Отличие правоприменительных актов от нормативных.




 

Нормативный акт – это официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений.

В РФ принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной Закон) РФ, далее законы, применяемые верховным органом законодательной власти страны, указы, затем подзаконные акты (нормативные акты правительства, министерств и ведомств), и на нижнем уровне - локальные нормативные акты, издаваемые руководителями организации, компании в пределах своей компетенции.

Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.

Исходя из данных определений, можно выделить отличия и особенности нормативных актов и правоприменительных актов.

Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.

1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам.

Индивидуальное значение акта применения права состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе програм­му не общего, а конкретного поведения субъектов Подобный акт ад­ресуется персонально определенным лицам, нацелен на урегулиро­вание конкретного жизненного отношения и, как правило, имеет ра­зовое значение для юридической практики. В литературе справед­ливо отмечается, что акт применения права регулирует не вид об­щественных отношений, а единичное, конкретное отношение[14]. Этим свойством он отличается от нормативного акта и других источников права.

3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.

4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства юстиции Российской Федерации.

Акт применения права оформляет состоявшуюся правоприме­нительную деятельность. Это особая разновидность правового акта, в котором выражено единство государственной воли, заключенной в нормах права, и воли правоприменителя, его издавшего. Акт при­менения права есть решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление. Други­ми словами, это индивидуально определенное государственно-вла­стное предписание, выраженное в официальной форме, по конкрет­ному юридическому делу.

Акт применения права имеет свои особые черты характеризу­ется государственно-властным значением; содержит в себе индиви­дуальные предписания; является юридическим фактом для после­дующих правоотношений, издается в официальной форме.

Правоприменительный акт в механизме правового регулирова­ния выполняет роль особого юридического факта, влекущего возник­новение, изменение или прекращение правовых отношений. Это показывает его социальную ценность и конкретную юридическую значимость в правовой системе. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обя­занности (право на труд, образование, отдых), устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности и т. д

Правоприменительный акт имеет четкую, формально опреде­ленную, установленную законом форму. Именно форма дает наиме­нование, своеобразный словесный «портрет» системе правопримени­тельных актов. Наиболее типичными по форме актами применения права являются приговоры, решения и определения судов, постановления следователей, приказы о поощрении и наказании ра­ботников и т. д. Форма подчеркивает официальный характер и юри­дическую значимость акта применения права. Анализ формы акта позволяет установить: от какого органа или должностного лица он исходит, в отношении кого он издан; сущность решаемого вопроса, правовые последствия, вытекающие из разрешенного дела, дату и подпись должностного лица.

Акты применения права в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. Оно в «клас­сическом варианте» выглядит как последовательное единство и взаи­мосвязь четырех элементов, вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения.

Во вводной части обычно излагаются; наименование органа и фамилия должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела, время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показа­телей его легальности.

Описательная часть выражается в письменном изложении фа­булы юридического дела. Здесь содержатся выявленные должнос­тным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридичес­кое значение. На основе принципов относимости и допустимости пра­воприменитель делает краткий анализ фактического жизненного от­ношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым зак­ладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации, В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в со­ответствии с которыми решается юридическое дело. При поощри­тельном применении права в описательной части решения излага­ются положительные результаты работы или службы субъекта, ко­торый подлежит поощрению.

Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается дан­ное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливос­ти и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в при­нимаемом решении нет места произволу должностного лица, а на­оборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и, следовательно, принимаемое решение имеет законный характер.

Резолютивная часть акта применения права излагает содержа­ние принимаемого решения в виде индивидуально-властных право­вых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях — печать правоприменяюще­го органа.

Все перечисленные части акта применения права в полном виде содержатся в так называемых классических видах актов (судебные решения, приговоры, некоторые акты предварительного следствия). В деятельности же органов исполнительной власти (администрации городов и районов, заводов, учреждений) довольно часто встреча­ются правоприменительные акты в «усеченной», краткой форме и содержащие в себе только несколько частей (вводная и резолютив­ная). Это делается из соображений экономии средств и стремления уменьшить формализм в юридической деятельности.

Все акты применения права в правовой системе общества об­разуют достаточно сложную многоуровневую подсистему индивиду­альных правовых актов. При этом в различных сферах обществен­ной жизни преобладают особые акты, обусловленные спецификой регулируемых общественных отношений. Например, в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить, конкретизи­рующие (регламентирующие), разрешающие акты, акты о призна­нии, регистрационные, учредительные, запрещающие акты[15]. В об­щетеоретическом плане все акты применения права принято делить по функциональному значению на акты-регламента торы и право­охранительные, или правообеспечительные, акты. Акты-регламентаторы издаются для регулирования позитивной, то есть правомерно развивающейся человеческой деятельности в форме регулятивных правовых отношений. Это подавляющее большинство всех вообще актов правоприменения, но наиболее специфичны подобные акты в работе исполнительно-распорядительных органов государства, граж­данско-правовом судопроизводстве, повседневном управлении про­мышленностью, сельским хозяйством, культурой и т. д. Правоохра­нительные акты издаются в связи с контрольно-надзорной и право­охранительной деятельностью специальных правоохранительных органов. Они направлены на предупреждение, выявление и устра­нение правонарушений, а также регулируют применение мер госу­дарственного принуждения к правонарушителям. Подобные акты — результат развития правоохранительных отношений и обеспечения режима законности.

 


Заключение

 

В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.

При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенной

отпадении необходимости специализированного государственного принуждения.

Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.

Право реализуется тогда, когда требования правовых норм воплощаются в общественных отношениях. Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.

Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать

поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.

Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает.

 

Список литературы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: