Парменид (конец VII-VI в. до н.э.) - философ и политический деятель,
центральная фигура Элейской школы.
Парменид написал поэму "О природе", где образно представлен путь
познания в виде аллегорического описания путешествия юноши к богине,
открывающей ему истину. В первых же стихах поэмы Парменид
провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль
чувств. Он разграничивает (вслед за Ксенофаном) истину, основанную на
рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях,
которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их
истинной сущности. Философию он разделил на философию истины и
философию мнения.
Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Попробуйте помыслить ни о чем! И вы убедитесь, что это невозможно. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Ценна такая идея Парменида: только бытие есть, небытия нет. Небытие невозможно ни познать, ни высказать: мыслимо только сущее. Нельзя отыскать мысль без бытия: мысль без бытия - ничто.
Нужно отметить глубокую мудрость этой идеи. И в самом деле: попробуйте помыслить то, чего нет, т.е. небытие. У вас ничего не получится. Небытие не доступно ни чувствам, ни мыслям. Тут у Парменида выявляется исключительно глубокая идея о предметной отнесенности мысли; эта
фундаментальная идея остается непоколебимой в веках.«Одно и то же мыслить и быть», поскольку истинное мышление всегда говорит о бытии. Мыслить, говорить и именовать предметы — это и значит
|
Атомизм Левкиппа - Демокрита
Гипотеза атомизма, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно
Демокритом (ок. 470 или 460 до н.э. - умер в глубокой старости), связана с
Древним Востоком.
Первоначала других античных мыслителей Демокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух, и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различающихся по своей качественной специфике, но по отдельности чувственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайших неделимых частичек - атомов, движущихся в пустоте. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежутков и исключительной малости. Атомы и пустота - единственная реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, сталкиваясь, сцепляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все
Многообразие природы. Атомы обладают самодвижения: такова их извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным – с единой субстанцией.
Согласно Демокриту, душа человека состоит из мельчайших, круглых, огнеподобных, постоянно мятущихся атомов; обладая внутренней энергийностью, она является причиной движения живых существ.
Демокрит колебался в вопросе о природе богов, но был тверд в
космический разум.
Сократ
Поворотным пунктом в развитии античной философии явились
воззрения Сократа (469-399 до н.э.). Сам Сократ ничего не писал, был
|
близким к народу мудрецом, философствовал на улицах и площадях, всюду
вступал в философские споры.
Сведения о его воззрениях историки философии черпают из исторических источников, главным образом из "сократических" сочинений Платона и Ксенофонта. Образ Сократа, нарисованный Платоном вошел в сознание как замечательный пример независимого, ироничного, ставящего искание истины путем диалога, споров.
Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в том, что
в его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его
антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий на обладание
достоверным знанием. Сократ применял так называемое повивальное
искусство, именуемое майевтикой – с помощью искусно задаваемых
вопросов он выделял ложные определения и находил правильные, обсуждая
смысл разнообразных понятий (благо, мудрость, справедливость, красота и
т.д.).
Метод диалектических споров Сократа заключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения "я знаю, что я ничего не знаю" к
рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: "Познай самого себя!" Главная цель его философии – восстановить авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал ее своей возлюбленной. Сократ же оставался верен истине и жил в бедности.
Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.
В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая,
что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое
добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому
культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй
воле, люди злы лишь по неведению!