Состояние конспекта урока
a) Степень конкретизации и четкость формулировок задач урока, их логическая связь с содержанием предыдущих занятий, достаточность с точки зрения комплексного подхода к учебному процессу, возможность их решения с учетом ресурса времени, подготовленности учащихся и условий работы.
b) Соответствие намеченных средств содержанию учебной программы и документам планирования. Их оригинальность, воспитательно-образовательная ценность, наличие подводящих, имитационных и др. упражнений.
c) Последовательность применения физических упражнений с учетом врабатывания организма, степени умственной и физической работоспособности. Обоснованность дозировки физической нагрузки.
d) Степень разработанности методики решения образовательных, оздоровительных и воспитательных задач. Целесообразность и достаточность предусмотренных методов и методических приемов обучения, воспитания и организации.
e) Оформление конспекта. Терминологическая точность, грамотность, лаконичность и аккуратность записей и графического оформления (схем, рисунков и др.).
Подготовка условий для успешного проведения урока
a) Подготовка мест занятия, оборудования и инвентаря. Обеспечение санитарно-гигиенических условий.
b) Проверка подготовленности и инструктирование помощников (групповодов, судей, дежурных).
Организационное обеспечение урока
a) Соблюдение регламента урока, своевременность его начала и окончания. Обоснованность отклонений от намеченного времени.
b) Размещение учащихся. Проведение построений и перестроений, Терминологическая точность и четкость команд и распоряжений. Рациональность размещения занимающихся в зале.
|
c) Подготовка мест занятий. Организация коллективных и индивидуальных действий учащихся по установке и уборке снарядов, распределению учебного инвентаря.
d) Применение методов организации деятельности занимающихся. Степень целесообразности и эффективности их использования.
Учебно-воспитательная работа педагога
a) Методическое руководство учебной деятельностью занимающихся. Умение конкретизировать и разъяснять смысл учебных заданий, активизировать внимание, мышление, побуждать к творческой активности, оказывать необходимую помощь и страховку, осуществлять контроль выполнения заданий, дозировать физические и психоэмоциональные нагрузки.
b) Отношение педагога к учащимся. Создание рабочей обстановки и регулирование взаимоотношений. Предупреждение и регулирование конфликтных ситуаций. Проявление педагогического такта, надлежащего тона в общении, требовательности, эмпатии. Действия педагога в сложных педагогических ситуациях.
c) Реализация дидактических принципов обучения: сознательности и активности, наглядности, доступности, систематичности, и др.
d) Рациональность применяемых методов словесного, наглядного и практического воздействия. Их разнообразие, оригинальность, эффективность, соответствие задачам урока.
e) Использование методики предупреждения, выявления и устранения двигательных ошибок. Оценка результатов деятельности учащихся во время урока.
f) Целесообразность и эффективность применения методов развития физических способностей. Решение задач направленного физического развития и профилактики нарушений состояния здоровья.
|
Деятельность занимающихся в процессе урока
a) Заинтересованность занимающихся содержанием и формой проведения урока. Проявление творческой активности, самостоятельности, инициативности, взаимопомощи, ответственности, исполнительности, дисциплинированности.
b) Способность к самоконтролю.
c) Межличностные отношения. Отношение к педагогу.
d) Недостатки в поведении учащихся.
Общая характеристика урока и студента-практиканта
a) Степень решения задач урока.
b) Ошибки, допущенные в методике проведения урока.
c) Наиболее существенные личные недостатки.
d) Достоинства студента-практиканта. Уровень его профессионально-педагогической компетентности.
e) Общая оценка урока.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации и пожелания студенту-практиканту
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка и подпись методиста ____________________ /_____________________________/
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТи УРОКА (ХРОНОМЕТРИРОВАНИЕ)
|
Определение плотности урока по данным хронометрирования – это деятельность, направленная на определение времени затраченного на различные виды действий занимающихся. Плотность урока рассматривается как косвенный показатель эффективности его проведения, умения педагога рационально расходовать время урока и организовывать учебный процесс.
Для проведения хронометрирования студенту рекомендуется:
● изучить конспект урока с целью определения его типа и содержания;
● наметить объект наблюдения;
● подготовить протокол хронометрирования, протокол для черновой записи и секундомер.
Для обеспечения удобства хронометрирования все действия занимающихся объединяются по сходным признакам в самостоятельные виды:
· Умственная деятельность (слушание педагога, наблюдение, обсуждение, разбор, беседа, взаимоконтроль, взаимооценка др.);
· Двигательная деятельность (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов и оборудования, распределение учебного инвентаря, подготовка мест занятий, оказание физической помощи и страховки и др.);
· Отдых (интервалы между подходами, ожидание очереди и др.).
В зависимости от деятельности педагога действия занимающихся могут быть рациональными (целесообразных) или нерациональными.
Данные о затратах времени на различные виды деятельности занимающихся вносятся в соответствующие графы протокола. Определение продолжительности действия осуществляется путем вычитания предыдущего показателя времени из очередного. Затем по вертикали определяется сумма затраченного времени по видам деятельности.
Вычисление плотности урока и его частей. Общая (педагогическая) плотность определяется отношением суммы педагогически оправданных, рациональных (целесообразных) затрат времени на различные виды деятельности занимающихся к общей продолжительности урока. Вычисление общей плотности осуществляется по формуле:
Т р.
Р (об.) = -------- х 100 = (%), где
Т об.
Р (об.) – общая (педагогическая) плотность урока, Т (р.) – педагогически оправданное, рационально затраченное время, Т (об.) – общая продолжительность урока.
Двигательная (моторная) плотность определяется отношением суммы затрат времени на двигательную по преимуществу деятельность занимающихся к общей продолжительности урока. Вычисление двигательной (моторной) плотности осуществляется по формуле:
Т дв.
Р (мот.) = ------- х 100 = (%), где
Т об.
Р (мот.) – моторная плотность урока, Т (дв.) – время, затраченное на двигательную деятельность, Т (об). – общая продолжительность урока.
Протокол хронометрирования урока
проведенного _______________________________ «____»_________ 20 г. в ___________
(фамилия, имя, отчество) (дата проведения) (время)
Задачи урока:
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
В группе по списку____ занималось______ объект наблюдения_________________
Действия обучающихся | Время окончания действия | Умственная деятельность | Двигательная деятельность | Отдых | Примечания | |||
«+» | «-» | «+» | «-» | «+» | «-» | |||
Сводная таблица плотности урока и его частей
Вид плотности урока | Части урока | Плотность урока | ||
Общая плотность | ||||
Моторная плотность |
Выводы и рекомендации (необходимо обоснованно изложить причины, которые обусловили полученные показатели плотности, при необходимости дать рекомендации о путях ее повышения)
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка и подпись методиста ____________________ /__________________________/
АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА УРОКЕ ПО ДАННЫМ ПУЛЬСОМЕТРИИ
Пульсометрия используется для оценки реакции сердечно-сосудистой системы организма на физическую нагрузку в процессе урока, а также для повышения объективности оценки эффективности используемых на уроке средств и методов педагогического воздействия. Как правило, частота пульса измеряется до начала и после окончания урока в состоянии покоя, а также каждые три минуты в течение урока. Подсчет пульса принято осуществлять в течение 15 секунд с последующим вычислением частоты пульса за минуту. Полученные данные фиксируются в протоколе. В графе «Примечание» отмечаются действия учащегося, за которым ведется наблюдение, что позволит дать наиболее правильную оценку показателей деятельности сердца.
Протокол наблюдения
за динамикой изменения частоты пульса _________________________________________
(фамилия, имя)
в процессе урока проведенного _________________________________________________
Дата__________ Место проведения____________________________ Время_____________
Задачи урока:
1. _______________________________________________________________________
2. _______________________________________________________________________
3. _______________________________________________________________________
Наименование действий, предшествующих подсчету | Время подсчета | Частота пульса | Примечание | |
за 15 сек. | за 1 мин. | |||
На основании полученных данных строится график (пульсовая кривая нагрузки) динамики изменения частоты пульса в течение урока, а также проводится их анализ и обобщение согласно психофизиологическим требованиям к закономерностям изменения работоспособности занимающихся, регулирования объема и интенсивности физической нагрузки и др. Следует обратить внимание на характер изменения пульсовой кривой нагрузки в различных частях урока, длительность поддержания значимых величин пульса, степени восстановления организма после нагрузок высокой интенсивности. В заключение необходимо представить рекомендации студенту-практиканту, проводящему урок.
Графическое изображение динамики пульса
ЧСС уд/мин | Время измерения пульса | |||||||||||||||||
-3 |
Оценка объема и интенсивности нагрузки на уроке
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации проводящему урок
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оценка и подпись методиста ____________________ /__________________________/
ПРОТОКОЛ ОЦЕНИВАНИЯ УРОКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
в __________классе, проведенного _______________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Задачи урока:
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
- _______________________________________________________________________
Дата__________ Место проведения____________________________ Время_____________
№ п/п | Объекты оценивания | Оценочные баллы | |||||
1. | Соблюдение регламента урока, своевременность его начала и окончания. Обоснованность отклонений от намеченного времени | ||||||
2. | Соответствие содержания урока, материалу изложенному в конспекте, поставленным задачам, познавательным и двигательным возможностям занимающихся | ||||||
3. | Применение методов организации деятельности учащихся. Степень целесообразности и эффективности их использования | ||||||
4. | Выбор учителем места: своевременность, соответствие формам организации деятельности обучающихся | ||||||
5. | Управление деятельностью занимающихся: оперативность оценивания и коррекция действий занимающихся по устранению возможных ошибок | ||||||
6. | Степень решения образовательных задач по обучению технике физических упражнений или ее совершенствованию | ||||||
7. | Степень решения задач направленного физического развития и профилактики нарушений состояния здоровья: формирование осанки, развитие необходимых для освоения двигательных действий физических способностей | ||||||
8. | Степень решения воспитательных задач: формирование свойств личности и волевых качеств, типичных для проявления в процессе двигательной и коллективной деятельности | ||||||
9. | Владение командным голосом и специальной терминологией | ||||||
10. | Соответствие стиля деятельности профессиональной этике | ||||||
11. | Плотность урока. Отсутствие нерациональных затрат времени | ||||||
12. | Динамика физической нагрузки на протяжении урока по данным пульсометрии, ее соответствие физиологическим закономерностям изменения работоспособности | ||||||
13. | Реализация правил техники безопасности | ||||||
14. | Окончание урока: своевременность, подведение итогов урока, выставление оценок, наличие домашнего задания |
Наблюдение провел (а) _________________________________/ ______________________/
(фамилия, имя, отчество) (подпись)
Итоговая оценка __________________________ Дата_____________________