Мониторинг психологического здоровья в образовательном учреждении




Термин «психологическое здоровье» был введенИ.В. Дубровиной. Под ним понимаются психологические аспекты психического здоровья, т. е. то, что относится к личности в целом, находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа (условие адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных и культурных ролей и возможность непрерывного развития в течение всей его жизни) [2: 67].

На сегодняшний день нет единого подхода к определению этого понятия. Например, А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский определяют психологическое здоровье как состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических явлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения и деятельность [1: 139].

Поскольку психологическое здоровье предполагает наличие динамического равновесия между индивидуумом и средой, то его ключевым критерием может стать гармония между ребенком и социумом, т.е. способность приспособления к окружающему миру, с одной стороны, и возможность творческого преобразования этого мира – с другой.

Аномалии психологического здоровья проявляются в утрате равновесия с социальным окружением, т.е. в нарушении социальной адаптации, а также повышении уровня тревожности. Аномалии развития психологического здоровья детей можно выявить, выстроив систему мониторинга [4].

В настоящее время мониторинг, как вид деятельности, прочно входит в профессиональную жизнь школьного психолога.

В систему деятельности под названием «мониторинг» входят: сбор, обработка, хранение и распространение информации о состоянии изучаемого объекта или явления и прогнозе его развития [4].

В процессе мониторинга выявляются психологические, интеллектуальные и личностные качества всех участников педагогического процесса, являющиеся основными интегральными показателями психологического здоровья.

Мониторинг в психологической деятельности понимается двояко:

В широком смысле - сближается с психодиагностическим измерением вообще и может относиться к любому объекту, поддающемуся психодиагностическому анализу, выступая, как выявление и измерение его свойств;

В узком смысле, более распространенном - измерение индивидуально - психодиагностических свойств личности [6].

Задачи мониторинга:

— непрерывное наблюдение за системой образования в пределах своей компетенции и получение оперативной и достоверной информации.

— своевременное изменение в плане роста или снижения, выявление факторов и нахождение путей преодоления проблем.

— оценка эффективности и полноты оказания методической, психологической или социальной помощи [5].

Мониторинг психологического здоровья выполняет ряд функций:

1. Диагностическая (измерение параметров объекта);

2. Контрольная (осуществление контроля отклонений от нормативных параметров, вовремя снимать возникающие проблемы);

3. Оценочная (оценка результатов) [5]

К психологическому мониторингу должны предъявляться определенные требования, которые можно сформулировать в виде принципов.

Первый – объективность информации. Запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы.

Второй – сравнимость данных. Это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей.

Третий – адекватность; он предполагает изучение системы с учетом изменяющихся внешних условий. Реализация этого принципа предполагает оценку влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения. Такая оценка может быть осуществлена только на основе специально проведенных исследований.

Четвертый – прогностичность; имеется в виду получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей. Этот принцип предполагает оценку возможных тенденций.

Пятый – целевое назначение, которое предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности [5].

Процедура мониторинговой деятельности в психологическом сопровождении обучающихся сложна, объемна, ответственна.

При составлении психологического мониторинга необходимо соблюдать этапы:

1. Подготовительный:

*выявление проблемы, постановка цели. Например, объектом может стать предмет, определенный класс, параллель классов, конкретный учитель, определенное направление.

*выбор методов исследования (опросники, тренинги, анкетирования, тесты и др.)

2. Практический:

*применение методов исследования, сбор информации.

На втором этапе происходит отбор информации, который требует тщательной подготовки, наибольших временных затрат и разнообразия видов деятельности.

3. Аналитический:

*обработка данных

*представление результатов в виде таблиц, диаграмм, графиков

*сопоставление полученных данных с запланированными показателями [4]

Третий, аналитический, этап также важен. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.

Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает нам показать, насколько верны были наши управленческие решения, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Эффективность организации мониторинга определяется степенью разработанности положения о нем, которое сегодня также рассматривается на педсовете. Этот документ определяет временные и функциональные границы мониторинга, его правовую основу.

А теперь рассмотрим методы мониторинговой деятельности, они делятся на:

· наблюдение;

· опросные методы (опросники, интервью, анкетирования);

· психодиагностические методики (рисуночные, физиологические и др.);

· тестирование (личностные, интеллектуальные, межличностные).

Разрабатывая психологический мониторинг, важно помнить о простейших правилах:

· не допускать использование методик, предназначение которых не соответствует области применения;

· контролировать степень освоенности методического средства;

· не допускать использования случайных анкет, методик, диагностических материалов, не имеющих методического описания и теоретического обоснования и история создания которых не известна;

· осуществлять контроль использования информации педагогами;

· включить в мониторинг самых разных субъектов образовательной практики: родителей, учащихся, педагогов;

· важно, чтобы результаты этой работы были обязательно оформлены и востребованы [6].

Для того, чтобы сделать психологический мониторинг «принимаемым» и лично значимым для каждого участника образовательного процесса, нужно иметь ввиду, что при его исполнении важна этическая сторона дела. Информация должна быть разделена на несколько блоков:

1. Информация, сообщаемая учителям и классным руководителям на совещаниях в виде перечня необходимой коррекционной работы и ее методики.

2. Информация, сообщаемая ученику или его родителям для формирования адекватной самооценки, определения направлений работы по изменению личностных качеств ученика.

3. Информация, для родителей для адекватной оценки личности ребенка.

4. Информация для администрации школы в укрупненном, структурированном виде с целью принятия управленческих решений [6].

В качестве примера рассмотрим модель мониторинга психологического здоровья учащихся 1 класса.

На подготовительном этапе выбираем объект, формулируем цель, подбираем методы.

Объект: учащиеся 1 класса

Цель: оценка уровня психологического здоровья учащихся 1 класса

Принципы: объективность информации, сравнимость данных, адекватность, прогностичность, целевое назначение

В работе психологической службы школы могут применяться методики [4].

На втором этапе проводим выбранные методики, сбор данных

На аналитическом занимаемся обработкой данных, определяем уровни психологического здоровья учащихся (креативный, адаптивный, дезадаптивный), разрабатываем план программы по улучшению психологического здоровья учащихся.

Уровни психологического здоровья:

- Креативный, высший уровень психологического здоровья бывает у людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции, они успешно ориентируются в этом мире потому, что хорошо усвоили и приняли его законы.

- Адаптивный, средний уровень, проявляют люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие повышенные тревожность, притязательность, законы жизни в основном понятны, но выполнение некоторых вызывает трудности. Таких людей можно отнести к группе риска, поскольку они не имеют запаса прочности психологического здоровья.

- Дезадаптивный, низший уровень психологического здоровья наблюдается у людей с нарушением баланса процессов:

- поведение при разрешении конфликта характеризуется, прежде всего, стремлением человека приспособиться к внешним обстоятельствам в ущерб своим желаниям и возможностям. Неконструктивность его проявляется в негибкости стиля поведения, попытках полностью соответствовать требованиям окружающих.

- поведение, наоборот, характеризуется активно-наступательной позицией, стремлением подчинить окружение своим потребностям. Это, когда человек в любой монастырь идет со своей молитвой. Их девиз: "Нам все равно как, лишь бы по-нашему" [3: 132-134].

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое психологическое здоровье?

2. Каковы функции мониторинга:

* диагностическая

*стимулирующая

*оценочная

*коррекционная

*контрольная

3. Соотнесите принцип мониторинга и его значение:

объективность информации     сравнимость данных     адекватность     прогностичность     целевое назначение *получение данных, позволяющих прогнозировать будущее, возможные изменения в путях достижения поставленных целей *это требование обусловлено тем, что отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей. * запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены. Информация должна быть конкретной и полезной для работников школы. *получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели деятельности. * оценка влияния различных внешних факторов на работу учебного заведения.  

 

4. Какие методы, на Ваш взгляд, дают максимум информации в ходе мониторинга? Ответ обоснуйте.

5. На примере охарактеризуйте этапы мониторинга психологического здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Краткий психологический словарь / Под общей ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского; ред.-составитель Л. А. Карпенко.— 2-е изд., расширенное, испр. и доп.— Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998.
  2. Практическая психология образования / Под ред. И.В.Дубровиной. – М., 1998.
  3. Хухлаева О. В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
  4. https://cf17.hc.ru/~area7ru/metodic-material.php?7873
  5. https://festival.1september.ru/articles/617365/
  6. https://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-programmy-po-razvitiyu-psikhologicheskogo-zdorovya-doshkolnikov

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: