Загадки для отбора игроков 1-го тура




Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(Опята.)

Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок...

(масленок).


Я родился в день дождливый

Под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый

С ножкой толстой и прямой.

(Подосиновик.)

Задание для игроков 1 -го тура

Был белым комком — стал чер­ным дымком. (Гриб-дождевик.)

Поэтическая пауза. Дети чита­ют стихотворение П. Синявского "Грибная электричка".

Едут в электричке Волнушки и лисички С подружками-друзьями, Чернушками-груздями.

Со станции Пригоркино На станцию Ведеркино, Со станции Подъелкино На станцию Засолкино.

Колеса со старанием По рельсам тарахтят, Везут по расписанию Компанию опят.

Со станции Полянкино

На станцию Сметанкино,

Со станции Пеньковкино

На станцию Духовкино.

У мухомора хитрый вид, Ехидная усмешка — Забрался в поезд и сидит, Как будто сыроежка.

Но вот заходит контролер, Выводит мухомора. И безбилетник мухомор Краснеет от позора.

А старичок боровичок, Интеллигентный толстячок, Приподнимает свой берет И предъявляет свой билет.

К билету прилагаются Четырнадцать квитанций. Четырнадцать квитанций С названиями станций:

Дорожкино, Лукошкино, Опушкино, Засушкино, Кастрюлькино,

Бульбулькино, Лучково, Сельдерюшкино,

Морковкино, Перловкино, Немножкино-Картошкино, Лаврушкино-Петрушкино, Тарелкино и Ложкино.

Загадки для отбора игроков 2-го тура

Стою очень важно

На беленькой ножке,

Я в красненькой шляпке

В белый горошек.

(Мухомор.)

Этот гриб смертельно страшен

И не менее опасен.


Бледен,чуть зеленоват

И таит смертельный яд.

(Бледная поганка.)

В лесу на опушке

Растут розовые подружки,

И зовут их всех... (волнушки).

Задание для игроков 2-го тура

Есть гриб почти домашний —

Сажайте хоть на пашне,

Хоть под яблоней в саду,

Хоть у стёжки на ходу.

(Шампиньон.)

Игровая пауза. Проводится подвижная игра "У медведя во бору".

Загадки для отбора игроков 3-го тура

Люблю я в разных шапках быть,

То в желтой, то в зеленоватой,

То в красной или в сероватой.

Собирай, не мешкай,

Это... (сыроежка).

Я стою на ножке толстой,

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шапкой

С нежной бархатной подкладкой.

(Белый гриб, или боровик.)

Серенькие шапки,

 

Рябенькие ножки,

Под березой растут.

Как их зовут?

(Подберезовики.)

Задание для игроков 3-го тура

Растет этот гриб во всех лесах с июля по сентябрь, разнообразие окраски шляпок очень украшает лес. (Сыроежка.)

Задание для финальной игры

Как называется древесный гриб? (Трутовик.)

Задание для суперигры

Этот гриб открывает грибной се­зон в лесу, появляется сразу после таяния снега, исчезает во второй по­ловине мая. Выглядит гриб как ко­ричневый морщинистый колпачок без ножки. (Строчок.)


К. А. СУДНИС, учительница СШ № 8 г. Витебска. (Окончание следует)

Подведение итогов. Награжде­ние победителей.


Пачатковая школа 6.2006


навучанне. выхованне


"Хто хутчэй"

Падрыхтоука. Утвараюцца дзве каманды. 1х члены раз-л!чваюцца па нумарах. TaKiM чынам, у кожнай камандзе ёсць аднолькавыя нумары. Затым утвараецца агульны круг, у цэнтр якога кладзецца мяч (флажок).

Змест гульни Настауык называе любы нумар. Два удзельыю пад гэтым1 нумарам1 абягаюць круг звонку i, апынуушыся на месцы, дзе стаял1 раней, бягуць да цэнтра круга, кабузяцьу pyKi мяч. Той, хто першым узяу мяч, пры-носщь сваей камандзе ачко.

Перамагае каманда, якая набрала больш ачкоу.

Заувага. Пажадана, каб дзец1 6emi у адным наюрунку.

"Запомни свой колер"

Падрыхтоука. Утвараюцца тры трупы, яюя адвольна размяшчаюцца на пляцоуцы. Кожны удзельнк атрымл1вае картку, на якой намалявана ф1гура пэунага колеру — ciHi квадрат, жоуты трохвугольн1к, чырвоны круг.

На пляцоуцы у розных месцах ставяцца флажю стяга, жоутага i чырвонага колеру.

Змест гулы-ii. Настаунк называе адзт з колерау, на-прыклад чырвоны. Усе дзец1, яюя атрымал; карта з чырво-ным кругам, бягуць да чырвонага флажка i строяцца — утвараюць ф|гуру, адлюстраваную на картцы. У дадзеным выпадку тэта круг. Як тольк1 называецца тшы колер, irpaKi адбягаюць ад чырвонага флажка i наз1раюць за дзеянням1 таварышау.

Заувага. Пасля тага як усе каманды выканаюць задан-Hi, кар™ зб1раюцца, перамешваюцца i зноу раздаюцца дзецям. Гульня паутараецца.

"Забаронены Л1к"

Падрыхтоука. Вучы становяцца у круг. Водзячы у сярэ-дзше круга.

Змест гульни Называецца забаронены л1к, напрыклад 5. Па камандзе настаун1ка водзячы падыходз'щь да любога irpaKa i, дакрануушыся да яго, гаворыць: адзЫ. Той, хто стащь справа, працягвае: два. I г. д. Удзельнк, якому выпа-


дае лк5 (15, 25), павжен сказаць"не", i л1чэнне працягва-ецца. 1грок, як\ назвау забаронены лк або памыл1уся пры л1чэнн1, становщца водзячым.

Заувага. Забаронены п'\к можна мяняць пры кожнай змене водзячага.

"Слухай агнал"

Падрыхтоука. Для гульн! патрэбны свюток. Вучн1 стро­яцца у калону па адным. Настаунк дае тлумачэннк адзЫсвюток абазначае хадзьбу, два — бег, тры — прыпынак.

Змест гульн'г Дзец1 щуць па кругу або па перыметру пляцоую. Настауыку рознай паслядоунасц1 падае агналы, а вучн1 павЫны ix дакладна выконваць. Той, хто дапусц1у па-мылку, пераходзщь у канец калоны, i гульня працягваецца.

Пераможцам1 л1чацца irpaKi, жт не зрабш1 н1воднай памылк!.

Заувага. Трэба час ад часу змяняць наюрунак руху. Не варта часта падаваць агналы.

"Мяч па кругу"

Падрыхтоука. Дзещ становяцца у круг i разл1чваюцца на першы-друг1. Першыя нумары — адна каманда, друпя нумары — другая. Аднаму з irpaKoy першай каманды на-стаун'1К дае белы мяч, irpaKy другой каманды, як: стащь на-супраць, — ciHi мяч.

Змест гульни Па с^налу настаужка дзещ па кругу пе-радаюць мяч з рук у рую толью членам сваей каманды — першыя нумары першым, друг1я друпм. Яктолью мяч вяр-таецца да irpaKa, як1 распачау перадачу, ён паджмае яго над галавой — гульня закончана. Перамагае каманда, удзельн^к якой першым падняу мяч уверх.

Заувага. Аб нак1рунку перадач мяча трэба дамовщца перад пачаткам гульн1. Можна павял1чыць колькасць кру-гоу пры перадачы мяча, павярнуць вучняу сп1най да цэнтра круга.

В. В. АУЧАРОВА, выкладчык ф1з)чнай культуры Мшскага педагапчнага каледжа № 1.


Занимательный материал для речевых разминок


Ошщ из основных задач начальной школы — сформи­ровать у младших школьников интерес к чтению, воору­жить их эффективными способами самостоятельной ра­боты с текстом. Успех здесь во многом зависит от выбора педагогом методов и приемов, позволяющих не только совершенствовать навык чтения, но и развивать, поддер­живать интерес к нему.

Все чаще в практику работы учителей начальных клас­сов входят так называемые речевые разминки, которые проводятся в начале урока. Упражнения для них подбира­ются с учетом возраста детей, степени сформированнос-ти у них навыка чтения, а также трудностей, возникающих у учащихся в процессе обучения. Разминки проводятся одновременно со всем классом (на доске или по дополни­тельному пособию), индивидуально (на карточках), в груп­пах или парах. Материалом для занятий служат слоги, слова, словосочетания, небольшие тексты. Упражнения


могут быть направлены на развитие речевого аппарата ребенка, на тренировку внимания и памяти, на расшире­ние оперативного поля чтения и т. д.

Одним из таких упражнений является чтение под счет (в заданном темпе).

Ученики читают слоги, слова, словосочетания, запи­санные на доске или на карточках, в темпе, который зада­ет учитель. При выполнении упражнения нужно обратить внимание детей на букву в начале, конце или середине слова, которая, изменяясь, меняет значение слова (ее можно подчеркнуть или выделить цветным мелом).

мак — лак — рак — как

кол — пол — вол — гол

соль — роль — толь — моль — боль

шапки — тапки — папки — лапки

лук — лак — люк

мушка — мышка — мошка

Пачатковая школа 5- 2005 Ни


навучанне. выхаванне


сыр — сыч — сын

кот — кит, сын — сон, суп — сук

дом — дым, шар — жар, лук — луг

уха — ухо, небо — нёбо, свет — цвет

юла — Юля, лиса — Лиза

фокус — фикус, шторы — шпоры

капля — цапля, мишка — миска

Так же выполняется упражнение со словами, которые различаются несколькими буквами, имеют общие корень, приставку или окончание.

розы — козы — косы

игла — игра — икра

рана — рама — мама

белка — булка — балка — палка

стрелка — тарелка — горелка

вода — водный — водяной

сад — садовый — садовник

мост — мостик — мостить — мостовая

мороз — морозец — морозный — заморозить

пришёл — приехал — пришил — принёс — припев

белое — чёрное — голубое — красное — жёлтое

После прочтения слов детям предлагаются вопросы, стимулирующие их внимание: чем похожи данные слова? Чем они отличаются? Как изменился смысл слова оттого, что в нем поменялись одна или несколько букв?

Можно предложить ребятам следующие упражнения:

"Слова спрятались". На доске печатными буквами написаны слоги:

при, шли, дом, кро, мак, рис, фре, шка, бле, пря, рот, сон, дым, еле, фле, пол, лоб, шум, взя, сви, аст, сад, вес, рад, пти, ква, вле, пос, мед, лед, цве.

Дети находят слова, "спрятавшиеся" среди слогов. Вызванный ученик подчеркивает их.

"Будьте внимательны". Дети читают написанные на доске слова и называют те, в которых пропущен мяг­кий знак.

лист окун крик карас сом мох гус лён рул нол тир пыл вес ден шёл кон рол лос угол труд лен бол том плот

Упражнение может быть выполнено фронтально (хоровое чтение вслух) либо индивидуально (чтение це­почкой).

"Ищем друзей" (упражнение способствует расши­рению оперативного поля чтения). Ребята читают слова сначала по столбикам, потом по строчкам. Находят среди них "друзей" — слова, которые отличаются одной или дву-

 

мя буквами.      
козы боль ус кашка
вол колпак пчёлка шар
столб кошка корка вкус
кол соль ёлка косы
кочка шарф стол волк

Слова для тренировочного чтения лучше подбирать по теме урока. Например, при изучении буквы ь предлага­ются следующие задания:

"Придумайте недостающие слова".

Угол — уголь, брат — брать, ел —?

Шест — шесть, хор — хорь, цел —?

Жар — жарь, стал — сталь, был —?

"Найдите сходство и отличие".

Горка — горько, дал — даль, полка — полька.

Редко — редька, мел — мель, банка — банька, зорко — зорька.


При изучении темы "Ударение" можно выполнить та­кие упражнения: / ?ал.~

"Спрятанные слова". Ученики читают записанные на доске или на карточках слова, расставляют в них ударе­ние, объясняют значение слов.

орган жаркое пропасть

атлас гвоздики хлопок

замок кружки стрелки

Затем школьники снова читают слова, изменяя в них ударение, объясняют новое значение этих слов.

"Волшебные слова". Дети читают предложения и отвечают на вопросы: какие слова в предложениях похо­жи? В чем их отличие?

Я мою руки.

Мою книгу взяла Маша.

Лена мела пол.

Вера принесла кусочек мела.

Плохая дорога утомила путников. Нам дорога каждая минута.

На гвоздики повесили пальто. Гвоздики очень красивые цветы.

Я варю уху.

Мама похвалила Варю.

Я горько плачу. Я плачу за покупку.

Дети рисовали кружки. Дети налили в кружки чай.

На двери замка нет замка.

Косит косец, а зайчишка косит.

Неизменный интерес у младших школьников вызыва­ет чтение перевертышей — слов и предложений.

боб кок иди тут дед тот Ада Анна Алла лакал топот шалаш казак комок летел наган заказ доход довод заказ потоп тащат мадам

Дом мод, бел хлеб, арбуз у зубра

Олесе весело.

Вижу — жив!

Гори, пирог!

Хорошо, шорох.

Анна! Барабан на!

А Лиза мазила.

Домок, как комод.

Коту тащат уток.

На доме чемодан.

Лазил Дёма, мёд лизал.

Кит — на море романтик.

У лип Лёша нашёл пилу.

Нажал кабан на баклажан.

А роза упала на лапу Азора.

Иди искать такси, иди!

Мокнет Оксана с котенком.

На вид ангел, а лег на диван.

Ишаку казак сено нес, казаку каши.

Тонет енот.


Пачатковая школа 5- 2005


Новучанне. выхаванне


С неменьшим интересом дети читают (а затем и са­мостоятельно составляют) слова, у которых при переста­новке букв и слогов меняется значение.

"Зеркальные близнецы". Ученики прочитывают
слова и отвечают на вопросы: из каких букв состоят сло­
ва? Чем они похожи?

нос — сон лом — мол

вол — лов куб — бук

мир — Рим год — дог

кот — ток сорт —?

"Фокусники". Ребята меняют местами слоги, и у слов появляется новое значение.

камыш — жилы — кабан —

Образец: кира — раки

лыжи — сосна

мышка — нора -

канат — дыра

"Волшебная цепочка". От данных слов образовать несколько новых, заменяя первую букву: нора —... (гора, кора, пора); вторую букву: бак —... (бок, бык, бук).

"Приставьте букву". К предложенным словам доба­вить букву (в начале или в конце).так, чтобы получилось новое слово.

роза (г) < пар (к) "'" гсто (г)

очки (т) враг(о) уха (м)

вол (к) утка (ш)

осы (к) кран (э)

корь (я) стол (б)

Ответ: гроза, волк, косы, якорь, парк, шутка, экран, столб, стог, точки, овраг, муха.

"Составьте новые слова". Соединить слова левого и правого столбиков так, чтобы получились новые слова.

 

бал глас

приз рот

воз кон

кон рак

банк вой

Ответ: балкон, призрак, возглас, конвой, банкрот.

"Буквы заблудились". Переставить слоги, чтобы по­лучились слова. Лл/'tgt/aZ i&dt

гакни никучеб никшколь зортевиле точласка

Ответ: книга, учебник, школьник, телевизор, ласточка.

налдыш, есаквил, икфала, дакзебуна

Ответ: ландыш, василек, фиалка, незабудка.

"Лесенка". Составить лесенку из слов, добавляя к каждому последующему одну букву. Например:

 

ДО U^i 'с I!'1///

дом

дача

диван

дерево

деревня

"Найдите ошибки".

(билета) (грачей) (дочками) (лодку)

Ехал дядя без жилета,

Заплатил он штраф за это.

Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

Мама с бочками пошла По дороге вдоль села.

Сели в ложку — и айда! По реке туда-сюда!

(жук)

Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: — Там ползёт огромный лук С длинными усами.


Закричал охотник: "Ой!

Двери гонятся за мной!". (звери)

Поэт окончил строчку,

В конце поставил бочку. (точку)

На глазах у детворы

Крысу красят маляры. (крышу)

Врач напомнил дяде Мите:

— Не забудьте об одном:

Обязательно примите

Десять цапель перед сном. (капель)

Я рубашку сшила шишке, {мишке)

Я сошью ему штанишки.

У вратаря большой улов —

Влетело в сетку пять волов. (голов)

Более сложным будет задание составить предложе­ние из частей, данных в разных местах. (Его можно выпол­нять в группах в течение нескольких уроков.)

Злой кабан
Пароход
Соловей
Дикобраз
Кошка
Маша
Буратино
Мастер
Еж
Чиж
Рак
Стол
Чайник
Мальчик

сидел на ветке томился в клетке точил клыки давал гудки физику учила хвостик свой ловила сшил себе штаны ел блины

накрыт к обеду был усами шевелил летал под облаками гонялся за мышами прыгал во дворе булькал на костре

Ответ:

Злой кабан точил клыки, Пароход давал гудки, Соловей сидел на ветке, Дикобраз томился в клетке, Кошка хвостик свой ловила, Маша физику учила. Буратино ел блины, Мастер сшил себе штаны, Ёж гонялся за мышами, Чиж летал под облаками, Рак усами шевелил, Стол накрыт к обеду был, Чайник булькал на костре, Мальчик прыгал на дворе.

Проверить степень сформированности у детей навыка чтения можно следующим образом. В конце каждого урока в течение 3 — 4 минут ребята в режиме "жужжащего чте­ния" читают небольшой текст и по сигналу учителя отмеча­ют, до какого места они дошли. Дети самостоятельно пере­считывают количество прочитанных слов и записывают свой результат. Подобная форма самопроверки позволяет каждому ученику читать текст в доступном для него темпе, развивает у детей навыки самоконтроля и самооценки.

Можно организовать и взаимопроверку, которая про­водится в парах: ученик читает текст в течение одной ми­нуты своему соседу, тот в это время следит за правиль­ностью чтения и отмечает допущенные ошибки, затем ре­бята меняются ролями.


Пачашковая школа 5- 2005


навучанне. выживание


Подобная проверка может быть проведена в классе в виде упражнения "Хор-суфлер", во время которого один ученик вслух читает текст, а весь класс внимательно сле­дит, хором исправляя ошибки.

Если после проверки выяснилось, что скорость чтения ученика не изменилась или что он по-прежнему допускает большое количество ошибок, обязательно подбодрите ребенка, найдите, за что его похвалить. Пусть чтение бу­дет радостным!

ЛИТЕРАТУРА

Волина В. В. Игры в рифмы. — СПб.: Дидактика Плюс, 1997.

Джежелей О. В. Всем полезно чтение про себя и вслух. — Харьков: Альманах, 1995.

Зайцев В. Н. Резервы обучения чтению. — М.: Просвеще­ние, 1991.


Козак О. Н. Простые словесные игры. — СПб.: СОЮЗ, 1998.

КостроминаС. Н.,НагаеваЛ. Г. Как преодолеть трудности в обучении чтению. — М.: Ось-89, 1999. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей детского сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. — М.: Просве­щение, 1992.

Оморокова М. И., Рапопорт И. А., Постоловский И. 3. Преодоление трудностей. — М.: Просвещение, 1990.

Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников. — М.: АРКТИ, 1999.

Оморокова М. И. Чтение в начальных классах. — Тула: ООО "Изд-во "Родничок", 2003.

Т. А. НЕБОРСКАЯ, начальник отдела начального образования МГОИПК и ПК.


Пачатковая школа 5- 2005



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: