Правоприменительный процесс есть особая разновидность юридического процесса, под которым принято понимать систему логически взаимосвязанных действий и операций, выражающих государственную деятельность по изданию правовых актов, совершению юридически значимых поступков. Процесс — форма движения, развития юридической деятельности Понятие правоприменительного процесса выражает организационную сторону правоприменения, его элементы и основные стадии осуществления властной реализации правовых норм. Это основанная на нормах процессуального права, развивающаяся во времени практика правоприменительной деятельности. Процесс организационно оформляет и дифференцирует основные способы применения права. Главными элементами правоприменительного процесса являются: правоприменительное производство, правоприменительный режим и стадии, регламентированные процессуальными нормами.
Правоприменительное производство представляет собой качественно однородную группу процедурно-процессуальных действий по властной реализации каких-либо обособленных материально-правовых норм. Такие действия объединяются единством конечной цели, потребностями профессиональной специализации труда правоприменителей, соображениями о повышении эффективности правового регулирования. В качестве примера можно привести исковое производство в гражданском процессе, производство по делам несовершеннолетних и по применению мер медицинского характера в уголовном судопроизводстве, регистрационные действия и разрешение административных споров в административном праве.
Правоприменительный режим в качестве разновидности правового режима выражается в складывающемся на основе процессуальных норм порядке осуществления правоприменительной деятельности, определяемом сочетанием и взаимодействием запрещающих, обязывающих и управомочивающих норм права. Это своеобразная внутренняя атмосфера правоприменения, раскрывающаяся в используемых методах и способах правового регулирования. Как подчеркивает С. С. Алексеев, это порядок регулирования, выраженный в комплексе правовых средств, дозволений, запретов, а также позитивных связываний и создающий особую разновидность регулирования[7]. Режим формирует и подчеркивает своеобразие отдельных правоприменительных производств.
Применение права – единый и вместе с тем сложный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из нескольких логически связанных друг с другом стадий, в рамках каждой из которых разрешаются конкретные организационные и исследовательские задачи по реализации права.
В юридической литературе нет единства мнений о количестве стадий правоприменения.
Стадии представляют собой взаимосвязанные и последовательно развивающиеся этапы правоприменительной деятельности или, как отмечает С. С. Алексеев, относительно обособленные группы правоприменительных действий (операций), выражающих развертывание содержания правоприменительной деятельности[8]. Понятие стадийности отражает внутреннюю логику правоприменения, прохождение определенных ступеней юридического процесса и совершение при этом необходимых организационных, интеллектуальных, волевых и других действий
Вопрос о числе стадий правоприменительной деятельности и их наименовании в литературе дискуссионен. Так, Ю Г Ткаченко выделяет пять основных стадий' 1) анализ фактических обстоятельств дела; 2) выбор нормы и удостоверение правильности ее текста; 3) уяснение смысла и содержания юридической нормы; 4) разъяснение юридической нормы компетентными органами, если после уяснения данной нормы ее смысл требует специального раскрытия; 5) принятие решения[9]. Шесть стадий в процессе применения права называет Я. С. Михаляк: 1) анализ фактических обстоятельств рассматриваемого случая, к которому следует применить норму права; 2) выбор правовой нормы, подлежащей применению к рассматриваемому случаю; 3) уяснение смысла избранной нормы права, то есть толкование применительно к рассматриваемому случаю; 4) издание акта применения избранной нормы права к рассматриваемому случаю; 5) совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения; 6) проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения[10]. Эти две точки зрения приведены в качестве примеров подобной детализации тех действий и условий, которые сопровождают процесс единичного правоприменения и входят, а его содержание, по млению данных авторов. Положительный момент такого понимания стадий правоприменительной деятельности заключен в подробности анализа познавательных и организационно-технических задач, которые решает правоприменитель. Однако в подобных взглядах наблюдается смешение основных стадий с неосновными, факультативными, а также чрезмерное отождествление применения права с управленческим циклом вообще. Более того, выделение в качестве стадий правоприменительной деятельности таких моментов, как уяснение смысла и содержания юридической нормы, разъяснение юридической нормы (Ю. Г. Ткаченко); совершение фактических действий по обеспечению реализации изданного акта применения права; проверка и контроль за фактическим исполнением акта применения (Я. С. Михаляк) означают постановку в один ряд действительно узловых моментов правоприменения, выражающих его внутреннюю логику, с общими условиями обеспечения правильного применения права. Поэтому более предпочтительна, на наш взгляд, позиция рассмотрения правоприменительного процесса через призму трех основных стадий: а) установление фактических обстоятельств дела; б) выбор правовой нормы и ее анализ; в) принятие правоприменительного решения и его документальное оформление.
Процесс применения права начинается (первая стадия) с исследования фактических обстоятельств дела, подлежащих урегулированию посредством правоприменения, выяснения потребности в этом или необходимости Известно, что одни правоприменительные производства могут возбуждаться только по желанию конкретных лиц (исковое производство), другие — начинаться в силу определенного законом юридического факта (расследование и рассмотрение уголовного дела) Окончательное же решение о возбуждении правоприменительного процесса, относящееся к компетенции должностного лица, принимается после изучения фактических обстоятельств дела. Это не означает, однако, что на данной стадии имеет место чисто фактическая, а не юридическая деятельность. Наоборот, фактическое и юридическое содержания в исследовании обстоятельств дела переплетаются и находятся в неразрывном единстве. От фактов жизни к нормам и от права вновь к фактическим обстоятельствам развивается познание правоприменителя. «На практике применение права представляет собой непрерывный, все более углубляющийся процесс юридического познания, в ходе которого происходит обращение то к фактам, то к юридическим нормам: на основе анализа норм возникает необходимость более глубоко исследовать фактические обстоятельства; анализ же фактических обстоятельств вынуждает вновь обратиться к нормам, уточнить отдельные юридические вопросы и т. д.»[11].
Основными вопросами, подлежащими выяснению и разрешению на первой стадии, являются следующие.
1. Устанавливаются возможность отнесения рассматриваемых общественных отношений к социально-правовой среде, урегулированность их правом.
2. Познаются юридическая значимость исследуемых обстоятельств и конкретное место в предмете регулирования соответствующей отрасли права.
3. Выясняется личностный аспект подлежащего урегулированию общественного отношения. Производится в связи с этим сбор данных о личности субъектов, к которым применяется правовая норма.
4. Проводится работа по сбору, анализу и процессуальному закреплению доказательств, определяющих юридическую основу рассматриваемого дела.
5. Осуществляется юридическая оценка собранных доказательств и, таким образом, устанавливается объективная истина по делу.
Все перечисленные вопросы разрешаются взаимосвязано, в комплексе и, в свою очередь, состоят из множества диктуемых обстоятельствами дела и требованиями процессуальной формы частных ситуаций. Если выбор, анализ нормы права и принятие решения по делу являются в большей мере внутренним интеллектуально-волевым процессом, то выяснение фактических обстоятельств находится как бы «на поверхности» всего процесса правоприменения, облекается в форму фактических и организационно-правовых отношений. Это означает, что многие вопросы выбора и разработки оптимальной процессуальной формы правоприменения относятся уже к первой стадии правоприменительной деятельности.
Выбор и анализ подлежащей применению нормы права составляет вторую стадию правоприменительного процесса. Поиск необходимого нормативного материала осуществляется правоприменителем одновременно с исследованием фактических обстоятельств дела по мере развития процесса правовой квалификации. Такая неразрывность процессов познания фактической и юридической природы рассматриваемого дела в какой-то мере дает основание даже для объединения этих двух стадий правоприменительной деятельности в одну, которую можно было бы назвать стадией исследования фактических и юридических обстоятельств дела. Однако целесообразно все же различать два объекта юридического познания: факты жизни и нормы права. Юридические нормы — это то, что применяется (тогда как обстоятельства дела — это то, к чему применяется, то есть, по существу, объект применения)[12]. Отличия в функциональном назначении этих двух сторон юридического познания и деятельности позволяют выделять и соответствующие функциональные стадии правоприменительного процесса.
На стадии выбора и анализа нормы права решаются следующие основные вопросы:
1) выбор нормы материального права, подлежащей применению;
2) выбор норм процессуального права, обслуживающих применение данной материально-правовой нормы;
3) проверка подлинности и юридической значимости выбранных правовых норм;
4) проверка правильности текста соответствующих норм права,
5) надлежащее истолкование выбранных правовых норм для их правильного применения.
Все указанные вопросы, решаемые на стадии выбора и анализа нормы права, преследуют цель обеспечения правильной юридической квалификации. Происходит постоянно развивающийся процесс приурочивания материальных и процессуальных правовых предписаний к фактическим обстоятельствам дела и возникающим задачам правового регулирования. Здесь же разрешаются выявленные затрудненные, нетипичные ситуации правоприменительного процесса. Устраняются препятствия к вынесению решения материально-правового характера.
Первые две стадии правоприменительного процесса подготавливают все необходимые условия для центрального момента правоприменения — принятия окончательного решения по делу и его документального оформления (третья стадия). Качество правоприменительного решения всецело зависит от степени подготовленности внешних и внутренних условий интеллектуально-волевого творчества. Внешние условия правоприменительного творчества складываются из совокупности факторов, которые образуют конкретную обстановку рассмотрения и разрешения данного юридического дела. Сюда относятся, наличие информации о фактических и юридических обстоятельствах дела, качество данной информации и степень ее подготовленности для принятия решения, возможное противодействие заинтересованных лиц, уровень технического обслуживания правоприменительной деятельности и т.д. Внутренние условия принятия правоприменительного решения характеризуются состоянием сознания и воли правоприменителя, степенью его подготовленности к осуществлению работы по применению права.
Стадия принятия решения и его документального оформления имеет несколько аспектов познания: как формально-юридическая, нормативно-квалификационная проблема, как психологическая проблема правоприменительного творчества, как государственно-властная, управленческая деятельность[13]; как проблема юридически правильного документального оформления результатов правоприменения. Перечисленные подходы показывают наиболее социально и юридически значимые блоки деятельности, которой заканчивается правоприменительный процесс.
Правоприменительный процесс заканчивается вынесением акта применения права. Это своеобразный социальный и юридический итог всей предшествующей деятельности по познанию фактической и правовой основы рассматриваемого дела и квалификации общественного отношения. В нем находит выражение государственно-властная констатация и меры субъективных прав и юридических обязанностей субъектов, к которым применена правовая норма. Правоприменительный акт концентрирует в себе социальные и юридические особенности состоявшегося применения права. Поэтому вряд ли обоснованно встречающееся иногда в литературе мнение о фактическом проведении в жизнь принятого решения как особой стадии правоприменительного процесса, наступающей после вынесения правоприменительного акта. Дело в том, что реализация принятого решения, при всей несомненной и исключительной важности, выходит за пределы проблемы применения права Она, как правило, протекает в новых исполнительно-распорядительных отношениях, может осуществляться иными субъектами и в иных процедурных формах. Исполнение принятого решения, на наш взгляд, выступает в качестве составной части правоохранительной, а не правоприменительной деятельности Это означает, что акт применения права как продукт и итог всего процесса властной реализации правовых предписаний обладает особой социальной ценностью, проявляющейся в способности служить непосредственной юридической основой индивидуального регулирования общественных отношений.