Философские системы Платона и Аристотеля.




Платон (427-347 до н.э.) - великий мыслитель, пронизывающий своими

тончайшими духовными нитями всю мировую философскую культуру; он -

предмет нескончаемых споров в истории философии, искусства, науки и

религии.

Платон выдвигает на первый план демиургическую сотворенность

мира (диалог «Тимей»). Порядок и меру вносит в мир разум — демиург.

Космос. Об отношении идей к вещам. Космос - прекрасен, он - цельность единичностей. Космос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных. По Платону, мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи – нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии.

Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ

знаменитую легенду о пещере. В ней сидят прикованные узники. Свет огня

освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных

палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят

ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь

тени, рожденные в мерцающем свете огня, скользят перед их глазами.

Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих

узников посчастливится в дальнейшем освободиться от оков и заглянуть в

мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и

разнообразием. И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере,

он будет жить в мечтах о реальном красочном мире.

Идея - центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть

нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить

идею воды или есть идею хлеба, расплачиваясь в магазинах идеями денег:

идея - это смысл, сущность вещи.

В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они обладают

регулятивной энергийностью и управляют Вселенной. Они - вечные образцы,

парадигмы (от греч. paradigma - образец), по которым из бесформенной и

текучей материи организуется все множество реальных вещей. Высшая

идея - это идея абсолютного добра - она своего рода "Солнце в царстве

идей", мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Платон

доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой,

которое как бы "вибрирует" в наших душах. Существенной составляющей

мировоззрения Платона является вера в богов. Платон считал ее важнейшим

условием устойчивости общественного миропорядка.

Идея души. «Эйдос», «идея» — это образец каждой вещи, но

подлинную сущность которой не всегда распознаем. Этот облик, подлинный

лик вещей запечатлен в нашей душе, и душа несет в себе это подлинное

знание, поскольку она бессмертна и созерцала истинную картину мира

(диалоги «Федр» и «Федон»). Душа, по Платону, - бессмертная сущность, в

ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая,

аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделяющая.

В процессе мышления душа активна, внутренне противоречива, диалогична и

рефлексивна.

Поэтому Платон вслед за Пифагором обосновывает необходимость припоминания виденного душой (анамнезис). Платон, вслед за пифагорейцами, ставит вопрос о метемпсихозе — переселении душ и сближает этот вопрос с теорией анамнезиса (припоминания). И путь к

воссозданию забытого и самого ценного для человека — это путь созерцания, любования и любви — Эроса (диалог «Пир»).

Проблема познания у Платона — это проблема Эроса (диалог «Пир»).

Эрос задает жизнь природе, влечет все противоположности друг к другу. Но

только речь Сократа в этом диалоге, передающая речь Диотимы, содержит

основные положения платонизма. А она говорит, что Эрос не такой уж

великий и всемогущий бог. Он дитя Пороса — бога изобилия и Пении —

богини бедности. Отсюда и слава Эроса. Он всегда стремился обладать чем-

то, символизирует нехватку чего-то. Эрос заставляет человека чувствовать

неудовлетворенность. Эрос заставляет человека охватывать весь мир.

Значит, в каждом человеке заложено стремление достичь прекрасного

и избежать безобразного. Потому, что душа, прежде чем вселяться в наше

тело, созерцала прекрасное само по себе, равное само по себе, справедливое

само по себе.

А теперь, столкнувшись с прекрасным в природе, начинает все это

припоминать. А Эрос как бы соединяет чувственный и умопостигаемый мир.

Он позволяют душе в соприкосновении с чувственным миром все больше

Приближаться к прекрасному самому-по-себе. Любуясь и удивляясь

чувственным миром, человек переходит от одной ступени к другой, все более

и более приближаясь к прекрасному как таковому, а этим прекрасным

оказывается знание само-по-себе. Проблема состоит в том, чтобы помочь

душе вспомнить подлинное знание, идеи, что возможно только на пути

Эроса.

И человеческая душа стремится уподобиться Душе Космической.

Значит, идеи потому доступны человеческой душе, что они присутствуют в

Душе Космической, а именно, Разум-Демиург творит мир, созерцая идеи.

Мир сотворен разумно, в соответствии с благом. Благо мира — это и есть

реализация идей.

Аристотель (384—322 гг. до н. э.), в отличие от Платона, — прежде

Систематизатор всего античного современного европейского знания, науки. Трудно назвать хоть одну отрасль науки, которая не находила бы начала у Аристотеля. Он, скорее, ученый, а не философ. Создает универсальную систему знания. Работы Аристотеля охватывают практически все области античного знания: 1 Логика. В средние века логические работы Аристотеля были объединены под латинским наименованием «Органон». 2 Работы из области теории физики; о частях животных — биология, входит в физику. 3 То, что после физики — метафизика (общие вопросы бытия). 4 Практическая философия — этика, политика и т.д. 5 Эстетика.

Аристотель - ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он

расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская

теория идей совершенно недостаточна для объяснения эмпирической

реальности. Именно Аристотелю принадлежит изречение: "Платон мне друг,

но истина дороже!" Он стремился преодолеть платоновский разрыв между

миром чувственных вещей и миром идей.

Физика — наука о движении, которое возможно благодаря онтологическому различию между силой и энергией.

Метафизика — учение о первопринципах бытия или первая философия.

Аристотель рассматривает четыре причины, или основных начала,

которые отвечают на вопрос о движении и изменении, происходящие в мире.

Эти четыре причины следующие:

Форма — «то, что». это переход от возможности к действительности;

Сущность вещей.

Материя — «то, из чего». Бесформенная материя представляет собой

небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти

первоэлементов: вода, земля, воздух, огонь и эфир (небесная субстанция).

Действующая причина (начало) — «то, откуда». Началом всех начал

является Бог.

Цель — «то, ради чего» или энтелехия. Высшей целью является Благо.

Пример: когда строится дом, материей является кирпич; формой - сам

дом; причиной движения - деятельность архитектора; цель - назначение дома.

Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из признания

объективного существования материи, Аристотель считал ее вечной,

несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не

может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама

по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь

возможность возникновения действительного многообразия вещей, как,

скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту

возможность превратить в действительность, надо придать материи

соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный

творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной.

Форма - это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из

однообразной материи: материя - своего рода глина. Для того чтобы из нее

возникли разнообразные вещи, необходим гончар – бог (или ум-

перводвигатель). Форма и материя неразрывно связаны между собой, так что

каждая вещь в возможности уже содержится в материи и путем естественного развития получает свою форму. Таким образом Аристотель

подходит к идее единичного бытия вещи, явления: они представляют собой

слиянность материи и эйдоса (формы). Материя выступает как возможность и как своего рода субстрат сущего. Мрамор, например, можно рассматривать как возможность статуи, он же есть материальное начало, субстрат, а высеченная из него статуя - это уже единство материи и формы.

Основным двигателем мира является бог, определяемый как форма всех

форм, как вершина мироздания.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал. Это так

называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая

причина движения, начало всех начал. Аристотель обосновал бытие божества

усмотрением принципа благоустройства Космоса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: