Глава 2. Применение права, как особая форма реализации права.




Применение права.

 

Правоприменительная деятельность — это сложный процесс, выступающий как способ и средство организации реализации пра­ва; как стадия правового регулирования; как юридический факт; как элемент механизма правового регулирования. Применение права есть всегда действие, акт поведения управомоченного лица, госу­дарственного органа, направленный на реализацию нормы права.

Применение права — это властная организующая деятельность компетентных субъектов по реализации требований норм права путем конкретизации общих предписаний для индивидуального случая.

Граждане не являются субъектами правоприменения, поскольку государство не уполномочило их на эту деятельность. Однако это не означает, что граждане не участвуют в правоприменительной деятельности. Нередко по их инициативе осуществляется применение права (например, заявление гражданина о приеме на работу или назначении пенсии и т.д.).

Такая общепризнанная на современном этапе развития общества позиция в известной мере расходится с той, которая развивалась отечественными и зарубежными учеными раньше. Применение права, писал, например, Г. Ф. Шершеневич, есть не что иное, как «подведение конкретных бытовых отношений под абстрактные нормы права»[5]. Исходя из этого делался вывод о том, что применяются нормы права всеми, кто стремится сообразовать свои действия с указанием права, так как для достижения юридического результата или для уклонения от юридических последствий необходимо «произвести примерку фактического состава в данном или предполагаемом случае к норме права».

Однако даже при таком, весьма широком подходе к определению субъектов правоприменительного процесса в первую очередь выделялись все же агенты государственной власти, которые «выполняют задачу управления на основании действующего права», а среди них – суды, в деятельности которых «с наибольшей яркостью раскрывается процесс применения права.

Следовательно, применить норму права – это не просто осуществить,

реализовать ее. Это властная деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на самостоятельную, творческую реализацию права.

Цель применения права – удовлетворение не личных потребностей

правоприменителей, а потребностей и интересов всего общества. Поэтому правоприменительная деятельность обладает повышенной социальной значимостью по сравнению с другими формами реализации права.

Акты-действия завершаются принятием актов-документов. Таковы, например: приказ ректора вуза о зачислении студентов; приказ руководителя министерства, главка и другого органа рас­порядительного характера; приговор суда о наказании преступни­ка; решение суда (арбитража) по спору о гражданском праве; вся­кого рода распорядительные визы на документах, подлежащих ис­полнению.

Таким образом:

1) акты применения как документы имеют различные формы, так как опосредуют многообразную исполнительно-распорядитель­ную и охранительную деятельность государства;

2) акты применения предшествуют реализации норм права, их главное назначение — организовать ее;

3) акт применения как действие уполномоченного лица (органа государства) является стадией реализации нормы права.

Следовательно, применение права следует рассматривать в двояком смысле:

— как форму реализации права, так как существуют и другие (соблюдение, исполнение, использование);

— как стадию реализации нормы права, так как применение - это конечная стадия завершающего этапа правового регулирования, представляющего собой действие, которое предписывает последующие поступки субъектов — участников конкретного правоотношения.

Акт применения как документ обладает рядом юридических свойств:

— властное веление;

— индивидуальное веление, основанное на норме права;

— компетентное веление, вынесенное компетентным органом;

— определение субъективных прав и субъективных юридических обязанностей участников конкретного правоотношения;

— установление мер ответственности за совершенное правона­рушение. Следовательно, акт применения — это разновидность юриди­ческого факта или элемент сложного фактического состава, имею­щий назначением внести организованность, упорядоченность в конкретные общественные отношения.

Акт применения права — это документально оформленное, государственно-властное, индивидуально-конкретное письменное или устное решение компетентного субъекта, принятое на основе нормы права, обладающее юридической силой и влекущее возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Наряду с актами применения в практике государственного управления значительное место занимают близкие к ним по зна­чению индивидуальные акты, особенно в сфере экономического руководства. Но они не являются актами применения конкретной нормы. Каждый акт применения права преследует определенную цель, фактическое достижение которой дает возможность считать его эффективным.

Так как применение нормы права связано с осуществлением либо се диспозиции, либо санкции, то акты применения опосредуют:

— исполнительно-распорядительную деятельность государ­ственного органа (например, распределение материальных фондов);

— правоохранительную деятельность государственного органа (например, приговор суда по конкретному уголовному делу или - то решение по гражданскому делу и т.п.).

Совершенствование деятельности органов внутренних дел пред­полагает улучшение правоприменения. Если оно обосновано, то этим предопределяется верная направленность и эффективность правового воздействия. Когда на основе акта применения возникло правоотношение, то исполняется не только соответствующая норма права, но и сам акт, которым четко определены субъекты, их права и обязанности. Таким образом, единство нормы права и акта применения укрепляет юридические гарантии правомочий и юридических обязанностей. Но как бы ни было велико значение акта применения, он не влечет автоматически исполнения нормы права. Нужно, чтобы субъекты совершили реально те действия, которые имеются в виду и в норме права, и в акте применения. Только тогда норма права полностью воплощается в жизнь.

По общему правилу реализация актов применения требует проведения организаторской работы государственных органов и других субъектов, применяющих нормы права. Здесь необходи­мы непрерывные двусторонние связи между субъектом акта при­менения и субъектами — непосредственными исполнителями. Процесс реализации, информация о нем порождают новые ситу­ации, вносятся коррективы, либо принимаются в последующем акты применения.

Важную роль в процессе реализации акта применения играет распорядительная и организаторская работа в процессе примене­ния права. Это неюридическая деятельность, но в условиях госу­дарственно-организованного общества она носит всеобъемлющий, универсальный характер, облекаясь, как правило, в организацион­ные акты, которые нацеливают членов общества на правильное и четкое исполнение норм права. Иначе говоря, организационные акты применения действуют в сочетании с ними.

Для понимания процесса применения права важно уяснить способствующие ему юридические условия, которые нельзя сво­дить только к санкциям. Назовем их.

1. Соответствие воли государства, закрепленной в праве, воле социальных субъектов, которые применяют норму. Это главное условие нормального применения.

2. Наличие четко сформулированных социально полезных це­лей норм права, осознание которых способствует формированию внутренних мотивов правомерного поведения.

3 Наличие общих предписаний, мобилизующих социальных субъектов на реализацию норм права.

4. Наличие конкретных компетенционных норм, которые прямо имеют в виду обязанность соответствующего органа (должностно­го лица) применять нормы права.

В литературе высказывалась точка зрения, что применение права можно понимать в широком и узком смысле слова. В широком смыс­ле слова все граждане применяют нормы права, соблюдая, испол­няя и используя их, в узком — применение права есть прерогатива только специальных органов. Однако такая трактовка не была оп­равдана, так как не способствовала выяснению специфических свойств применения права как специальной властно-организующей деятель­ности государства, поэтому и не получила признания[6].

Применение права в каждом конкретном случае оказывает орга­низующее воздействие. Все в совокупности взятые индивидуальные акты в той или иной сфере общественной жизни обеспечивают (вместе с другими формами общественной и государственной деятельности) государственное управление. Применение права выступает одной из форм государственного руководства обществом и способно оказать влияние на развитие конкретных обществен­ных отношений в соответствии с закономерностями его развития.

Для того чтобы выяснить роль применения права с управлен­ческой точки зрения, необходимо прежде всего учитывать его юри­дические свойства, которые раскрываются через функции приме­нения, т.е. направленность фактического действия правопримени­тельных актов. Совершенно ясно, что функции применения права не могут противоречить функциям самого права.

Применению права присущи социальные и юридические фун­кции. Под первыми имеются в виду экономические, политичес­кие, социально-культурные, культурно-воспитательные. Под юридическими понимаются регулятивные и охранительные функ­ции, закрепление господствующих общественных отношений, при­дание им урегулированности и порядка; стимулирование развития новых отношений; охрана общественных отношений от посяга­тельств.

Юридические функции применения права принимают специ­фический вид и являются правообеспечительными либо выполня­ют функцию индивидуального (казуального) правового регулиро­вания. Они вытекают из самой природы применения права, в от­личие от других форм реализации права.

Соблюдение, использование и исполнение выливаются в мно­гообразную фактическую деятельность субъектов права. Это не­посредственная реализация норм права. В отличие от перечислен­ных форм, применение права таковым не является. Его главное назначение — обеспечить, организовать реализацию норм права путем принятия актов применения. Из этого и вытекают функ­ции применения права.

Правообеспечительная функция состоит в том, что примене­ние права обеспечивает соблюдение, исполнение и использование норм права. Ее выполняет любой акт применения. Например, если не будет вынесен приговор по уголовному делу, то наказание, т.е. исполнение нормы уголовного права, предусматривающей наказа­ние за данное преступление, не будет реализовано. Следовательно, применение права в силу этой функции является способом орга­низации фактического поведения по реализации права.

Функция индивидуального (казуального) правового регули­рования состоит в том, что применение права обеспечивает уточнение правовых норм с учетом определенных обстоятельств, кон­кретизацию субъективных прав и обязанностей участников право­отношения. Так, в приговоре суда на основе нормы права уста­навливается конкретная мера наказания, которой должен быть под­вергнут данный преступник. Таким образом, эта функция состоит в дифференциации правового регулирования на основе общей нор­мы права применительно к конкретным случаям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: