируйте комментарии к видео, набравшему более
1 млн просмотров, на хостинге Youtube. Назовите те из них, которые, по вашему мнению, нарушают этические нормы общения.

8. Создайте паблик в социальной сети «ВКонтакте», посвященный проблемам соблюдения профессионально-этических стандартов в современной журналистике.

 


Глава 8

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ЖУРНАЛИСТА:
РЕГИОНАЛЬНОЙ АСПЕКТ

Рязанский регион характеризуется развитой системой средств массовой информации, которая включает государственные (региональные
и муниципальные) и коммерческие структуры.

Система печатных СМИ в регионе состоит из федеральных изданий с рязанскими выпусками, сетевых изданий и региональной прессы. Общественно-политические газеты представлены изданиями «Аргументы
и факты–Рязань», «МК в Рязани», «Областная Рязанская Газета», «Рязанские ведомости», «Мещёрская сторона», «Новая газета» (рязанский выпуск) и другие. К информационно-развлекательным изданиям относятся «Вечерняя Рязань», «Комсомольская правда. Рязань», «Панорама города», «Телесемь», к информационно-воспитательным – газета «Молодежная среда». Деловой сегмент прессы представлен изданием «Дом.Строй».Рекламные материалы публикуют газеты «Ярмарка» и «Совет директоров». В регионе работают также православные издания –газета «Благовест», журнал «Ступени». Кроме того, в районах области функционируют более 20 районных изданий.

Телевидение представлено Рязанской государственной телевизионной и радиовещательной компанией «Ока», телекомпаниями «9-й телеканал», «Край Рязанский», «Эхо», «Город». К интернет-изданиям относятся Информационное агентство «МедиаРязань» (https://mediaryazan.ru/), Рязанское информационное агентство «7 новостей» (https://7info.ru/), рязанский городской сайт «RZN.info» (https://www.rzn.info/), информационное агентство «PROРязань», Рязанский деловой портал «Ya62.ru» (https://ya62.ru/), Рязанское информационное агентство «Малая Родина», интернет-газета «Своя колокольня» (https://svoyakolokolnya.ru).

Студенты отделения журналистики Рязанского Государственного Университета имени С.А. Есенина проходят практику в следующих СМИ (по убывающей):газете «Рязанские ведомости», ВГТРК «Ока», информационном агентстве «7info», газете «Вечерняя Рязань», информационном агентстве «ProРязань», телекомпаниях «Край Рязанский»
и «Город», информационном агентстве «RZN.info»,информационном агентстве «Малая Родина»,а также на радиостанции «Европа Плюс Рязань», Радио «Вера», «Радио Стелла», Информационном портале «Логосъ», газете «Биржа. Все для всех», Рязанском деловом портале «YA62», газете «Молодежная среда».

Кроме того, студенты по желанию распределяются и в районные газеты (какправило, это происходит, когда они едут на практику туда, где живут их родители).В Рязанской области это «Скопинский вестник» (город Скопин), «Новая Мещёра» (город Спас-Клепики), «Спасские ведомости», (город Спасск), «Мещёрские вести» (город Касимов),«Приокская новь» (город Рыбное). Иногородние студенты предпочитают проходитьпрактику в изданиях своих родных городов, в частности, в газетах «МК. Тула» (город Тула), «Сельская правда» (Вологодская область, город Грязовец), «Новатор» (Нижегородская область, город Арзамас), «Донская газета» (Тульская область, город Донской), «Ять» (Московская область, город Коломна), «Наше слово» (Московская область, город Воскресенск), «Знамя» (Московская область, город Луховицы), на Коломенском телевидении «КТВ» (Московская область, город Коломна).

Студенты направляются на практику в издательства (например,
в ИД «Пресса») и в коммерческие структуры, а также получают производственный опыт в пресс-службах в структурах Правительства Рязанской области, министерства молодежной политики, физической культуры и спорта Рязанской области, Управления Федеральной службы исполнения наказания (УФСИН) России по Рязанской области,СДЮШОР «Родной край»,а также в Рязанском областном театре кукол.

Выявление гражданских, этических и профессиональных ориентиров студентов отделения журналистики происходит во время их обучения. Методы: анализ творческих работ, опросы и анкетирование, включающие, в частности, вопросы «Чем вы руководствовались, поступаяна отделение журналистики?», «В чем, по вашему мнению, заключается миссия журналистики?». В последнем опросе, который проводилсяна отделении журналистики 3–4 октября 2016 года,участвовали 33 (из 38) студента 1-го курса, 16 (из 26) студентов 2-го курса, 17 (из 22) студентов 3-го курса, 23 (из 27) студента 4-го курса, т.е. около 78 % студентов отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина.

В анкетах студенты отметили, что считают журналистику не только интересным видом творческой деятельности, но и важной сферой,
а также опасной профессией. Журналистика предоставляет возможность общаться с интересными людьми. Также студенты указывали на свой интерес к гуманитарным наукам, на работу в школьных газетах, а также на желание доводить правду до общественности. Каждый десятый студент отделения связывает выбор профессии со стремлением письменно излагать свои мысли. Интерес к чтению в целом, к литературе был указан каждым девятым из опрошенных.

Общественная значимость журналистской миссии не вызывает
у студентов сомнений: 32 человека из опрошенных уверены, что назначение этой деятельности – донесение информации о происходящих событиях до общественности, что миссия журналистской деятельности – «доносить до народа правду» и «создавать объективную картину мира». Также студенты указывали, что журналистика – это «голос народа», что работники массмедиа «обнаруживают проблемы», «являются четвертой властью», «просвещают население», «помогают людям и обществу», «формируют общественное мнение», «влияют на аудиторию», «приносят пользу», «отстаивают свои профессионально-этические ценности».

С системой профессиональной этики журналиста студенты, как правило, знакомятся уже на 1-м курсе, когда создают материалы для газеты РГУ имени С.А. Есенина «Рязанский университет». Формирование профессионально-этических ценностей начинается у студентов при работес информацией. Практика вузовского преподавания ориентирует их на недопустимость плагиата, на скрупулезность в сборе информации и тщательность ее проверки, на осознанность информационного выбора, на формирование широкого кругозора и высокого уровня эрудиции.

Уже со 2-го курса студенты выполняют задания производственных практик. Таким образом, практическое освоение системы профессионально-этических ориентиров, требований и аспектов редакционной политики идет впереди теоретического анализа данных категорий в рамках дисциплины «Профессиональная этика журналистов (включая аксиологию журналистики)», изучаемой в 8-м учебном семестре.

К этому времени профессиональные ценности студента-журна-листа уже начинают тяготеть к прагматическим установкам, причиной чего, как правило, становится опыт работы в региональных СМИ, «окрашенный» редакционной политикой изданий. Студенты отмечают противоречия между практической деятельностью в СМИ и теорией профессиональной этики журналиста. Эти прагматические установки, как показывают наблюдения, «плохо соотносятся с философским компонентом дисциплины. Будучи сотрудниками СМИ (многие студенты заняты в качестве журналистов-внештатников уже с 3-го курса), они ищут достаточно простые механизмы для решения профессиональных задач»[36]. Вместе с тем подавляющее большинство уверены, что социальная ответственность, уважение к демократическим ценностям, объективность, достоверность и порядочность – это компоненты ценностной позиции журналиста: они «не могут устареть и потерять свою значимость», «каждый из этих критериев ценен в данной профессии», «все это нужно до сих пор», «это главные ценности в журналистике, и они сохраняются до сих пор», «эти ценности являются самыми главными для профессии журналиста» и т.д. Около 60% опрошенных уверены, что эти ценности, «к сожалению, встречаются сейчас очень редко» и «в журналистском сообществе подчас не работают». Таким образом, уверенность в значимости профессионально-этических ценностей не вступает в противоречие с признанием их «нерабочего» характера.

Журналисты региона руководствуются нормами, заложенными
в Законе «О средствах массовой информации». Государственные и муниципальные издания (например, газета «Рязанские» ведомости», главный редактор которого Г.А. Зайцева является руководителем Рязанского регионального отделения Союза журналистов России) в качестве профессионального стандарта ориентируются на Кодекс журналистской этики. В газете разработаны внутренние правила, которые регламентируют основные нормы поведения и требования, предъявляемые к сотрудникам, и являются неотъемлемым приложением к трудовым договорам с сотрудниками; их соблюдение обязательно.

Как правило, журналисты следят за достоверностью получаемой или добываемой информации. Перед ними стоит задача помогать людям в тех вопросах, с которыми они обращаются, максимально оперативно реагировать на полученную информацию.

Журналистское сообществорегионапризнает, что в целомпрофессионально-этические принципы, нормы и правила необходимы. «Журналисты должны держать морально-этическую планку, в первую очередь руководствуясь правилом “не навреди”» («Ya62»). Что касается текстов кодексов, деклараций о профессиональном поведении, то ими руководствуются только государственные СМИ, а коммерческие издания тяготеют, как правило, к внутрикорпоративным регуляторам: «Скорее профессионально-этические нормы создают сам формат газеты, устав, уклад, стиль, редактор» («Панорама города»). Рядовые журналисты не знакомы с системой профессионально-этических регуляторов, указывая, тем не менее, на присутствие «чувства долга», совести, недопустимости оскорблений.Многие журналисты в качестве критериев профессиональной этики ориентируются на общечеловеческие нравственные нормы. Для ряда изданий такими ориентирами являются религиозные представления о нравственности.

Региональные медиа видят главнуюмиссию журналистики и миссию СМИ в информационной и просветительской деятельности, отмечая преобразующую, познавательную и духовную функции. Например, система профессионально-этических ценностей издания «Рязанские ведомости»заключается в трех «О»: «оперативность, объективность, ответственность».Что касаетсяпрофессионально-этических конфликтов и коллизий, которые периодически возникают в деятельности СМИ, то в число наиболее частых столкновений включены отношения «журналист–органы государственной власти и управления»,«журналист–коллеги», «журналист–герой публикации» и «журналист–источник информации». Часто появляются материалы, в которых вопреки обязательному правилу «трех мнений» высказывается только одно, и в таких случаях нередко возникаютколлизии «журналист–власть», «журналист–аудитория».

