ПУТЬОТНЕЗНАНИЯКЗНПНИЮ
Всем нам, учителям, знакома ситуация: позади объяснения, упражнения, закрепление материала. Все было, но вот очередное домашнее задание — и вновь ошибки, ошибки...
— Ну почему ты не отнес слова сторож и сторожка к родствен
ным словам? У них же общий корень.
— Потому что сторож — это человек, а сторожка — домик.
Ученик знает правило, он его выучил, но постоянно забывает,
руководствуется не правилом, а житейскими представлениями, пишет с ошибками. И причин этого может быть множество. Одна из них — несформированность умения обнаруживать в слове "опасные" места еще до его записи. Ребенок не в состоянии обнаружить орфограмму в слове, т. е. не может поставить орфографическую задачу. Он не обладает качеством, имеющим название — орфографическая зоркость.
Многие сегодня знакомы с таким приемом, как письмо с пропусками, или с "дырками", которое применяется в системе развивающего обучения Д. Б. Эльконина — В. В. Давыдова (в частности, в учебниках по русскому языку В. В. Репкина). Но если просто дать ребятам установку на пропуск при письме буквы, в правильном написании которой они сомневаются, то лишь немногие смогут осознанно этим воспользоваться. Ведь как раз сомневаться большинство детей и не умеет. Отсюда возникает необходимость в специально организованной системе обучения.
Когда же следует начинать воспитывать у детей орфографическую зоркость? С первых дней их пребывания в школе. Потому что если не обучать маленького ученика осознанному действию нахождения в тексте орфограммы, это действие складывается у ребенка стихийно и далеко не всегда верно. Когда малыш пишет первые в своей жизни слова, он руководствуется представлением: что слышу, то и пишу (отсюда фонетическое письмо дошкольников: "гот", "рыпка" и т. п.). Атак как взрослые стремятся как можно быстрее исправить такие ошибки, у многих детей возникает другое представление: пишется не так, как слышится. Чтобы предупредить это, необходимо формировать у школьников полноценное представление об орфограмме.
По определению лингвистов, орфограмма — это такое написание слова, которое выбирается из ряда возможных и отвечает определенному орфографическому правилу. Другими словами, орфограмма — письменный знак, который не устанавливается на слух. Орфограмма не буква, которая пишется не так, как слышится, а буква на месте звука, который может быть обозначен в разных словах по-разному. Обучая орфографии, следует, как правило, идти от звучания слова к его написанию. При постановке орфографической задачи исходным моментом должен быть анализ звучащего отрезка речи с целью вычленения в нем мест, которые не требуют выбора графического знака.
Ученик I класса еще не знает грамматического значения слова нарасхват, да и лексическое его значение, возможно, первокласснику не вполне понятно. Но с помощью фонематической характеристики звуков данного слова он сумеет найти в нем четыре орфограммы: две на месте слабой позиции гласных и две на месте слабой позиции согласных — нарасхват. Определять сильную позицию ученик пока не умеет, поэтому обращается за помощью к учителю, проверяет написание по словарю, спрашивает у старших. В этой потребности узнать, что писать, состоит орфографическая зоркость, которую можно охарактеризовать как умение отличить "знаю" от "не знаю", а также как умение определить, какой звук может быть обозначен единственно возможной буквой, а какой может быть передан разными буквами при том же звучании.
Буквы-орфограммы могут совпадать с произношением: трава, сшгач, избушка, а могут расходиться с ним: дрова, белил, дорожка.
Формирование орфографической зоркости я начала с того, что научила детей слышать звуки в слове, определять их характеристики. Однажды при чтении скороговорки "Во дворе трава, на траве дрова" мы обратили внимание на то, что в безударных слогах везде слышится звук [а], а пишется то буква а, то буква о. Затем
сравнили слова сова и шары и еще раз убедились в том, что безударный звук [а] может наряжаться в разные одежки: то в букву а, то в букву о. В русском языке не один такой звук. Безударный звук [и] на письме обозначается то буквой и, то буквой е.
Объясняю детям: если писать букву безударного гласного на
угад, можно ошибиться. Поэтому трудные для нас места будем
оставлять пустыми: п лил, б лил. А когда узнаем, какую букву нуж
но писать, "залатаем дырки": пилил, белил. Учу ребят писать с
"дырками" сначала на отдельных словах. Делаю это так: ученик,
прослушав слово, пишет столько черточек, сколько в нем звуков.
Затем обводит кружочками черточки на месте слабой позиции
гласных и квадратиками на месте слабой позиции согласных, т. е.
отмечает звуки, которые нельзя обозначить на слух. Только после
этого слово записывается буквами с пропусками на месте орфо
грамм. Запись слова завод:---------, - е - - в, з во. Такая же работа
проводится и со словарными словами: сперва ставится орфографическая задача, а затем осуществляется ее решение — обращение к словарю.
Право на пропуск "сомнительных" букв ученики получают на весь период обучения. Дети знают: если не можешь найти сильную позицию звука, лучше пропустить букву, чем писать наугад. Определять слабую и сильную позиции звуков ребятам помогло умение транскрибировать слова. Теперь они стали четче разграничивать понятия "звук" и "буква". Через некоторое время ученики стали записывать слова с "дырками" сразу по слуху.
Состав русских орфограмм схематично можно представить так:
1. Орфограммы, связанные с обозначением звуков (фонем) буквами на месте слабой позиции звуков, а также отдельные случаи обозначения звуков (фонем) в сильной позиции.
2. Орфограммы, не связанные с обозначением фонемного (звукового) состава морфем: прописная буква, слитно-раздельное написание, перенос, сокращение слов.
В любом тексте превалируют орфограммы, связанные с выбором буквы для обозначения звука (фонемы) в слабой позиции. Но с самого начала обучения ребята сталкиваются и с орфограммами других типов — с прописной буквой в начале предложения и в именах собственных, с раздельным написанием "маленьких слов" (в, на, с, у, и) с другими словами.
Следует сразу же обратить внимание школьников на написание гласных под ударением после шипящих. При этом речь должна идти не только о написании жи — ши, ча — ща, чу — щу, которое является особенностью русской орфографии, так как не представляет пишущему альтернативы, но и о выборе букв о или ё, э или е после шипящих, а также и или ы после ц. Именно они и составляют основную трудность для письма (вспомним распространенные "пошол", "чорный", "тяжолый", "цырк"). Буква любого гласного после шипящего ц — всегда орфограмма.
Однако эта проблема достаточно сложная. Возьмем, например, два слова: ежи; ёжик. В первом из них орфограмма сильной позиции жи, а во втором — безударная гласная и — е. Значит, если дать детям заучить правило: "Жи — ши пиши с буквой и", то можно получить ошибки типа: "жилезо", "жистянка", "шистой".
Поэтому такого правила мы не заучивали. Я познакомила детей со всеми возможными буквами, которые могут писаться на месте гласных звуков после ж, ш, ч, щ и ц. При этом мы определили, что точно выбрать букву можно лишь в позиции под ударением (шило — и, шест — е, жить — и, жест — е, но чижик).
А вот как происходило знакомство с тем, что конец слова для парных согласных звуков является слабой позицией, а позиция перед гласными — сильной. Предлагаю детям понаблюдать за предложением "Я взял прут и погнал гусей на пруд". Записываем звуками выделенные слова: [прут] и [прут]. Никакой разницы. А буквенные записи различны! Попробуем изменить эти слова: [у прута] и [у пруда]. В одном из слов звук [т] сменился звуком [д]. Чем же это вызвано? Может быть, изменением ударения? Нет, это согласные звуки. Может, стоит обратить внимание на соседей этих
звуков? Действительно, в измененных словах у согласных появился гласный сосед справа. В каком же слове звук [т] в сильной позиции, а в каком в слабой? Запись на доске:
[у прута] [т] — [прут] [т]
[у пруда] [д] - [прут] [т]
В каких словах встречаются оба звука из пары [д] — [т]? В словах у прута и у пруда, т. е. там, где после этих звуков появился гласный. Значит, если после согласного идет гласный, то это позиция для согласного сильная. А какой звук оставался в конце слов [прут] и [прут]? Звук [т]. А раз из пары звуков встречается только один, то это позиция слабая.
Умение ставить орфографические задачи формируется и в процессе обучения списыванию.
Алгоритм списывания оформляется в виде схемы, которая вывешивается в классе.
Какие буквы нельзя писать на слух | ||||
1 | V | | )[ | ||
Безударные | Гласные | Согласные, парные | Согласные, | |
гласные | под | по звонкости — | парные по | |
(кроме уи ы | ударением | глухости: | мягкости — | |
на конце | после | а) на конце слова, | твердости, перед | |
слова) | шипящих | б) перед другими | мягкими | |
и ц | согласными (но не перед р, л, м, н, й, в) | согласными | ||
1. Прочитай предложение, постарайся запомнить его.
2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли ты его.
3. Выдели орфограммы в списываемом тексте.
4. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).
5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.
7. Проверь написанное:
а) читай то, что написал, отмечая дужками слоги;
б) подчеркни орфограммы;
в) сверь каждую орфограмму с исходным текстом.
Эта работа вначале проводится только в классе, под строгим контролем учителя. Лишь после того как учащиеся овладеют всеми операциями, списывание можно задавать на дом.
Для успешного формирования орфографической зоркости важно научить детей опираться на наиболее общие признаки орфограмм. Этому поможет специальная схема, которая также вывешивается в классе.
Таким образом, получился довольно широкий спектр орфограмм, которые мы пропускали при письме под диктовку или подчеркивали при списывании.
Для того чтобы написать с пропусками и не потерять при этом ни одной буквы, а также для проверки собственной записи дети пользовались делением слова на слоги. Алгоритм работы был такой: написал слово с пропуском, поставил ударение, прочитай его, отделяя слог за слогом. Получается прочитать — значит, все написано правильно.
Конечно, ребятам хотелось бы побыстрее научиться писать без пропусков, как пишут взрослые. Поэтому мне не надо было думать о создании мотивации для изучения следующих тем, такая мотивация уже имелась.
Для глубокого осознания того, чему необходимо научиться, ребенку нужно, чтобы его знания были организованы системно, имели определенный уровень обобщенности. Поэтому нельзя ограничиваться пропуском лишь какой-то одной орфограммы. Необходимо показать ребенку всю систему, и он сам осознает свой путь в продвижении от незнания к знанию. Он не будет тем слепым котенком, которого ведет за собой учитель неведомо куда, но будет точно знать, в какой точке маршрута он находится сейчас, что там впереди, а главное, будет сам стремиться продвинуться дальше.