Внутренняя среда организации – это элементы, которые характеризуют условия успешной деятельности организации. Для грамотного использования этих элементов, необходим их анализ, который даст ясное представление о внутренней среде организации, и укажет какой из функциональной подсистеме необходимо уделить особое внимание, для эффективной деятельности корпорации.
Функциональная подсистема | Роль в бизнес-процессе | Характеристика функций |
Маркетинговая | Для такой крупной компании как РУСАЛ необходимым является исследование рынка. | Так как объединённая компания является глобальной корпорацией, маркетинговым исследованиям уделяется огромное внимание, осуществляя развитие органов и структур отвечающих за изучение рынка, разработку и продвижение товаров и услуг, ОК достигает своих целей. |
Кадровая | Люди являются основой любой организации. Люди в организации создают ее продукт, они формируют культуру организации, ее внутренний климат, от них зависит то, чем является организация. В силу такого положения люди для менеджера являются “предметом номер один”. | Человеческий фактор является крайне важной спецификой ОК РУСАЛ. На каждого работника возложена ответственность, и компания заинтересована в том, чтобы люди работающие на предприятии были высококвалифицированными и добросовестными служащими. Для этого компания осуществляет не малые инвестиционные проекты на развитие персонала. |
Финансовая | Финансовая структура играет важнейшую роль в бизнес процессе ОК РУСАЛ. | ОК РУСАЛ это организация в которой финансовая структура должна быть развита на самом высоком уровне. Кредиты, займы, активы, исчисляются миллиардами долларов. И управление такими крупными денежными потоками осуществляется высококвалифицированными специалистами. |
Управленческая | Данной подсистеме отводится немаловажная роль в бизнес процессе, управление такой компанией дело не из лёгких, здесь необходима высокая организованность и ответственность. | РУСАЛ развивает систему корпоративного управления в соответствии c лучшими мировыми стандартами и практиками публичных международных корпораций. Качество корпоративного управления способствует успешному развитию и повышению инвестиционной привлекательности компании, дает дополнительные гарантии акционерам, партнерам, клиентам и способствует укреплению системы внутреннего контроля. |
|
SWOT анализ ОАО РУСАЛ
Сильные стороны | Слабые стороны |
Глобальный масштаб - географически диверсифицированная структура активов и продаж | Высокая долговая нагрузка |
Высокая степень вертикальной интеграции и самообеспеченности сырьем | Нахождение значительной доли ресурсов боксита в политически нестабильных странах |
Близость основных активов к границе с Китаем | Более высокие транспортные издержки, чем у аналогов |
Благоприятный налоговый режим | Значительные издержки на обслуживание долга |
Низкая стоимость электроэнергии | Отсутствие возможности выплачивать дивиденды в ближайшие годы |
Возможности | Угрозы |
Новые проекты (БЭМО, Тайшетский ал. завод) | Снижение цен на алюминий |
Восстановление мировой экономики, рост цен и спроса на алюминий | Значительный рост цен на электроэнергию в России |
Увеличение эффективности производства | Рост стоимости фрахта |
Рост капитализации Норильского никеля | Изменение налогового режима |
|
№ | Формулировка проблемы | Ранг проблемы |
1. | Завышенные издержки производства по отдельным статьям затрат по сравнению с зарубежными алюминиевыми заводами | |
2. | Несовершенство используемых технологий и основного оборудования | |
3. | Рост транспортных и энергетических составляющих в структуре затрат | |
4. | Проведение постоянной работы по исследованию возможностей обеспечения сырьем российских алюминиевых заводов |
А теперь рассмотрим, насколько это возможно, стратегии двух холдингов - то есть то, как они пытаются решать указанные проблемы. Несмотря на внешнее сходство (вертикальная и горизонтальная интеграция), реальные стратегии двух игроков серьезно различаются. Это видно очень четко.
СУАЛ, получив контроль над глиноземными заводами и металлургическими предприятиями, основные усилия направил на проблемы внутренней консолидации и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью (хотя работа, направленная на покупку интересных активов, не прекратилась). Пока СУАЛу удается развивать бизнес, достаточно, сбалансировано. Заложена стратегическая перспектива по сырью (Тиман), идет реконструкция мощностей прокатных и кабельных заводов, фольгового производства. За последнее время группе удалось увеличить долю продукции высокого передела в экспорте с 5 до 18 - 20%. Одновременно выросла доля поставок на внутренний рынок.
ОАО «РУСАЛ» выбрал другой путь. Получив контроль над алюминиевыми активами, он направил средства на приобретение машиностроительных предприятий. В настоящий момент в той или иной степени ему подконтрольны Горьковский автозавод, УралАЗ, Абаканвагонмаш, Завод дорожно-строительных машин им. Колющенко, Львовский автобусный завод. Получается российский вариант классического южнокорейского чеболя: в одной структуре слиты активы машиностроителей и металлургов, идет активная экспансия в другие отрасли (лесопереработка, страхование и др.). Каждое из этих предприятий остро нуждается в инвестициях, которые исчисляются сотнями миллионов долларов. При этом РУСАЛ должен реализовывать масштабные проекты разработки в Гвинее бокситового месторождения Диан-Диан в рамках недавно полученной концессии и строительства там глиноземного завода и одновременно инвестировать реконструкцию действующих алюминиевых мощностей.
|
Вывод
Следовательно, чем крупнее организация, тем больше усилий придётся вложить главным менеджерам, и тем большую ответственность они несут, принимают абсолютно любые решения касающиеся работы организации; анализ внутренней и внешней среды организации, крайне необходим для эффективной работы предприятия. Данные исследования помогут выявить слабые элементы и сделать акцент на их усиление, для обеспечения стабильной работы организации; одной из основных задач, является постановка главной цели, и миссии организации. Правильная постановка задачи и выбор достойной, достижимой цели, являются важнейшими этапами на пути к успеху организации.