Методические указания и рекомендации
Для самостоятельной работы по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для студентов специальностей:
38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Образовательный уровень:
бакалавр
Донецк, 2018
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Донецкой народной республики
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Методические указания и рекомендации
Для самостоятельной работы по дисциплине «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Для студентов специальностей:
38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность
Образовательный уровень:
бакалавр
утверждено на заседании кафедры охраны здоровья Протокол № 1 от 30.08.2018 г. Зав.кафедрой А.В.Кириченко |
Донецк, 2018
УДК 656.13:658.382
Методические указания и рекомендации для самостоятельной работы по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»для студентов специальностей 38.03.01 Экономика, 38.03.02 Менеджмент, 44.03.01 Педагогическое образование, 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, 51.03.06 Библиотечно-информационная деятельность образовательно-квалификационного уровня "бакалавр" / Сост. А.В.Кириченко - Донецк: ДонПИ, 2018.- 37 с.
|
Приведены рекомендации по выбору и отработке контрольных вопросов и других контрольно-оценивающих мероприятий в процессе самостоятельной подготовки студентов к занятиям по программе дисциплины. Даны методические рекомендации и указания по их реализации в ходе дальнейшей деятельности. Предоставлены списки рекомендованной литературы и источников, а также средств компьютерной поддержки самостоятельной подготовки студентов с ориентацией на указатели основных Web - сайтов.
Разработал:
А.В.Кириченко, к.пед.н.
Рецензент:
Я В.Полякова, доц., к.пед.н.
Содержание
Стр. | |
1. Введение ……………………………………………………………. | |
2. Контрольные вопросы по темам программы обучения и тестовые задания……………………………………………………... | |
2.1. Вопросы для самоподготовки ……………………………………. | |
3. Контрольно-оценивающие мероприятия для отработки студентами в процессе самоподготовки…………………………… | |
3.1. Темы учебно–исследовательских работ по программе дисциплины рекомендованные для самостоятельной отработки студентами в процессе самоподготовки ……………………………… | |
4. Контрольные вопросы для оценки знаний и уровня сформированности предусмотренных стандартом образования компетенций во время подготовки к дифференцированному зачету…………………………………………………………………… | |
5. Направления дальнейшего самосовершенствования студентов……………………………………………………………… | |
6. Мероприятия и нормативы гражданской обороны для отработки в процессе самоподготовки…………………………….. | |
6.1. Контрольные нормативы по оказанию первой (доврачебной) помощи пострадавшим ………………………………………………... | |
7. Перечень учебно-методических материалов и источников по программе дисциплины……………………………………………… | |
7.1. Основная литература ……………………………………………… | |
7.2. Дополнительная литература ……………………………………… | |
8. Рекомендуемые международные и республиканские образовательные сайты и порталы………………………………… | |
9. Web-сайты по вопросам гражданской обороны……………….. | |
10. Средства компьютерной поддержки подготовки студентов по программе………………………………………………………… |
Введение
|
Глобальное развитие человеческой цивилизации, кроме позитивных достижений, побудило многочисленные угрозы жизненно важным интересам человека и гражданина, общества и государства. Современные социально-экономические и политические изменения в процессе становления и развития нашего государства предусматривают активный поиск новых путей повышения эффективности работы образовательных организаций и промышленности страны. В то же время главным условием устойчивого развития общества является прежде всего безопасность человека, его окружающей среды, их защищенность от воздействия вредных техногенных, природных, экологических и социальных факторов. В таких условиях эффективная реализация государственного заказа на подготовку компетентностно ориентированного профессионально-психологически подготовленного в области гражданской обороны и безопасности жизнедеятельности педагога в соответствии с госстандартом образования является чрезвычайно актуальным и определяется государством как приоритетная задача современной высшей школы. Республиканская политика таких действий актуальна также и в регламенте информационного взаимодействия органов управления и сил территориальной и функциональной подсистем единой государственной системы гражданской обороны в Донецкой Народной Республике.
|
Реализуя требования государственной политики в сфере безопасности жизнедеятельности, в настоящее время учеными и преподавателями уже наработана основополагающая научно-методическая база по обеспечению профессионально-функциональной подготовки будущих педагогов в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования. В важнейших нормативно-правовых актах, принятых в нашей Республике в последнее время, концептуально определена деятельность педагогических работников и персонала учреждений и организаций образования в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Все они предписывают конкретные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности жизнедеятельности обучаемых и населения. На законодательном уровне утверждены нормы и нормативы действий для дальнейшего повышения устойчивости работы производственно-экономического комплекса нашей страны и сформулированы в системно-дифференцированном измерении соответствующие направления организации подготовки соответствующих специалистов, способных к профессионально-компетентным действиям в сфере гражданской защиты.
Целью данных рекомендаций является разработка инструментария для оказания помощи студентам для дальнейшей самоподготовки в процессе реализации разработанной модели и профессионально-педагогического механизма формирования осознанной потребности будущих педагогов к овладению профессионально-компетентным навыкам и умениям в сфере гражданской защиты в соответствии с современными требованиями.
Реализация их направлена на решение следующих задач:
1. Сформировать предусмотренные государственными стандартами образования компетенции в сфере безопасности жизнедеятельности на основе реализации разработанной модели функционирования механизма выработки и развития осознанной потребности студента к компетентностно ориентированной профессиональной подготовке.
2. Определить приоритеты самостоятельной работы и самоподготовки студентов к последующей реализации функциональных компетенций и модели как в структуре современного учебно-воспитательного процесса в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования и в дальнейшей педагогической работе.
В процессе научно-теоретического поиска по результатам изучения доступных источников и нормативно-правовых основ были сформулированы следующие приоритетные принципы организации подготовки будущих педагогов в сфере гражданской обороны:
• принцип безусловного приоритета безопасности в сфере жизнедеятельности;
• принцип обоснованного риска, предусматривающий стремление достичь такого уровня риска для безопасности жизнедеятельности обучаемых, который можно было бы рассматривать по его параметрам как приемлемый;
• принцип добровольности, согласно которому никто не имеет права подвергать человека риску без его согласия;
• принцип неотъемлемого права каждого на здоровую окружающую среду. Данный принцип предусматривает обязанности физических и юридических лиц обеспечивать такое право и проводить свою деятельность так, чтобы не наносить вреда окружающей среде;
• принцип правовой обеспеченности функционирования системы защиты населения и территорий;
• принцип свободы информации по безопасности человека - заключается в учете общественного мнения при решении вопросов по строительству опасных предприятий;
• принцип рациональной безопасности предусматривает максимально возможное экономически обоснованное снижение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий;
• принцип превентивной безопасности - максимально возможное значение вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций;
• принцип необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств - определяет объем мероприятий по защите населения и территорий в случае угрозы чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с государственной политикой в сфере безопасности личности определим, что главной целью защиты населения и территорий при чрезвычайных ситуациях является обеспечение реализации государственной политики в сфере предотвращения и ликвидации их последствий, уменьшение разрушительных последствий террористических актов и военных действий.
Согласно требованиям Законов Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О гражданской обороне», «Об особых правовых режимах», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республике», Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики «Об утверждении порядка эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в случае угрозы возникновения или возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера» и с целью усовершенствования порядка информационного взаимодействия органов управления и сил территориальной и функциональных подсистем единой государственной системы гражданской обороны и защиты населения и территорий Республики в последнее время существенно расширены и конкретизированы задачи руководителей предприятий и учреждений, других субъектов хозяйствования независимо от формы собственности по функционально-профессиональным действиям в случае возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического, военного и социально-политического характера.
Следовательно, интегрированными основными задачами, связанными с подготовкой будущих педагогов следует считать формирование у них профессионально-функциональной способности по защите населения и территорий при чрезвычайных ситуациях и способность к:
· разработке и реализации требований нормативно-правовых актов, соблюдению государственных технических норм и стандартов по вопросам обеспечения защиты населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций;
· обеспечению готовности органов управления, сил и средств предприятий и учреждений по действиям, предназначенных для предотвращения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них;
· разработке и обеспечению мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций на объектах народного хозяйства;
· сбору и аналитической обработки информации о чрезвычайных ситуациях;
· прогнозированию и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций, определению на основе прогноза потребности в силах, материально-технических и финансовых ресурсах;
· созданию, рациональному хранению и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов, необходимых для предотвращения чрезвычайных ситуаций и реагирования на них;
· истинному оповещению населения об угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации и своевременного и достоверного информирования об имеющейся обстановке и принятых мерах на предприятии;
· организации защиты населения (персонала) и предоставлению бесплатной медицинской помощи;
· проведению спасательных и других неотложных работ по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации жизнеобеспечения пострадавшего населения;
· осуществлению мероприятий по социальной защите пострадавшего населения;
· разработке и обеспечению целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и обеспечению устойчивого функционирования предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и подчинения, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения;
· обеспечению обучения и тренировки населения способам защиты при возникновении чрезвычайных ситуаций;
· реализации возможностей международного сотрудничества в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного, природного, экологического и социально-политического характера.
Целевым ориентиром для реализации таких приоритетов и дальнейшей работы, связанной с их реализацией в процессе подготовки будущих педагогов, на основании разработанной кредитно-модульной программы предмета "Безопасность жизнедеятельности " по результатами проведенного научного поиска и была определена модель функционирования механизма формирования и развития осознанной потребности личности студента к компетентностно ориентированной профессионально-функциональной подготовке в области безопасности жизнедеятельности, которая представлена на рис. 1.
Структурными компонентами соответствующей модели есть идеал профессионала-специалиста, подготовленного к действиям в сфере безопасности жизнедеятельности (профессионально-компетентная подготовленность, функционально-психологическая закалка, физическая подготовленность); самопознания (аспекты самопонимания и самоотношения); результаты самопознания (реальный образ "Я "как специалиста, способного к эффективной профессиональной деятельности и его сопоставление с идеальным образом, мотивы самоподготовки к профессиональным действиям в сфере безопасности жизнедеятельности), Я-концепция процесса самоподготовки обучаемых к самостоятельной профессионально-функциональной деятельности в сфере образования и гражданской защиты; деятельность, направленная на реализацию "Я-концепции" студента. Определены параметры внешней и внутренней среды функционирования соответствующей модели, указано на их связи.
Приоритетным условием обеспечения устойчивого функционирования данной модели является обеспечение эффективного взаимодействия в системе "Институт – Учреждения и организации образования - Функциональная и территориальная подсистемы Единой государственной системы предотвращения и реагирования на чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера".
Предложенная модель функционирование механизма формирования и развития осознанной потребности личности студента к компетентностно ориентированной профессионально-психологической подготовки в области охраны жизни и здоровья экспериментально подтвердила свою эффективность и может быть внедрена в современный учебно-воспитательный процесс.
Приоритетами ее реализации в структуре в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования следует считать научно-методическую разработку мер, направленных на овладение будущими педагогами компетенциями профессионально-функциональной деятельности в ценностно-ориентационном, культурно-трансляционном и личностно-развивающим аспектах.
|
|
|
|
|
|
|
Рис 1. Модель функционирования механизма формирования и развития осознанной потребности будущих педагогов к компетентностно ориентированной профессионально-психологической подготовки в области обеспечения безопасности жизнедеятельности обучаемых
Направлениями дальнейшего научного исследования по определенной проблемой следует считать разработку инновационных мероприятий функционирования кредитно-модульной системы по повышению эффективности овладения участниками учебно-воспитательного процесса основными компетенциями и формами работы по подготовке будущих специалистов в сфере образования и компетентности их к выполнению современных задач по назначению.
Под компетенцией следует понимать круг вопросов, в которых данное должностное лицо имеет знания и опыт, а также готовность личности применять знания, умения и навыки, способы деятельности в жизни для решения практических и теоретических задач.
Под компетентностью следует понимать степень соответствия знаний, умений, опыта личности соответствующем социально-профессиональному статусу и реальному уровню сложности задач, выполняемых ею, и проблем, которые решаются.
Составные элементы понятия компетентность:
Ø знание - набор фактов, необходимых для выполнения работы;
Ø умения, навыки - владение средствами и методами выполнения соответствующей задачи;
Ø усилия - сознательное приложение в определенном направлении ментальных и физических ресурсов;
Ø ценности ориентиры личности;
Ø мотивация содержания деятельности;
Ø способность - врожденная склонность выполнять определенное задание;
Ø опыт творческой деятельности.
Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.
Изучать:
• уметь извлекать пользу из опыта;
• организовывать системно взаимосвязь своих знаний;
• организовывать свои собственные приемы изучения;
• уметь решать проблемы;
• самостоятельно заниматься своим обучением.
Искать:
• использовать различные базы данных;
• опрашивать окружение;
• консультироваться у эксперта;
• получать информацию;
• уметь работать с документами и классифицировать их.
Думать:
• организовывать взаимосвязь бывших и нынешних событий;
• критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;
• уметь противостоять неуверенности и сложности;
• занимать позицию в дискуссиях и развивать свое личное мнение;
• видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа;
• оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, употреблением, а также с окружающей средой;
• уметь оценивать произведения искусства и литературы.
Сотрудничать:
• уметь сотрудничать и работать в группе;
• принимать решения - улаживать противоречия и конфликты;
• уметь договариваться;
• уметь разрабатывать и выполнять контракты.
Приниматься к делу:
• включаться в проект;
• нести ответственность;
• входить в группу или коллектив и вносить свой вклад;
• доказывать солидарность;
• уметь организовывать свою работу;
• уметь пользоваться вычислительными и моделированными устройствами.
Адаптироваться:
• уметь использовать новые технологии информации и коммуникации;
• доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений;
• показывать стойкость перед трудностями;
• уметь находить новые решения.
С учетом данных позиций были сформулированы следующие группы ключевых компетенций:
Ценностно-смысловые компетенции. Эти компетенции, связанные с ценностными ориентациями персонала, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осмысливать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения личности в ситуациях учебной, производственной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория развития человека и программа его жизнедеятельности в целом.
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области общечеловеческой культуры; духовные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурной сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения личностью картины мира, расширяется до культурологического и всечеловеческого понимания мира.
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций обучающей в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеобразовательной деятельности. Сюда входят способы организации целое предположение, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. В отношении изучаемых объектов, личность начинает обладать креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в производственной сфере и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, хранение и передача.
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Сотрудник должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др.. Для усвоения этих компетенций в учебно-воспитательном процессе на производстве фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для персонала каждой ступени обучения в рамках каждого элемента производственной цепи или образовательной области.
Социально-полезные компетенции. Исполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умение анализировать производственную ситуацию, ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Компетенции личного самосовершенствования направлены на усвоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Сотрудник завладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, которые выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, заботы о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Профессионально-функциональная деятельность педагога в сфере образования в соответствии с государственной программой внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-исполнительный процесс должна быть направлена на формирование у обучающихся следующих ключевых компетенций:
1. Познавательная компетентность, которая предусматривает способности:
· организовывать свой труд для достижения результата;
· искать и находить необходимые знания, способы для решения задачи;
· выполнять в определенной последовательности сенсорные, умственные или практические действия, приемы и операции;
· критически отражать предметные знания;
· самостоятельно учиться и независимо оперировать знаниями.
2. Самообразовательнаякомпетентность, которая предусматривает:
· стремление и способность к самообучению, организации собственных приемов самообразования;
· ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
· критическое осмысление полученной информации;
· гибкое применение знаний, умений, навыков в условиях быстрых изменений;
· постоянный самоанализ, самоконтроль за личной деятельностью.
3. Социальная компетентность:
· сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
· способность принимать собственные решения и стремиться к пониманию личных нужд и требований;
· способность решать конфликты;
· социальное единство, умение определять личные роли в обществе;
· ценностные ориентации;
· развитие личных качеств, саморегуляция;
· ответственность за социальные последствия действий и за окружающую среду.
4. Общекультурная компетентность:
· овладения ценностями мировой культуры на принципах толерантности, плюрализма;
· анализ и оценка важнейших достижений, отечественной и мировой науки и культуры, ориентация в культурном и духовом контекстах современного общества;
· применения средств и технологий интеркультурных взаимодействий;
· знание государственного и иностранных языков, символик и текстов;
· применения методов самовоспитания, ориентированных на систему индивидуальных, государственных и общечеловеческих ценностей для проектирования и реализации стратегий и моделей поведения и карьеры;
· усвоения модели толерантного поведения и стратегий конструктивной деятельности в условиях культурных, языковых, религиозных и других различий между народами, разновидности мира и человеческой цивилизации.
5. Здоровьесберегающая компетентность - это характеристика качества личности, направленная на сохранение физического, социального, психического и духовного здоровья собственного и окружающих.
Жизненные навыки, способствующие физическому здоровью:
· рациональное питание;
· двигательная активность;
· санитарно-гигиенические навыки;
· режим труда и отдыха.
Жизненные навыки, которые способствуют социальному здоровью:
· эффективное общение;
· сочувствие;
· разрешения конфликтов;
· поведение в условиях принуждения, угроз, дискриминации;
· совместная деятельность и сотрудничество.
Жизненные навыки, которые способствуют духовному и психическому здоровью:
· самопознание и самооценка;
· анализ проблем и принятие решений;
· определение жизненных целей и программ;
· умение самоконтроля;
· мотивация успеха и тренировки воли.
6. Информационная компетентность предполагает способность человека ориентироваться в информационном пространстве, владеть и оперировать информацией в соответствии с потребностями рынка труда. Она связана с качествами технически и технологически обученной личности, готовой к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологичного информационного общества, которое охватывает основные компоненты информационной культуры персонала, основанные на рациональном сосуществовании с техносферой, в соответствии с профессиональным самоопределением и учетом индивидуальных способностей.
Информационная компетентность предполагает способности:
· находить, анализировать и использовать информацию из разных источников;
· критически оценивать информацию;
· использовать информационно-коммуникативные технологии в производственном процессе и в повседневной жизни;
· рационально использовать компьютер и компьютерные средства при решении задач, связанных с обработкой информации, поиском, систематизацией, хранением, подачей и передачей;
· построение информационных моделей, исследование их с помощью инновационных средств и технологий.
7. Гражданская компетентность предполагает следующие способности:
· ориентация в проблемах современной общественно-политической жизни в стране;
· знание процедуры участия в деятельности политических институтов демократического государства, органов местного самоуправления;
· применения процедуры и технологий защиты личных интересов, прав и свобод своих и других граждан;
· исполнения гражданских обязанностей в рамках местного самоуправления и государства в целом;
· применение способов и стратегий взаимодействия с органами государственной власти на пользу себе и гражданскому обществу;
· использование видов деятельности и моделей поведения, которые соответствуют действующему законодательству, удовлетворяют личные интересы лица и защищают права человека и гражданина;
· умение делать осознанный выбор и применять демократические технологии принятия индивидуальных и коллективных решений, учитывая интересы и потребности граждан, представителей соответствующего общества и государства.
8. Предпринимательская компетентность предусматривает реализацию способностей:
· соотношение личных экономических интересов и потребностей с существующими материальными, трудовыми, природными и экологическими ресурсами, интересами и потребностями других людей и общества, применение технологий мониторинга ресурсов и обеспечения стабильного развития;
· организация личной трудовой и предпринимательской деятельности и работы коллектива, ориентирование в нормах и этике трудовых отношений;
· анализ и оценка личных профессиональных возможностей, способностей и умение измерения их с нужности рынка труда;
· разработка, реализация и оценка планов предпринимательской деятельности и личных бизнес-проектов, разработка простых моделей действий и принятия экономических, экологически обоснованных решений в мире, которые динамично развиваются;
· презентация и распространение информации о результатах, продуктов личной экономической деятельности и деятельности коллектива.
Результатом процесса обучения по дисциплине должно стать сформированность общей дифференцированной профессионально-функциональной компетентности студента, как будущего специалиста в сфере образования, которая является совокупностью ключевых компетентностей, а также его интегрированной личностной характеристикой отражающей способность к всесторонней и эффективной реализации в процессе дальнейшей компетентностно-ориентированной педагогической деятельности.
2. Контрольные вопросы по темам программы обучения и тестовые задания
Тестовые задания представлены по разделам и темам в соответствии с программой обучения. Среди предложенных сразу после вопроса вариантов ответов нужно выбрать один или несколько правильных, с вашей точки зрения, утвердить или подтвердить отсутствие правильного ответа в предложенном варианте. Дополнительно разработанные тесты представлены в отдельном издании.
Вопросы для самоподготовки
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Учебные вопросы:
1. Место и роль безопасности в профессиональной деятельности педагога.
2. Обеспечение безопасности обучающихся в сфере защиты от чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера Донецкой Народной Республики, нормативно правовые акты, действующие в данной области.
3. Закон Донецкой Народной Республики «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».