Нормативный акт – это официальный документ, выпущенный уполномоченными органами власти в виде законов, положений, правил, постановлений.
В РФ принято следующее разделение нормативных актов по уровням: высшим актом является Конституция (Основной Закон) РФ, далее законы, применяемые верховным органом законодательной власти страны, указы, затем подзаконные акты (нормативные акты правительства, министерств и ведомств), и на нижнем уровне - локальные нормативные акты, издаваемые руководителями организации, компании в пределах своей компетенции.
Акт применения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица, изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права, обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.
Исходя из данных определений, можно выделить отличия и особенности нормативных актов и правоприменительных актов.
Правоприменительные акты имеют ряд особенностей.
1. Они издаются компетентными органами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или их должностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актов применения права. Однако государственно-властные полномочия нередко осуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации таких полномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример: гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.
2. Правоприменительные акты строго индивидуальны, т.е. адресованы поименно определенным лицам.
Индивидуальное значение акта применения права состоит в том, что предписание, содержащееся в нем, несет в себе программу не общего, а конкретного поведения субъектов Подобный акт адресуется персонально определенным лицам, нацелен на урегулирование конкретного жизненного отношения и, как правило, имеет разовое значение для юридической практики. В литературе справедливо отмечается, что акт применения права регулирует не вид общественных отношений, а единичное, конкретное отношение[14]. Этим свойством он отличается от нормативного акта и других источников права.
3. Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, так как конкретизируют общие предписания норм права применительно к определенным ситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности или меру юридической ответственности, т.е. выполняют функции индивидуального регулирования.
4. Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением. При этом акт применения права — документ, который является непосредственным основанием для использования государственных принудительных мер. Так, осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные приставы. Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреждения Министерства юстиции Российской Федерации.
Акт применения права оформляет состоявшуюся правоприменительную деятельность. Это особая разновидность правового акта, в котором выражено единство государственной воли, заключенной в нормах права, и воли правоприменителя, его издавшего. Акт применения права есть решение компетентного органа по юридическому делу, содержащее в себе индивидуально-властное веление. Другими словами, это индивидуально определенное государственно-властное предписание, выраженное в официальной форме, по конкретному юридическому делу.
Акт применения права имеет свои особые черты характеризуется государственно-властным значением; содержит в себе индивидуальные предписания; является юридическим фактом для последующих правоотношений, издается в официальной форме.
Правоприменительный акт в механизме правового регулирования выполняет роль особого юридического факта, влекущего возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. Это показывает его социальную ценность и конкретную юридическую значимость в правовой системе. На основе правоприменительных актов возникают и реализуются многие субъективные права и обязанности (право на труд, образование, отдых), устанавливаются и конкретизируются факты жизни, имеющие юридическое значение, применяются меры ответственности и т. д
Правоприменительный акт имеет четкую, формально определенную, установленную законом форму. Именно форма дает наименование, своеобразный словесный «портрет» системе правоприменительных актов. Наиболее типичными по форме актами применения права являются приговоры, решения и определения судов, постановления следователей, приказы о поощрении и наказании работников и т. д. Форма подчеркивает официальный характер и юридическую значимость акта применения права. Анализ формы акта позволяет установить: от какого органа или должностного лица он исходит, в отношении кого он издан; сущность решаемого вопроса, правовые последствия, вытекающие из разрешенного дела, дату и подпись должностного лица.
Акты применения права в качестве юридических документов характеризуются формализацией своего содержания. Оно в «классическом варианте» выглядит как последовательное единство и взаимосвязь четырех элементов, вводная, описательная, мотивировочная и резолютивная части правоприменительного решения.
Во вводной части обычно излагаются; наименование органа и фамилия должностного лица, рассматривающего юридическое дело; наименование самого дела, время и место его рассмотрения. Все это относится к числу реквизитов правоприменительного акта, показателей его легальности.
Описательная часть выражается в письменном изложении фабулы юридического дела. Здесь содержатся выявленные должностным лицом фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение. На основе принципов относимости и допустимости правоприменитель делает краткий анализ фактического жизненного отношения, подлежащего правовому регулированию. Тем самым закладывается основа для объективной и беспристрастной правовой квалификации, В юрисдикционном правоприменении описательная часть решения содержит изложение добытых доказательств, в соответствии с которыми решается юридическое дело. При поощрительном применении права в описательной части решения излагаются положительные результаты работы или службы субъекта, который подлежит поощрению.
Мотивировочная часть правоприменительного акта содержит в себе юридическую аргументацию излагаемого ниже решения по делу. Обычно она выглядит в виде ссылок на нормы материального и процессуального права, в соответствии с которыми решается данное дело. Роль мотивировочной части в обеспечении справедливости и законности акта применения права исключительно велика. Юридическая аргументация показывает и подчеркивает, что в принимаемом решении нет места произволу должностного лица, а наоборот, дело рассматривается в соответствии с требованиями норм действующего законодательства и, следовательно, принимаемое решение имеет законный характер.
Резолютивная часть акта применения права излагает содержание принимаемого решения в виде индивидуально-властных правовых предписаний. В них констатируется объем прав и обязанностей субъекта, к которому применена норма, либо определяются меры поощрения или наказания. После этого следует подпись должностного лица, а в необходимых случаях — печать правоприменяющего органа.
Все перечисленные части акта применения права в полном виде содержатся в так называемых классических видах актов (судебные решения, приговоры, некоторые акты предварительного следствия). В деятельности же органов исполнительной власти (администрации городов и районов, заводов, учреждений) довольно часто встречаются правоприменительные акты в «усеченной», краткой форме и содержащие в себе только несколько частей (вводная и резолютивная). Это делается из соображений экономии средств и стремления уменьшить формализм в юридической деятельности.
Все акты применения права в правовой системе общества образуют достаточно сложную многоуровневую подсистему индивидуальных правовых актов. При этом в различных сферах общественной жизни преобладают особые акты, обусловленные спецификой регулируемых общественных отношений. Например, в механизме реализации прав и свобод личности можно выделить, конкретизирующие (регламентирующие), разрешающие акты, акты о признании, регистрационные, учредительные, запрещающие акты[15]. В общетеоретическом плане все акты применения права принято делить по функциональному значению на акты-регламента торы и правоохранительные, или правообеспечительные, акты. Акты-регламентаторы издаются для регулирования позитивной, то есть правомерно развивающейся человеческой деятельности в форме регулятивных правовых отношений. Это подавляющее большинство всех вообще актов правоприменения, но наиболее специфичны подобные акты в работе исполнительно-распорядительных органов государства, гражданско-правовом судопроизводстве, повседневном управлении промышленностью, сельским хозяйством, культурой и т. д. Правоохранительные акты издаются в связи с контрольно-надзорной и правоохранительной деятельностью специальных правоохранительных органов. Они направлены на предупреждение, выявление и устранение правонарушений, а также регулируют применение мер государственного принуждения к правонарушителям. Подобные акты — результат развития правоохранительных отношений и обеспечения режима законности.
Заключение
В правовом государстве значительно меняются сфера и объем репрессивно-карательных и принудительных мер, открывается возможность своеобразного «самообеспечения» правовых предписаний. Цель права состоит в удовлетворении жизненных потребностей людей. Поэтому должно устанавливаться принципиальное соответствие государственной воли с волей субъектов реализации права.
При таком условии глобальная перспектива состоит в постепенной
отпадении необходимости специализированного государственного принуждения.
Само содержание права обуславливает добровольное повиновение со стороны подавляющего большинства граждан.
Право реализуется тогда, когда требования правовых норм воплощаются в общественных отношениях. Реализация права составляет непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление.
Социальное назначение права состоит в том, чтобы регулировать
поведение людей. Однако установленные государством правовые нормы не могут выполнить регулирующей роли без сложного механизма и их реализации.
Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, т. е. таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям. В одном случае это активные положительные действия (использование права или исполнение обязанности); в другом - это бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Следовательно, правомерное поведение субъектов общественных отношений реализует норму права, неправомерно - нарушает.
Список литературы