Функции профессионально-педагогической деятельности




Смысл и значение любой деятельности можно понять, лишь рассматривая ее сквозь призму объектив­но данных общественных функций. «Поскольку ин­дивидуальная деятельность есть лишь составная часть деятельности общества, - указывает Б.Ф.Ло­мов, — ясно, что и анализ ее должен начинаться... с и изучения функций этой индивидуальной деятельно­сти в системе общественной жизни». Отсюда вытекает значимость функционального анализа деятельности для понимания ее социальной обусловленности.

Под функцией понимается однородная по содержанию группа устойчиво повторяющихся видов деятельности, выполнение которых характерно для дан­ной категории профессионально-педагогических работников.

В социально-психологических исследованиях от­четливо прослеживается тенденция группировки функций на основе анализа содержания деятельности и этапов ее осуществления. Функции, выделяемые по содержательному принципу, определяются целями деятельности. К ним относятся обучающая, воспитывающая и развивающая функции. Они обладают общей структурой, состоят из следующих ком­-
понентов: педагогических целей и задач, педагогического взаимодействия (общения), а также контроля и оценки способов учения и преподавания.

На основе изучения педагогической деятельности педагогов профессиональной школы было выделено две группы функций; целевые и операциональные. К целевым относятся функции реализации, которые направлены на достижение главной профессиональной цели — обучения профессии и становления лич ности специалиста, т. е. обучающая, воспитываю­щая, развивающая и мотивирующая функции. Их осуществление обеспечивается системой операцио­нальных функций: конструкторской, организатор­ской, гностической, коммуникативной и производ­ственно-технологической. Первые четыре характер­ны для педагога любого учебного заведения, послед­няя — лишь для педагога профессиональной школы, она и составляет своеобразие профессионально-пе­дагогического труда.

Охарактеризуем эти функции.

Обучающая функция является одной из ведущих в деятельности педагогов. Ее смысл состоит в форми­ровании у обучаемых системы профессиональных знаний, умений и навыков. Обучающие функции ма­стера и преподавателя специализированы и имеют общую целевую направленность. Деятельность пре­подавателей общепрофессионального цикла направ­лена в основном на формирование профессиональ­но-технологических знаний и умений, составляю­щих теоретическую базу для практического освоения профессий. Значимость обучающей функции препо­давателя возрастает в условиях научно-технической революции. Обучающая функция мастера производ­ственного обучения заключается в формировании у учащихся профессиональных умений и навыков. Вы­полнение этой функции требует от мастера высокой рабочей квалификации. В связи с переводом профес­сиональной школы на подготовку высококвалифи­цированных рабочих широкого профиля, а также по сгруппированным профессиям значение рабочей квалификации в реализации обучающей функции возрастает.

Воспитывающая функция педагогических работни­ков заключается в социально-профессиональном воспитании учащихся. Рассматривая эту функцию, исследователи, как правило, сводят ее к социаль­но-политическому, нравственному, трудовому, эстетическому и физическому совершенствованию учащихся. Такой подход, на наш взгляд, неправомерен. Конечно, мастера и преподаватели занимаются все­ми этими формами воспитания. Но главное в их воспитательной работе — это формирование профессиональной направленности личности учащихся: потребности в профессиональном труде, устойчивых положительных мотивов труда, склонности и интереса к профессиональной деятельности.

Развивающая функция состоит в психическом раз­витии личности учащихся: их сенсомоторной, интел­лектуальной и эмоционально-волевой сферы. Значе­ние этой функции обусловливается двумя фактора­ми. Во-первых, среди учащихся профессиональной школы немало педагогически запущенных подростков. Отсутствие учебно-познавательных мотивов и интереса к учению отрицательно сказывается на раз­витии у них основных психических процессов — памяти и мышления. Трудновоспитуемость подростков зачастую обусловлена отклонениями в эмоциональ­но полевой сфере. Перед педагогами стоит сложная задача не только психического развития, но и его коррекции у части учащихся. Вторым фактором является формирование профессионально важных свойств и ключевых квалификаций. Для каждой профессии эти качества и квалификации специфичны. Их развитие — залог успешного освоения профессиональной деятель­ности, подготовки конкурентоспособного и профессионально мобильного специалиста.

Следующую группу функций целесообразно выделить на основании последовательности этапов профессионально-педагогической деятельности. В нее входят методическая, производственно-тех нологическая, организаторская, диагностическая функции.

Методическая функция направлена на подготовку, обеспечение и анализ учебно-воспитательного про­цесса. Правомерность выделения методической фун­кции обусловлена особенностями педагогической деятельности мастера и преподавателя. Централизо­ванное учебно-методическое оснащение учебного процесса невозможно из-за огромного числа сущест­вующих профессий. Поэтому педагоги, осуществля­ющие профессиональное обучение, должны само­стоятельно отбирать научно-техническую информа­цию, методически ее перерабатывать, трансформи­ровать в учебный материал, планировать его, выби­рать эффективные средства обучения. Удельный вес этой работы в профессиональной школе значительно больше, чем в общеобразовательной. Многие препо­даватели и мастера являются проектировщиками учебного процесса по своему предмету.

Эта функция предполагает также осмысление эффективности форм, методов и средств педагоги­ческого воздействия, учебно-воспитательного про­цесса. Методическая функция порождает у педаго­гов постоянное стремление к совершенствованию профессиональной деятельности, выработке инди­видуального стиля ее выполнения, способствует пе­реходу от репродуктивной деятельности к эвристи­ческой и творческой. Особенности этой функции инициируют инновационную деятельность.

Специфической функцией, характерной для пе­дагогов профессиональной школы, является произ­водственно-технологическая. Впервые эта функция как самостоятельная была выделена Г. А. Карповой[1] с учетом того, что основой профессиональной подготовки является общественно полезный и производи­тельный труд, насыщенный технологическими и техническими средствами производства.

Что же представляет собой эта функция? В труде мастера производственного обучения она сводится к выполнению таких видов работ, как несложный ре­монт, наладка и настройка производственно-техни­ческих средств, разработка технической и технологи­ческой документации, руководство техническим творчеством учащихся, выполнение производствен­ных работ, требующих высокой квалификации при изготовлении сложной продукции. Производствен­но - технологическая функция преподавателя заклю­чается в наладке учебно-демонстрационного оборудования, выполнении расчетно-аналитических работ, рационализаторстве, демонстрации рабочих приемов и операций в процессе теоретического обучения.

Производственно-технологическая деятельность мастepa и преподавателя выступает как сложный, комплексный вид труда, объединяющий труд инженера, технолога и методиста. Выполнение этой функции занимает у педагогов профессиональной школы
достаточно заметное место при планировании и подготовке уроков, оборудовании кабинетов и мастерских, знакомстве с научно-технической информацией, участии в научно-технических обществах, руководстве техническим творчеством.

Организаторская функция реализуется в ходе профессионально-образовательного процесса и воспитательной работы. Она осуществляется при проведе­нии уроков, организации познавательной деятельности учащихся, управлении коллективом группы во внеучебное время, организации режима труда и отдыха учащихся, общественно полезного труда, ру ководстве научно-техническим творчеством уча­щихся.

Одной из важных функций педагогов является диагностическая. Выделение диагностической фун­кции в деятельности педагога профессиональной школы обусловливается следующими моментами:

• контингент учащихся профессиональных училищ формируется из числа выпускников основной и полной средней школы. В средней школе познание учащегося ведется на основе длительного наблюде­ния за ним в ходе учебно-воспитательного процесса, основательного изучения его развития в семье, его социального окружения. В профессиональной школе постепенное накопление сведений об учащемся невозможно. Это обусловлено коротким сроком обуче­ния. Следовательно, педагог психологически должен быть более компетентным, чем его коллега в школе;

• в профессиональных училищах выше, чем в школе, процент подростков с разного рода отклоне­ниями в психике, «трудных». Для осуществления пе­дагогического процесса мастеру, преподавателю необходимы и специальные знания, и владение не­
сложными, но оперативными методами диагностики деформации психического развития;

• у многих учащихся не сформированы познава­тельные потребности, способы учебных действий. Они пришли в училище, чтобы получить профессию, а не учиться. Школа потому и рассталась с ними, что они не хотели или не могли уже учиться. Педагог дол­жен поставить диагноз такому учащемуся, выявить причину его «жизнерадостно-наплевательского» отношения к учебе.

Таким образом, анализ профессиональной дея­тельности мастеров производственного обучения и преподавателей позволяет выделить три функ­ции-цели: обучающую, воспитывающую, развивающую — и четыре функции-операции: методическую, производственно-техническую, организаторскую и диагностическую.

Первая группа функций является ведущей, вторая выступает как общественно выработанные способы достижения целевых функций. В реальной педагоги­ческой деятельности все семь рассмотренных функ­ций тесно переплетены, взаимосвязаны, что приво­дит к обогащению каждой функции в отдельности и всей деятельности в целом.

Содержание профессионально-педагогической деятельности

Введение в практику работы профессиональной школы личностно ориентированного образования во многом зависит от личности педагога. Очевидно, что на современном этапе утверждения новой парадигмы будут востребованы педагоги-инноваторы,не только обладающие высоким профессионализмом, но и склонные к инновационным поискам и проявлению сверхнормативной профессиональной активности.

Чтобы определить основные психологические характеристики педагога личностно ориентированного профессионального образования, необходимо прежде всего проанализировать его профессионально-педагогическую деятельность.

Профессионально-педагогическая деятельность - это интегративная деятельность, включающая психологический, педагогический и производственно-технологический компоненты. Ее основной целью выступает обучение профессии и профессиональное развитие личности обучаемых. Предметом деятельности является процесс личностно ориентированного образования. Именно подготовке и повышению квали- фикации, профессиональному росту и карьере специалиста подчинен профессиональ но-образовательный процесс, который детермини­рует совместный, взаимообусловленный характер де­ятельности обучаемых и педагогов. Рассматривая пе­дагогическую деятельность как процесс управления, социальные психологи и педагоги В. И. Гинецинский, Я. Л. Коломинский, А. А. Реан, В. Д. Ширшов и др. подчеркивают, что ее главными составляющими ста­новятся процессы межличностного взаимодействия.

Результатом профессионально-педагогической деятельности являются функциональные продукты деятельности: дидактические проекты (уроки, заня­тия, педагогические технологии, оборудование, тех­нические устройства и т. п.) и психологические про­дукты деятельности (индивидуальный опыт, психо­логические новообразования, развитие способно­стей и т. д.). Главным результатом деятельности явля­ется профессиональное развитие личности.

Анализ работ, посвященных исследованию дея­тельности педагогов профессиональной школы (Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. А. Сластенин, С. Д. Смирнов, М. И. Станкин, Р. X. Шакуров, В. А. Якунин и др.), позволил выделить три уровня обобщения профессионально-педагоги­ческой деятельности. Наиболее высокий уровень обобщения, объединяющий цель и предмет деятель­ности, - вид деятельности. В зависимости от цели и предмета профессионально-педагогической деятель­ности нами были выделены семь видов деятельности:

• диагностика профессиональной направленно­сти, обучаемости, обученности и воспитанности;

• проектировочная деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процесс;

• личностно ориентированное профессиональ­ное обучение;

• социально-профессиональное воспитание;

• внеучебная культурно-бытовая воспитательная работа; производственно-технологическая деятельность;

• повышение уровня профессионально-педагогического образования и квалификации;

• инновационная деятельность.

Виды деятельности характеризуются составом профессионально-педагогических задач, которые для специалиста данного профиля являются типовыми. Отсюда следующий уровень обобщения профессионально-педагогической деятельности - ти­повые профессионально-педагогические задачи. Так, деятельность, предваряющая учебно-воспитательный процесс, предусматривает решение следу­ющих задач: проектирование учебно-воспитатель­ного процесса, его дидактическое оснащение, мате­риально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса.

Специфической особенностью профессиональ­но-педагогических задач является вариативность их решения. В ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности, способ решения основывается на учете многих факторов. Поэтому боль­шинство задач имеет творческий характер. Творческий подход необходим педагогу профессиональной школы для решения не только собственно педагогических задач, но и многих инженерных и производственныx.

В.А.Сластенин приводит следующую последовательность решения педагогических задач: 1) анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результата (прогноз) и планирование педагогических воздействий; 2) конструирование и реализация учебно- вос питательного процесса; 3) регулирование и корригирование педагогического процесса; 4) итого вый учет, оценка полученных результатов и опреде­ление новых педагогических задач[2].

Анализ литературы, исследование профессиональ­но-педагогической деятельности педагогов профес­сиональных училищ Свердловской области позволи­ли нам определить основные профессионально-пе­дагогические задачи:

• проектирование профессионально-образова­тельного процесса;

• дидактическое и материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса;

• формирование учебно-профессиональных мо­тивов;

• организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащих­ся;

• психолого-педагогическая реабилитация общеобразовательной подготовки и отклоняющегося поведения учащихся;

• мониторинг учебно-воспитательного процесса, профессионального развития личности и уровня раз­вития коллектива учащихся;

• социальное, нравственное и профессиональное воспитание учащихся;

• развитие ключевых квалификаций учащихся;

• профессиональная ориентация;

• организация и осуществление производствен­но-технологической деятельности;

• диагностика профессиональной направленно­сти, компетентности и профессионально важных качеств личности учащихся;

• управление ученическими коллективами и ор­ганизация их самоуправления;

• формирование проектировочных умений — об­щепедагогических умений по конструированию содержания и технологий личностно ориентированного образования, проектированию развивающей учеб­но-пространственной среды, а также планированию профессионально-образовательного процесса.

Решение профессионально-педагогических задач осуществляется с помощью совокупности действий и операций, которые реализуются благодаря умениям.
Умения предполагают использование имеющихся у субъекта деятельности знаний и навыков для выбора и осуществления действий в соответствии с постав-
ленной целью. Состав профессионально-педагогиче­ских умений образует третий уровень обобщения деятельности. В процессе профессионального становления личности изменяется характер умений, репро­дуктивный уровень выполнения действий и опера­-
ций сменяется творческим. Конкретные умения и профессионально важные качества объединяются в ключевые квалификации, что способствует формированию целостности деятельности.

Для определения состава профессионально-педагогических умений мы рассмотрели наиболее общие способы решения типовых задач. Так, проектирова­ние учебно-воспитательного процесса требует умений определения перспективных и текущих целей, разработки перспективных и текущих планов, анализа учебных программ, отбора и структурирования учебного материала, прогнозирования возможных трудностей, выбора типа урока, его структуры, форм, методов и средств обучения, оценки эффективности учебно-воспитательного процесса и др. Таким образом, мы определили совокупность умений, необходимых для реализации профессионально-педагогической деятельности Полученный ансамбль конкретных умений мы рассмотрели с позиций обеспечения ими основных операциональных функций педагога профессиональ­ной школы. В результате были выделены следующие группы профессионально-педагогических умений:

гностические умения - познавательные умения в области приобретения общепрофессиональных, производственных и психолого-педагогических зна­ний, предусматривающие получение новой инфор­мации, выделение в ней главного, существенного, обобщение и систематизацию собственного педагогического опыта, опыта новаторов и рационализато­ров производства, а также индивидуального опыта
учащихся;

идеологические умения — социально значимые уме­ния по проведению политико-воспитательной работы среди учащихся, пропаганде педагогических знаний;

дидактические умения – общепедагогические умения по определению конкретных целей обучения, выбору адекватных форм, методов и средств обучения, конструированию педагогических ситуаций, объясне­нию учебно-производственного материала, демонстрации технических объектов и приемов работы;

организационно-методические умения — интегративные педагогические умения по реализации учеб­но-воспитательного процесса: формированию мотивации учения, организации учебно-профессиональ­ной деятельности учащихся, установлению педагоги­
чески оправданных взаимоотношений, формирова­нию коллектива, организации самоуправления;

коммуникативно-режиссерские умения — общепедагогические умения, включающие перцептивные, экспрессивные, суггестивные, ораторские умения и умения по педагогической режиссуре;

прогностические умения общепедагогиче­ские умения по прогнозированию успешности учебно-воспитательного процесса, включающие диагностику личности и коллектива учащихся, анализ педагогических ситуаций, построение альтер­нативных моделей педагогической деятельности, проектирование развития личности и коллектива, контроль за процессом и результатом обучения и воспитания;

рефлексивные умения - способность к самопознанию, самооценке профессиональной деятельности и профессионального поведения, самоактуализации;

организационно-педагогические умения — обще­педагогические умения по планированию воспитательного процесса, выбору оптимальных средств педагогического воздействия и взаимодействия, организации самовоспитания и самоуправления, формированию профессиональной направленности личности учащихся;

общепрофессиональные умения — умения по чтению, составлению чертежей, схем, измерению техническому диагнозу, выполнению расчетно-графических работ, определению экономических показателей производства;

конструктивные умения — интегративные умения по разработке технологических процессов, конструированию технических устройств, включают разработку учебной и технико-технологической документации, выполнение конструкторских работ; составление технологических карт, направляющих текстов;

технологические умения — поливалентные умения по анализу производственной ситуации, планированию и рациональной организации технологического процесса, эксплуатации технических устройств;

производственно-операционные умения — обще­трудовые умения по смежным рабочим профессиям на уровне 4-5го квалификационного разряда;[3]

специальные умения — узкопрофессиональные умения по специальности в рамках какой-либо одной отрасли производства (машиностроение, электроэнергетика, строительство и др.).

Таким образом, структурно-функциональный анализ профессионально-педагогической деятельно­сти позволил определить три ее уровня: вид деятель­ности, типовые профессионально-педагогические задачи и профессионально-педагогические умения (табл. 29).

 

 

Таблица 29

Содержание профессионально-педагогической деятельности

Вид деятельности Типовые задачи Умения
Диагностика профессиональной направленности, обучаемости и подготовленности Подбор методов диагностики. Разработка тестов проверки знаний и умений. Интерпретация результатов диагностики Проектировочные, дидактические, прогностические
Деятельность, предваряющая профессионально-образовательный процессс Проектирование учебно-воспитательного процесса, его дидактическое оснащение. Разработка технологии оценки и контроля способов осуществления действий. Материально-техническое обеспечение учебно-производственного процесса Гностические, прогностические, конструктивно-технические, дидактические, производственно-операционные
Личностно ориентированное профессиональное обучение Формирование учебно-профессиональных мотивов. Организация и осуществление познавательной и учебно-профессиональной деятельности учащихся: объяснение, демонстрация, проведение инструктажей, создание проблемных ситуаций, оценка и контроль качества обучения Коммуникативно-режиссерские, организационно-методические, прогностические, конструктивно-технические, технологические, общепрофессиональные, производственно-операционные, специальные
Социально-профессиональное воспитание Диагностика воспитанности и воспитуемости. Реабилитация личности. Коррекция отклоняющегося поведения Психологические, педагогические, прогностические, коммуникативные
Внеучебная воспитательная работа Диагностика личности и коллектива учащихся. Формирование ученического коллектива. Организация управления коллективом и его самоуправления. Социально-политическое, нравственное и профессиональное воспитание Психологическая реабилитация и коррекция отклонений в поведении учащихся. Сотрудничество с родителями по воспитанию учащихся Организационно-педагогические, прогностические, организационно-методические, коммуникативно-режиссерские
Производственно-технологическая деятельность Организация производительного труда. Выполнение квалифицированного рабочего труда на уровне 4-5го разряда Организационно-методические, конструктивно-технические, общепрофессиональные, специальные, производственно-операционные
Повышение уровня профессионально-педагогического образования и квалификации Разработка инновационных проектов и предложений. Развитие позитивной «Я» - концепции и педагогической рефлексии Гностические, психолого-педагогические, рефлексивные, прогностические, конструктивные
Инновационная деятельность Изучение передового педагогического опыта. Проектирование нововведений в области личностно ориентированного образования. Развитие педагогической рефлексии. Освоение технологий инновационной деятельности Прогностические, психолого-педагогические, проектировочные, рефлексивные

Глава 2

...





Читайте также:
Основные понятия туризма: Это специалист в отрасли туризма, который занимается...
Конфликтные ситуации в медицинской практике: Наиболее ярким примером конфликта врача и пациента является...
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала...
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...

Поиск по сайту

©2015-2022 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:


Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.022 с.