Один из крупнейших в мире производителей алюминия российское ОАО "РУСАЛ" намерен потратить на инвестпрограмму до 2013 года – до $16,7 млрд. Средства пойдут в основном на проекты в энергетике, а также на увеличение производственных мощностей по выпуску алюминия и глинозема. Отраслевые эксперты отмечают, что это самая масштабная инвестпрограмма в российской металлургии.
По словам генерального директора, в покупку и строительство бокситовых и глиноземных предприятий будет вложено $4,6 млрд, алюминиевых – $6,2 млрд, энергетических – $5,2 млрд. В результате "Русал" увеличит производство глинозема до 8 млн т в год, алюминия – до 5 млн т. Исходя из того, что за два года "Русал" уже потратил $4,2 млрд, его ежегодный объем вложений составит $2,05 млрд.
Матрица «Важность-эффективность»
Эффективность | |||
низкая | высокая | ||
Важность | высокая | Квалификация сотрудников Мотивированность сотрудников Контроль посредников Сроки поставок Обратная связь с клиентами Наличие свободных финансовых ресурсов | Наличие сертификата качества Наличие мощностей Известность Опыт работы Близость к сырью |
низкая | Система скидок |
Один из основных приоритетов в стратегии компании - обеспечение сырьевой независимости.
За последние пять лет мировые цены на алюминий колеблются в диапазоне от $1500 до $3000 за тонну. Они достигли своего дна в начале 2009г. Составив $1300 за тонну. Затем цена начала постепенно идти вверх. На сегодняшний день цена алюминия составляет около $2250 за тонну.
Цены растут, несмотря на рост запасов, что вызвано всплеском мировой ликвидности. Запасы алюминия начали стремительно расти с конца 2008г. и уже с июля 2009г. держатся на исторически рекордных уровнях более 4.5 млн. тонн на LME. Таким образом, в текущих ценах заложена довольно высокая спекулятивная составляющая. Тем не менее, РУСАЛ не ожидает значительного снижения котировок с текущих уровней в случае постепенного сжатия мировой ликвидности, так как по мере восстановления мировой экономики растущий спрос на алюминий со стороны промышленности поддержит котировки. CRU ожидает, что спрос на алюминий в 2010г. Увеличится на 9% после падения на 9.7% в 2009г. В своей модели оценки РУСАЛа мы исходим из ожиданий, что долгосрочная цена на алюминий составит около $2500 за тонну. Модель DCF основана на следующих ожиданиях:
|
2009П | 2010П | 2011П | 2012П | 2013П | 2014П | |
Цена на алюминий на LME, $/тонну | ||||||
Цена на глинозем, $/тонну | ||||||
Объем производства, млн. тонн: | ||||||
алюминий | 4.00 | 4.30 | 4.40 | 4.50 | 4.55 | 4.60 |
глинозем | 7.80 | 8.40 | 9.00 | 10.00 | 10.00 | 10.00 |
Объем продаж, млн. тонн: | ||||||
алюминий | 4.20 | 4.30 | 4.40 | 4.50 | 4.55 | 4.60 |
глинозем | 2.00 | 3.00 | 3.60 | 4.00 | 4.00 | 4.00 |
Анализ сильных и слабых сторон
Составляющие внутренней среды | Эффективность составляющих внутренней среды | Важность (вес) | ||||||
Очень сильная | сильная | нейтральная | слабая | Очень слабая | Высокая | средняя | низкая | |
Наличие сертификата качества | * | * | ||||||
Наличие мощностей | * | * | ||||||
Известность | * | * | ||||||
Опыт работы | * | * | ||||||
Система скидок | * | * | ||||||
Квалификация сотрудников | * | * | ||||||
Мотивированность сотрудников | * | * | ||||||
Контроль посредников | * | * | * | |||||
Сроки поставок | * | |||||||
Обратная связь с клиентами | * | * | * | |||||
Наличие свободных финансовых ресурсов | * | * | * | |||||
Близость к сырью |
|
Комплексная оценка стратегической позиции ОАО РУСАЛ, баллы
Наименование позиции | Оценка привлекательности рынка, в баллах (М) | Вес (G) | M*G | ||||||||||||||||||
Очень плохо (0) | Плохо (25) | Средне (50) | Хорошо (75) | Очень хорошо (100) | А | И | К | С | ЮК | Я | |||||||||||
1.Привлекательность рынка | |||||||||||||||||||||
1.1. Объем рынка | С | А, И | К, ЮК, Я | ||||||||||||||||||
1.2. Рост рынка | А | И, С, ЮК, Я | К | ||||||||||||||||||
1.3. Доступность рынка | А | И, К, С, ЮК, Я | |||||||||||||||||||
1.4.Интенсивность конкуренции | К, Я | А, И, С, ЮК | |||||||||||||||||||
1.5. Темп роста ВВП | Я | А, И, С, ЮК | К | ||||||||||||||||||
1.6. Пе перспективы экономического развития страны | И, ЮК | А, К, С, Я | |||||||||||||||||||
1.7. Рейтинг конкуренто- способности страны | И, К | ЮК | А, С, Я | ||||||||||||||||||
2. Сумма | |||||||||||||||||||||
3. Результат | 0,65 | 0,69 | 0,81 | 0,71 | 0,76 | 0,75 | |||||||||||||||
4. Относительные конкурентные позиции предприятия | |||||||||||||||||||||
4.1. Конкурентоспо-собность продукции | * | ||||||||||||||||||||
4.2. Цены и условия заключения контрактов | * | ||||||||||||||||||||
4.3. Условия сбыта | * | ||||||||||||||||||||
4.4. Условия коммуникаций | * | ||||||||||||||||||||
4.5. Рыночная доля | * | ||||||||||||||||||||
5. Сумма | |||||||||||||||||||||
6. Результат | 0,59 | ||||||||||||||||||||
|
Использованы следующие обозначения:
Австралия. А; Сингапур. С; Индия. И; Южная Корея. ЮК; Китай. К; Япония. Я.
Проведенный анализ показывает, что все рассмотренные рынки за исключением Австралии обладают высокой привлекательностью, самым привлекательным является рынок Китая. В соответствии с типологией построенной матрицы ОАО РУСАЛ следует выбирать стратегию выборочного роста.
Оценка рисков
Риск | Важность (W) | Вероятность возникновения (B) | W * B |
Информационный риск | 0,25 | 2,5 | |
Невозможность соперничать с конкурентами | 0,2 | ||
Сбои и поломки оборудования | 0,05 | 0,05 | |
Ненадежность посредников | 0,2 | ||
Форс-мажор | 0,2 | 0,2 | |
Общая сумма баллов | 4,75 | ||
Показатель риска | 47,5% |
На основе матрицы БКГ формируем продуктовую стратегию предприятия:
1) «Звезды» - такую продукцию как алюминий, боксит и фольгопрокатное производство нужно проталкивать на новые рынки;
2) «Дойные коровы» - для продукции глинозем следует сохранить долю рынка.
Следовательно, стратегия ОАО «РУСАЛ» должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования. Целесообразно предложить организации придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики.
Вывод
Для ОАО РУСАЛ я хотела бы предложить следующие рекомендации:
1. Компании необходимо рассмотреть пути повышения энергообеспеченности собственных предприятий за счет развития энергетической составляющей своего бизнеса. Обеспечение предприятий ОАО «РУСАЛ» собственной энергетической инфраструктуры позволит сделать и предприятие, и его продукцию более конкурентоспособными на мировом рынке;
2. Расширение ресурсной базы – является критическим направлением развития компании. Необходимо приложить все усилия в этом направлении, поскольку, от обеспеченности предприятий ОАО «РУСАЛ» будет зависеть возможность осуществления его стратегических задач;
3. Увеличить объемы вложений в научно-исследовательские разработки по снижению себестоимости получаемого алюминия, что позволит значительно снизить себестоимость получаемого алюминия.
4. Необходимо выйти на рынки с максимально низкими ценами для привлечения наибольшего количества покупателей.
5. В качестве объектов, на которые необходимо направить усилия по продвижению продукции, лучше всего выбрать не конечного потребителя, а посредников.
Заключение
Разработка стратегии предприятия на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности организации с помощью различных методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и внутренней среды – важное условие эффективного функционирования и развития любого предприятия в долгосрочной перспективе.
ОАО «РУСАЛ» - это крупнейшее предприятие России и третье в мире (после американской Alcoa и канадской Alcan) по производству алюминия, занимающее ведущее место в торговле этим цветным металлом на международном рынке. На долю компании приходится 10% мирового и 75% российского производства первичного алюминия. Основную продукцию РУСАЛа - первичный алюминий и сплавы — производят четыре завода: БрАЗ, КрАЗ, САЗ и НкАЗ. Кроме первичного алюминия РУСАЛ производит полуфабрикаты и широкий ассортимент готовой продукции, которые используются в различных отраслях промышленности — аэрокосмической, строительной, пищевой, а также автомобиле и машиностроении. Официально объявленной стратегической целью ОАО «РУСАЛ» является выход на первое место в мире по объему выпуска и эффективности алюминиевой компанией в мире. Эта цель предполагает существенное увеличение выпуска продукции – с 2,7 до 5 млн. тонн алюминия в год. Компания планирует достичь этого за счет развития собственных технологий, модернизации существующих предприятий, строительства и приобретения новых заводов, разработки новых месторождений. В связи с этим в структуре предприятия происходят постоянные изменения, направленные на создание условий для стабильного и уверенного роста. ОАО «РУСАЛ» на сегодня обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые позволяют ему претендовать на роль лидера в мировом производстве алюминием.
В рамках данной работы:
1) дана характеристика предприятия ОАО РУСАЛ;проведен анализ внешней и внутренней среды компании, выявлен круг проблем предприятия на современном этапе развития;
2) на основе краткого литературного обзора сформулирована модель оценки эффективности стратегии организации;
3) по результатам матрицы SWOT, модели DCF, оценки стратегической позиции, рисков и матрицы БКГ была разработана продуктовая стратегия предприятия и предложены некоторые рекомендации для данной организации.
Список используемой литературы
1) Мардас А.Н., Гуляева О.А. Стратегический менеджмент. Практикум: учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2009
2) Мардас А.Н., Гуляева О.А. Стратегический менеджмент. Практикум: учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2003
3) Загородников С.В. Менеджмент: учебное пособие – 3-е издание стер. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009
4) https://www.rusal.ru/facts.aspx
5) https://www.inventech.ru/lib/management/management-0023/
6) https://www.ram.ru/activity/comp/bp2002/files/std22.pdf
7) https://www.raexpert.ru/researches/metallurgy/analytics_2006/part_3_1_3/