В числе «проблемных» моментов журналистами отмечается предоставление сведений «не для печати»: когда источник информации комментирует свои сведения, но просит журналиста воздержаться от их размещения в СМИ. Например, редакционная политика газеты «Аргументы и факты–Рязань» предполагает, что ремарка «не для печати» служит определенным этическим обязательством и диктуется необходимостью сохранить добрые отношения с ньюсмейкером; «Рязанские ведомости» отмечают, что конфликты из-за нарушения нормы «не для печати» происходят и среди журналистов;«YA62»как на основную коллизию указывает на отношения «журналист–представители власти» (характеризуя этот конфликт как «молчаливый»),основными проблемами издание называет затрудненность в процедуреаккредитации
и «медлительность» в предоставлении информации.

Неоднозначно рассматривается региональными изданиями уровень профессиональной подготовки выпускников отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина. Так, издание «Рязанские ведомости» полагает, что студентам, приходящим на практику,не хватает навыков, и предлагает не только с 1-го курса ориентировать их на конкретные алгоритмы работы в СМИ, но и использовать метод так называемого наставничества – закрепления практикантов за конкретными журналистами. «YA62» довольно своими сотрудниками, которые в основном являются выпускниками отделения. «Панорама города»и «Европа плюс Рязань» утверждают, что журналистское образование сотрудника необходимо, так как «если журналист не имеет представления о том, что же от него требуется, он не сможет работать в этой сфере». Нужно отметить, что востребованными в региональных массмедиа являются и выпускники других направлений подготовки, в частности, направления «Педагогическое образование. Русский язык и литература».

Соотношение в городских СМИ дипломированных журналистов
и сотрудников с иным образованием примерно 50/50. Общие пожелания работодателей сводятся к максимальному соотнесению теории и практики, к практическим компетенциям, которые необходимы в каждодневной «технической» работе журналиста: умению выпускать газеты, программы и передачи, знанию родного языка, коммуникативным навыкам, кругозору современного человека и т.д.

Рекомендации работодателей дают наглядное представление о тенденциях развития профессионально-этического регулирования журналистской деятельности. Основные оценки журналистского сообщества сводятся к следующему: знакомить будущих журналистов с системой профессиональной этики, с ее историей, с базовыми профессионально-этическими стандартами и нормами необходимо, но для продуктивной работы в команде конкретного СМИ приобретаемые компетенции должны сочетаться с максимальным количеством полезных практических занятий, способных моделировать реальные журналистские задания и ситуации.

Контрольные вопросы

1. Система средств массовой информацииРязанской области.

2. Система профессионально-этического регулирования в региональной журналистике.

3. Профессионально-этические конфликты и коллизии в региональной журналистике.

4. Аксиосфера региональных медиа: разнообразие парадигм.

5. Формирования профессионально-этических ценностей студента отделения журналистики.

6. Формы профессионального взаимодействия отделения журналистики РГУ имени С.А. Есенина и журналистского сообщества региона.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Считаете ли вы, что система СМИ в регионе соответствует его экономической и социальной инфраструктурам?

2. Какие медиа региона можно назвать проводниками профессионально-этических ценностей в журналистике?

3. Охарактеризуйте специфику гражданского ориентирования студента отделения журналистики.

4. Дайте характеристику миссии журналистики в регионе и приведите примеры того, как конкретные СМИ определяют стратегическое назначение своей деятельности.

5. Какие профессионально-этические коллизии, по вашему мнению, чаще всего наблюдаются в региональных медиа?

6. Дайте определение редакционной политики издания,в котором вы проходили производственную практику.

Творческие задания

1. Составьте вопросы для интервью с руководителем регионального СМИ на тему «Профессиональные ценности журналистики в рязанском регионе».

2. Напишите фельетон на тему «Моя первая производственная практика».

3. Разработайте сценарий для круглого стола «Ценность и долг
в профессиональной подготовке студентов отделения журналистики». Для информационного обеспечения мероприятия составьте медиакит.

4. Напишите проблемную статью на тему «Редакционная политика издания и профессионально-этические ценности журналистики».

5. Разработайте квест для первокурсников, посвященный системе СМИ Рязанской области и профессионально-этическому регулированию журналистской деятельности.

6. Создайте презентацию на тему «Сравнительная характеристика подачи информации в информационных агентствах и порталах Рязани».

7. Подготовьте для официального сайта РГУ имени С.А. Есенина (www.rsu.edu.ru) фоторепортаж «Производственная практика: трудности профессиональных отношений». Отразите в нем производственный опыт студентов всех институтов и факультетов РГУ.

8. Проработайте и создайте макет символики студентов отделения журналистики (эмблему, девиз, логотип).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: