Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку.
Боря Ире дал ириску, Ира Боре — барбариску.
Купили Валерику и Вареньке Варежки и валенки.
Ёлка с ёжиком похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже.
У Кондрата куртка коротковата.
На дворе трава, На траве дрова.
Дед Додон в дуду дудел, Димку дед дудой задел.
Дарья дарит Дине дыни.
В зимний холод и в жару Зеленеет ель в бору. Ели выросли в тиши, Стали ели хороши.
Зимним утром от мороза На заре звенят берёзы.
Наш Полкан попал в капкан.
От топота копыт Пыль по полю летит.
Три сороки-тараторки Тараторили на горке.
Далее я учу детей продолжать рифму самостоятельно: вначале при помощи слогов, позже с использованием небольшого стихотворного текста. Ученики любят эту работу и называют ее игрой в рифму.
СА-СА-СА — в лесу бегает... (лиса).
СО-СО-СО — у Вовы... (колесо).
УСЬ-УСЬ-УСЬ — на лугу пасётся... (гусь).
ТА-ТА-ТА —у нас дома... (чистота).
ТЫ-ТЫ-ТЫ— сметану съели всю... (коты).
ЧА-ЧА-ЧА — горит в комнате... (свеча).
ША-ША-ША— моет мама... (малыша).
ОЧ-ОЧ-ОЧ — наступила... (ночь).
ШУ-ШУ-ШУ — я письмо... (пишу).
А водитель спозаранку Крутит круглую... (баранку).
Как зовут меня, скажи. Часто прячусь я во ржи, Скромный полевой цветок, Синеглазый... (василёк).
Дрессировщик спозаранку Дрессирует... (обезьянку).
Немытое в рот Ни за что не возьмёт. И ты будо таким, Как чистюля... (енот).
Ну и платье: сплошь иголки! Носят это платье... (ёлки).
Злая, как волчица, Жжётся, как горчица, Что это за диво? Это же... (крапива).
Токарь точит спозаранку Превосходную... (болванку).
А по улицам народ
В обе стороны... (идёт).
Я один имею рог, Называюсь... (носорог).
Я стою на трёх ногах, Ноги в чёрных сапогах. Зубы белые, педаль. Как зовут меня?.. (Рояль.)
Опасней всех в реке она! Хитра, прожорлива, сильна, Притом такая злюка, Конечно, это... (щука).
Я вертелась под ногами, Очень я мешала маме! И за это братик мой Называл меня... (юлой).
К концу первого года обучения, когда ребята уже хорошо усвоили буквы, начинаем разгадывать шарады, что не только помогает ученикам закрепить изученный материал по звукам и буквам, но и развивает творческое воображение.
С буквой Л — в игре футбол
Часто слышим слово...!
С буквой Д уж смысл не тот,
Мерой стало — просто....
(Гол — год.)
Я травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение —
И превращаюсь я в конфету.
(Ирис — ирис.)
Чтоб отгадать, имей терпенье:
С Л — часть лица,
А с Б — растение.
(Лоб - боб.)
С Б — мучительной бываю,
СМ — одежду пожираю,
С Р — актёру я нужна,
С С — для повара важна.
(Боль — моль — роль — соль.)
Пойди-ка в сад и погляди:
Я там цвету, благоухая.
Но Г приставишь впереди —
И в небе я загромыхаю.
(Роза — гроза.)
С С на дереве расту,
С Ж по дереву ползу.
(Сук — жук.)
Если с 3, то ткань из шёлка,
И воздушна и легка.
3 на К заменим только —
Пей продукт из молока.
(Зефир — кефир.)
Пачатковая школа 11.2006
Хоть мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени —
Я по болоту зашагаю.
(Капля — цапля.)
С буквой М — сладкая,
С буквой К — горькая.
(Малина — калина.)
Мне не пройти
в ветвистый лес —
Мои рога в ветвях застрянут.
Но поменяй мне Л на С —
И листья леса все завянут.
(Олень — осень.)
Я с В — ночная птица,
Но замените В на Д —
И растворяюсь я в воде.
(Сова — сода.)
С Ю я по воде скольжу,
С Я на голове сижу.
(Шлюпка — шляпка.)
С буквой Н, мои друзья,
Ничего не значу я.
Н на С перемените —
Смело в суп меня кладите.
Не берите с буквой М —
Я пальто у вас проем.
(Ноль — соль — моль.)
Подобные упражнения необходимо максимально использовать на уроках обучения грамоте с I класса — для выработки правильного произношения, развития чувства ритма, чтобы впоследствии учащиеся сами могли выступать в роли сочинителей.
Во II классе школьники знакомятся с разными литературными жанрами: рассказом, сказкой, стихотворением, загадкой. Особое место в жизни детей занимают сказки. Они учат правильному миропониманию, помогают оценить разные явления, дела, поступки. "Сказка, — по словам В. А. Сухомлинского, — это, образно говоря, свежий ветер, что раздувает огонек детского мышления и речи". Вот почему необходимо уделять сказкам большое внимание. Дети с интересом слушают сказки, отвечают на вопросы по их содержанию, выполняют разнообразные игровые задания, направленые на формирование умения строить логически завершенные предложения, вести рассказ и т. п.
Игры и игровые задания
"Составим предложение". Учитель произносит два первых слова, а дети по очереди добавляют по одному слову, чтобы получилось логически завершенное предложение. Если кто-то из игроков решил, что предложение закончилось, он говорит: "Стоп!"
"Автобиография". Учитель говорит, что он будет каким-то предметом (явлением), и рассказывает о нем. Ученики слушают и с помощью вопросов выясняют, о ком или о чем идет речь. Тот, кто правильно угадает объект, становится ведущим, перевоплощаясь в определенный предмет (явление).
Например: могу быть толстым и худым, красивым и не очень. Со мной можно играть, но только аккуратно. Однажды я похудел по вине Пятачка, но ослик Иа все равно мне обрадовался. (Воздушный шарик.)
"Хорошо — плохо". Учитель спрашивает: снег — это хорошо или плохо? Что хорошего можно сказать о Бабе Яге? А что плохого? И т. д.
"Завиральные истории". Учитель при чтении видоизменяет знакомую сказку. Дети, заметив в тексте ошибку, должны хлопнуть в ладоши. Например:
Жила-была коза. И было у неё семеро славных маленьких котят. Однажды решила коза выйти из дому и говорит своим пушистым деткам: "Котятушки мои, ребятушки, пойду-ка я на пруд, наловлю для вас шоколадных рыбок. А вы будьте умными-разумными, ведите себя хорошо. Дверь входную открывайте всем, кто постучит".
Во II полугодии целесообразно создать группы чтения и творчества. Работа на занятиях по сказкам несколько изменяется. После знакомства со сказкой (учитель читает сказку сам или ее рассказывает заранее подготовленный ученик) учащиеся отвечают на вопросы по содержанию, затем работают над сказкой по группам. (В какой группе работать, выбирают сами дети.)
Задания для группы чтения:
1. Придумайте конец сказки.
2. Придумайте продолжение сказки.
3. Придумайте предысторию сказки.
4. Изложите основную идею сказки в одном предложении.
5. Расскажите сказку от имени главного героя.
6. Расскажите сказку от имени отрицательного героя.
7. Дайте словесную характеристику одному из персонажей сказки.
Задания для группы творчества: 1. Изготовьте рекламный плакат для сказки.
Навучанне. выхаванне
2. Поделите лист на три части, нарисуйте, что произошло в начале, середине и конце сказки.
3. Нарисуйте самый интересный эпизод сказки.
4. Нарисуйте портрет главного героя сказки, дайте ему словесную характеристику.
5. Изготовьте книжку-малышку. Разделите сказку на части (с помощью учителя), к каждой части сделайте рисунок.
"Сочини сказку". Второклассники с удовольствием выполняют это задание. Учащимся предлагается ряд слов, используя которые они должны написать сказку. Например: ученик, ручка, карандаш; осень, листочек, ветер, дерево. Вот что получилось у детей.
Карандаш и ручка
На столе у Вани лежали карандаш и ручка. Они дружили и любили разговаривать друг с другом. Однажды прилетела муха. Она была очень вредная. Ей не нравилось, что карандаш и ручка дружат. Муха решила их поссорить. Она стала хвалить ручку за то, что та такая нарядная, блестящая, а про карандаш сказала, что он бесцветный, простой. Ручка загордилась и перестала разговаривать с карандашом. Карандаш обиделся, спрятался за бумагами.
Пришёл Ваня. Он аккуратно написал ручкой упражнение, а подчеркнуть буквы нужно было карандашом. Ваня долго его искал. А когда нашёл, очень обрадовался. И тогда ручка поняла, что все одинаково важны. Она помирилась с карандашом и больше никогда не ссорилась с ним.
Листочек
Листочек родился весной. Он крепко держался за веточку, как за мамину руку. Всё лето дерево кормило листочек вкусным соком.
Пришла осень. Листочек пожелтел. Подул холодный ветер. Дереву стало холодно. Листочек упал вниз, чтобы согреть ноги мамы. Дерево любовалось своим нарядным жёлтеньким сыночком.
Итогом наших занятий по разделу "В мире сказок" были постановки сказок "Золушка" на новогоднем утреннике перед учащимися младших классов и "Аленький Цветочек" перед родителями.
0. И. СЫСУН, учительница СШ № 1 им. Янки Купалы г. Молодечно. (Окончание следует)
ипковая школа 11.2006 mat
з вопыту роботы
Жил-был маленький кузнечик...
Уроки театра в начальной шкапе ___________
■ Вот уже около 10 лет в начальных классах СШ № 37 города Могилева идут уроки театра, где младшие школьники ставят свои спектакли и обсуждают увиденные на профессиональной сцене, постепенно учатся основам сценического мастерства, зрительской культуре. Ведет эти уроки учитель высшей категории Елена Валерьевна ПЛАТОНОВА. В своей статье она делится опытом организации таких занятий.
Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он засушенный цветок. В. А. Сухомлинский.
Дети воспринимают мир сердцем, а не разумом. Они любят то, что интересно. Театр для детей — радость. Растить и воспитывать человека, восприимчивого к прекрасному, — одна из задач наших уроков. Учитель должен выявить и развить богатейшие возможности, заложенные в ребенке. Уроки театра — это игра, в ней дети погружаются в новую, интересную деятельность.
Взрослые часто говорят детям: "Ты должен стать умным, честным, добрым". А почему не так: "Ты должен остаться умным, честным, добрым"? Ведь самый талантливый, самый искренний, самый добрый человек на свете — это ребенок. Все дети интересные и все — разные. Но проходят годы, и часто человек теряет свою неповторимость. Помочь детям проявить свою индивидуальность и сохранить ее — основная задача детского театра. Цель уроков — сохранить, укрепить личное "Я" каждого ребенка, воспитать уверенность в себе. Уроки театра способствуют развитию остроумия, творческого воображения, пробуждают интерес ребят к творчеству.
Именно в начальной школе важно приобщить ребенка к театру. И первы-
ми театральными постановками, с которыми дети познакомятся, должны быть спектакли-сказки. Мир сказки — веселой, лукавой, мудрой и поэтичной — открывает маленькому человеку первую радость победы добра в борьбе со злом, будит фантазию, развивает воображение.
Репертуар нашего театра составляют в основном сказки в стихах, т. к. они легко заучиваются и с интересом воспринимаются зрителями — детьми. Спектакли мы сами создаем по сказкам С. Маршака, С. Михалкова, других авторов.
На уроках театра дети получают представление о разных театральных жанрах: проводится работа над созданием опер и мюзиклов. В I классе ставим мини-оперу "Перчатки" на стихи С. Маршака и музыку В. Герчика. Во II классе — мюзикл по сказке "Волк и семеро козлят" (ел. Ю. Энтина, муз. А. Рыбникова). В этом спектакле сливаются воедино слово и пантомима, пение и танец.
Большой и интересной работой стала постановка сказки "Елка". Это совместный труд ребят и их родителей. Стихи к сказке сочиняли все вместе. В спектакле использовались мелодии известных песен. Действующие лица — герои сказки "Репка", но у нас они "добывали" не репку, а елку. Спектакль ребята показывали на новогоднем утреннике в школе и на благотворительном празднике в детском доме. И везде он имел успех. Такие выступления перед пуб-
ликой придают ребятам уверенность и доставляют много радости.
На уроках театра мы работаем не только над созданием спектакля, но и над постановкой правильного дыхания, голоса, дикции, интонации, над жестом и мимикой. Эти занятия связаны с уроками литературного чтения и русского языка. Современные программы для начальной школы предлагают большое количество народных и авторских сказок, которые мы используем для своих постановок, этюдов. В результате программный материал лучше усваивается, а дети, создавая спектакль, приобретают навыки коллективного творчества.
На уроках русского языка и литературного чтения в качестве материала для словарной работы я использую такие слова, как "театр", "фойе", "партер", "балкон", "режиссёр", "афиша", "актёр" и др. Объясняется значение этих слов, ребята составляют устный рассказ на тему "Мы идём в театр".
Большое внимание на уроках театра я уделяю формированию навыков чтения, продолжаю и совершенствую работу над всеми средствами выразительной речи. Но эти уроки не только занятия в стенах школы, они продолжаются и во время посещения настоящего театра.
Перед просмотром спектакля я настраиваю ребят на встречу с прекрасным. Они живут в ожидании праздника. В предварительной беседе рассказываю о профессиях акте-
Пачатковая школа 11.2006
з вопыту работы
pa, режиссера, о том, как рождается спектакль, о культуре поведения в зрительном зале. После просмотра ребята получают задание не просто нарисовать героев, которые им запомнились и понравились, а проиллюстрировать запомнившуюся сцену; потом складываем картинки, чтобы получился своебразный спектакль в рисунках.
Перед выполнением этого задания дети отвечают на вопросы: понравился ли вам спектакль? Какая сцена запомнилась больше всего? Какие роли вам хотелось бы сыграть? С кем из героев сказки вы хотели бы подружиться? Что вы хотите нарисовать и почему?
Предлагаю также написать отзыв на спектакль. Ребята учатся логически мыслить, развиваются их речь и фантазия. Начинаю работу над этим со II класса. Вначале дети пишут 2—3 предложения, а к IV классу — небольшой рассказ с размышлением об увиденном. Такие письменные работы,во-первых, помогают ребятам лучше понять и прочувствовать спектакль, а во-вторых, укрепляют интерес к театру вообще. Писать театральную рецензию детям легче всего на спектакль, поставленный по хорошо известной им сказке: например, "Кошкин дом", "Волшебник Изумрудного города", "Сказка о царе Горохе", "Малыш и Карлсон". В помощь детям я предлагаю примерный план рецензии, задаю вопросы по теме. Например, в каком театре мы смотрели спектакль: драматическом, кукольном, музыкальной комедии? О чем сказка? Что больше всего понравилось в спектакле: игра актеров, декорации, музыка? На кого из героев хотели бы быть похожими? Какие поступки героев вы осуждаете? Чему учит спектакль?
Наиболее любимой для ребят формой работы является написание писем героям спектаклей. Эти письма поражают искренностью и непосредственностью выражения чувств, желаний детей. Вот примеры их трогательных посланий.
Здравствуйте, уважаемая Снежная Королева!
Пишет Вам Ксюша. Я учусь в 4 классе.
О Вас я узнала из сказки датского писателя Ханса Кристиана Андерсена. У меня к Вам вопрос: почему Вы такая злая? Разве Вам никогда не
хотелось стать доброй? Если бы мы с Вами встретились, я бы помогла Вам стать добрее.
Когда ты своей добротой помогаешь кому-то, сам становишься добрее. Если тебе делают добро, то хочется сделать что-то доброе в ответ. А зло порождает зло. Поэтому добрым быть лучше. Я думаю, что Вам обязательно нужно попробовать сделать что-то доброе. Вам это понравится.
Сербаева Ксения.
Здравствуй, Золушка!
Пишет тебе девочка Юля. Ты мне очень нравишься. Ты добрая и трудолюбивая. Я хочу быть похожей на тебя. Я рада, что тебе повезло и ты встретила своё счастье. Ты заслужила его.
Пуховская Юля.
Здравствуй, милая Дюймовочка!
С тех пор как ты улетела с ласточкой в тёплые края, я очень скучаю по тебе.
Мне очень нравятся сказки Ханса Кристиана Андерсена, и больше всего — о твоих приключениях. Расскажи мне о том, что с тобой ещё приключилось. Буду ждать твоего
письма!
Сикорская Яна.
Привет, дорогой Карлсон!
Пишет тебе мальчик Лёша из Беларуси. Я много читал о твоих проделках.
Как бы я хотел оказаться на месте Малыша, подружиться с тобой и проказничать вместе. Вот только моя мама не одобрила бы и половины твоих проделок. Но может, я уговорю родителей, и они разрешат, чтобы ты прилетел ко мне.
Стибло Алексей.
Большая роль на уроках театра отводится постановке этюдов. С увлечением и интересом мои ученики работали над этюдом "Ярмарка". Он был подготовлен на основе чистоговорок. Часть ребят изображала продавцов, которые на все лады расхваливали свой товар.
Молочница. Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, выбалтывала, выбалтывала,да не выболтала.
Ткач. Ткет ткач ткани на платок Тане.
Цветочница. Рододендроны из дендрария!
Между рядами "торгующих" прохаживались "покупатели", приценивались, торговались. Одному
не нравилось, что "сшит колпак не по-колпаковски", другому — что "бык тупогуб, тупогубенький бычок". А в это время рядом мать упрекала сынишку: "Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши!" Две хозяйки встретились и болтают: "Расскажи-ка про покупки". — "Про какие про покупки?" — "Про покупки, про покупки, про покупочки твои". Этюд заканчивался хоровой декламацией: "Всех скороговорок не перевыговоришь, не пере-выскороговоришь!"
Кроме таких жанровых сценок мы часто разыгрываем этюды, где отрабатывается выразительность жеста, мимики. Например, вспоминаем сказку X. К. Андерсена "Гадкий утенок" и разыгрываем эпизод на заднем дворе.
Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: "Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!" А мать прибавляла: "Глаза бы на тебя не глядели!" Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою. Утенок униженно все это терпел, потом не выдержал пренебрежительного и враждебного отношения к себе. Он убежал через изгородь с птичьего двора.
Дети без слов изображали отвращение, презрение, брезгливость, агрессивность жителей двора, обиду, беспомощность гадкого утенка.
Элементы сценического искусства ребята осваивали, разыгрывая этюд "В замке спящей красавицы" (музыкальное сопровождение: "Романс" Д. Шостаковича).
В заколдованный замок, где жизнь замерла и все обитатели, превращенные в статуи, застыли в разных необычных позах, попадает принц. Он ласково дотрагивается до спящей принцессы, и все вокруг оживает: потягивается и поднимается кошка, слуги накрывают на стол, гости, очнувшись ото сна, начинают двигаться и танцевать, просыпается даже огонь в камине.
Занятия, посвященные культуре и технике речи, формируют у учащихся умения активно включаться в творческий процесс, абстрагироваться от внешних раздражителей, развивают речевое дыхание, воображение, внимание, способность согласовывать действия с партнерами, совершенствуют умение создавать образы с помощью жеста и мимики.
Початпковая школа 11.2006
з вопыту работы
Вот несколько примеров организации работы с младшими школьниками.
Игровая разминка "Дружные звери"
Ребята распределяются на 3 команды: "Медведи", "Обезьяны" и "Слоны". Учитель поочередно называет команды, и их игроки должны одновременно выполнить какое-нибудь определенное, характерное для данного животного движение. Например, "Медведи" топают ногой, "Обезьяны" хлопают в ладоши, "Слоны" кивают головой.
Игровая разминка "Мокрые котята"
Ребята двигаются по залу в разных направлениях мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята. По команде "Дождь!" они садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы. По команде "Солнышко!" медленно встают и стряхивают "капельки дождя" с каждой из четырех "лапок", с головы, с "хвостика".
Работа над культурой и техникой речи включает упражнения на выдыхание. Дети знакомятся с тремя видами выдыхания, цель которых — разогреть мышцы дыхательного аппарата.
Первый вид упражнений развивает спокойную, плавно звучащую речь. Дети "озвучивают", как свистит
ветер — с-с-с-с-с...; шумят деревья — ш-ш-ш-ш-ш...; летит пчела — ж-ж-ж-ж-ж...; комар звенит — з-з-з-з-з...
Второй вид развивает волевую, но сдержанную речь. Работает насос — с-с-с-с! с-с-с-с! с-с-с-с! Ме-
тет метель |
ш-ш-ш-ш! ш-ш-ш-ш
ш-ш-ш-ш! Сверлит дрель — з-з-з-з! з-з-з-з! з-з-з-з!
Третий вид развивает эмоциональную речь в быстром темпе. Кошка сердится — ф! ф!ф! ф! Пила пилит — с! с! с! с! Заводится мотор — р! р! р! р!
Вот еще несколько упражнений — на свободу звучания.
"Больной зуб"
Ребята представляют, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке "м". Звук монотонный, тянущийся.
"Капризуля"
Учащиеся изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на руки. Ноют на звуке "н", отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
Усвоить практический материал детям очень помогают различные игры.
Забавные стихи Цель: тренировать четкое произношение согласных на конце слова, учить детей подбирать рифму к словам.
Ёт-ёт-ёт-ёт — соловей в лесу... (поёт).
Ут-ут-ут-ут — у пенька грибы... (растут).
Ат-ат-ат-ат — под кустом ежи... (шуршат).
Ит-ит-ит-ит — дятел на сосне... (стучит).
Сочини сказку
Цель: развивать воображение, фантазию, образное мышление, умение работать в команде.
Ход игры
Учитель произносит первое предложение: "Жил-был маленький кузнечик". Дети по очереди продолжают сказку, добавляя каждый свое предложение: "У него было много друзей", "Он просыпался с восходом солнца" и т. п.
Во многих европейских школах уроки театра стали обязательными в начальных классах, поскольку способствуют не только творческому развитию детей, но и их социальной адаптации. И мой опыт убеждает в том, что такие занятия помогают младшим школьникам легче усваивать программный материал, раскрепощают их, вносят разнообразие в школьные будни, дают возможность самореализоваться, учат культуре общения, расширяют кругозор.
Предлагаю сценарий одного из спектаклей нашего детского театра.
Света и Петя на планете Д воечников
Действующие лица:
Девочка.
Мальчик.
Петя и Света — первоклассники.
Двоечница.
Баба Яга.
Фея букв.
Картина 1-я
Школьный двор. Входят Девочка и Мальчик с портфелями и цветами. Девочка. Есть в году различные
праздники, И сегодня праздник у нас: В первый раз идут
первоклассники В свой приветливый школьный
класс. А в сторонке стоят родители И с волненьем глядят на них, Будто все впервые увидели Повзрослевших детей своих.
Мальчик.
Каждый школьник пригладил
волосы,
Каждый в новый костюм одет,
И в руках у них гладиолусы,
Золотые, как солнца свет.
Вот звонок звенит, заливается,
Смолкли детские голоса,
У ребят сейчас начинается
Жизни новая полоса.
Звенит колокольчик, на школьный двор выходят первоклассники Петя и Света с портфелями.
Света. Петя, а ты кем хочешь быть — отличником или двоечником?
Петя. Я не знаю. А кто это такие?
Света. Отличник — это тот, кто много времени тратит на уроки, чтение книг, телевизор смотрит мало, да и спортом не всегда успевает заниматься. Зато двоечнику на все хватает времени, ведь уроки он не делает.
Петя. Хочу быть двоечником!
Звучит музыка, Петя "исчезает" со сцены.
Света. Ой, куда же делся Петя? Неужели он попал на планету Двоечников? Надо его выручать. А как? Ага, вспомнила: хочу быть двоечницей!
Звучит та же музыка, и Света "исчезает" со сцены.
Картина 2-я
Планета Двоечников. На сундуке сидит Баба Яга с метлой в руках. Ее лицо в чернилах, у нее современные прическа и платье, но одежда в заплатах, а волосы растрепаны. На краю сцены на стуле спит Двоечница. С разных концов на сцену выходят Петя и Света.
Света. Вот ты где, Петя!
Баба Яга. А-а, новенькие! Давненько у нас пополнения не было! Видно, каникулы кончились!
Дети приближаются к Бабе Яге.
Пачатковая школа 11.2006
Штзграваны урок
Станцыя "Ручай лщэрау". Капканы ка-манд у залежнасц1 ад абранага каэфщыента складанасщ выконваюць шэраг заданняу. Каэфщыент 1: што гэта такое? 'Трак грабе за рэчкай грэчку. Грачаняты рвуць парэчю". (Скорагаворка.) Якой птушцы могуць нале-жаць наступныя словы з верша Яню Журбы: "Выхадз1це, дзец1, сустракаць вясну! Устала ужо прырода з з\мовага сну"1 (Шпаку.) Адна з казак Цётю заканчваецца наступным чы-нам: "Такцэлывекхадзш1 яныадз'шда адна-го у сваты, i так на абодвух канцах балота астал'юя \ххаты". Пра яюх птушак щзе гавор-ка? (Пра чаплю i журауля.)
Каэфщыент 2: адгадаць загадкг Да ял\-ны, да сасны доктар прыляцеу лясны. Паля-чыу сасну, ял'му \ высою бор паюнуу. (Дзя-цел.) Спераду шыльцы, ззаду в'шьцы, навер-се чорнае сукно, падыспадам белае палат-но. (Ластаука.) Шапачка маленькая, кам1зэ-лечка нятканая, кафтанкрабеньк!дыходз'щь босеньк'г (Верабей.) Расказаць пра адну з птушак.
Каэфщыент 3: пры дапамозе MiMiKi i жэс-тау паказаць звычю птушю, даць яе апюанне.
Станцыя "Крынща сюрпрызау". Тут адбываецца праверка творчых заданняу. Гэта могуць быць складзеныя самастойна за-гадк1 пра птушак, напюаныя вершы u,i невяль юя апавяданн1,жсцэыраваныя казк1.
На гэтай станцьи можна прадугледзець адпачынак, для якога "леснкГ рыхтуюць ui-кавае паведамленне. Напрыклад, "Спевы птушак".
Птушю спяваюць. Спевы — ix размова. Птушк'1 любяць перасвютвацца, слухаць адна адну. Пюдз\ зауважыл!, што маленьюя птушк1 спяваюць прыгажэй i мшагучней, чым вял1юя.
Птушка спявае, каб прывабщь \ншую тушкуiразамв\ць гняздзечка. Самец шукае гал1ню i 1ншы матэрыял для гнязда, самка сцеражэ яго, сочыць за тым, каб h'ixto чужы не заляцеу у яго.
Аб чым спяваюць птушю, ведаюць х\ба што навукоуцы, як\я вывучаюць жыццё i звычю птушак. Таюя вучоныя называюцца арн\толагам\.
Выкананне кожнага задания адзнача-ецца на карце. Ацэньваюць задание "лесн1-Ki". Пад час падарожжа у маршрутных лютах членау каманд "леснкГ робяць адзнакг 0 — не удзельычау, 1 — удзельычау, 2 — быу актыуны, 3 — вызначыуся. Падводзяцца вы-Hki, вызначаецца каманда-пераможца.
Можна прапанаваць дзецям дамашняе задание: напюаць л1ст "Навшы з лесу". Атры-маная карэспандэнцыя разглядаецца "лесн1-кам1" разам з настаункам. Лепшыя работы зачытваюцца у класе.
А. К. КАНДРАЦЕНЯ,
студэнтка V курса шхолага-педагапчнага факультэта
Брэсцкага дзяржаунага ун1верс1тэта \ж А. С. Пушкша.
Гульнятэка
Поле чудес
■ Цикл игр "Поле чудес" можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий, на уроках курса "Человек и мир", занятиях по экологии и здоровому образу жизни. Между турами проводятся игры со зрителями, болельщиками, юмористические, музыкальные, танцевальные паузы. Соблюдение правил игры требует от ребят выдержки, умения промолчать, выслушать собеседника, игра развивает память, мышление, внимание, повышает интерес к получению знаний.
ИГРА "ШКОЛА"