МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 5

1 Характеристика темы 8

2 Материально – техническое оснащение для изучения темы 10

3 Планирование учебного процесса по теме 14

4 Разработка учебно-технической документации 21

5 Методика проведения занятий 25

6 Воспитательная работа в процессе изучения темы 28

Литература 30

Приложение:

А План учебной мастерской

Б Индивидуальное рабочее место учащегося

В Перспективно – тематический план

Г Перечень учебно-производственных работ учащихся среднего ПТУ

Д План производственного обучения на месяц

Е Критерии оценки умений и навыков учащихся

Ж Инструкционная карта

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Закон РФ «Об образовании». Государственный стандарт начального профессионального образования. Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленной процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных уровней. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Р.Ф. Образование в Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Р.Ф. и нормам международного права.

В соответствии с Законом «Об образовании» (ст.21-23) новой является трактовка, традиционно существующая профессионально-технического и средне-специального образования, которые рассматриваются теперь, как начальное и среднее профессиональное образование. Начальное профессиональное образование имеет целью подготовку квалифицированных работников основного общего образования. Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня.

В законе разработана новая система управления образованием в России с учётом проводимых социально-экономических преобразований, мирового опыта и возникших в народном образовании новых форм образовательной деятельности. В законе отражены стратегические задачи в области профессионального образования:

а) устанавливается Государственный стандарт профессионального образования;

б) провозглашается общедоступность образования для подавляющего большинства учащихся.

Государственный стандарт профессионального образования является основным инструментом управления качеством профессионального образования на государственном уровне. Он служит гарантией конкурентоспособности членов общества на национальном и мировом рынках труда. В стандарте разработан новый перечень учебных профессий, охватывающий 42 крупных отраслевых комплекса, и содержит вместо 1200 всего 257 профессий и 600 специальностей. Стандарт состоит из профессиональной характеристики федерального компонента профессионального цикла образования. Профессиональная характеристика содержит информацию необходимую для определения содержания обучения. Ее структура обеспечивает требования к качеству и уровню профессиональной подготовки на всей территории России. Федеральный компонент профессионального цикла определяет объем знаний и умений, которые обеспечивают профессиональную подготовку соответствующего уровня и качества. Контроль за соблюдением образовательных стандартов в соответствии с Законом РФ «Об образовании» будет осуществлять аттестационно – диагностическая служба, не зависимая от органов управления образованием. В ее состав войдут представители Министерства труда и социального развития, представители Российского союза промышленников образования и науки. По ее предложению министерство общего и профессионального образования РФ выдает учебным заведениям сертификаты на право образования по профессиям нового перечня.

Жесточайший экономический кризис и неудержимый рост цен создают трудноразрешимые проблемы в системе профессионального образования:

а)договорная система отношений ПУ с промышленными предприятиями не получает должного развития;

б)подготовка рабочих на основе прямых хозрасчетных связей с предприятиями составляет незначительную долю;

в)из-за отсутствия заинтересованности предприятий учебно-материальная база большинства ПУ находиться в бедственном положении;

г)обучение учащихся производиться на устаревшем оборудовании;

д)рыночная экономика нуждается в рабочих и специалистах разного уровня квалификации и конкурентоспособности.

Отсюда возникает необходимость создания новой квалификационной структуры, дифференцированного подхода к подготовке кадров различных уровней:

а)количественно и качественно профилизация учебных заведений профессионального образования должна быть приведена в соответствие с новой экономической структурой;

б)учебные заведения, спрофилированные на металлургию, машиностроение, химию, горнодобывающую промышленность, должны быть приведены в соответствии с новой экономикой;

в)переориентация структуры экономики на интересы и потребности личности разрушила престижность профессий (особенно в среде молодежи началось хаотическое перетекание рабочей силы из производственной сферы в непроизводственную). Самыми «молодыми» стали профессии рыночной экономики: менеджеры, коммерсанты, дилеры, брокеры, маклеры, бизнесмены. Появление этих и других профессий требуют создания разветвленной сети коммерческих учебных заведений.


ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ

 

Тема курсового проекта: Проектирование системы уроков профессионального обучения по теме программы СПО автомехаников «Шабрение». На ее изучение выделено 24 часов. Тема изучается на втором курсе во втором полугодии. Шабрением называется доводочная слесарная операция, в ходе которой достигается плотное прилегание сопрягаемых поверхностей. В ходе ремонта автомобилей шабрят плоскости (разъем головки блока) и цилиндрические поверхности (втулки распределительного вала). Шабрение является трудоемкой и требующей навыков работой. Шаберы изготовляют из инструментальной стали. На 66 изображены чаще используемые плоские и трехгранные шаберы. Их можно изготовить заточкой напильников такого же профиля. Плоским шабером обрабатывают плоские, трехгранным круглые поверхности. Режущая кромка плоского шабера должна быть выпуклой (67). Тогда шабрение не требует приложения большой силы и острые углы шабера не оставляют на поверхности рисок. Сначала затачиваются боковые грани шабера и следом торцевая поверхность. При заточке шабер надо обязательно охлаждать.После заточки на станке на режущих кромках остаются заусенцы и поэтому шаберы всегда доводят. Это делается вручную мелкозернистым оселком или на чугунной плите, покрытой смесью тонкого абразивного порошка с машинным маслом. Сначала доводят торец шабера, а затем боковые грани. Перед шабрением поверхность очищают. Для проверки поверхности на рихтовочную плиту или линейку намазывают тонкий слой краски, которую можно изготовить из смеси тонкой сажи с машинным маслом. Смесь должна быть густотой пасты. Проверяемую деталь ставят на плиту и после двух-трех круговых движений осторожно снимают. С окрашенных мест металл снимают шабером. Вначале на шабер нажимают сильно и снимают толстую стружку. Далее поверхность очищают от стружки и снова проверяют на краску. Следующий раз шабрят под углом 45... 90° к предыдущему направлению шабрения. Работу продолжают до тех пор, пока на поверхности не будет равномерного рисунка пятен краски. Шабер обычно держат правой рукой за рукоятку, а левой нажимают на конец шабера (68, а) и шабер двигают вперед-назад, Рабочим ходом при этом является движение от себя. Для чистового шабрения рекомендуется способ, где рабочим ходом является движение на себя (68, б). В этом случае держат обеими руками за середину шабера, опирая ручку на плечо. Такой способ шабрения более точен и производителен. Круглые поверхности шабрят трехгранными шаберами. Намазанными краской вал проворачивают в отверстии несколько раз. Закрашенные места соскабливают. Чтобы предупредить брак, шабрят коротким рабочим ходом (при черновом не более 10 мм, при чистовом 5 мм). На шабер нажимают тем слабее, чем точнее обрабатывается поверхность. Нельзя шабрить все время только в одном направлении. Тупой или плохо заточенный шабер образовывает на поверхности риски и заусенцы. На контрольную плиту краску намазывают тонким слоем, иначе закрасится вся поверхность. Контрольные приборы должны быть точным

 

Основными учебными целями темы «Шабрение» являются:

Так как главная цель шабрения — это получить плоскость, то для начала нужно подготовить обрабатываемую поверхность. Очистить от пыли, грязи, вытереть насухо.

В зависимости от специфики темы и работ учащихся, необходимо сделать акцент на воспитательных целях. Воспитательные цели при изучении темы «Шабрение»:

1)воспитать у учащихся такие качества, как: внимательность, самостоятельность, терпеливость.

2)воспитать у учащихся чувство взаимопомощи, чувство ответственности и технологической дисциплины.

3)воспитать у учащихся бережное отношение к оборудованию и инструменту.


МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

 

Формирование умений и навыков учащихся происходит, прежде всего, в процессе их учебно-производственного труда, связанного с использованием сырья и материалов, оборудования, инструментов, приспособлений и других предметов труда. Всё это составляет материально – технические средства профессионального обучения. Другая составная часть средств профессионального обучения – учебно-методическое оснащение. Это средства обучения, обеспечивающие педагогическую сторону учебно-воспитательного процесса: учебники, учебные и наглядные пособия, технические средства обучения, учебно-методическая документация и пособия, справочные, нормативные, дидактические материалы и т.д.

Учебные мастерские являются структурными подразделениями профессионально – технического училища, предназначенными для профессионального обучения учащихся по соответствующим профессиям и осуществляющим профессиональную деятельность в соответствии с утвержденными планами. В учебных мастерских осуществляется формирование профессиональных умений и навыков учащихся в процессе изготовления продукции, выполнения производственных заказов, работ по обслуживанию населения при непременном соответствии этих заказов и заданий требования программы профессионального обучения. При этом учащиеся овладевают начальными умениями и навыками выполнения трудовых приёмов, операций, способами выполнения работ комплексного характера с применением типичных для профессии машин, инструментов, приспособлений; приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, рациональному использованию учебного времени, соблюдению требований безопасности труда, производственной и технологической дисциплины.

План (схема) учебной мастерской по профессии «автомеханик» с расположением оборудования индивидуального и общего пользования на 20 ученических мест (см. приложение А).

Рабочее место учащегося – это определённая часть площади мастерской, находящаяся в ведении одного учащегося с наиболее целесообразно расположенным на нем оборудованием, приспособлениями, инструментами и материалами, необходимыми для выполнения учебно-производственных заданий, соответствующих требованиям учебной программы.

Рабочее место должно соответствовать следующим требованиям: техническая исправность оборудования, наличие ограждений, заземлений, само выключателей, предохранителей и других средств безопасной работы учащихся; достаточная освещенность рабочей зоны, удобство для текущего обслуживания оборудования, очистки и уборки.

Индивидуальное рабочее место учащегося – см. приложение Б.

Перечень оснащения рабочего места учащегося:

1)слесарный верстак с тисками поворотными:

2)шабер

3)напильники

4)Поверочные плиты

5)Угольники

6)Линейки

7)Чугунная плита

 

Материально – техническое оснащение для изучения темы «Шабрение» на группу в 20 учащихся.

 

Номер п/п Наименование Характеристика (тип, марка и т.п.) Количество
На 1 учащегося или бригаду На группу Фонд мастера
Оборудование
    Оборудование, приспособление, инструменты, материал, запот., на гл. пос., уч., спр. ТСО          
Инструменты и приспособления
    Шабер   Напильник Поверочные плиты Угольники Линейки Чугунная плита   1) Изготовляют шаберы из из инструментальной углеродистой стали У10, У12. 2) Напильник — режущий инструмент для обработки материалов методом послойного срезания (опиливания).                      
Материалы и заготовки
  Заготовка - лист   Заготовка - лист   Заготовка - лист                              
Наглядное пособие
  Плакаты   Чертежи     Схемы   Элементы разметки Виды разметки   Рабочий момент разметки   Выполнение работы            
           
               

 

Продолжение таблицы 1

           
  Инструкционная карта Элементы шабрения Виды шабрения Рабочий момент шабрения Выполнение работы   -     -     -     - -   -     -     -      

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ТЕМЕ

 

Для обеспечения четкой организации процесса профессионального обучения должно быть тщательно продумано и спланировано его конкретное содержание, последовательность, способы организации, ожидаемые результаты.

Процесс профессионального обучения в училище является органической частью и основой профессиональной деятельности училища в целом как учебно-профессионального учреждения. В этой связи планирование профессионального обучения имеет особое значение в целях увязки его с планом профессиональной деятельности училища.

Основные задачи планирования профессионального обучения:

1)обеспечить правильный выбор учебно-производственных работ, соответствующих программам профессионального обучения, распределение их между учебными группами, полную и равномерную загрузку всех учащихся, рациональное использование учебно-производственного оборудования;

2)создать условия для рациональной организации и своевременного материально-технического оснащения процесса профессионального обучения;

3)определить объём и сроки выпуска продукции, изготовляемой учащимися в процессе профессионального обучения, обеспечить целесообразное и экономное использование финансовых и материальных ресурсов, выделяемых на профессиональное обучение;

4)способствовать рациональной организации профессиональной деятельности училища.

Планирование профессионального обучения – задача профессионально – педагогическая. Это требует глубоких знаний производственно – технических возможностей процесса профессионального обучения, глубокого владения психолого-педагогическими основами производственного труда учащихся на различных этапах профессионального обучения.

К изучению очередной темы учебной программы мастер начинает готовиться еще на этапе подготовки к учебному году. Анализируя программу профессионального обучения, он продумывает место каждой темы в процессе профессионального обучения с учетом реальных условий. Готовясь к изучению темы, мастер изучает соответствующие разделы учебника, методических пособий, технической литературы, освещающих передовой опыт. В ходе этой работы мастер чётко определяет, какие приёмы, способы и разновидности работ должны изучить учащиеся, и распределяет материал темы на урок, а сложные темы, включающие большое количество разнообразных приёмов в виде работ, расчленяет перед этим на под темы.

При распределении материала темы или под темы на уроки необходимо иметь в виду, что одним из важных требований к уроку является чёткость цели и определенность содержания. Чтобы правильно распределить материал темы на уроке, нужно учитывать его посильность и доступность, сложность и трудоёмкость приёмов и способов, новизну их для учащихся, важность для выполнения работ в будущем, порядок изучения, объекты работ, на которых они будут отрабатываться. Это обеспечит правильное распределение материала темы на уроки, в результате чего на каждом из них учащиеся целенаправленно делают очередной шаг в изучении своей профессии.

Перспективно – тематический план – см. приложение В.

Подбор учебно-производственных работ имеет целью перевод рекомендаций и установок учебной программы профессионального обучения в собственно содержание процесса обучения. Это определяет и важность, и сложность этого элемента планирования. При подборе учебно-производственных работ руководствуются следующими основными требованиями:

1)работы (изделия) должны иметь профессиональную ценность;

2)трудовые приёмы, операции, способы, применяемые при выполнении учебно-производственных работ, должны соответствовать программам профессионального обучения по соответствующим профессиям;

3)учебно-производственные работы должны быть посильными для выполнения их учащимися на соответствующей стадии обучения по степени сложности, точности, физическим усилиям и объёму необходимых профессиональных знаний;

4)учебно-производственные работы должны подбираться с учётом постепенного их усложнения как в пределах одной темы, так и при переходе от одной темы к другой;

5)содержание и объём работ должны способствовать закреплению предусмотренных программой профессиональных знаний, умений и навыков, приучать учащихся применять их в разнообразных условиях профессиональной деятельности;

6)в качестве учебно-предусмотренных заданий преимущественно выбираются детали, изделия или работы, типичные для осваиваемой профессии, дающие возможность учащимся овладеть передовой техникой, технологией и методами труда.

Перечень учебно-производственных работ – см. приложение Г.

Планирование профессиональной деятельности группы является составной частью общего планирования профессиональной деятельности училища. Исходными данными для планирования учебно-производственной деятельности группы и училища являются:

1)учебные программы профессионального обучения;

2)перечни учебно-производственных работ по профессиям;

3)обеспеченность материалами, инструментами, приспособлениями и другой оснасткой;

4)возможности училища: подготавливаемые профессии, количество учащихся, наличие основного и вспомогательного оборудования и т.п.;

5)наличие необходимой учебно-технической документации для выполнения учебно-производственных работ и организации производственного процесса.

План производственной деятельности группы на месяц – см. приложение Д.

Планирование профессиональной деятельности группы производится путём разработки плана профессионального обучения на определенный период. В план профессионального обучения включаются учебно-производственные работы из утвержденного перечня. Общее количество работ на группу определяется по ученическим нормо-часам, ориентируясь на общий фонд учебного времени, на учебно-производственную деятельность группы, на планируемый период профессионального обучения. При определении группового задания необходимо исходить из ориентировочного количества работ на одного учащегося, указанного в перечне учебно-производственных работ. При этом нерационально планировать учебно-производственные работы, выполнение которых потребует слишком длительного времени. По мере нарастания профессионального опыта учащихся должны планироваться более сложные и трудоемкие учебно-производственные работы.

Расчет фондов времени

Фонд времени на инструктаж:

1 Месячный фонд времени

1 месяц = 4 недели

1 неделя = 2 урока производственного обучения

1) урок производственного обучения = 6 часов

4 * 2 = 8

8 * 6 = 48 часов

48 часов * 20 учащихся = 960 норма часов

2) Фонд времени на инструктаж

8 уроков * 1 час = 8 часов

8 часов * 20 учащихся = 160 норма часов

3) Фонд времени на упражнения

20 часов + 12 часов = 32 ч.

4 ур. присоед.* 3ч.=12 часов

32 часов * 20 человек = 640 норма часов

4) Фонд времени на производственную деятельность

960 часов – (160 часов + 640 часов) = 160 норма часов

160 норма часов / 20 человек = 8 часов

 

План урока профессионального обучения

Профессия: “Автомеханик”, 2 курс, 2 полугодие

Тема программы: “Шабрение”

Тема урока: “Шабрение прямолинейных поверхностей ”

Учебные цели урока:

1)ознакомить с темой шабрение

2)Обеспечить плотного прилегания сопрягаемых поверхностей, герметичности (непроницаемости) соединения.

3)воспитать трудолюбие, достижение и стремление к цели

4)развить терпение, волю

Материально-техническое оснащение:

1)слесарный верстак с тисками поворотными:

2)шабер

3)напильники

4)Поверочные плиты

5)Угольники

6)Линейки

7)Чугунная плита

 

Ход урока

Организационный момент (3-5 мин.)

а) проверка наличия учащихся по журналу;

б) проверка внешнего вида учащихся (наличие формы по технике безопасности);

в) назначение дежурных.

Вводный инструктаж (15-25 мин.)

1)сообщить тему урока;

2)поставить перед учащимися учебные задачи (технологические, производственные, воспитательные);

3)повторение ранее изученного материала

4)объяснение нового материала и анализ

5)предложить учащимся повторить практические приемы работы

6)ответить на вопросы учащихся и разрешить приступить к выполнению задания

Шабрение прямолинейных поверностей.

Во время рабочего хода давление руки на шабер должно быть не более 2-5 кГ. При холостом ходе давление на шабер не производят. Шабрение выполняют за несколько переходов. Шабер двигают в различных направлениях так, чтобы последующий штрих шел под углом 45° к предыдущему.

Длина рабочего хода шабера в начале работы должна быть 15-20 мм, а затем по мере выравнивания поверхности - 3-5 мм. Выступающие участки шабрят до тех пор, пока вся поверхность покроется равномерно мелкими пятнами краски.

При шабрении плоскостей методом «на себя» применяют шаберы длиной 450-550 мм. Шабер устанавливают к обрабатываемой поверхности под углом 75-80°, а другой конец, на котором имеется деревянная рукоятка, упирается в плечо работающего. Рабочим ходом является движение к работающему. Благодаря опоре работать удобнее, достигается более высокая производительность, длинный шабер лучше пружинит, что обеспечивает более плавное врезание и большую точность обработки.

Качество шабрения проверяют сначала внешним осмотром. Пришабренная поверхность не должна иметь глубоких следов шабера и царапин. Точность шабрения определяется количеством пятен, приходящихся на площадь квадрата со стороной 25 мм.

Рамку для определения точности шабрения накладывают на проверяемую поверхность и считают количество пятен, находящихся в ней.Количество пятен для данной пришабренной поверхности определяют как среднее арифметическое из нескольких проверок на различных ее участках. На площади размером 25X25 мм достаточно иметь для очень грубого шабрения 4 пятна; для грубого шабрения - 9 пятен; для точного шабрения - 16 пятен; для очень точного шабрения - 20-25 пятен.

Криволинейные поверхности шабрят следующим образом. На контрольный вал или на его шейку (рис. 41, а), с которым должен сопрягаться подшипник, равномерно наносят слой краски и накладывают его на подшипник. Затем с легким нажимом поворачивают вал 2-3 раза, снимают его и шабрят трехгранным шабером выступающие закрашенные места подшипника.

 

1)повторить практический прием работы

2)технологический процесс построения замкнутых контуров и радиусных кривых

Текущий инструктаж (5 часов)

1)внимательно проверить организацию рабочего места у всех учащихся и соблюдение требований безопасности

2)проверить правильность выполнения учащимися приемов работы и оказания помощи встретившим трудности, принятие готовой работы

3)собрать учащихся и сделать замечания по ошибкам, показать образцы хорошей работы

4)при первом же нарушении правил техники безопасности остановить работу всей группы и сделать соответствующие замечания учащимся

5)демонстрация изучаемого приема с применением передовой технологии, специальных приспособлений или рациональной оснастки

6)уборка рабочих мест мастерской

Заключительный инструктаж

1)линейка, рапорт командира группы о наличии учащихся

2)провести анализ работы за день. Отметить успехи учащихся группы в целом, дать оценку

3)объявить тему следующего урока

4)домашнее задание – Н.И. Макиенко §77 стр139

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: