Тема: «Коррекционно-развивающее обучение в школе как тенденция дифференциации и интеграции образования»




Цель: раскрыть сущность понятия «коррекционно-развивающее обучение» и психологические основы организации коррекционно-развивающего обучения в школе.

План

1. Проблема коррекционно-развивающего обучения в школе и подходы к ее решению.

2. Классы коррекционно-развивающего обучения как следствие тенденции дифференциации и интеграции образования.

3. Коррекционно-развивающее образование в современной педагогической практике.

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать: основные подходы к организации коррекционно-развивающего обучения на современном этапе развития образования, актуальность этих подходов для практики обучения и воспитания детей со школьными трудностями; основные направления модернизации российского образования в отношении учащихся с особыми образовательными потребностями; современное состояние коррекционно-развивающего обучения в нашей стране и за рубежом; особенности организации классов коррекционно-развивающего обучения и основные направления педагогической и психологической коррекционно-развивающей работы в этих классах.

Уметь: работать с теоретическим содержанием раздела: анализировать, обобщать, делать выводы в рамках теоретических конструкций, оценивать возможности различных подходов к организации коррекционно-развивающего обучения в современной массовой школе; сотрудничать с педагогами, психологами, родителями.

Владеть: способностью изучать состояние коррекционно-развивающей работы в общеобразовательной школе, понимать и объяснять значение каждого направления работы в классах коррекционно-развивающего обучения.

Основные понятия:

коррекционно-развивающее обучение, дифференциация (диверсификация) обучения, интегрированное (инклюзивное) образование, принципы коррекционно-развивающего обучения, классы коррекционно-развивающего обучения

Вопросы для обсуждения

I. Коррекционно-развивающее обучение как направление работы современной общеобразовательной школы.

II. Отечественный и зарубежный опыт работы с детьми, испытывающими трудности в процессе обучения в массовой школе.

III. Современные тенденции модернизации образования детей со школьными трудностями.

1. Дифференциация (диверсификация) обучения по индивидуально-типологическим особенностям и способностям.

2. Интегрированное (инклюзивное) образование как совместное обучение обычных и нетипичных детей (с отклонениями в развитии) в одном классе массовой школы.

IV. Принципы коррекционно-развивающего обучения.

1. Совместная деятельность и общение.

2. Учет ведущей деятельности.

3. Определение зоны ближайшего развития.

4. Учет сензитивных периодов развития.

5. Принцип амплификации (расширения) детского развития.

6. Единство аффекта и интеллекта.

7. Теория формирования учебной деятельности как научное основание коррекционно-развивающего обучения.

V. Классы коррекционно-развивающего обучения как следствие тенденции дифференциации и интеграции образования.

1. Организационно-педагогические основы создания классов коррекционно-развивающего обучения (КРО).

2. Цели и задачи классов КРО.

3. Направления коррекционно-развивающей работы в классах КРО.

4. Формы коррекционно-развивающего обучения: классы КРО, коррекционно-развивающие группы, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия.

5. Показания к отбору в класс КРО.

6. Меняющийся состав класса как основа функционирования класса КРО.

7. Связь класса КРО с социальной средой развития учащегося.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — [Электронный ресурс]. - URL:https://biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-14F6CB95AE

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 264 с. — [Электронный ресурс]. - URL:. https://biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9-B639-A5249687C614.

2. Специальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 448 с. — [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/B1C3A337-2AE5-4A48-B0AC-48839C635073.

 

Семинар № 2.

Тема: «Теоретические основы коррекционно-развивающей работы в школе»

Цель: раскрыть понятие коррекционно-развивающей работы, её принципы, цели и задачи в школе.

План

1. Понятие коррекционно-развивающей работы.

2. Принципы, цели и задачи коррекционно-развивающей работы в школе.

3. Формы и методы коррекционно-развивающей работы в школе.

4. Процедура коррекционно-развивающей работы в школе.

В результате освоения данной темы обучающийся должен:

Знать: психологические и педагогические основы коррекционно-развивающей работы; основные положения и понятийный аппарат теории коррекционно-развивающей работы, актуальные проблемы образовательной практики и соответственно цели и задачи коррекционно-развивающей работы; основные направления, формы, методы, процедуру коррекционно-развивающей работы.

Уметь: использовать теоретические знания по коррекционно-развивающей работе в профессионально-педагогической деятельности; оценивать коррекционные возможности различных методов педагогической и психологической коррекции; уметь адекватно планировать и прогнозировать собственную коррекционную деятельность, грамотно выстраивать процедуру коррекционной работы.

Владеть: способностью разводить понятия коррекция, адаптация, реабилитация и психотерапия.

Основные понятия:

коррекционно-развивающая работа, коррекция, адаптация, реабилитация, психотерапия, принципы коррекционно-развивающей работы

Вопросы для обсуждения

I. Коррекционно-развивающая работа в современных психолого- педагогических исследованиях. Понятия «коррекция», «адаптация», «реабилитация», «психотерапия».

II. Теории, лежащие в основе коррекционно-развивающей работы.

1. Культурно-историческая концепция Л.С. Выготского.

2. Теория отношений В.И. Мясищева.

3. Теория деятельности А.Н. Леонтьева.

4. Теоретическая концепция личности С.Л. Рубинштейна.

5. Положения о ведущей деятельности и коррекционном потенциале игры Д.Б. Эльконина.

III. Принципы коррекционно-развивающей работы.

1. Единство диагностики и коррекции.

2. Принцип нормативности развития.

3. Принцип системности развития.

4. Деятельностный принцип коррекции.

IV. Цели и задачи коррекционно-развивающей работы.

V. Учет психологических закономерностей возраста и индивидуальных особенностей школьников при определении задач коррекции.

VI. Формы коррекционно-развивающей работы.

1. Фронтальная работа.

2. Групповая коррекционно-развивающая работа.

3. Индивидуальная коррекционная работа.

VII. Методы коррекционно-развивающей работы учителя.

1. Педагогическая коррекция учебных умений.

2. Педагогическая коррекция мотивации учебной деятельности.

3. Методы коррекционно-воспитательной работы.

VIII. Методы коррекционной работы школьного психолога.

1. Игровая терапия.

2. Арттерапия.

3. Музыкотерапия.

4. Библиотерапия.

5. Изотерапия.

6. Сочинение историй.

7. Куклотерапия.

8. Сказкотерапия.

IX. Психогимнастика, её место и роль в коррекционной работе с учащимися начальных классов.

X. Различные подходы к процедуре коррекционной работы.

1. Схема педологического исследования ребенка Л.С. Выготского.

2. Этапы коррекционной работы Й. Шванцара.

3. Этапы диагностико-коррекционной работы И.В. Дубровиной.

XI. Основные этапы коррекционно-развивающей работы.

1. Диагностико-прогностический этап.

2. Коррекционно-формирующий этап.

3. Оценочно-проективный этап.

XII. Структура и содержание коррекционно-развивающего занятия в зависимости от задач коррекционно-развивающей работы.

Рекомендуемая литература:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Лапп, Е. А. Коррекционная педагогика. Проектирование и реализация педагогического процесса: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Е. А. Лапп, Е. В. Шипилова. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 147 с. — [Электронный ресурс]. - URL:https://biblio-online.ru/book/C895D5A0-B538-4980-BD64-14F6CB95AE

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Глухов, В. П. Специальная педагогика и специальная психология: учебник для академического бакалавриата / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 264 с. — [Электронный ресурс]. - URL:. https://biblio-online.ru/book/774576FD-B8CB-49E9-B639-A5249687C614.

2. Специальная педагогика: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 448 с. — [Электронный ресурс]. - URL: https://biblio-online.ru/book/B1C3A337-2AE5-4A48-B0AC-48839C635073.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: