История, которуювынаписалина настоящий момент – этоотправнойпункт. Теперьразвейтеее, сосредоточившисьнадеталях. Например, в моноспектакле Джулии Суини (JuliaSweeney) о том, как она и ее брат одновременно заболели раком, подробности того дня, когда она узнала, что у нее рак, включали бы: поездку к врачу, что на ней в тот день было надето, как выглядела приемная врача, как выглядел его кабинет, как вели себя медсестры, какие дипломы висели на стенах, во что был одет врач, не было ли у него грязи под ногтями.
В определенный момент в моноспектакле «Счастливые часы» (HappyHour), Бейглиочень подробно начинает рассказывать о своей попытке организовать семейную фотосессию для своего дисфункционального семейства. Он изображает (отыгрывает) каждого члена своей семьи – заставить его подвыпившего отца встать рядом со стулом оказывается сложнее, чем заставить нервного пуделя перестать тявкать. Попытка разбудить его излишне религиозного свояка практически приводит к физическому столкновению. Ушлый брат Тима соглашается позировать для фото, но только если Тим согласится послушать песню непристойного содержания, которую он написал.
Бóльшаячасть«смешного» материала кроется в деталях.
Предыстория
Вынаписалиоважномсобытииввашейжизни. Теперь напишите о событиях, которые привели к этому важному моменту, чтобы мы знали, почему это событие настолько значимо. Какую дополнительную информацию о людях в вашей истории нам необходимо знать, чтобы лучше понимать их поведение в этом событии?
Тим Бейгли:
«Я действительно пытаюсь докопаться до того, что заставляет людей вести себя так, как они себя ведут, а не иначе. Необходимопогрузитьсявсвоихперсонажей, в противном случаеониполучатсяоднобокими. У моего брата рот не закрывается ни на секунду. Он готов говорить обо всем – о своем новом гриле для барбекю или о тренировках в спортивном зале – кроме своей умирающей жены и боли, которую он испытывает. Итак, когда я изображаю его персонажа и безумолку болтаю, я хочу убедиться, что зрители видят, что лежит в основе его поведения – что он прячется за всей этой болтовней.»
Детализируйте персонажей
Сущность персонажа – качества, которые делают его или ее уникальной личностью – раскрывается в деталях. Исследуйте различные способы, которыми ваши персонажи выражают свою истинную природу, подметив все мельчайшие поступки и решения, раскрывающие различные аспекты их личности. Например, если в вашей истории ваша мать входит в комнату, обратите внимание на каждую деталь. Каконавходитвкомнату? Нерешительно? Робко? Внетрезвомвиде? Вочтоонаодета? Чемотнеепахнет? Когоиличтоонаищетвпервуюочередь? Вовторуюочередь? Чтоонаговорит? Каконастоит, когдаразговаривает? Чтоонаделаетсосвоимируками? В стэндап-выступлении вы вскользь «рисуете» персонажей во время отыгрышей, но в моноспектакле вам нужно будет «нарисовать» очень детальные портреты своих героев, чтобы они выглядели реалистично.
Упражнение: отыгрыши персонажей
Запишите информацию о каждом персонаже на отдельную карточку – перечислите их характерные черты, специфические особенности, поведенческие странности – затем потренируйтесь, изображая их. Отыграйте всех персонажей в каждой сцене.
Тим Бейгли: "Я написал по два-три разных монолога для каждого персонажа в моей истории, и в итоге использовал тот, который, по моему мнению, продвигал историю вперед".
Определение шоу
Существует два аспекта вашего шоу, которые вам необходимо определить: (1) история и (2) тема.
Упражнение: история
К этому моменту у вас уже может быть тонна страниц материала о вашем событии, который (материал) расходится по множеству различных векторов. Чтобы помочь вам найти сквозную линию, сузьте свой материал до ключевых моментов – событий, которые продвигают вашу историю. Выпишитекаждыйпунктнаотдельнуюкарточку. Например, для своего моноспектакля «Счастливые часы» (HappyHour)Тим Бейгли выписал следующие моменты на отдельные карточки: «Брат поет песню», «Пьяное признание мамы», «Отец дает наводки».
Рассмотрите каждую карточку как сцену и детализируйте каждую сцену, ответив на вопросы:
1. Какие персонажи присутствуют в сцене?
2. Где разыгрывается эта сцена?
3. Что происходит в сцене?
Расположите все свои карточки в том порядке, в котором рассказывается ваша история. Затемвстаньтеиотрепетируйтесвоюисторию, используякарточки. В процессе отыгрывания истории вы обнаружите, что определенные сцены кажутся неуместными. Доверьтесь своей интуиции и продолжайте перегруппировать свои карточки, пока не почувствуете, что история стала цельной.
Определение темы
Итак, вы выбрали событие, написали о нем все, что можете, изучили и исследовали каждую его деталь, определили персонажей, составили перечень всех подробностей касательно каждого (персонажа) и расставили сцены по порядку. У вас, возможно, получилась очень интересная история и пара часов хорошего материала, но это еще не моноспектакль – пока что. Вам необходимо знать тему своего выступления.
Тема – это универсальный месседж, точка зрения или предпосылка, которая сквозной линией проходит через каждый аспект истории. Все персонажи и события представляют собой некую грань темы.
Некоторые артисты с самого начала знают свою тему. Другие тратят годы на то, чтобы ее найти. Роб Бекер (RobBecker) потратил годы на исследование, читая книги и статьи и общаясь с экспертами по вопросам брака и семьи, прежде чем придумал тему для своего моноспектакля «В защиту пещерного человека» (DefendingtheCaveman): "Мы недалеко ушли от наших доисторических ролей. Мужчины остаются охотниками, женщины-собирателями, и трения будут существовать всегда, пока обе стороны не признают свои различия и не исследуют «мир» друг друга без высказывания своих суждений/оценок". И об этом было его шоу.
Иногда автору/артисту чрезвычайно сложно вычислить тему выступления. КакговоритрежиссерМарк Трейвис (MarkTravis): "Вы будете последним, кто узнает, где или что она из себя представляет, потому что вы – главный герой, и, будучи главным героем, вы недостаточно дистанцировались от происходящего, чтобы понять истинную тему вашей истории".
Тим Бейглинашелтемусвоегоспектакля «Счастливыечасы» (HappyHour) в момент прозрения:
«Как только я расписал всех героев, я понял (не осознавая этого), что я показал, что мои братья и сестры и мои родители имели свой уникальный способ маскироваться/прятаться. И тогда я подумал: "Я не написал о том, как маскируюсь/прячусь я сам, потому что я скрываю смерть своего друга от своей семьи". Итогдаменяозарило – вотонамоятема. Смертьмоегодругапривноситправдувмоюколлекциюотрицаний. Японял, чтодолженнаписатьмонолог, объясняющийвсе, чтояскрывал – ивотобэтомибыломоешоу.»