Раздел III. Разработка продуктовой стратегии ОАО РУСАЛ




 

Один из крупнейших в мире производителей алюминия российское ОАО "РУСАЛ" намерен потратить на инвестпрограмму до 2013 года – до $16,7 млрд. Средства пойдут в основном на проекты в энергетике, а также на увеличение производственных мощностей по выпуску алюминия и глинозема. Отраслевые эксперты отмечают, что это самая масштабная инвестпрограмма в российской металлургии.

По словам генерального директора, в покупку и строительство бокситовых и глиноземных предприятий будет вложено $4,6 млрд, алюминиевых – $6,2 млрд, энергетических – $5,2 млрд. В результате "Русал" увеличит производство глинозема до 8 млн т в год, алюминия – до 5 млн т. Исходя из того, что за два года "Русал" уже потратил $4,2 млрд, его ежегодный объем вложений составит $2,05 млрд.

Матрица «Важность-эффективность»

  Эффективность
низкая высокая
Важность высокая Квалификация сотрудников Мотивированность сотрудников Контроль посредников Сроки поставок Обратная связь с клиентами Наличие свободных финансовых ресурсов Наличие сертификата качества Наличие мощностей Известность Опыт работы Близость к сырью
низкая Система скидок  

 

Один из основных приоритетов в стратегии компании - обеспечение сырьевой независимости.

За последние пять лет мировые цены на алюминий колеблются в диапазоне от $1500 до $3000 за тонну. Они достигли своего дна в начале 2009г. Составив $1300 за тонну. Затем цена начала постепенно идти вверх. На сегодняшний день цена алюминия составляет около $2250 за тонну.

Цены растут, несмотря на рост запасов, что вызвано всплеском мировой ликвидности. Запасы алюминия начали стремительно расти с конца 2008г. и уже с июля 2009г. держатся на исторически рекордных уровнях более 4.5 млн. тонн на LME. Таким образом, в текущих ценах заложена довольно высокая спекулятивная составляющая. Тем не менее, РУСАЛ не ожидает значительного снижения котировок с текущих уровней в случае постепенного сжатия мировой ликвидности, так как по мере восстановления мировой экономики растущий спрос на алюминий со стороны промышленности поддержит котировки. CRU ожидает, что спрос на алюминий в 2010г. Увеличится на 9% после падения на 9.7% в 2009г. В своей модели оценки РУСАЛа мы исходим из ожиданий, что долгосрочная цена на алюминий составит около $2500 за тонну. Модель DCF основана на следующих ожиданиях:

  2009П 2010П 2011П 2012П 2013П 2014П
Цена на алюминий на LME, $/тонну            
Цена на глинозем, $/тонну            
Объем производства, млн. тонн:            
алюминий 4.00 4.30 4.40 4.50 4.55 4.60
глинозем 7.80 8.40 9.00 10.00 10.00 10.00
Объем продаж, млн. тонн:            
алюминий 4.20 4.30 4.40 4.50 4.55 4.60
глинозем 2.00 3.00 3.60 4.00 4.00 4.00

 

 

Анализ сильных и слабых сторон

Составляющие внутренней среды Эффективность составляющих внутренней среды Важность (вес)
Очень сильная сильная нейтральная слабая Очень слабая Высокая средняя низкая
                 
Наличие сертификата качества *         *    
Наличие мощностей   *       *    
Известность *         *    
Опыт работы   *       *    
Система скидок       *       *
Квалификация сотрудников     *     *    
Мотивированность сотрудников         *   *  
Контроль посредников       *   * *  
Сроки поставок         *      
Обратная связь с клиентами         * * *  
Наличие свободных финансовых ресурсов *     *   *    
Близость к сырью                

 

Комплексная оценка стратегической позиции ОАО РУСАЛ, баллы

Наименование позиции Оценка привлекательности рынка, в баллах (М) Вес (G) M*G  
Очень плохо (0) Плохо (25) Средне (50) Хорошо (75) Очень хорошо (100) А И К С ЮК Я
1.Привлекательность рынка  
1.1. Объем рынка     С А, И К, ЮК, Я                
1.2. Рост рынка     А И, С, ЮК, Я К                
1.3. Доступность рынка     А   И, К, С, ЮК, Я                
1.4.Интенсивность конкуренции   К, Я А, И, С, ЮК                    
1.5. Темп роста ВВП     Я А, И, С, ЮК К                
1.6. Пе перспективы экономического развития страны     И, ЮК А, К, С, Я                  
1.7. Рейтинг конкуренто- способности страны     И, К ЮК А, С, Я                
2. Сумма                          
3. Результат 0,65 0,69 0,81 0,71 0,76 0,75  
4. Относительные конкурентные позиции предприятия  
4.1. Конкурентоспо-собность продукции     *          
4.2. Цены и условия заключения контрактов       *        
4.3. Условия сбыта       *        
4.4. Условия коммуникаций       *        
4.5. Рыночная доля   *            
5. Сумма                
6. Результат 0,59  
                                           

 

Использованы следующие обозначения:

Австралия. А; Сингапур. С; Индия. И; Южная Корея. ЮК; Китай. К; Япония. Я.

Проведенный анализ показывает, что все рассмотренные рынки за исключением Австралии обладают высокой привлекательностью, самым привлекательным является рынок Китая. В соответствии с типологией построенной матрицы ОАО РУСАЛ следует выбирать стратегию выборочного роста.

Оценка рисков

Риск Важность (W) Вероятность возникновения (B) W * B
Информационный риск 0,25   2,5
Невозможность соперничать с конкурентами 0,2    
Сбои и поломки оборудования 0,05   0,05
Ненадежность посредников 0,2    
Форс-мажор 0,2   0,2
Общая сумма баллов     4,75
Показатель риска     47,5%

 

 

На основе матрицы БКГ формируем продуктовую стратегию предприятия:

1) «Звезды» - такую продукцию как алюминий, боксит и фольгопрокатное производство нужно проталкивать на новые рынки;

2) «Дойные коровы» - для продукции глинозем следует сохранить долю рынка.

Следовательно, стратегия ОАО «РУСАЛ» должна быть нацелена на рост и перспективное решение существующих проблем путем совершенствования качества услуг, систем менеджмента и маркетинга, используя собственные сильные стороны и возможности внешней среды, а также, принимая во внимание факт наличия сильных конкурентов, предприятию необходимо придерживаться стратегии избирательной реакции на поведение конкурентов в области рекламы, ценообразования. Целесообразно предложить организации придерживаться стратегии роста, осуществляющегося путем ежегодного значительного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего, увеличения ассортимента услуг, развития конкурентных преимуществ в области качества и ценовой политики.

Вывод

 

Для ОАО РУСАЛ я хотела бы предложить следующие рекомендации:

1. Компании необходимо рассмотреть пути повышения энергообеспеченности собственных предприятий за счет развития энергетической составляющей своего бизнеса. Обеспечение предприятий ОАО «РУСАЛ» собственной энергетической инфраструктуры позволит сделать и предприятие, и его продукцию более конкурентоспособными на мировом рынке;

2. Расширение ресурсной базы – является критическим направлением развития компании. Необходимо приложить все усилия в этом направлении, поскольку, от обеспеченности предприятий ОАО «РУСАЛ» будет зависеть возможность осуществления его стратегических задач;

3. Увеличить объемы вложений в научно-исследовательские разработки по снижению себестоимости получаемого алюминия, что позволит значительно снизить себестоимость получаемого алюминия.

4. Необходимо выйти на рынки с максимально низкими ценами для привлечения наибольшего количества покупателей.

5. В качестве объектов, на которые необходимо направить усилия по продвижению продукции, лучше всего выбрать не конечного потребителя, а посредников.

 

Заключение

 

Разработка стратегии предприятия на основе комплексного изучения и анализа показателей деятельности организации с помощью различных методов оценки конкурентных преимуществ, стратегических факторов внешней и внутренней среды – важное условие эффективного функционирования и развития любого предприятия в долгосрочной перспективе.

ОАО «РУСАЛ» - это крупнейшее предприятие России и третье в мире (после американской Alcoa и канадской Alcan) по производству алюминия, занимающее ведущее место в торговле этим цветным металлом на международном рынке. На долю компании приходится 10% мирового и 75% российского производства первичного алюминия. Основную продукцию РУСАЛа - первичный алюминий и сплавы — производят четыре завода: БрАЗ, КрАЗ, САЗ и НкАЗ. Кроме первичного алюминия РУСАЛ производит полуфабрикаты и широкий ассортимент готовой продукции, которые используются в различных отраслях промышленности — аэрокосмической, строительной, пищевой, а также автомобиле и машиностроении. Официально объявленной стратегической целью ОАО «РУСАЛ» является выход на первое место в мире по объему выпуска и эффективности алюминиевой компанией в мире. Эта цель предполагает существенное увеличение выпуска продукции – с 2,7 до 5 млн. тонн алюминия в год. Компания планирует достичь этого за счет развития собственных технологий, модернизации существующих предприятий, строительства и приобретения новых заводов, разработки новых месторождений. В связи с этим в структуре предприятия происходят постоянные изменения, направленные на создание условий для стабильного и уверенного роста. ОАО «РУСАЛ» на сегодня обладает рядом неоспоримых преимуществ, которые позволяют ему претендовать на роль лидера в мировом производстве алюминием.

В рамках данной работы:

1) дана характеристика предприятия ОАО РУСАЛ;проведен анализ внешней и внутренней среды компании, выявлен круг проблем предприятия на современном этапе развития;

2) на основе краткого литературного обзора сформулирована модель оценки эффективности стратегии организации;

3) по результатам матрицы SWOT, модели DCF, оценки стратегической позиции, рисков и матрицы БКГ была разработана продуктовая стратегия предприятия и предложены некоторые рекомендации для данной организации.

 

 

Список используемой литературы

 

1) Мардас А.Н., Гуляева О.А. Стратегический менеджмент. Практикум: учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2009

2) Мардас А.Н., Гуляева О.А. Стратегический менеджмент. Практикум: учебное пособие. – СПб.: ПГУПС, 2003

3) Загородников С.В. Менеджмент: учебное пособие – 3-е издание стер. – М.: Издательство «Окей-книга», 2009

4) https://www.rusal.ru/facts.aspx

 

5) https://www.inventech.ru/lib/management/management-0023/

 

6) https://www.ram.ru/activity/comp/bp2002/files/std22.pdf

 

7) https://www.raexpert.ru/researches/metallurgy/analytics_2006/part_3_1_3/

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: