Стадии процесса применения норм права.




 

 

Правоприменительный процесс есть особая разновидность юридического процесса, под которым принято понимать систему логически взаимосвязанных действий и операций, выражающих государственную деятельность по изданию правовых актов, совер­шению юридически значимых поступков. Процесс — форма движе­ния, развития юридической деятельности Понятие правопримени­тельного процесса выражает организационную сторону правопри­менения, его элементы и основные стадии осуществления властной реализации правовых норм. Это основанная на нормах процессуаль­ного права, развивающаяся во времени практика правоприменитель­ной деятельности. Процесс организационно оформляет и дифферен­цирует основные способы применения права. Главными элемента­ми правоприменительного процесса являются: правоприменитель­ное производство, правоприменительный режим и стадии, регламен­тированные процессуальными нормами.

Правоприменительное производство представляет собой каче­ственно однородную группу процедурно-процессуальных действий по властной реализации каких-либо обособленных материально-правовых норм. Такие действия объединяются единством конечной цели, потребностями профессиональной специализации труда пра­воприменителей, соображениями о повышении эффективности пра­вового регулирования. В качестве примера можно привести исковое производство в гражданском процессе, производство по делам не­совершеннолетних и по применению мер медицинского характера в уголовном судопроизводстве, регистрационные действия и разреше­ние административных споров в административном праве.

Правоприменительный режим в качестве разновидности пра­вового режима выражается в складывающемся на основе процессу­альных норм порядке осуществления правоприменительной деятель­ности, определяемом сочетанием и взаимодействием запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права. Это своеобразная внутренняя атмосфера правоприменения, раскрывающаяся в ис­пользуемых методах и способах правового регулирования. Как под­черкивает С. С. Алексеев, это порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, дозволений, запретов, а также по­зитивных связываний и создающий особую разновидность регули­рования[7]. Режим формирует и подчеркивает своеобразие отдельных правоприменительных производств.

Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.

В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.

Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной дея­тельности или, как отмечает С. С. Алексеев, относительно обособлен­ные группы правоприменительных действий (операций), выражаю­щих развертывание содержания правоприменительной деятельно­сти[8]. Понятие стадийности отражает внутреннюю логику правопри­менения, прохождение определенных ступеней юридического про­цесса и совершение при этом необходимых организационных, интел­лектуальных, волевых и других действий

Вопрос о числе стадий правоприменительной деятельности и их наименовании в литературе дискуссионен. Так, Ю Г Ткаченко выде­ляет пять основных стадий' 1) анализ фактических обстоятельств де­ла; 2) выбор нормы и удостоверение правильности ее текста; 3) уяс­нение смысла и содержания юридической нормы; 4) разъяснение юридической нормы компетентными органами, если после уяснения данной нормы ее смысл требует специального раскрытия; 5) приня­тие решения[9]. Шесть стадий в процессе применения права называет Я. С. Михаляк: 1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению к рассматриваемому случаю; 3) уяснение смысла избранной нормы права, то есть толко­вание применительно к рассматриваемому случаю; 4) издание акта применения избранной нормы права к рассматриваемому случаю; 5) совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения; 6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения[10]. Эти две точки зрения приведены в качестве примеров подобной детализации тех действий и условий, которые сопровождают процесс единичного правоприменения и входят, а его содержание, по млению данных авторов. Положитель­ный момент такого понимания стадий правоприменительной дея­тельности заключен в подробности анализа познавательных и орга­низационно-технических задач, которые решает правоприменитель. Однако в подобных взглядах наблюдается смешение основных ста­дий с неосновными, факультативными, а также чрезмерное отож­дествление применения права с управленческим циклом вообще. Более того, выделение в качестве стадий правоприменительной деятельности таких моментов, как уяснение смысла и содержания юридической нормы, разъяснение юридической нормы (Ю. Г. Ткаченко); совершение фактических действий по обеспечению реали­зации изданного акта применения права; проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения (Я. С. Михаляк) озна­чают постановку в один ряд действительно узловых моментов пра­воприменения, выражающих его внутреннюю логику, с общими ус­ловиями обеспечения правильного применения права. Поэтому бо­лее предпочтительна, на наш взгляд, позиция рассмотрения право­применительного процесса через призму трех основных стадий: а) установление фактических обстоятельств дела; б) выбор право­вой нормы и ее анализ; в) принятие правоприменительного реше­ния и его документальное оформление.

Процесс применения права начинается (первая стадия) с иссле­дования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулиро­ванию посредством правоприменения, выяснения потребности в этом или необходимости Известно, что одни правоприменительные про­изводства могут возбуждаться только по желанию конкретных лиц (исковое производство), другие — начинаться в силу определенно­го законом юридического факта (расследование и рассмотрение уго­ловного дела) Окончательное же решение о возбуждении правопри­менительного процесса, относящееся к компетенции должностного лица, принимается после изучения фактических обстоятельств дела. Это не означает, однако, что на данной стадии имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Наоборот, фактическое и юридическое содержания в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. От фактов жизни к нормам и от права вновь к фактическим обстоятельствам развивается познание правоприменителя. «На практике применение права представляет собой непрерывный, все более углубляющийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обра­щение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактичес­кие обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуж­дает вновь обратиться к нормам, уточнить отдельные юридические вопросы и т. д.»[11].

Основными вопросами, подлежащими выяснению и разреше­нию на первой стадии, являются следующие.

1. Устанавливаются возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде, урегулированность их правом.

2. Познаются юридическая значимость исследуемых обстоя­тельств и конкретное место в предмете регулирования соответству­ющей отрасли права.

3. Выясняется личностный аспект подлежащего урегулирова­нию общественного отношения. Производится в связи с этим сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма.

4. Проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела.

5. Осуществляется юридическая оценка собранных доказа­тельств и, таким образом, устанавливается объективная истина по делу.

Все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано, в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых об­стоятельствами дела и требованиями процессуальной формы част­ных ситуаций. Если выбор, анализ нормы права и принятие реше­ния по делу являются в большей мере внутренним интеллектуаль­но-волевым процессом, то выяснение фактических обстоятельств на­ходится как бы «на поверхности» всего процесса правоприменения, облекается в форму фактических и организационно-правовых отно­шений. Это означает, что многие вопросы выбора и разработки оп­тимальной процессуальной формы правоприменения относятся уже к первой стадии правоприменительной деятельности.

Выбор и анализ подлежащей применению нормы права состав­ляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необ­ходимого нормативного материала осуществляется правопримени­телем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации. Такая неразрывность процессов познания фактической и юридической природы рассматриваемого дела в какой-то мере дает основание даже для объединения этих двух стадий правоприменительной де­ятельности в одну, которую можно было бы назвать стадией иссле­дования фактических и юридических обстоятельств дела. Однако це­лесообразно все же различать два объекта юридического познания: факты жизни и нормы права. Юридические нормы — это то, что применяется (тогда как обстоятельства дела — это то, к чему при­меняется, то есть, по существу, объект применения)[12]. Отличия в фун­кциональном назначении этих двух сторон юридического познания и деятельности позволяют выделять и соответствующие функцио­нальные стадии правоприменительного процесса.

На стадии выбора и анализа нормы права решаются следую­щие основные вопросы:

1) выбор нормы материального права, подлежащей примене­нию;

2) выбор норм процессуального права, обслуживающих приме­нение данной материально-правовой нормы;

3) проверка подлинности и юридической значимости выбран­ных правовых норм;

4) проверка правильности текста соответствующих норм права,

5) надлежащее истолкование выбранных правовых норм для их правильного применения.

Все указанные вопросы, решаемые на стадии выбора и анали­за нормы права, преследуют цель обеспечения правильной юриди­ческой квалификации. Происходит постоянно развивающийся про­цесс приурочивания материальных и процессуальных правовых предписаний к фактическим обстоятельствам дела и возникающим задачам правового регулирования. Здесь же разрешаются выявлен­ные затрудненные, нетипичные ситуации правоприменительного процесса. Устраняются препятствия к вынесению решения матери­ально-правового характера.

Первые две стадии правоприменительного процесса подготав­ливают все необходимые условия для центрального момента право­применения — принятия окончательного решения по делу и его документального оформления (третья стадия). Качество правопри­менительного решения всецело зависит от степени подготовленно­сти внешних и внутренних условий интеллектуально-волевого твор­чества. Внешние условия правоприменительного творчества склады­ваются из совокупности факторов, которые образуют конкретную об­становку рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Сюда относятся, наличие информации о фактических и юридичес­ких обстоятельствах дела, качество данной информации и степень ее подготовленности для принятия решения, возможное противодей­ствие заинтересованных лиц, уровень технического обслуживания правоприменительной деятельности и т.д. Внутренние условия принятия правоприменительного решения характеризуются состо­янием сознания и воли правоприменителя, степенью его подготов­ленности к осуществлению работы по применению права.

Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания: как формально-юридическая, нормативно-квалификационная проблема, как психологическая про­блема правоприменительного творчества, как государственно-вла­стная, управленческая деятельность[13]; как проблема юридически правильного документального оформления результатов правопри­менения. Перечисленные подходы показывают наиболее социально и юридически значимые блоки деятельности, которой заканчивается правоприменительный процесс.

Правоприменительный процесс заканчивается вынесением акта применения права. Это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей деятельности по познанию фактической и правовой основы рассматриваемого дела и квалификации общест­венного отношения. В нем находит выражение государственно-вла­стная констатация и меры субъективных прав и юридических обя­занностей субъектов, к которым применена правовая норма. Право­применительный акт концентрирует в себе социальные и юридичес­кие особенности состоявшегося применения права. Поэтому вряд ли обоснованно встречающееся иногда в литературе мнение о факти­ческом проведении в жизнь принятого решения как особой стадии правоприменительного процесса, наступающей после вынесения правоприменительного акта. Дело в том, что реализация принято­го решения, при всей несомненной и исключительной важности, выходит за пределы проблемы применения права Она, как правило, протекает в новых исполнительно-распорядительных отношениях, может осуществляться иными субъектами и в иных процедурных формах. Исполнение принятого решения, на наш взгляд, выступа­ет в качестве составной части правоохранительной, а не правопри­менительной деятельности Это означает, что акт применения права как продукт и итог всего процесса властной реализации правовых предписаний обладает особой социальной ценностью, проявляющей­ся в способности служить непосредственной юридической основой индивидуального регулирования общественных отношений.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: