Вопрос 2 Классический период в развитии философии Древней Греции.




Парменид (конец VII-VI в. до н.э.) - философ и политический деятель,

центральная фигура Элейской школы.

Парменид написал поэму "О природе", где образно представлен путь

познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине,

открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид

провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль

чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на

рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях,

которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их

истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и

философию мнения.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия - ничто.

Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего не получится. Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли; эта

фундаментальная идея остается непоколебимой в веках.«Одно и то же мыслить и быть», поскольку истинное мышление всегда говорит о бытии. Мыслить, говорить и именовать предметы — это и значит

Атомизм Левкиппа - Демокрита

Гипотеза атомизма, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно

Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости), связана с

Древним Востоком.

Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все

Многообразие природы. Атомы обладают самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.

Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ.

Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в

космический разум.

Сократ

Поворотным пунктом в развитии античной философии явились

воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Сам Сократ ничего не писал, был

близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду

вступал в философские споры.

Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источников, главным образом из "сократических" сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном вошел в сознание как замечательный пример независимого, ироничного, ставящего искание истины путем диалога, споров.

Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что

в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его

антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий на обладание

достоверным знанием. Сократ применял так называемое повивальное

искусство, именуемое майевтикой – с помощью искусно задаваемых

вопросов он выделял ложные определения и находил правильные, обсуждая

смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и

т.д.).

Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к

рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!" Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Сократ же оставался верен истине и жил в бедности.

Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая,

что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое

добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому

культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй

воле, люди злы лишь по неведению!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: