ИННОВАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Методические рекомендации
к семинарским занятиям
для обучающихся
направления подготовки 38.03.04
«Государственное и муниципальное управление»
Уровень высшего образования
Бакалавриат
(программа академического бакалавриата)
Краснодар
КубГАУ
Составители: Егоров Е. А., В. А. Мирончук
Инновационный менеджмент: метод. рекомендации по выполнению самостоятельной работы / Е. А. Егоров, В. А. Мирончук – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 26 с.
Методические рекомендации по дисциплине «Инновационный менеджмент» включают перечень вопросов по основным разделам и темам, практические задания для выполнения на семинарских занятиях.
Предназначены для обучающихся по направления подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление».
Рассмотрено и одобрено методической комиссией факультета управления Кубанского госагроуниверситета, протокол № 9 от 13.04.2016.
Председатель
методической комиссии И. Н. Путилина
© Егоров Е. А. Мирончук В. А.,
составление, 2016
© ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
университет», 2016
Цель и задачи освоения дисциплины
Цель изучения дисциплины «Инновационный менеджмент» является - освоение студентами бакалаврами основных аспектов науки и практики управления инновационными процессами
Задачи:
Задачи
- формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области инновационного менеджмент;
- изучение основных понятий, целей и задач инновационного менедж-мента;
- изучение структуры и закономерностей инновационного процесса;
- теоретическое и практическое освоение организационных и экономи-ческих основ инновационной деятельности;
|
- экономических механизмов управления инновационной деятельно-стью;
- рынка научно-технической продукции, его основных характеристики и состава;
- механизмов управления и финансирования инновационной деятельности на государственном и муниципальном уровне.
Выработка у студентов практических навыков:
- оформления инновационных проектов;
- анализа спроса на научно-техническую продукцию;
- оценки эффективности инноваций.
Виды профессиональной деятельности
организационно-управленческая деятельность:
участие в разработке социально ориентированных мер регулирующего воздействия на общественные отношения и процессы социально-экономического развития;
планирование деятельности организаций и подразделений, формирование организационной и управленческой структуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных предприятиях и учреждениях, научных и образовательных организациях, политических партиях, общественно-политических, некоммерческих и коммерческих организациях;
организация контроля качества управленческих решений и осу-ществление административных процессов;
организация взаимодействия с внешними организациями и гражданами.
коммуникативная:
участие в организации взаимодействия между соответствующими органами и организациями с институтами гражданского общества, средствами массовой коммуникации, гражданами;
|
участие в организации внутренних коммуникаций;
участие в обеспечении связей с общественностью соответствую-щих органов и организаций;
участие в подготовке и проведении коммуникационных кампаний и мероприятий в соответствии с целями и задачами государственного и муниципального управления.
проектная деятельность:
участие в проектировании организационных систем;
оценка результатов проектной деятельности.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции:
ОК-7 способностью к самоорганизации и самообразованию;
ОПК – 5 владением навыками составления бюджетной и финансовой отчетности, распределения ресурсов с учетом последствий влияния различных методов и способов на результаты деятельности организации;
ПК – 4 способностью проводить оценку инвестиционных проектов при различных условиях инвестирования и финансирования;
ПК – 13 способностью использовать современные методы управления проектом, направленные на своевременное получение качественных результатов, определение рисков, эффективное управление ресурсами, готовностью к его реализации с использованием современных инновационных технологий.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание лекций
Темы лекций:
1. | Введение в курс. Основные понятия. Основные понятия инновационного менеджмента. Классификация инноваций. Функции инновационного менеджмента. |
2. | Инновационные процессы. Инновационные и экономические отношения. Содержание и структура инновационного процесса. Основные элементы инновационного процесса. Характеристика этапов, фаз и функций инновационного процесса. Продвижение и диффузия инновации. Инновационная экономика. |
3. | Интеллектуальная собственность. Виды и права на интеллектуальную собственность. Понятие интеллектуальной собственности. История. отечественное и международное законодательство. Понятия промышленной собственности, авторских и смежных прав. Регистрация и защита авторских прав. Виды, права и особенности интеллектуальной собственности |
4. | Лицензионные договора. Основы и особенности учета и использования нематериальных активов.Лицензионный договор. Виды лицензий. Виды лицензионных платежей. Основы и особенности бухгалтерского учета нематериальных активов. |
5. | Инновационная инфраструктура. Организационные формы инновационных предприятий. Субъекты инновационной деятельности. Классификация организационных форм инновационных предприятий. Малые инновационные предприятия. Технопарковые структуры. Венчурные организации. Информационно-консультационные службы (ИКС). |
6. | Инновационный проект. Сущность виды и особенности инновационного проектирования. Сущность проектного управления. Понятие инновационный проект. Виды инновационных проектов. Состав и структура инновационных проектов. Риски инновационных проектов и их особенности |
7. | Государственное регулирование инновационной деятельности. Формы, виды и меры государственного регулирования инновационной деятельности. Отечественный и зарубежный опыт государственного регулирования инновационной деятельности. |
8. | Экономические механизмы управления инновационной деятельностью. Особенности управления инновационной деятельностью. Планирование инновационной деятельности. Сущность и значение стратегического планирования инновационной деятельностью. Оперативный этап инновационного планирования. Экспертиза инновационных проектов. Оценка экономической эффективность инновационных проектов. |
|
Семинарские занятия
Цель проведения семинарских занятий заключается в закреплении полученных теоретических знаний на лекциях и в процессе самостоятельного изучения студентами специальной литературы. Основной формой проведения семинаров является обсуждение наиболее проблемных и сложных вопросов по отдельным темам, а также решение задач и разбор хозяйственных ситуаций, возникающих в практической деятельности коммерческих организаций. В обязанности преподавателя входят оказание методической помощи и консультирование студентов по соответствующим темам курса.
Наименование занятия по темам лекций:
1. | Введение в курс. Основные понятия и содержание |
2. | Инновационные процессы. Инновационные и экономические отношения. |
3. | Интеллектуальная собственность. Виды и права на интеллектуальную собственность. |
4. | Лицензионные договора. Основы и особенности учета и использования нематериальных активов. |
5. | Инновационная инфраструктура. Организационные формы инновационных предприятий. |
6. | Инновационный проект. Сущность виды и особенности инновационного проектирования. |
7. | Государственное регулирование инновационной деятельности. |
8. | Экономические механизмы управления инновационной деятельностью. |
Тематика семинарских занятий
№ те-мы | Название темы семинарского занятия | Используемая образовательная технология |
1. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, тестирование, реферат, |
2. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, реферат, тестирование |
3. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, подготовка доклада | Устный опрос, доклад на практическом занятии, тестирование |
4. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
5. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
6. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
7. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
8. | Проработка конспектов лекций, изучение основной и дополнительной литературы, написание реферата | Устный опрос, дискуссия, доклад, тестирование |
Семинарские занятия №1
Тема «Введение в курс. Основные понятия.»
Цели занятия:
Образовательная: дать студентам представление об основных аспектах теории и практики передовых знаний в области управления инновационными процессами.
Развивающая: стимулировать потребность обучающегося к изучению основных аспектов теории и практики в области в области управления инновационными процессами.
Темы для обсуждения:
1. Основные понятия инновационного менеджмента.
2. Классификация инноваций.
3. Функции инновационного менеджмента.
Вопросы для самостоятельного изучения:
1. Сущность инновационного менеджмента. Цели и задачи инновационного менеджмента.
2. Основные понятия: инновация, научно-технический продукт, интеллектуальная собственность.
3. Основные понятия: научно-техническая деятельность, инновационная деятельность, инновационный процесс.
4. Основные понятия: НИОКР (НИР, ОКР), фундаментальные исследовании, прикладные исследования, диффузия инноваций.
5. Классификация видов инноваций.
6. Виды инноваций по сферам приложения.
7. Виды инноваций по источникам инновационных идей.
План занятия:
1 Организационная часть: проверка посещаемости,
подготовка рабочего места и др.
2 Мотивация и цель занятия: что нового узнает в результате занятий, чему научится, как реализует полученные знания на практике
3 Проведение занятия:
- зачитывание докладов;
- тестирование;
- дискуссия
4 Подведение итогов:
- проверка письменных заданий (рефератов);
- оценка участия обучающегося в учебном процессе на семинарском занятии
5 Домашнее задание (самостоятельная работа):
- подготовить доклад;
- изучить дополнительную литературу по теме.
Семинарские занятия №2