ДЕЯНИЯ ИУДЫ ФОМЫ АПОСТОЛА 6 глава




И когда я размышлял об этом, вот удивительной тайной явились мне ангелы Господни во сне, говоря: „О Иосиф, сын Давидов, не бойся принять невестой Марию и не сокру­шайся о том, что Она имеет во чреве, и не изрекай осужде­ния, ибо Она имеет во чреве, от Духа Святого, и Она родит Сына, которого нарекут Иисусом, и Он искупит от грехов народ Свой'1.

Не взыщи на мне вины моей, Господи, ибо я не знал тай­ны рождения Твоего.

Я помню, Господи, как однажды дитя погибло от укуса змеи. Родители его хотели предать Тебя Ироду, говоря, что Ты умертвил его. Но Ты воскресил его из мертвых и отдал им.

Тогда, приблизясь к Тебе и взяв Тебя за руку, я сказал: „Берегись, Сын мой“. Но Ты ответил мне: „Не отец ли ты Мне по плоти? Я открою тебе, кто Я“.

И ныне, о мой Господь и мой Бог, не гневайся на меня и не осуди меня за час тот. Я раб Твой и сын рабы Твоей. Ты мой Господь, мой Бог и мой Спаситель и воистину Сын Божий».

Глава XVIII

Тогда отец Мой Иосиф говорил так, он не мог уже боль­ше плакать. И Я видел, что смерть уже овладевает им.

И Мать Моя, пречистая Дева, встав и приблизясь ко Мне, сказала: «О Мой дорогой Сын, этот благочестивый старец Иосиф умрет».

И Я ответил Ей: «О Моя многолюбящая Мать, эта не­обходимость умереть положена всем созданным, какие рож­даются на земле, ибо смерть получила твердую власть над всем родом людским.

И Ты, Моя Мать, и все остальные существа человечес­кие, вы должны приготовиться к окончанию вашей жизни. Но Твоя кончина, как и кончина этого благочестивого стар­ца, не смерть, но вступление в жизнь вечную, которая не знает конца. И тело, которое Я получил от Тебя, так же подвержено смерти.

Но встань, Мать Моя, достойная всякого поклонения, и приблизься к Иосифу, благочестивому старцу, дабы видеть Тебе, что произойдет в минуту, когда душа его отделится от тела».


122

Глава XIX

И Мария, Моя непорочная Мать, пошла и вышла в то место, где был Иосиф, и Я сидел у ног его, глядя на него.

Печать смерти уже обозначилась на его лице. И этот блаженный старец, подняв голову, устремил на Меня гла­за. Но у него не было сил говорить по причине смерт­ного страдания, овладевшего им, и он испускал тяжелые вздохи.

И Я держал руки в продолжение целого часа. И он, по­вернув лицо свое ко Мне, сделал Мне знак не покидать его.

Тогда, положив руку Мою на грудь ему, Я принял его душу уже близ горла, когда она выходила из убежища своего.

[лава XX

Когда Мать Моя, Приснодева, увидела, что Я касаюсь тела Иосифова, Она прикоснулась к ногам его. И, найдя их уже безжизненными и похолодевшими, Она сказала Мне: «О Мой дорогой Сын, ноги его уже остывают, они холодны как снег».

Потом, созвав его сыновей и дочерей, Она сказала им: «Идите все, сколько вас есть, и приблизьтесь к вашему от­цу, ибо воистину он достоин последнего часа своего».

И Ассия, дочь Иосифа, ответила: «Горе мне, о братья мои, ибо это та же болезнь, от которой умерла паша дорогая мать».

Она плакала и испускала горестные вопли, и все другие дети Иосифа также проливали слезы. И Я, и Мария, Ма­терь Моя, Мы плакали с ними.


Книга Иосифа Плотника

Глава XXI

И, обратившись на полдень, Я увидел смерть прибли­жавшейся, и с ней все силы бездны, полчища и приспешни­ки их. И одеяния их, их уста и лики извергали огонь.

Когда отец Мой Иосиф увидел приближение их, глаза его наполнились слезами. И в то же время он застонал нео­бычным образом.

Тогда, видя глубину его вздохов, Я отстранил смерть и толпу приспешников, сопровождавших се, и Я воззвал к Моему Милосердному Отцу, говоря:

Глава XXII

«О Отец милосердия, Око видящее и Ухо внимающее! Услышь моления Мои и молитвы за старца Иосифа и пош­ли Михаила, вождя ангельского, и Гавриила, вестника све­та, и все сияние Твоих ангелов, и да сопутствует весь чип их душе отца Моего Иосифа, пока не приведут его к Тебе.

Вот час, когда отец Мой нуждается в милосердии».

И Я говорю вам, что все святые и все люди, какие родят­ся на этом свете, будь они праведны или нечестивы, долж­ны непременно вкусить смерти.

Глава XXIII

И так Михаил и Гавриил сошли к душе отца Моего Иосифа. И, взяв ее, они обернули ее блестящим саваном.

Таким образом он предал дух свой в руки Отца Моего Милосердного, и мир был дарован ему, и никто из детей его не знал, что он уснул.


Но ангелы сохранили душу его от бывших на пути мрач­ных демонов, и они славословили Бога, пока не привели его в место обитания праведных.

Глава XXIV

Тело его лежало бледное и без движения. Ибо, приблизив руки Мои к глазам его, Я закрыл их.

Я закрыл его уста, и Я сказал Деве Марии: «О Мать Моя дорогая, где же искусство, которому он посвящал себя все время, пока жил на этом свете? Оно пошло с ним и как бы вовсе никогда не существовало».

Когда дети Иосифа услышали, что Я говорю с Моей Ма­терью, непорочной Девой, они узнали, что он скончался, и, проливая слезы, они испускали горестные вопли.

И Я сказал им: «Смерть отца вашего не смерть, но жизнь вечная. Ибо, избавленный от скорбей века сего, он вошел в покой вечный, не знающий конца».

И когда они услышали слова сии, они, плача, разорвали одежды свои.

Глава XXV

И некоторые жители Назарета и люди со всей Галилеи, узнав о горе их, пришли к ним, и они плакали от третьего ча­са до девятого.

И в час девятый они пошли все в покой Иосифов и взяли тело его, помазав драгоценными ароматами.

И Я обратился с молитвой к Небесному Отцу Моему, и эта молитва была та, что Я написал рукою Моей раньше, чем был в недрах Девы Марии, Моей Матери.

И, когда Я кончил и когда Я сказал «аминь», появилось множество ангелов, и Я повелел двоим из них развернуть блистающую ткань и облечь ею тело Иосифа, благословен­ного старца.

Глава XXVI

И, приблизившись к Иосифу, Я сказал: «Запах смерти и тления не овладеет тобою, и ни один червь не выйдет из тво­его тела.

Ни один из твоих членов не будет сломан, ни один волос не выпадет из твоей головы, и не погибнет ни одна часть твоего тела, отец Мой Иосиф, но оно останется целым и не­тленным до торжества тысячи лет.

И всякого смертного, который позаботится сделать при­ношение в день твоего поминовения, Я благословлю и во­дворю его среди праведных.

И кто накормит убогих, бедных, вдов и сирот, раздавая им плоды трудов своих в день, когда чтится твоя память и во имя твое, — тот не будет лишен имущества во все дни жиз­ни своей.

Кто даст во имя твое вдове или сироте стакан воды, что­бы утолить жажду, тому Я дам разделить с тобою пиршест­во тысячи лет.

И всякого человека, который позаботится сделать прино­шения свои в день твоего поминовения, Я благословлю его и водворю его в собрание праведных, и воздам ему в три­дцать, шестьдесят и сто крат.

И кто опишет повесть твоей жизни, твоих испытаний и твоего расставания с миром, и этой речи, вышедшей из Мо­их уст, того Я поручу твоей охране, пока он пребудет в этой жизни.

Когда душа его покинет его тело и надлежит ему поки­нуть этот мир, Я сожгу книгу грехов его и Я не подвершу его никакому мучению в день суда; но он минует море ог­ненное, и он перейдет его без страдания и без препятствий; не таков будет удел человека жадного и жестокого, который не исполнит того, что Я предписал.

И тот, у кого родится сын, и он назовет его Иосифом, — тот не узнает ни нищеты, ни вечной смерти».

Глава XXVII

Почетные жители города собрались затем в месте, где было положено тело святого старца Иосифа.

И, принеся с собою полосы материи, они хотели обвить его по обычаю, принятому между иудеями.

Но они увидели, что саван его так крепко держался на его те­ле, что, когда они хотели его снять, то не могли сдвинуть, и он был тверд как железо, и они не могли найти в этом саване ни од­ного шва, по которому можно бы найти его конец; это исполни­ло их великим удивлением. Наконец они снесли его к пещере и открыли дверь, чтобы положить его тело с телами отцов его.

Тогда вспомнился Мне день, когда он шел со Мною в Египет, и Я подумал о всех тягостях, понесенных им из-за Меня, и Я долго оплакивал его смерть. И, склонившись к телу, Я сказал:

Глава XXVIII

«О смерть, уничтожающая всякое знание и исторгающая столько слез и столько горестных воплей, поистине Бог, Отец Мой, даровал тебе эту власть.

Люди гибнут из-за непослушания Адама и жены его Евы, и смерть не щадит ни одного из них. Но ни один нс может быть взят из этого мира без дозволения Отца Моего.

Были люди, жизнь которых продолжалась до девятисот лет; но их больше нет. И как бы долга ни была жизнь неко- тооых из них, все прошли, и ни один никогда не сказал: „Я не вкусил смерти".

И Отцу Моему угодно было наложить эту кару челове­ку, и когда смерть увидела, какое веление дано ей с неба, она сказала: „Я пойду на человека, и я создам большое потрясе­ние вокруг него".

Адам не покорился воле Отца Моего и преступил Его ве­ления, Отец Мой разгневался на него и предал его смерти, и так вошла смерть в этот мир.

Если бы Адам сохранил повеления Отца Моего, смерть никогда не овладела бы им.

Думаете ли вы, что Я не мог бы испросить у Отца Мое­го послать колесницу огненную, чтобы принять тело отца Моего Иосифа и перенести его в обитель покоя, место успо­коения, где он обитает со святыми?

Но этот страх и наказание смерти послано на весь род люд­ской из-за грехопадения Адама. И по этой причине Я должен умереть во плоти не из-за дел Моих, по чтобы люди, создан- ные Мною, обрели милость».

Глава XXIX

Сказав эти слова, Я обнял тело отца Моего Иосифа, и Я пла­кал о нем.

И вот другие открыли дверь гробницы, и они положили тело его рядом с телом отца его Иакова.

И когда он успокоился, ему исполнилось сто одиннадцать лет; и никогда ни один зуб во рту его не причинял ему стра­дания, и глаза его сохранили всю свою проницательность; стан его не согнулся, и силы его нс уменьшились.

Но он занимался своим делом плотничьего мастера до по­следнего дня своей жизни. И этот день был двадцать шес­тым месяца Абиба.

Глава XXX

Мы, апостолы, когда мы выслушали нашего Спасителя, мы встали, исполненные радости, и, почтив Его глубоким поклоном, мы сказали:

«О наш Спаситель, Ты оказал нам великую милость, ибо мы слышали слова жизни. Но мы поражены судьбой Еноха и Илии, ибо они не были подвластны смерти.

Они обитают в жилищах праведных до сего дня, и тела их не видели тления.

И этот старец Иосиф, плотник, был Твоим отцом по плоти.

Ты повелел нам идти по всему миру проповедовать святое Евангелие, и Ты сказал: „Возвестите им смерть отца Моего Иосифа и празднуйте святым торжеством день, посвящен­ный ему. Кто что-нибудь вычеркнет из этой речи или что- нибудь прибавит к ней, тот совершит грех“.

Мы также удивлены тем, что Иосиф с того дня, как Ты родился в Вифлееме, называл Тебя Сыном своим по плоти.

Почему же Ты не сделал его бессмертным, как был Енох и Илия? А Ты говоришь, что он был праведник и избран­ный».

Глава XXXI

Спаситель наш ответил и сказал:

«Пророчество Отца Моего исполнилось на Адаме по причине непослушания его, и все совершается по воле Отца Моего.

Если человек преступает предписания Бога и исполняет дела диавола, совершая грех, — его дни исполнились; ему сохраняется жизнь, чтобы он мог покаяться и убежать рук смерти.

Если он упражняется в добрых делах, время жизни его продолжится, дабы слухи о его преклонном возрасте воз­росли и праведные подражали бы ему.

Когда вы видите человека, чей дух скор на гнев, — дни его сочтены, ибо такие погибают во цвете лет.

Всякое пророчество, которое изрек Отец Мой о сынах человеческих, должно исполниться во всякой вещи.

А что касается Еноха и Илии, — они живы и по сей день, сохранив те же тела, с которыми они родились.

А что касается отца Моего Иосифа, то ему не дано, как им, остаться в теле; и если бы человек прожил много тысяч лет на этой земле, все-таки он должен был сменить жизнь на смерть.

И Я говорю вам, о братья Мои, что нужно было, чтобы Енох и Илия снова пришли в этот мир при конце времен и чтобы они утратили жизнь в день ужаса, тревоги, печали и великого смятения.

Ибо антихрист умертвит четыре тела и прольет кровь, как воду, из-за позора, которому они его подвергнут, и бес­честия, которым поразят его при жизни, когда откроется не­честие его».

5 Апокрифы

Глава XXXII

И мы сказали: «О наш Господь, Бог и Спаситель! Кто же эти четверо, о которых Ты сказал, что их погубит антихрист, потому что они восстанут против него?»

И Спаситель ответил: «Это Енох, и Илия, Скила и То- вифа».

Когда мы услышали слова нашего Спасителя, мы возли­ковали и предались радости, и мы воздали всякую славу и благодарение Господу нашему Богу и Спасителю Иисусу Христу.

Ему надлежит слава, честь, почет, владычество и хвала вместе с милосердным Отцом и Духом Святым, животворя­щим ныне, и во все времена, и во веки веков. Аминь.


ЕВАНГЕЛИЕ ОТ НИКОДИМА

Во имя Святой Троицы.

[Деяния Господа нашего Иисуса Христа, записанные в известных книгах в Иерусалиме при наместнике Понтии Пилате, которые обрел император Феодосий Великий.]

Я, Эмий, еврей, был законником у евреев; изучая свя­щенное писание, присоединившись к вере, к величию писа­ний Господа нашего Иисуса Христа, облекшись в достоин­ство святого крещения, и исследуя прошлые события и что совершили иудеи в правление Понтия Пилата, и найдя рас­сказ о сих событиях, написанный еврейскими буквами Ни­кодимом, — я передал его по-гречески, дабы поведать о том всем поклоняющимся имени Господа нашего Иисуса Хрис­та, и совершил я это в царствование Флавия Феодосия, в восемнадцатый год, и в правление Валентиниана Августа.

Вы все, кто будете читать о делах этих в книгах греческих и латинских, прошу ходатайствовать за меня, бедного греш­ника, да будет милосерд ко мне Господь, и да отпустит мне все прегрешения, какие совершил я. Мир да будет всем чи­тающим, приветствую всех слушающих! Это конец преди­словия.

Было сие в восемнадцатый год правления Тиберия кеса­ря, императора римского, и в правление Ирода, сына Иро­дова, императора галилейского, в восемнадцатый год влады­чества его, в восьмой день до календ апрельских, что означает 25-ый день марта месяца, в консульство Руффина


и Рубеллиона; в четвертый год двести второй олимпиады, когда Иосиф и Каиафа были первосвященниками у иудеев; и тогда написал Никодим по-еврейски все, что свершилось от распятия Господа и после страстей Его.

Тлава I

Во дни оны пришли Анна, Каиафа, Суммий, Дафан и Га- малиил, Иуда, Левий, Нафанаил, Александр, Сирий и дру­гие старейшины иудейские к Пилату, свидетельствуя против Иисуса. Они обвинили Его во многих делах нечестивых, говоря:

«Мы знаем Его, что Он сын Иосифа плотника, рожден­ный от Марии; а Он говорит, что Он Царь и Сын Божий. Кроме сего, Он нарушает субботу и хочет разрушить Закон отцов наших».

Пилат сказал: «Какие дела нечестивые сотворены Им?»

И ответили ему иудеи: «Наш Закон запрещает исцелять в день субботний; Этот же волхвованием исцелял в день субботний хромых и глухих, расслабленных и сухоруких, слепых, прокаженных и бесноватых».

Пилат сказал: «Каким деянием волшебным сотворил Он сие?»

И отвечали ему иудеи: «Он чародей и именем Вельзеву­ла, князя бесовского, изгоняет бесов, и того ради все пови­нуется Ему».

Пилат сказал: «Не силой духа нечистого, но могущест­вом Божиим изгоняют бесов».

Иудеи сказали Пилату: «Да прикажет правитель приве­сти Его в судилище и выслушает Его».

Пилат, призвав гонца, сказал ему: «Пусть приведут сю­да Иисуса, с кротостию».

Гонец пошел и, найдя Иисуса, поклонился Ему, и постлал пред ним одежды свои, говоря:

«Господи! Гряди, ибо правитель зовет Тебя».

Иудеи, видя, что сделал посланный, сказали Пилату с ве­ликим укором: «Почему не объявил ты чрез глашатая пове­ления прийти Ему, вместо того, чтобы посылать гонца за Ним?

Ибо гонец, увидев, почтил Его и постлал пред Ним на землю одежду, которую нес в руке, и сказал Ему: „Господи, правитель приглашает Тебя“».

Пилат, призвав гонца, сказал ему: «Почему ты поступил так, как они говорят?»

Гонец сказал: «Когда ты меня посылал из Иерусалима к Александру, я видел Иисуса, сидящего на осле, и дети ев­рейские, держа ветви в руках своих, кричали: „Радуйся, Сын Давидов!“

Другие же постилали одежды свои на дорогу, восклицая: „Радуйся, пребывающий на небесах! Благословен грядущий во имя Господне Г»

Иудеи отвечали гонцу, восклицая: «Эти дети еврейские говорили по-еврейски; как же ты, будучи эллином, понял слова, сказанные по-еврейски?»

Гонец ответил: «Я спросил одного из иудеев и сказал ему: „Что кричат они по-еврейски?“ И он объяснил мне».

Тогда сказал Пилат: «Какое восклицание произносили они по-еврейски?»

И иудеи отвечали: «Осанна».

И спросил Пилат: «Что оно означает?»

Иудеи отвечали: «Оно означает — радуйся, Господи».

Пилат сказал: «Сим вы сами утверждаете, что дети вы­ражались так; чем же виновен гонец сей?»

И замолкли иудеи.

Правитель сказал посланному: «Выйди и приведи Его».

Посланный пошел к Иисусу и сказал Ему: «Господи, войди, ибо правитель зовет Тебя».

Когда Иисус входил, знамена у знаменосцев наклонились сами собою и воздали честь Иисусу.

Иудеи, увидев, что знамена преклонились, честь возда­вая Иисусу, подняли сильный крик против знаменосцев. Тогда Пилат сказал иудеям: «Вы не воздаете почестей Иисусу, пред Которым склонились знамена, чтобы чествовать Его, но вы кричите против знаменосцев, точно сии сами преклонили знамена свои и честь Иисусу воздали».

И иудеи сказали: «Мы видели, что они поступили так».

Правитель, призвав к себе знаменосцев, спросил их: «Зачем вы сделали сие?»

Они ответили Пилату: «Мы язычники и рабы при хра­мах; д/л чего хотели бы мы почтить Его? Знамена в руках наших сами склонились, чтобы приветствовать Его».

Пилат сказал начальникам синагоги и старейшинам на­родным: «Изберите сами людей сильных и крепких, и пусть они держат знамена, и мы посмотрим, не склонятся ли сии сами собою».

Старцы иудейские избрали двенадцать сильнейших му­жей и вложили знамена в руки их пред правителем.

Пилат сказал гонцу: «Уведи Иисуса из претории и потом вновь приведешь Его».

И вышел Иисус из претории с гонцом.

Пилат, обратившись к тем, кто держали знамена, сказал им, поклявшись жизнью цезаря: «Если знамена преклонят­ся, когда Он войдет, я отрублю вам головы». И приказал правитель ввести Иисуса во второй раз.

И гонец снова передал повеление Иисусу, прося Его пройти по одежде, которую он разостлал по земле. I

Иисус сделал так, и когда Он входил, знамена преклони­лись и воздали честь Ему.

Глава II

Пилат, видя то, был объят ужасом, и стал он поднимать­ся с судейского кресла своего. И когда думал он подняться с кресла своего, жена его, именем Прокула, прислала ска­зать ему:

«Не делай ничего Праведнику сему, ибо этой ночью я много пострадала за Него».

Пилат, услышав сие, сказал всем иудеям: «Вы знаете, что жена моя язычница и что она выстроила вам множество си­нагог; она прислала сказать, что Иисус человек праведный и что этой ночью она много пострадала за Него».

Иудеи ответили Пилату: «Не говорили ли мы, что Он ча­родей? Вот, Он наслал сон жене твоей».

Пилат, обратившись к Иисусу, сказал Ему: «Не слы­шишь ли, что они говорят против Тебя, и Ты не отвечаешь ничего?»

Иисус ответил: «Если бы они не имели власти говорить, они не говорили бы; но отныне увидят, что всякий, имея ус­та, может говорить и доброе, и дурное».

Старейшины иудейские сказали Иисусу: «Что видим? Что Ты рожден от прелюбодеяния, второе — что Вифлеем был местом Твоего рождения и из-за Тебя избиты были де­ти; третье, что Твой отец и Твоя мать Мария бежали в Еги­пет, потому что не было к ним доверия в народе».

Некоторые из иудеев, находившихся там, будучи менее злы, чем другие, возразили:

«Мы не говорим, что Он явился чрез прелюбодеяние, по­тому что мы знаем, что Мария была обручена Иосифу, и Он не был рожден чрез прелюбодеяние».

Пилат сказал иудеям, свидетельствовавшим, что Иисус явился чрез прелюбодеяние: «Это утверждение ложно, ибо было обручение, как свидетельствуют некоторые из вас».

Анна и Каиафа сказали Пилату: «Множеству народа из­вестно, что Он рожден чрез прелюбодеяние и что Он чаро­дей. Эти же — обращенные и его ученики».

Пилат, обратившись к Анне и Каиафе, сказал: «Что та­кое обращенные?» Они ответили: «Это сыны языческие, ныне принявшие закон иудейский».

Тогда сказали Лазарь с Астором, и Антоний с Иаковом, Зара с Самуилом, и Исаак с Финеесом, Крисп с Агриппой, Амепий и Иуда: «Мы не обращенные, но мы дети Израиля и говорим правду; мы присутствовали при обручении Ма­рии».

Пилат, обратясь к двенадцати, свидетельствовавшим так, сказал им: «Я вас заклинаю жизнью цезаря объявить, если вы говорите правду и если Он рожден не чрез прелюбоде­яние».

Они ответили Пилату: «Нам запрещено законом клясть­ся, ибо это грех; прикажи этим поклясться жизнью цезаря, что сказанное нами ложь, и да будем повинны смерти».

Анна и Каиафа сказали Пилату: «Поверят ли этим две­надцати, говорящим, что Он не от прелюбодеяния рожден, когда не верят всем нам, свидетельствующим, что Он чаро­дей и именует Себя Царем и Сыном Божиим?»

Пилат повелел всему народу выйти и отдалиться двена­дцати свидетельствовавшим, что Иисус не был рожден через прелюбодеяние, и приказал поставить Иисуса в сторону, и сказал им: «По какой причине иудеи хотят погубить Иисуса?»

И они ответили ему: «Они возмущены потому, что Он творил исцеления в день субботний». Пилат сказал: «Зна­чит, они хотят за добрые дела погубить Его?»

И они ответили: «Да, господин».

Eva в а III

Пилат, исполненный гнева, вышел из претории и сказал иудеям: «Беру солнце в свидетели, что я не нашел никакой вины в этом Человеке».

Иудеи ответили правителю: «Если бы Он не был чароде­ем, мы бы не предали бы Его тебе».

Пилат сказал им: «Возьмите Его вы и судите Его по за­кону вашему». Иудеи сказали Пилату: «Нам не позволено казнить никого». Пилат сказал иудеям: «Вам, а не мне Бо­гом заповедано: „Не убий“».

Возвратясь в преторию, Пилат позвал Иисуса одного и сказал Ему: «Царь ли Ты Иудейский?»

И, отвечая Пилату, Иисус сказал: «От себя ли говоришь сие или другие сказали тебе про Меня?»

Пилат ответил Иисусу: «Разве я еврей? Твой народ и первосвященники предали Тебя мне: что сделал Ты?»

Иисус ответил: «Царство Мое не от мира сего. Если бы царство Мое было от мира сего, Мои слуги защитили бы Меня и Я не был бы предан евреям; но царство Мое не здесь».

Пилат сказал: «Значит, Ты Царь?»

Иисус ответил: «Ты говоришь, ибо Я — Царь. Я на то рожден и на то пришел, чтобы свидетельствовать об истине, и всякий, кто от истины — услышит голос Мой».

Пилат сказал: «Что есть истина?»

Иисус ответил: «Истина приходит с неба». Пилат сказал: «Значит, нет истины на земле?»

Иисус сказал Пилату: «Взгляни, как те, кто говорят ис­тину на земле, судимы теми, кто имеет власть на земле».

Глава IV

Пилат, оставив Иисуса внутри претории, вышел и, при­близившись к иудеям, сказал им: «Я не нахожу на Нем ни­какой вины».

Иудеи ответили: «Он сказал: „Я могу разрушить храм и воздвигнуть его в три дмя“».

Пилат сказал: «Какой храм?» Иудеи отвечали: «Тот са­мый, который Соломон строил сорок шесть лет; и Он ска­зал, что Он может разрушить и воссоздать его в три дня».

И Пилат им сказал: «Неповинен я в крови Праведника сего, вы смотрите».

Иудеи сказали: «Кровь Его на нас и на детях наших».

Тогда Пилат, призвав старейшин и священников, и леви­тов, тайно сказал им: «Не поступайте так; несмотря на ваши обвинения, я ничего не нашел в Нем достойного смерти, хо­тя вы вменяете Ему в вину нарушение субботы».

Священники, левиты и старейшины сказали Пилату: «Тот, кто говорит хулу на цезаря, повинен смерти. Этот — Он хулит Бога».

Правитель приказал иудеям выйти из претории и, призвав Иисуса, сказал Ему: «Как я должен поступить по Твоему?»

Иисус сказал Пилату: «Поступай, как было дано тебе».

Пилат сказал иудеям: «Как мне Его предали?»[III]

Иисус ответил: «Моисей и пророки предсказали это страдание и Мое воскресение».

Иудеи, слыша Его, говорящим так Пилату, [сказали]: «Будешь ли ты дальше слушать это богохульство? Наш за­кон говорит, что, если кто грешит против ближнего, тот по­лучит сорок ударов без одного, и что хулящий Бога повинен смерти».

Пилат сказал им: «Если слова Его исполнены богохуль­ства, возьмите Его вы и поведите Его в вашу синагогу, и су­дите Его по закону вашему». Иудеи сказали Пилату: «Мы хотим, да будет распят».

Пилат сказал им: «Это несправедливо».

И, взглянув на собрание, он увидел евреев плачущих и сказал: «Не весь народ хочет Его смерти». Старейшины сказали Пилату: «Мы пришли со всем народом за Его смер­тью». И Пилат сказал иудеям: «Что сделал Он достойного смерти?»

И они ответили: «Он сказал, что Он был Царем и Сы­ном Божиим».

Глава V

Тогда иудей, именем Никодим, предстал перед правителем и сказал: «Прошу тебя разрешить мне сказать несколько слов, по милосердию твоему». И Пилат сказал ему: «Говори».

И Никодим сказал:

«Я говорил старейшинам иудейским, и книжникам, и свя­щенникам, и левитам, и всему множеству людей в синагоге: что имеете вы против этого Человека? Он творил многие и великие чудеса, которых никто никогда не творил и не тво­рит; отпустите Его и не делайте Ему никакого зла. Если эти чудеса идут от Бога, они останутся, если же от людей — они разрушатся.

Моисей, которого Бог послал в Египет, сотворил чудеса, которые Бог приказал ему сотворить перед фараоном, царем египетским.

И были там маги, Ямний и Мамврий, и хотели они сотво­рить те же чудеса, что и Моисей, но не могли сотворить всех, и египтяне смотрели на них как на богов. Но как чудеса, которые они творили, были не от Бога, они погубили их и тех, кто верил в них.

И ныне отпустите этого Человека, ибо вовсе не повинен Он смерти».

Иудеи сказали Никодиму: «Ты сделался Его учеником, и ты возвышаешь свой голос за Него?»

Никодим сказал им: «Разве правитель, который говорит в защиту Его, Его ученик? Разве цезарь не для того вознес его почестью, чтобы творить правосудие?»

Иудеи дрожали от гнева и скрежетали зубами против Никодима, и сказали ему:

«Следуй Его истине, и да будет часть твоя с Ним».

И Никодим сказал: «Аминь, да будет часть моя с Ним, вы сказали!»

Глава VI

Другой из иудеев, приблизившись, просил у правителя разрешения говорить, и Пилат сказал: «То, что хочешь го­ворить — скажи». И этот иудей говорил так:

«Тридцать восемь лет я лежал на одре моем и всегда был предан в добычу мучениям и опасности смертной. Иисус, придя, исцелил множество бесноватых и людей, одержимых различными болезнями.

И несколько отроков взяли меня на одре моем и принес­ли к Нему. И Иисус, видя то, пожалел меня и сказал мне: «Встань, возьми одр свой и ходи». И вот я был совершенно исцелен, я взял мой одр и пошел».

Иудеи сказали Пилату: «Спроси его, в какой день он был исцелен?» И он ответил: «В день субботний». И иудеи ска­зали: «Не говорили ли мы, что Он исцелял больных и изго­нял бесов в день субботний?»

И приблизился другой иудей и сказал: «Я был слепо­рожденным, я слышал речь, но не видел никого. И я об­ратился к проходящему Иисусу, крича громким голосом: «Сын Давидов, помилуй меня!» И Он, сжалившись на­до мною, положил руку Свою на глаза мои, и я прозрел в тот час».

И другой приблизился и сказал: «Я был согбенным, и Он выпрямил меня одним словом».

И еще один приблизился и сказал также: «Я был прока­женным, и Он одним словом исцелил меня».

Глава VII

И женщина, именем Вероника, сказала: «Двенадцать лет я была подвержена кровотечению, и я коснулась края одеж­ды Его, и остановился источник кровотечения моего».

Иудеи сказали: «Не может женщина свидетельствовать по закону нашему».

Глава VIII

И некоторые иные из толпы иудейской, мужчины и жен­щины, начали кричать: «Этот Человек — Пророк, бесы по­винуются Ему».

Пилат сказал им: «Почему бесы не повинуются врачам вашим?»

И они ответили: «Не ведаем». Другие говорили Пилату: «Он воскресил Лазаря, который был мертв четыре дня, и повелел ему выйти из гроба». Правитель, услышав сие, ужаснулся и сказал иудеям:

«Что нам в пролитии крови невинной?»

Глава IX

Пилат, призвав к себе Никодима и двенадцать свиде­тельствовавших, что Иисус рожден не от прелюбодеяния, так сказал им:

«Что сделаю, ибо соблазн возник в народе сем?»

И они ответили: «Не ведаем, да смотрят сами». И Пи­лат, снова призвав все множество, сказал иудеям:

«Вы знаете, что по обычаю я вам отпускаю узника ко дню праздника. У меня в тюрьме известный убийца, именем Ва­равва; я не нахожу в Иисусе ничего заслуживающего смер­ти. Кого, хотите, отпущу вам?»

Все ответили, крича: «Отпусти нам Варавву!»

Пилат сказал: «Что сделаю с Иисусом, называемым Христом?» Они ответили все: «Да распят будет!»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: