Формирование и развитие способностей детей к творчеству — одна из актуальных проблем современной педагогики, которая особенно остро стоит перед учителями, работающими с младшими школьниками. Ведь именно в этом возрасте у детей закладывается умение мыслить, рассуждать, творчески подходить к разрешению проблем.
Психологи установили, что 37 % шестилетних детей обладают высоким потенциалом творческой активности, у семилетних этот показатель снижается до 17 %. Среди взрослых выявлено лишь 2 % творчески активных личностей.
Творческие способности школьника проявляются в том, насколько он нетрадиционно подходит к решению тех или иных вопросов, отказывается от общепринятых шаблонов, разнообразит свою деятельность, проявляет инициативу, активность и самостоятельность.
Как же научить ребенка мыслить творчески? Прислушаемся к советам известного советского педагога В. А. Сухомлинского: "Не обрушивайте на ребенка лавину знаний, не стремитесь рассказать на уроке о предмете изучения все, что вы знаете, — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал".
Творчество предполагает свободное развитие личности, и в этом развитии школа занимает одно из центральных мест. Но такая школа должна быть построена на нетрадиционных принципах организации
учебно-воспитательного процесса. Творчество и нестандартный подход в построении школьного обучения тесно взаимосвязаны.
|
|
Ш. А. Амонашвили в книге "Здравствуйте, дети" пишет: "Уверенность в силах ребенка, которые могут развиваться и крепнуть в оптимистически-творческом учебно-воспитательном процессе, становится главнейшей чертой педагога. Нет пределов способностям ребенка, если педагог проявляет к нему оптимистическое и творческое отношение". Дж. Родари, автор знаменитой "Грамматики фантазии", утверждает, что "воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все".
Как пробудить в детях фантазию? Как инициировать творчество? Оказывается, это совсем нетрудно. Дж. Родари рекомендует играть в слова, сочинять истории, разгадывать и придумывать загадки и "сказки наизнанку".
Почему дети так любят загадки? Дж. Родари считает, что загадка в концентрированной, почти символической форме отражает детский опыт познания действительности. Для ребенка мир полон таинственных предметов, непонятных событий, непостижимых форм. Само присутствие ребенка в мире — тайна, в которую ему еще предстоит проникнуть, загадка, которую еще надо отгадать.
Игра в "сказки наизнанку" также способствует полету фантазии ребенка. Золушка — боевая девчонка, умеет за себя постоять, защищает отца от нападок мачехи. Волк, узнав, что мама-коза оставила своих козлят одних, занялся их воспитанием. И т. п.
Сказки и необыкновенные истории способствуют развитию воображения, фантазии ребенка, формируют мотив учения. Во-первых, они
|
|
близки и понятны детям. Во-вторых, сказочные герои отличаются наблюдательностью, смекалкой, они знают законы природы и поэтому побеждают. А тот, кто не обладает такими качествами, терпит поражение. Это убеждает ребят в полезности и необходимости знаний.
Исследователь феномена творчества Л. С. Выготский большое значение придавал развитию воображения и детскому творчеству. Он полагал, что "высшие выражения творчества доступны не только немногим избранным гениям человечества. И в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и все обязано своим происхождением творческому процессу человека". Ученый пришел к выводу, что творческие процессы имеют место уже в самом раннем детстве.
Между тем практика свидетельствует, что, перейдя в IV класс, учащиеся не справляются с выполнением творческих работ (сочинениями, описаниями сюжетов картин, составлением планов текстов и т. п.). Почему слабо развиты словарный запас школьников, их речь, культура общения? В I класс приходят шестилетние дети, которые используют от трех до пяти-шести тысяч слов и практически владеют грамматикой, т. е. правильно склоняют, спрягают, строят предложения. Одаренные дети сочиняют стихи, придумывают сказки, фантастические и реальные истории. Но вот проходят первые три года обучения в школе. Начиная постигать основы наук, учащиеся, естественно, усваивают много специальных слов, некоторые книжные конструкции — овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится, она становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной, даже обедняется. И эта
|
|
Пачатковая школа 11.2006
Навучанне. выхаванне
намечающаяся тенденция приводит, как правило, к печальным результатам: многие выпускники школ так и не овладевают в должной мере языком.
Учитель начальных классов может многое сделать для развития творческих способностей детей. Особенно широкие возможности в этом плане открывают уроки русского языка и литературного чтения. Именно на таких уроках младшие школьники получают элементарные представления об особенностях различных жанров литературных произведений (загадок, скороговорок, пословиц и поговорок, сказок, басен, рассказов, стихотворений); накапливают знания об авторах; наблюдают за образными словами и выражениями; знакомятся со средствами выразительности произведения (паузой, логическим ударением, тоном голоса, темпом речи) и практически осваивают художественные средства выразительности (эпитеты, сравнения, метафоры); получают первоначальные представления о построении произведения, его главной мысли, героях и событиях.
Развитие творческих
Способностей на уроках
Литературного чтения
В современной школе необходимо гармонично сочетать учебную деятельность, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.
Развитие детского творчества напрямую зависит от чуткого, тактичного, все понимающего учителя, перед которым стоят следующие задачи:
■ замечать любые творческие проявления учеников;
■ создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе.
В этом смысле интересна педагогическая идея К. А. Москаленко: "Нестесненное слово" ребенка, открытый диалог на уроке, свободная мысль являются непременными условиями детского творчества". Урок чтения как никакой другой подходит для открытого диалога. В первые годы обучения в школе ребенок учится ориентироваться в речевом
потоке, различать звуки и буквы, отличать текст от набора предложений, приобретает навыки правильного и осознанного чтения.
|
|
Поделюсь с читателями опытом своей работы, направленной на формирование и развитие творческих способностей младших школьников.
Знакомство с литературой начинается с первых уроков обучения грамоте, на которых я использую различный стихотворный материал о звуках и буквах.
Вот два столбика наискосок,
А между ними — поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
С. Маршак.
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
А. Шибаев.
Палочка,
Рядом две ровные дужки —
Вот и готовы
Очки... для лягушки.
£ Тарлапан.
И, подобно кочерге,
Горбит спину буква Г.
A. Шибаев.
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д — труба печная.
6. Степанов.
Ева гребнем причесалась —
В нём три зубчика осталось.
Г. Виеру.
Е и Ё — родные сестры,
Различать сестёр непросто.
Но у буквы Ё две точки,
Словно к лесенке гвоздочки.
B. Степанов.
Эта буква широка И похожа на жука.
C. Маршак.
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра 3.
С. Маршак.
На калитку посмотри:
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
В. Степанов.
Й на хвостах у птиц и зверей:
Вот — горностай, вот — воробей.
В. Степанов.
Ай да клоун! Знаешь, кто он?
Этот клоун — буква К!
Е. Тарлапан.
Алфавит продолжит наш
Буква Л — лесной шалаш.
В. Степанов.
Хорошо известно всем:
Где метро, там буква М.
А. Шибаев.
Пойдём отсюда по тропе,
И мы дойдём до буквы П.
С. Маршак.
Р похожа на флажок:
Палочка, на ней кружок.
М. Погарский.
Шёл конь, подковами звеня.
Как буква С следы коня.
£ Тарлапан.
Молоток стучит: "Тук-тук!
Букве Т я старый друг!"
B. Степанов.
У — сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
6. Степанов.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой Ф.
А. Шибаев.
X всё ходит, ходит, ходит —
Места, что ли, не находит?
А. Шибаев.
Буква Ц — внизу крючок,
Точно с краником бачок.
£ Тарлапан.
Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
C. Маршак.
Посмотри на букву Ш — Буква очень хороша!
A. Шибаев.
Буква Щ поможет нам Чистить зубы по утрам.
B. Степанов.
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик — твёрдый знак, —
Чтобы не облиться.
В. Степанов.
Мы услыхали от совы,
Что нету слов на букву Ы.
£ Благинина.
Буква Р перевернулась —
Мягким знаком обернулась.
В. Степанов.
Это — Э с открытым ртом
И большущим языком.
Г. Юдин.
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотри-ка, что случилось:
Получилась... буква Ю.
А. Шибаев.
Каждый знает: буква Я
Самая хвастливая.
Г. Юдин.
С помощью слоговых упражнений, считалок, чистоговорок и скороговорок ученики знакомятся с понятием "рифма".
Слоговые упражнения
БУ-БА-БЫ— на дворе стоят столбы.
БУ-БЫ-БА — из окна торчит труба.
ДО-ДУ-ДА — гудят провода.
Пачатковая школа 11.2006
Навучанне. выхаванне
УЖ-ЖУ-ЖУ — молока дадим ужу. ЖА-ЖА-ЖА — есть иголки у ежа. ЖИ-ЖИ-ЖИ — здесь живут ежи. ЗА-ЗА-ЗА — уходи домой, коза. МУ-МУ-МУ — молока кому? МО-МО-МО — едим эскимо. РЫ-РЫ-РЫ— не заметили жары.
Считалки
Голубь, гусь и галка — вот и вся считалка.
Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди. Мы играем, ты води!
Если чиж летит к стрижу, Ты выходишь, я вожу. Если стриж летит к чижу, Водишь ты, я выхожу.
В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду, Принесу его домой, Будет этот зайка мой.
Ёжик-ёжик, чудачок, Сшил колючий пиджачок. Встал в кружок — и ну считать, Нам водилку выбирать!
Петушок, петушок, Покажи свой кожушок. Кожушок горит огнём. Сколько перышек на нём? Раз, два, три, четыре, пять... Невозможно сосчитать!
Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку. Кто её возьмёт, Тот и вон пойдёт.
Дождик, дождик, поливай — Будет хлеба каравай, Будут булки, будут сушки, Будут вкусные ватрушки!
Утёнок — Уточкин! Цыплёнок — Курочкин! Щенок — Собачкин! Жеребёнок — Клячкин! Барашек — Овечкин! А я? — Человечкин!
Ехал Фома по дороге, Сломал колесо на пороге. Сколько нужно гвоздей? Говори поскорей, Не задерживай добрых людей.