Становление и развитие юриспруденции в исламских странах. Религиозно юридическая теория мусульманского права.




Мусульманское право (шариат) стало одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке. Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата. Процесс ее развития был тесно связан с эволюцией арабской государственности от небольшой патриархальной религиозной общины в начале VII в. При пророке Мухаммеде до одной из крупнейших империй VIII – X вв. при династиях Омейядов и Аббасидов. После падания Арабского халифата мусульманское право стало действующим правом в целом ряде средневековых стран Азии и Африки, принявших ислам (Египет, Персия, Оттоманская империя и т.д.) Мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествующих правовых культур Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии на завоеванных арабами территориях. Важную роль в становлении шариата сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех так называемых праведных халифов, при которых путем толкования откровений, заповедей, высказываний и поступков Пророка были составлены священный книги мусульман – Коран и Сунна. Мусульманское право, не являясь самостоятельной отраслью науки, выступает как одна из сторон религии ислама. Оно имеет две особенности- религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой(богословием), нравственными нормами, правилами культа, религиозными нормами ислама в целом. Ислам - это одновременно"вера в государство", а мусульманское право (фикх) выступает каксобственным правом, так и религией. В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Теология, которую содержит ислам, устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; а шариат, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Это право указывает мусульманину, как он должен в соответствии с религией вести себя и к тому же не различать своих обязательств по отношению к себе подобным, например, гражданские обязательства, подаяния бедным; и по отношению к богу- это молитвы, пост и т. д. Таким образом, шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкцией за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает; поэтому мусульманское право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами. Мусульманское гражданское право (муамалат), регулируя режим собственности, признает, что верховное право на любое имущество принадлежит Аллаху. Предание Пророка о том, что некоторые объекты, например вода и земля, не могут быть предметом частной собственности, широко используется при проведении аграрной реформы. Мусульманское государственное право требует, чтобы правитель обязательно был мусульманином. Значительная часть полномочий главы государства носит религиозный характер и связана с защитой интересов ислама и контролем за выполнением правоверными своих религиозных обязанностей.Согласно мусульманской политико- правовой теории, законодательнаявласть в мусульманском государстве принадлежит маджтахидам- лицам,являющимся наиболее авторитетными знатоками религиозных и правовыхвопросов. Целью мусульманского государства (имамата), имеющего по сутитеократический характер, провозглашается реализация всех предписаний ислама, утверждение "мусульманского" образа жизни.В мусульманском судебно- процессуальном праве выделяются нормы, в соответствии с которыми должность судьи могут занимать только мусульмане,строго придерживающиеся в своей личной жизни религиозных и моральных предписаний ислама. Основной идеей регулирования международных отношений в исламе является деление всех стран и народов по религиозному признаку на две группы: "мир ислама" и "мир войны". Внешняя политика мусульманского государства, согласно такому подходу, строится в зависимости от того,осуществляется ли она по отношению к мусульманскому или немусульманскому государству. Заметное место в мусульманском международном праве принадлежит институту джихада- войны с отступниками от ислама или "неверными",совершающими агрессию против мусульман, вне зависимости от того, являются ли они гражданами данного или любого другого государства. Мусульманское уголовное право (укубат) в качестве наиболее опасных правонарушений рассматривает посягательства на "права Аллаха.Законодательство многих государств предусматривает для мусульман уголовную ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана. Кроме того, на государственных служащих возлагается обязанность ежедневной пятикратной молитвы, а мужчинам запрещается работать и даже находиться в женских учебных заведениях. А специальные мусульманские суды в Иране, созданные для борьбы с такназываемой моральной деградацией, могут применять наказания за пренебрежение мусульманскими традициями в одежде или нарушение шариатских норм общественного поведения, в частности предусматривающих полную изоляцию женщин и исключение их контактов с мужчинами в общественных местах. Раньше религиозный характер таких норм проявлялся в том, что они, как правило,распространялись только на мусульман. Однако сейчас данные нормы имеют определенные требования и к лицам,принадлежавшим к иным вероисповедованиям. Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем Сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец, в-четвертых, кыяс, или умозаключения по аналогии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: